Формирование речевого этикета у детей с зпр

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 09:10, дипломная работа

Краткое описание

В разные эпохи существовали определенные формы общения, которые являлись символом принадлежности к тому или иному слою общества. Эти формы общения обобщенно называются этикетом, то есть представляют собой свод правил и норм поведения и общения.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста с ЗПР …………………………………………………..7
1.1 Понятие речевого этикета
1.2 Общекультурные нормы речевого этикета
1.3 Психолого-педагогические особенности формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста с нормальным развитием и у детей с ЗПР
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению и формированию речевого этикета у детей дошкольного возраста с ЗПР …………………..……………..32
2.1 Организация экспериментальной работы по изучению и формированию речевого этикета у детей дошкольного возраста с ЗПР
2.2 Констатирующий этап эксперимента
2.3 Формирующий этап эксперимента
2.4 Сравнительный анализ
Заключение…………………………………………………………….………..46
Список литературы ………………………………………………….…………50
Приложения …………………………………………………………………….53

Файлы: 1 файл

диплом ф.р.э.docx

— 200.14 Кб (Скачать)

 

 

Все эти показатели в качестве результатов исследования представлены в Приложении 1, рисунок 3.

 

 

 

Выводы по главе 2:

1.В настоящем исследовании  приняли участие 10 детей дошкольного  возраста с ЗПР на предмет развития уровня речевого этикета. За основу было принято 4 параметра: знание этикетных формул, действия и поступки, направленные на проявление знаков внимания и вежливости, умение сервировать стол во время дежурства и навыки аккуратного приема пищи в зависимости от ее вида.

2.Констатирующий этап  показал слабое развитие данных  параметров у детей: 10% высокий  уровень (1 ребенок - Вика), 60% - средний  уровень (большинство девочек) и 30% низкий  уровень (мальчики).

3.После проведения формирующего  эксперимента дети показали более  высокие результаты по усвоению  умений и навыков этикета:

50% - средний уровень, и 50% высокий уровень (большинство девочек). Это говорит о том, что культуру  поведения, моральные принципы взаимоотношений, этические формулы и правила дети дошкольного возраста с ЗПР хорошо воспринимают, если с ними ежедневно проводится соответствующая воспитательно-образовательная работа.

4.Педагогический и вспомогательный  состав сотрудников ДОУ должен  быть в курсе проводящейся  работы по этикету и культуре  поведения. Например, в некоторых  ДОУ существует традиция угощения  всех сотрудников, когда именинник  в сопровождении воспитателя  идет по всем помещениям и группам, угощает сотрудников конфетами, они его поздравляют, он, в свою очередь, благодарит их за труд и поздравление.

5.Работа по формированию  речевого этикета может и должна проводиться в каждом ДОУ, с тем, чтобы его воспитанники, придя в школу, имели представления о культуре поведения, связи с моральными нормами и принципами поведения в обществе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности.

Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от особенностей общения. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную часть.

В связи с этим формулы речевого этикета разделяются на 3 основные группы:

1)речевые формулы для начала  общения,

2)речевые формулы, применяемые  в процессе общения,

3)речевые формулы для окончания  общения.

Можно выделить три уровня усвоения речевого этикета, как для взрослых, так и для детей любого возраста.

1.Знание речевых формулировок  приветствия, введения в общение, различных фраз для продолжения  или прекращения общения.

2.Автоматическое использование  общепринятых формулировок в  свободном течении общения.

3.Невозможность перехода на  более низкий уровень вежливости  и культуры общения.

У дошкольников с ЗПР неполноценны все предпосылки, необходимые для формирования и развития процесса общения: познавательная и речевая активность, речемыслительная деятельность, не сформированы все виды речевой деятельности и ее компоненты. Это проявляется в неумении полно и четко отвечать на вопросы, спрашивать, высказываться в присутствии окружающих, слушать других, продолжать начатый разговор. Дети с задержкой психического развития имеют тягу к контакту с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают. А у некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его.

На основании теоретических источников по проблеме речевого этикета была сделана попытка создания практических  рекомендаций  и методической  программы  занятий и упражнений, направленных на изучение, развитие, соблюдение речевого этикета в повседневной жизни.

Культурно-речевое воспитание детей – дело большой социальной значимости. Необходим личностно ориентированный подход к детям с учетом уровня их речевого развития. И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными навыками и умениями.  Работу по ознакомлению с основными формами речевого этикета целесообразнее начинать уже с дошкольного возраста, когда дети наиболее восприимчивы ко всему новому, когда легко формируются при познании окружающего новые условные связи.

Работа с детьми по формированию основ этикета представляет собой творческий процесс. Необходимость специального обучения правилам речевого поведения, основанного на этикетных нормах, становиться все более очевидной, ведь постепенно теряется связь формирующейся личности с лучшими языковыми традициями.

Именно поэтому данная работа носит социально полезный характер и может служить существенным подспорьем в работе педагогов, воспитателей, родителей, а также фундаментом последующих научных исследований, разработке новых гипотез, созданию новых креативных идей  и принятию нестандартных решений.

