Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 09:10, дипломная работа
Краткое описание
В разные эпохи существовали определенные формы общения, которые являлись символом принадлежности к тому или иному слою общества. Эти формы общения обобщенно называются этикетом, то есть представляют собой свод правил и норм поведения и общения.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические аспекты формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста с ЗПР …………………………………………………..7 1.1 Понятие речевого этикета 1.2 Общекультурные нормы речевого этикета 1.3 Психолого-педагогические особенности формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста с нормальным развитием и у детей с ЗПР Глава 2. Экспериментальная работа по изучению и формированию речевого этикета у детей дошкольного возраста с ЗПР …………………..……………..32 2.1 Организация экспериментальной работы по изучению и формированию речевого этикета у детей дошкольного возраста с ЗПР 2.2 Констатирующий этап эксперимента 2.3 Формирующий этап эксперимента 2.4 Сравнительный анализ Заключение…………………………………………………………….………..46 Список литературы ………………………………………………….…………50 Приложения …………………………………………………………………….53
(Правила речевого поведения
при встрече с незнакомыми
людьми)
Цель: Учить детей быть вежливыми,
упражнять в употреблении вежливых слов,
в умении правильно, вежливо поступать
в разных ситуациях.
Ход занятия:
Есть не очень красивые, но очень
вежливые, добрые люди. И вам с ними хочется
общаться.
Я знаю одного такого героя,
который одет в поношенный голубой кафтан,
на голове старая потертая шляпа и внешне
он непривлекателен, но, прожив на свете
один день, стал вежливым.
Хотите узнать, кто это? Тогда
слушайте. (Чтение главы «Страшила» из
книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного
города»).
Вопросы:
Как звали вежливого героя?
(Страшила)
Почему его так назвали?
Понравился вам этот герой?
Почему?
Как он приветствовал девочку?
(«Добрый день»)
Что он спросил у Элли? («Как
ты поживаешь?»)
Почему Тотошка обиделся на Страшилу? ( Потому что тот забыл поздороваться с ним).
Как поприветствовал Тотошку Страшила? (Ах, виноват, виноват! - извинился Страшила и пожал песику лапу. Честь имею представиться: Страшила!)
Какие еще вежливые слова употреблял
в своей речи Страшила7 (Спасибо, чрезвычайно признателен, спокойной ночи, извините, здравствуйте)
Скажите, пожалуйста, а Элли
и Страшила были знакомы? (нет, они встретились
первый раз)
Какие правила речевого этикета
использовал Страшила при встрече с Элли?
(говорил вежливым тоном, использовал
в речи «волшебные слова)
Игры и задания: К вам в группу пришла незнакомая
воспитательница посмотреть, как вы занимаетесь.
Что вы будете делать? (скажем: «Здравствуйте»,
принесем стул и скажем: «Садитесь, пожалуйста»).
Как вы думаете, что будет чувствовать
эта воспитательница после ваших слов?
(она будет радоваться и улыбаться вам,
потому что она увидит, какие вы вежливые
и как вы внимательны к ней).
Разыгрывание сценки: Кто-то
из детей по желанию изображает воспитателя,
который приходит в гости.
– Что можно сказать? (Подвести
детей к вариантам приветствий. При приветствии
можно сказать не только «Здравствуйте»,
но и «Доброе утор», «Добрый вечер», «Мы
рады вас видеть» и др.)
«Мы ходим в гости»
(Правила речевого поведения
в гостях)
Цель: Формировать правила поведения
в гостях. Вырабатывать навык вежливости,
познакомить с вариантами приветствия
и прощания.
Ход занятия:
– Доброе утро, дети. Любите
ли вы ходить в гости?
Надо уметь вести себя в гостях,
быть вежливым. Сегодня мы поиграем в «гостей».
Перед началом игры дети подготовительной
группы покажут вам отрывок из сказки
С.Я. Маршака «Кошкин дом». Сказка вам подскажет,
как надо вести себя в гостях.
Вопросы:
Кто в роли хозяйки и хозяина?
Как приветствовали гости и
хозяева друг друга («Мое почтение», «Привет»,
«Здорово»)
Как еще можно поприветствовать?
