Формирование речевого этикета у детей с зпр

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 09:10, дипломная работа

Краткое описание

В разные эпохи существовали определенные формы общения, которые являлись символом принадлежности к тому или иному слою общества. Эти формы общения обобщенно называются этикетом, то есть представляют собой свод правил и норм поведения и общения.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста с ЗПР …………………………………………………..7
1.1 Понятие речевого этикета
1.2 Общекультурные нормы речевого этикета
1.3 Психолого-педагогические особенности формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста с нормальным развитием и у детей с ЗПР
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению и формированию речевого этикета у детей дошкольного возраста с ЗПР …………………..……………..32
2.1 Организация экспериментальной работы по изучению и формированию речевого этикета у детей дошкольного возраста с ЗПР
2.2 Констатирующий этап эксперимента
2.3 Формирующий этап эксперимента
2.4 Сравнительный анализ
Заключение…………………………………………………………….………..46
Список литературы ………………………………………………….…………50
Приложения …………………………………………………………………….53

Файлы: 1 файл

диплом ф.р.э.docx

— 200.14 Кб (Скачать)

(Правила речевого поведения  при встрече с незнакомыми  людьми)

Цель: Учить детей быть вежливыми, упражнять в употреблении вежливых слов, в умении правильно, вежливо поступать в разных ситуациях.

Ход занятия:

Есть не очень красивые, но очень вежливые, добрые люди. И вам с ними хочется общаться.

Я знаю одного такого героя, который одет в поношенный голубой кафтан, на голове старая потертая шляпа и внешне он непривлекателен, но, прожив на свете один день, стал вежливым.

Хотите узнать, кто это? Тогда слушайте. (Чтение главы «Страшила» из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»).

Вопросы:

  • Как звали вежливого героя? (Страшила)

  • Почему его так назвали?

  • Понравился вам этот герой? Почему?

  • Как он приветствовал девочку? («Добрый день»)

  • Что он спросил у Элли? («Как ты поживаешь?»)

  • Почему Тотошка обиделся на Страшилу? ( Потому что тот забыл поздороваться с ним).

  • Как поприветствовал Тотошку Страшила? (Ах, виноват, виноват! - извинился Страшила и пожал песику лапу. Честь имею представиться: Страшила!)

  • Какие еще вежливые слова употреблял в своей речи Страшила7 (Спасибо, чрезвычайно признателен, спокойной ночи, извините, здравствуйте)

  • Скажите, пожалуйста, а Элли и Страшила были знакомы? (нет, они встретились первый раз)

  • Какие правила речевого этикета использовал Страшила при встрече с Элли? (говорил вежливым тоном, использовал в речи «волшебные слова)

 

Игры и задания:  К вам в группу пришла незнакомая воспитательница посмотреть, как вы занимаетесь. Что вы будете делать? (скажем: «Здравствуйте», принесем стул и скажем: «Садитесь, пожалуйста»).

Как вы думаете, что будет чувствовать эта воспитательница после ваших слов? (она будет радоваться и улыбаться вам, потому что она увидит, какие вы вежливые и как вы внимательны к ней).

Разыгрывание сценки: Кто-то из детей по желанию изображает воспитателя, который приходит в гости.

– Что можно сказать? (Подвести детей к вариантам приветствий. При приветствии можно сказать не только «Здравствуйте», но и «Доброе утор», «Добрый вечер», «Мы рады вас видеть» и др.)

 

 

 «Мы ходим в гости»

(Правила речевого поведения  в гостях)

Цель: Формировать правила поведения в гостях. Вырабатывать навык вежливости, познакомить с вариантами приветствия и прощания.

Ход занятия:

– Доброе утро, дети. Любите ли вы ходить в гости?

Надо уметь вести себя в гостях, быть вежливым. Сегодня мы поиграем в «гостей».

Перед началом игры дети подготовительной группы покажут вам отрывок из сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом». Сказка вам подскажет, как надо вести себя в гостях.

Вопросы:

  • Кто в роли хозяйки и хозяина?

  • Как приветствовали гости и хозяева друг друга («Мое почтение», «Привет», «Здорово»)

  • Как еще можно поприветствовать? («Здравствуйте», «Добрый вечер», «Я рада вас видеть» и др.)