Проблема становления межличностного общения на основе человечных отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивые нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Поэтому должное внимание в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений должно быть уделено становлению межличностного общения сверстников.

Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнера.

В настоящем исследовании приняли участие 10 детей дошкольного возраста с ЗПР на предмет развития уровня речевого этикета. За основу было принято 4 параметра: знание этикетных формул, действия и поступки, направленные на проявление знаков внимания и вежливости, умение сервировать стол во время дежурства и навыки аккуратного приема пищи в зависимости от ее вида.

Констатирующий этап показал слабое развитие данных параметров у детей: 10% высокий уровень (1 ребенок - Вика), 60% - средний уровень (большинство девочек) и 30% низкий уровень (мальчики).

После проведения формирующего эксперимента дети показали более высокие результаты по усвоению умений и навыков этикета:

50% - средний уровень, и 50% высокий уровень (большинство девочек). Это говорит о том, что культуру  поведения, моральные принципы взаимоотношений, этические формулы и правила дети дошкольного возраста с ЗПР хорошо воспринимают, если с ними ежедневно проводится соответствующая воспитательно-образовательная работа.

Педагогический и вспомогательный состав сотрудников ДОУ должен быть в курсе проводящейся работы по этикету и культуре поведения. Например, в некоторых ДОУ существует традиция угощения всех сотрудников, когда именинник в сопровождении воспитателя идет по всем помещениям и группам, угощает сотрудников конфетами, они его поздравляют, он, в свою очередь, благодарит их за труд и поздравление.

Работа по формированию речевого этикета может и должна проводиться в каждом ДОУ, с тем, чтобы его воспитанники, придя в школу, имели представления о культуре поведения, связи с моральными нормами и принципами поведения в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алябьева Е. А. Коррекционно- развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. -М. : ТЦ Сфера, 2011.
  2. Антонова Л. Г. Развитие речи «Уроки риторики» - Ярославль. Академия развития.2010.
  3. Акишина А. А.Русский речевой этикет. — М.: Просвещение.  2008.
  4. Акишина А. А., Формановская Н. И. Этикет русского письма.  — М.,   2011.
  5. Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие. М., 2011.
  6. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2013. — 96 с.
  7. Богуславская, Н. А. Купина  Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка).— Екатеринбург:  «АРГО»,  2009. — 192 с
  8. Божович Л, И. Проблемы формирования личности. - М. : Просвещение, 2010.
  9. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. М, Ювспта, 2011.
  10. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников, СПб. : Речь, 2012.- 125с.
  11. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - М. : Просвещение, 2010.
  12. Гайворонская Т. А., Деркунская В. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Методическое пособие- М. : Центр педагогического образования, 2007.
  13. Гольдин В . В. Речь и этикет.  — М.,  2010.
  14. Грудцына Н. Г. Азбука общения. — Самара, 2010.
  15. Егорова М. А. Особенности представлений воспитанников детского дома о социальных отношениях // Дефектология. -2011.-№5-с. 63-69.
  16. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4 – 6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2012.- 64с.
  17. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: Т. 1. Психическое развитие ребенка/ Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. - 2010.
  18. Леонтьев А. Н. Деятельность, Сознание. Личность. - М. :Полит. изж-во. -2010.
  19. Локтева Е. В. Содержание работы по формированию коммуникативных навыков и умений у старших дошкольников С ЗПР в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида// Дефектология. - 2012. -№6.-С. 81-83.
  20. Локтева Е. В. Особенности формирования навыков общения у дошкольников //Перспективы развития специального образования: сборник научных трудов (под ред. Л. С. Сековец). - Н. Новгород, 2012.
  21. Лопатина А. А., Скребцова М. В. Воспитание нравственных качеств у детей: Конспекты занятий. - М. : Книголюб, 2008.
  22. Лисина М. И. Онтогенез общения. - М. : Просвещение, 2010.
  23. Психологический словарь/ Под ред. Зинчеко В. П., Мещерикова Б. Г. - М. : Педагогика-Пресс, 2010.
  24. Психология детей дошкольного возраста/ Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. - М. - 2010.
  25. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников с ЗПР (для работы с детьми 5-7 лет) / Под ред. О. В. Дыбиной. - М. : Мозаика- синтез, 2008.- 64с.
  26. Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе. // Вопросы психологии. – 2010.- №6-с. -15.
  27. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками – М.: Академия. 2010.
  28. Соколова О.А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста. СПб., 2013.
  29. Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении) — М.,  2010
  30. Формановская Н. И. Употребление русского речевого этикета.   — М.,   2009.
  31. Формановская Н. И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты.  — М.,  2010.
  32. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. —  М.,   2010.
  33. Шипицина Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - М. : Детство-Пресс, 2009.
  34. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М. -2010.
  35. Юрчук Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. - М. : ТЦ Сфера, 2008.- 128с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1.