(«Здравствуйте», «Добрый вечер», «Я рада
вас видеть» и др.)
Кто пришел в гости? (Козел, Коза,
Петух, Курица)
Как вы считаете, все ли герои
сказки культурно вели себя в гостях? (нет)
Почему вы так думаете? (Коза собралась есть стул; Коза, Свинья и Курица начинают спорить в гостях; Коза обращается невежливо: «Слушай, дурень»)
Как прощались гости? («Прощай
хозяюшка», «Я от души благодарю», «Прощайте»,
«До свидания», «Спасибо за компанию»)
А можно прощаться еще по-другому
(«До завтра», «До встречи», «Всего доброго»,
«Доброй ночи», «Всего хорошего»)
Игры и задания:
Перед игрой в «гости» выбираем
считалкой, кто будет хозяином и хозяйкой.
В роли гостей – все остальные дети и педагог.
Он тактично подсказывает и гостям, и хозяевам
о правилах речевого поведения.
Перед игрой – повторить правила:
– Как надо вести себя в гостях?
(не забывать приветствовать, вести себя
культурно, не забывать про «волшебные
слова, при уходе из гостей прощаться).
«Мы оказываем помощь»
(Правила речевого поведения
при оказании помощи)
Цель: Формировать доброе, уважительное
отношение друг к другу. Объяснять, кто
такой истинно вежливый человек – это
тот, кто не только знает «волшебные» слова,
но и всегда делает приятное другим людям.
Ход занятия:
Специально подготовленный
ребенок из младшей группы приходит к
старшим детям; на специальном столике
лежат грязные доски для лепки. Малыш просит
о помощи.
– Мне дали задание вычистить
эти доски, у нас завтра занятие.
– Как вы думаете, он один сможет
быстро это сделать?
– А кто бы мог ему помочь?
– Как ты попросишь о помощи
своих товарищей?
– Почему ты соглашаешься помочь
ему?- Какие слова ты при этом использовал
в своей речи?
Я знаю одного героя, которому
тоже пришлось обращаться за помощью.
Вы его все знаете и быстро отгадаете,
как его зовут, когда я начну вам читать
сказку.
Чтение главы «Глупые звери»
из сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит».
Вопросы:
Почему доктору Айболиту пришлось
обратиться за помощью (больных много,
а он один).
Как он попросил?
Как ему ответили?
Что же произошло с детенышами
животных?
Почему автор назвал главу «Глупые
звери»?
Как они исправили свою ошибку?
Какие слова использовали при
этом?
Как поступил доктор?
Как можно назвать доктора Айболита?
Игры и задания:
– Какими словами пользуетесь
вы, когда просите о помощи?
У тебя не получается застегнуть
на сапогах молнию. Как ты обратишься за
помощью к воспитателю? Что и как ты скажешь?
Игра «Волшебные
витамины»
Доктор Айболит лечит зверей
витаминами, И мы с вами поможем Айболиту,
наполним эту баночку «волшебными витаминами»,
чтобы он смог лечить больных зверей.
Правило такое: вы берете витаминку,
а чтобы она стала «волшебной», надо сказать
вежливо, как вы просите о помощи и положить
в баночку. Она будет «волшебной», если
вы произнесете эти слова вежливо. А сейчас
все закройте глаза и подумайте, у кого
вы хотели бы попросить помощи.
После занятия дети помогают
малышу чистить доски для лепки.
«Мы оказываем помощь
другу»
(Правила речевого поведения
при оказании помощи другу)
Цель: Упражнять в употреблении вежливых
слов, воспитывать у детей вежливость.
Показать, как вежливо обращаться с просьбой
к своему другу, к окружающим. Приучать
детей выполнять правила речевого поведения.
Ход занятия:
В зале атрибуты: печка, яблонька,
имитация речки.
Вопросы:
Из какой сказки эти персонажи?
О чем эта сказка?
Сразу ли помогла речка, яблонька
и печка девочке?
Как вы думаете, почему?
Почему девочка не умела применять
правила речевого поведения?
Кто научил ее пользоваться
правилами?
А могло ли быть по-другому:
девочка не нашла своего братца?