  • Кто пришел в гости? (Козел, Коза, Петух, Курица)

  • Как вы считаете, все ли герои сказки культурно вели себя в гостях? (нет)

  • Почему вы так думаете? (Коза собралась есть стул; Коза, Свинья и Курица начинают спорить в гостях; Коза обращается невежливо: «Слушай, дурень»)

  • Как прощались гости? («Прощай хозяюшка», «Я от души благодарю», «Прощайте», «До свидания», «Спасибо за компанию»)

  • А можно прощаться еще по-другому («До завтра», «До встречи», «Всего доброго», «Доброй ночи», «Всего хорошего»)

Игры и задания:

Перед игрой в «гости» выбираем считалкой, кто будет хозяином и хозяйкой. В роли гостей – все остальные дети и педагог. Он тактично подсказывает и гостям, и хозяевам о правилах речевого поведения.

Перед игрой – повторить правила:

– Как надо вести себя в гостях? (не забывать приветствовать, вести себя культурно, не забывать про «волшебные слова, при уходе из гостей прощаться).

 

«Мы оказываем помощь»

(Правила речевого поведения  при оказании помощи)

 

Цель: Формировать доброе, уважительное отношение друг к другу. Объяснять, кто такой истинно вежливый человек – это тот, кто не только знает «волшебные» слова, но и всегда делает приятное другим людям.

Ход занятия:

Специально подготовленный ребенок из младшей группы приходит к старшим детям; на специальном столике лежат грязные доски для лепки. Малыш просит о помощи.

– Мне дали задание вычистить эти доски, у нас завтра занятие.

– Как вы думаете, он один сможет быстро это сделать?

– А кто бы мог ему помочь?

– Как ты попросишь о помощи своих товарищей?

– Почему ты соглашаешься помочь ему?- Какие слова ты при этом использовал в своей речи?

Я знаю одного героя, которому тоже пришлось обращаться за помощью. Вы его все знаете и быстро отгадаете, как его зовут, когда я начну вам читать сказку.

Чтение главы «Глупые звери» из сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит».

Вопросы:

  • Почему доктору Айболиту пришлось обратиться за помощью (больных много, а он один).

  • Как он попросил?

  • Как ему ответили?

  • Что же произошло с детенышами животных?

  • Почему автор назвал главу «Глупые звери»?

  • Как они исправили свою ошибку?

  • Какие слова использовали при этом?

  • Как поступил доктор?

  • Как можно назвать доктора Айболита?

Игры и задания:

– Какими словами пользуетесь вы, когда просите о помощи?

У тебя не получается застегнуть на сапогах молнию. Как ты обратишься за помощью к воспитателю? Что и как ты скажешь?

 

 

 

Игра «Волшебные витамины»

Доктор Айболит лечит зверей витаминами, И мы с вами поможем Айболиту, наполним эту баночку «волшебными витаминами», чтобы он смог лечить больных зверей.

Правило такое: вы берете витаминку, а чтобы она стала «волшебной», надо сказать вежливо, как вы просите о помощи и положить в баночку. Она будет «волшебной», если вы произнесете эти слова вежливо. А сейчас все закройте глаза и подумайте, у кого вы хотели бы попросить помощи.

После занятия дети помогают малышу чистить доски для лепки.

 

«Мы оказываем помощь другу»

(Правила речевого поведения  при оказании помощи другу)

Цель: Упражнять в употреблении вежливых слов, воспитывать у детей вежливость. Показать, как вежливо обращаться с просьбой к своему другу, к окружающим. Приучать детей выполнять правила речевого поведения.

Ход занятия:

В зале атрибуты: печка, яблонька, имитация речки.

Вопросы:

  • Из какой сказки эти персонажи?

  • О чем эта сказка?

  • Сразу ли помогла речка, яблонька и печка девочке?

  • Как вы думаете, почему?

  • Почему девочка не умела применять правила речевого поведения?

  • Кто научил ее пользоваться правилами?

  • А могло ли быть по-другому: девочка не нашла своего братца?

  • Как нужно было поступить девочке, чтобы она быстрее нашла своего братца?