Рисунок 1. Результаты обследования речи детей на констатирующем этапе работы

Рисунок 2. Результаты обследования детей на контрольном этапе работы

Рисунок 3.График изменения показателей на констатирующем и контрольном этапах работы


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Характеристики детей экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования

 

Алеша пользуется речевыми этикетными формами с напоминанием взрослых, учится сервировке стола, не всегда аккуратно кушает.

Борис слабо знаком с формулировками встречи и прощания, он любит говорить: «привет» вместо «здравствуйте», «пока» вместо «до свидания», не умеет оказывать знаки внимания взрослым, стол накрывать умеет, но иногда путается в приборах, не очень аккуратно кушает.

Витя знает формулы этикета, предлагает стул, уступает место и дорогу, путает приборы, за столом ведет себя аккуратно.

Гоша по всем параметрам показал низкий результат. В данном случае необходима индивидуальная работа по формированию основ этикета, в том числе и работа с родителями.

Данил не очень знаком с формулами этикета, зато может и стул предложить, и стол сервировать, и за столом ведет себя адекватно.

Аня усвоила все формулировки этикета, но не со всеми кушаньями может аккуратно справиться: котлету ест с вилки, вместо того, чтобы делить ее по частям, и кушать вместе с гарниром.

Алина слабо знает формулировки этикета, пользуется ими с напоминанием взрослых, не умеет оказать внимания гостям, но хорошо сервирует стол и аккуратно кушает.

Вика и Галя почти по всем параметрам оказались на высоте, но не знают, как предложить гостю стул или спросить, как ему помочь.

Даша знает этикетные формулы, иногда забывает поздороваться или попрощаться, уступает дорогу, оказывает помощь, нормально сервирует стол и очень аккуратно ведет себя за столом.

 

Приложение 3.

Знакомство детей с хорошими манерами

Программное содержание:  познакомить детей с историей  этикета;  формировать навыки использования в речи вежливых слов; учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих; учить формировать свое мнение;  развивать память, внимание, мышление, общение; воспитывать у детей навыки вежливости.

Словарная работа:  этикет, Здравствуйте!  Добрый день!  Рыцарь, сударыня, господин, государь и т.д.

Предварительная работа: чтение  книги «  Уроки кота Этикета»,  чтение  книги « Уроки для маленьких леди и джельтменов», беседы по речевому этикету,  рассматривание иллюстраций  « История костюма»

Материалы:  мини-музей:  шляпа мушкетера,  веер, подсвечник со свечами, шпага, перчатки, кружевные платочки,  иллюстрации  История костюма»,  куклы Барби,  персонажи кукольного театра, конверт с кружочками, волшебная палочка.

Ход занятия: 

Воспитатель:  Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в музей «хороших манер».  Я расскажу вам об истории этикета, познакомлю вас с хорошими манерами  прекрасных принцесс и   храбрых принцев.  
Дети проходят к мини-музею, рассматривают предметы. 
Воспитатель:      Как только люди стали жить вместе, появилась потребность в правилах мирного сосуществования  В средние века рыцарь, входя в дом, поднимал забрало; мушкетер снимал свою шляпу, показывая тем самым, что пришел с мирными намерениями. И сейчас наши мальчики, мужчины входя в помещение, обязательно  снимают головной убор. По правилам старинного этикета спускаясь по лестнице, мужчина всегда должен идти впереди. Как вы думаете, почему?

В далеком прошлом у принцесс, придворных дам были  длинные платья со шлейфом. Чтобы не наступить на этот шлейф и не опрокинуть на него свечу, кавалер спускался по лестнице впереди своей спутницы, освещая ей дорогу.

В средние века рыцарь для защиты от нападения носил шпагу. Чтобы не задеть шпагой спутницу, он шел слева от нее, готовый в любой момент выхватить оружие. Поэтому  наши мальчики, мужчины всегда идут слева от своих спутниц. А еще прекрасные дамы пользовались веерами и красивыми кружевными платочками. Они умели вести беседу и обращались к друг другу, и к своим кавалерам: «Милостивый государь», «Ваше величество», «Сударыня, госпожа» и т.д., а какие были у них наряды и прически. Прекрасная дама никогда не приходила на бал неопрятно одетая, неумытая и непричесанная. Давайте пройдем в  зрительный зал и посмотрим отрывок из фильма «Три орешка для Золушки».

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель  (после просмотра):  Мы посетили музей и посмотрели отрывок из фильма.  Я думаю, что вам было интересно. А теперь, ребята, помогите мне закончить предложение:

- Настоящий рыцарь – это….( храбрый, вежливый,  помощник, защитник…)

- Прекрасная дама - это  … (красиво причесанная, опрятная,  знает вежливые слова …)

Молодцы, вы отлично справились с заданием. Я предлагаю нашим мальчикам, как настоящим кавалерам проводить девочек  на свои места.

Дети садятся за столы.

Воспитатель:   Ребята,   в основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы люди чувствовали себя хорошо вместе. Этикет – не что иное, как умение держать себя в обществе так, чтобы заслужить одобрение и никакими из своих действий не оскорбить, кого бы то ни было. 
Посмотрите, что произошло на улице нашего города.

Информация о работе Формирование речевого этикета у детей с зпр