Как нужно было поступить девочке,
чтобы она быстрее нашла своего братца?
А кто еще в этой сказке помог
девочке?
Надо уметь предлагать свою
помощь.
Как мышка предложила свою помощь?
(вежливо обратилась)
Как вы своему другу предложите
свою помощь?
В каких случаях нужно и можно
это делать?
Сказка закончилась благополучно.
Как вы думаете, почему?
Как вы считаете: после всего
случившегося, девочка будет вежливой?
А вы вежливые?
Какие вежливые слова вы знаете?
Давайте поиграем и посмотрим,
какие вежливые слова вы знаете.
Игра «Волшебное
яблоко» – использование наглядного
пособия «Волшебные слова» (смотри Приложение
№ 1).
Правила: дети встают в круг,
передают по кругу яблоко и называют свое
или изображенное на картинке «вежливое»
слово.
«Баба-Яга и Машенька»
Жили-были старик со старухою,
была у них внучка – Машенька. Пошли как-то
девки в лес за ягодами, зашли за Машенькой.
Не пускала бабка в лес Машеньку, потому
что была внучка ма-а-хонькая, неразумная.
Но подружки очень попросили бабку, и она
согласилась, отпустила внучку в лес.
Ходили, ходили девки по лесу,
а Машенька отстала от них и заблудилась.
Искали они Машеньку, кричали, но она не
откликнулась.
Долго ходила девочка по лесу
и напала на один дом, а в доме жила Яга
злая. Пригласила она Машеньку: – Пойдем
ко мне. Зашла Машенька в дом, а злая Яга
заставила качать себя в колоде (колода
– бревно с выдолбленной серединой). Долго
качала Машенька Ягу, и уснула Яга. Вышла
девочка под окошко, сидит, плачет.
Видит – идет баран, бок разодран.
Машенька спрашивает:
– Что с тобой, барашек?
– Волк хотел загрызть, да я
убежал от него, – отвечает баран, – вот
бок только разодрал, болит очень.
– Дай я помогу тебе.
Сорвала Машенька травки лечебной,
приложила к боку, завязала своим платочком.
– Спасибо, Машенька, – поблагодарил
баран. – А почему ты плакала?
– Как мне не плакать? Меня Яга
заставила качать ее в колоде.
– Садись, – говорит баран,
– на меня, коли жизнь дорога.
Села Машенька на него, и поехали
они. Привез баран внучку к бабушке. А бабушка
больно рада была.
А Яга осталась жить в своем
дому в лесу одна, как прежде.
Вопросы:
Как спаслась Машенька от Бабы-Яги?
Почему баран захотел помочь
девочке?
А Маша просила о помощи?
Как вы думаете, Маша и баран
были вежливыми?
Почему вы так считаете? Докажите
словами.
Какие слова они использовали?
Маша могла и пройти мимо барана.
Тогда мог ли быть другой конец у сказки?
(не помогли они друг другу, Баба-Яга съела
бы девочку)
Вспомнить мышку из сказки «Гуси-лебеди».
Как мышка предложила помощь
девочке? (сравнить эти две сказки)
Хотели бы вы, ребята, подружиться
с Машей? Почему?
Говорить вежливые слова, конечно
же, нужно всегда, но для воспитанного
человека этого мало. Я знаю одного ослика,
который знал много вежливых слов. Вот
послушайте:
Был ослик очень вежливый,
Воспитанный он был.
Всем улыбался, кланялся
И «здравствуй» говорил.
Потом он отходил на шаг
И говорил:
– Тюлень – тюфяк,
А заяц – трус,
А лев – дурак,
А слон – обжора и толстяк.
Как вы думаете, ребята, можно
ли назвать ослика вежливым? Почему?
Хотели ли вы быть похожими
на ослика?
Вежливый, воспитанный ребенок
всегда старается сделать приятное другим
людям, помочь им, умеет вести себя культурно
не только в присутствии взрослых.
Игры и задания:
Затем игра – драматизация
по сказке З. Мошковской «Вежливое
слово».
– Слушая сказку, посчитайте,
сколько билетов получили звери в кассе
за вежливые слова. За какие именно слова?
Какие из этих слов показались необычными?