  • А кто еще в этой сказке помог девочке?

Надо уметь предлагать свою помощь.

  • Как мышка предложила свою помощь? (вежливо обратилась)

  • Как вы своему другу предложите свою помощь?

  • В каких случаях нужно и можно это делать?

Сказка закончилась благополучно.

  • Как вы думаете, почему?

  • Как вы считаете: после всего случившегося, девочка будет вежливой?

  • А вы вежливые?

  • Какие вежливые слова вы знаете?

  • Давайте поиграем и посмотрим, какие вежливые слова вы знаете.

 

 

Игра «Волшебное яблоко» – использование наглядного пособия «Волшебные слова» (смотри Приложение № 1).

Правила: дети встают в круг, передают по кругу яблоко и называют свое или изображенное на картинке «вежливое» слово.

 

«Баба-Яга и Машенька»

Жили-были старик со старухою, была у них внучка – Машенька. Пошли как-то девки в лес за ягодами, зашли за Машенькой. Не пускала бабка в лес Машеньку, потому что была внучка ма-а-хонькая, неразумная. Но подружки очень попросили бабку, и она согласилась, отпустила внучку в лес.

Ходили, ходили девки по лесу, а Машенька отстала от них и заблудилась. Искали они Машеньку, кричали, но она не откликнулась.

Долго ходила девочка по лесу и напала на один дом, а в доме жила Яга злая. Пригласила она Машеньку: – Пойдем ко мне. Зашла Машенька в дом, а злая Яга заставила качать себя в колоде (колода – бревно с выдолбленной серединой). Долго качала Машенька Ягу, и уснула Яга. Вышла девочка под окошко, сидит, плачет.

Видит – идет баран, бок разодран. Машенька спрашивает:

– Что с тобой, барашек?

– Волк хотел загрызть, да я убежал от него, – отвечает баран, – вот бок только разодрал, болит очень.

– Дай я помогу тебе.

Сорвала Машенька травки лечебной, приложила к боку, завязала своим платочком.

– Спасибо, Машенька, – поблагодарил баран. – А почему ты плакала?

– Как мне не плакать? Меня Яга заставила качать ее в колоде.

– Садись, – говорит баран, – на меня, коли жизнь дорога.

Села Машенька на него, и поехали они. Привез баран внучку к бабушке. А бабушка больно рада была.

А Яга осталась жить в своем дому в лесу одна, как прежде.

 

Вопросы:

  • Как спаслась Машенька от Бабы-Яги?

  • Почему баран захотел помочь девочке?

  • А Маша просила о помощи?

  • Как вы думаете, Маша и баран были вежливыми?

  • Почему вы так считаете? Докажите словами.

  • Какие слова они использовали?

  • Маша могла и пройти мимо барана. Тогда мог ли быть другой конец у сказки? (не помогли они друг другу, Баба-Яга съела бы девочку)

Вспомнить мышку из сказки «Гуси-лебеди».

  • Как мышка предложила помощь девочке? (сравнить эти две сказки)

  • Хотели бы вы, ребята, подружиться с Машей? Почему?

  • Говорить вежливые слова, конечно же, нужно всегда, но для воспитанного человека этого мало. Я знаю одного ослика, который знал много вежливых слов. Вот послушайте:

 

Был ослик очень вежливый,

Воспитанный он был.

Всем улыбался, кланялся

И «здравствуй» говорил.

Потом он отходил на шаг

И говорил:

– Тюлень – тюфяк,

А заяц – трус,

А лев – дурак,

А слон – обжора и толстяк.

 

  • Как вы думаете, ребята, можно ли назвать ослика вежливым? Почему?

  • Хотели ли вы быть похожими на ослика?

Вежливый, воспитанный ребенок всегда старается сделать приятное другим людям, помочь им, умеет вести себя культурно не только в присутствии взрослых.

Игры и задания:

Затем игра – драматизация по сказке З. Мошковской  «Вежливое слово».

– Слушая сказку, посчитайте, сколько билетов получили звери в кассе за вежливые слова. За какие именно слова? Какие из этих слов показались необычными?

Информация о работе Формирование речевого этикета у детей с зпр