Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:00, контрольная работа
Но к сожалению родители тревожных детей раннего возраста редко обращаются за помощью к психологу. Обычно это бывает только в тех случаях, когда присутствуют внешние проявления в поведении ребенка, не устраивающие взрослых. Например, малыш боится темноты, отказывается оставаться один в комнате, ездить в лифте, посещать кабинет врача и т. д. Многие родители, педагоги считают, что это капризы ребенка, недостатки воспитания, а не болезненные состояния.
Введение
1. 1 Определение тревожности
1.2 Причина тревожности у детей дошкольников
1.3Диагностика тревожности у детей дошкольников
2 Коррекционная работа детей дошкольников
2.1 Рекомендации для родителей тревожных детей
Заключение.
План
Введение
1. 1 Определение тревожности
1.2 Причина
тревожности у детей
1.3Диагностика
тревожности у детей
2 Коррекционная работа детей дошкольников
2.1 Рекомендации для родителей тревожных детей
Заключение.
Введение
Моя
работа делится на две части первая
это теоретическая вторая практическая.
В теоретической части
Появившиеся в последнее время исследования отражают специфику развития тревожности у детей, начиная с трехлетнего возраста (Л. В. Макшанцева). При этом большинство авторов отмечают, что постоянно увеличивается число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Решение проблемы детской тревожности требует как можно более раннего определения уровня тревожности с целью его дальнейшей коррекции и профилактики.
Но к сожалению родители
Замечено, что
интенсивность переживания
Отрицательные последствия
Сама по себе тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Состояние тревоги включает в себя целый комплекс эмоций, одной из которых является страх (Изард К. Э., 1999).
Но страхи могут быть присущи всем людям, но существуют и определенные возрастные страхи. Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В период с 2 до 3 лет отмечается расширение репертуара детских страхов, причем они носят, как правило, определенный характер. У детей от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи. На втором году жизни часто проявляется страх неожиданных звуков, страх боли, страх одиночества. В 2 года дети чаще всего боятся посещать врача. Начиная примерно с трехлетнего возраста число конкретных страхов значительно снижается. Им на смену приходят страхи символические.
Исследования А. И. Захарова (1995), проведенные на большой выборке, показали, что у детей в возрасте от 1 года до 3 лет существует 29 различных видов страхов. Наиболее часто встречающимся является страх неожиданных звуков, на втором месте стоит страх одиночества, затем страх медицинских работников. В 2 года у детей происходит снижение страхов неожиданных звуков, а повышается страх перед засыпанием. Если родители уверенно и гибко ведут себя при взаимодействии с детьми, то проблемы страха у малышей почти не существует. И наоборот, если родители вольно или невольно провоцируют появление страхов, то у ребенка повышается уровень тревожности. Например, некоторые взрослые запугивают детей, говоря им: «Если не будешь слушаться, не приду за тобой в детский сад, отдам в детский дом, отвезу к бабушке, отведу в лес и т. д.»Наличие возрастных страхов у ребенка является нормой, но если их очень много, то следует говорить о появлении тревожности в его характере.
Причинами тревожности у дошкольников могут быть различными ну одной из причин является социальная деривация ребенка .
Тревожность
у дошкольников, возможно, скорректировать
с помощью специально разработанных
психологических программ. К процессу
коррекции необходимо привлекать ближайшее
социальное окружение ребенка, так как
существуют устойчивые связи между характером
отношений в семье и развитием тревожности
у ребенка. Эффективность коррекции обеспечивается
взаимосвязью детской и родительской
программ, отбором приемов, соответствующих
выявленным особенностям родителей и
детей.
1. 1
Определение тревожности
Для того чтобы
начать работу нужно четко знать
определение что же такое тревожность
и как она проявляется у детей
дошкольного возраста.
1Тревожность — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. В отечественной психологической литературе это различение зафиксировано соответственно в понятиях «тревога» и «тревожность». Но следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.
Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.
Другой вид
– так называемая личностная
тревожность. Она может
Ребенок,
подверженный такому состоянию,
У детей
дошкольного возраста
1.2
Причина тревожности
у детей дошкольников
2Главной причина тревожности у детей, по моему мнению является социальная деривация ребенка но давайте рассмотрим этот механизм по подробней.
Механизм
формирования тревожности как свойства
личности представлен в работе Ж.
М. Глозмана и В. В. Зоткина: «Структурные
изменения личности формируются
не сразу, а постепенно, по мере закрепления
отрицательных личностных установок,
тенденций воспринимать достаточно широкий
круг ситуаций как угрожающие и реагировать
на них состоянием тревоги». Другими словами,
«при неоднократном повторении условий,
провоцирующих высокие значения тревоги,
создается постоянная готовность к переживанию
этого состояния». Постоянные переживания
тревоги фиксируются и становятся свойством
личности – тревожностью.
А.
М. Прихожан отмечает, что «тревога
и тревожность обнаруживают связь
с историческим периодом жизни общества,
что отражается в содержании страхов,
характере «возрастных пиков» тревоги,
частоте, распространенности и интенсивности
переживания тревоги, значительном росте
количества тревожных детей и подростков
в нашей стране в последнее десятилетие».
А. И. Захаров считает, что тревога зарождается
уже в раннем детском возрасте и отражает
«...тревогу, основанную на угрозе потери
принадлежности к группе (вначале это
мать, затем – другие взрослые и сверстники)».
Развивая мысль о генезе тревожности,
он пишет, что «беспокойство, испытываемое
нормально развивающимися детьми в период
от 7 месяцев до 1 года 2 месяцев может явиться
предпосылкой для последующего развития
тревоги. При неблагоприятном стечении
обстоятельств (тревога и страхи у взрослых,
окружающих ребенка, травмирующий жизненный
опыт) тревога перерастает в тревожность...
превращаясь тем самым в устойчивые черты
характера. Но происходит это не раньше
старшего дошкольного возраста». «Ближе
к 7 и особенно к 8 годам... можно уже говорить
о развитии тревожности как о черте личности,
как об определенном эмоциональном настрое
с преобладанием чувства беспокойства
и боязни сделать что-либо не то, не так,
опоздать, не соответствовать общепринятым
требованиям и нормам».
В
работе А. М. Прихожан раскрывается механизм
«замкнутого психологического круга»,
в котором происходит закрепление и усиление
тревожности, ведущей затем к накоплению
и углублению отрицательного эмоционального
опыта, который в свою очередь, порождая
негативные прогностические оценки и
определяя во многом модальность актуальных
переживаний, способствует увеличению
и сохранению тревожности. Г Ш. Габдреева
отмечает, что «в генезе личностной тревожности
лежит недостаточная сформированность
или нарушение механизма психологического
самоуправления. Несоответствие субъективной
модели реальной действительности, сопровождающееся
проявлением неадекватно завышенной тревоги,
может привести к нарушению регуляторных
процессов. Тогда тревожность закрепляется
в качестве свойства личности и развивается
в доминирующую черту характера».
Более
подробно механизм зарождения и формирования
тревожности может описываться
как конкретный момент проявления модели
возникновения новообразований
в структуре личности, разработанной
А. О. Прохоровым. По его мнению, возникновение
неравновесного состояния, в данном случае
– тревоги, при его постоянном повторении
становится доминантой и обуславливает
формирование новообразования, то есть
ведет к закреплению соответствующего
свойства – тревожности. Процесс формирования
тревожности проходит в несколько этапов.
На первом этапе происходит ее зарождение.
Этот момент связан с формированием динамического
опорного ядра, состоящего из психических
процессов, в которых тревожность проявляется.
Второй этап характеризуется выраженностью
тревожности и ее закреплением в конкретной
деятельности и поведении. На третьем
этапе сформированное новообразование,
приобретая характер свойства личности
– личностной тревожности, само репродуцирует
психические состояния, благодаря которым
оно возникло.
К
сожалению, несмотря на отмеченное выше
большое количество работ по рассматриваемой
проблеме, исследованию детской тревожности
уделяется недостаточно внимания. В последнее
время стали появляться работы, отражающие
специфику развития тревожности дошкольников
при возможности оценки ее уровня, у детей
начиная с 3-летнего возраста. В большинстве
работ, рассматривающих возникновение
и развитие тревожности, осуществляется
психодинамический подход. Разделяющие
его авторы исходят из того, что уже в дошкольном
возрасте достаточно четко проявляются
индивидуальные особенности высшей нервной
деятельности ребенка, в основе которых
лежат свойства нервных процессов возбуждения
и торможения и их различных сочетаний.
А. И. Захаров отмечает, что свойства нервной
системы (сила, подвижность, уравновешенность)
достаточно четко проявляются во внешнем
поведении. Дети с сильной нервной системой
могут долго работать или играть, у них,
как правило, высокий эмоциональный тонус,
устойчивое в пределах возрастных возможностей
внимание, хорошая способность ориентироваться
в непривычной ситуации. Эти дети могут
сравнительно быстро переключаться на
новый вид деятельности, у них высокий
темп и интенсивность работы. Дети со слабой
нервной системой вялы, 3замедленны
во всех действиях, они медленно включаются
в работу, долго переключаются и восстанавливаются.
Работают медленно, зато очень быстро
отвлекаются. Темп и интенсивность деятельности
– низкие. В ряде работ по изучению свойств
нервной системы убедительно показана
важная роль ее силы в динамике психических
состояний. Н. Д. Левитов прямо указывает,
что тревожное состояние – показатель
слабости нервной системы, хаотичности
нервных процессов.