Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:00, контрольная работа
Но к сожалению родители тревожных детей раннего возраста редко обращаются за помощью к психологу. Обычно это бывает только в тех случаях, когда присутствуют внешние проявления в поведении ребенка, не устраивающие взрослых. Например, малыш боится темноты, отказывается оставаться один в комнате, ездить в лифте, посещать кабинет врача и т. д. Многие родители, педагоги считают, что это капризы ребенка, недостатки воспитания, а не болезненные состояния.
Введение
1. 1 Определение тревожности
1.2 Причина тревожности у детей дошкольников
1.3Диагностика тревожности у детей дошкольников
2 Коррекционная работа детей дошкольников
2.1 Рекомендации для родителей тревожных детей
Заключение.
Если хотя бы три черты проявлялись в поведении ребенка в течение четырех недель, то можно предположить, что у ребенка действительно наблюдается этот вид страха.
Тест тревожности
Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен предназначен для
диагностики тревожности у
Цель: определение общего уровня тревожности ребенка.
Тест позволяет
выявить тревожность по отношению к
ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций
общения с другими людьми. Тревожность,
кроме того, рассматривается как вид эмоционального
состояния, функция которого состоит в
обеспечении безопасности субъекта на
личностном уровне.
Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к конкретной ситуации, дает косвенную информацию о характере его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.
Указанный тест
предназначен для детей 4-7 лет с
нормальным развитием и с отклонениями
в психическом развитии.
Экспериментальный
материал, состоящий из 14 рисунков,
интересен как в практическом,
так и в теоретическом
Каждый рисунок
выполнен в двух вариантах: для девочки
(на рисунках изображены девочки) и
для мальчика (на рисунках - мальчики).
Лицо ребенка на рисунке не прорисовано,
дан лишь контур головы. Каждый рисунок
снабжен двумя дополнительными рисунками
детской головы, по размерам точно соответствующими
контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных
рисунков изображено улыбающееся лицо
ребенка, на другом печальное. Рисунки
показывают ребенку в строго перечисленном
порядке один за другим. Беседа проходит
в отдельной комнате. Предъявив ребенку
рисунок, учитель дает инструкцию. Для
избежания персеверативных выборов у
ребенка в инструкции чередуется названия
лица. Дополнительные вопросы ребенку
не задаются.
Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).
Тест проводится
индивидуально с каждым ребенком;
результаты заносятся в протокол. На основании
полученных данных вычисляется индекс
тревожности (ИТ) ребенка, который равен
процентному отношению числа эмоционально-негативных
выборов к общему их числу.
число негативных
выборов
ИТ = ------------------------------
Общее число
выборов
По индексу
тревожности дети подразделяются на
три группы:
а) высокий уровень
тревожности (ИТ выше 50 %);
б) средний уровень
тревожности (ИТ от 20 до 50 %);
в) низкий уровень
тревожности (ИТ до 20 %).
Наряду
с количественным, тестом предусматривается
и качественный анализ тревожности. Анализируется
каждый ответ ребенка, после чего делается
вывод относительно возможного характера
эмоционального опыта ребенка в данной
(и подобной ей) ситуации. Особенно высоким
проективным значением обладают рис. 6,4
(Одевание) и 6,6 (Укладывание спать в одиночестве).
Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный
эмоциональный выбор, вероятнее всего
будут обладать наивысшим ИТ. Как правило,
наибольший уровень тревожности проявляется
в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок.
Значительно ниже уровень тревожности
в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый
и в ситуациях, моделирующих повседневные
действия
2.
Коррекционная программа
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
Коррекционная
работа направлена на устранение тревожности
у детей дошкольного возраста.
Даная программа будет в
Цель: коррекционной
программы направлена на устранение тревожности
у детей дошкольного возраста .
Задачи :
Программа рассчитана
на группу детей 5-6 человек в возрасте
4-5 лет
Критерии эффективности программы:
Программа состоит из 12
занятий которые состоят
из трех циклов :
Занятия
первого цикла
направлены на снятия
эмоциональной напряженности ,
страхов и тревоги.
Это необходимо для
дальнейшей работы с
ребенком.
Занятия№1
1
Упражнение «Невидимая
нить»
Цель: сплочение детского коллектива и знакомства.
Инструкция:
Взрослый от лица плюшевого медвежонка предлагает детям сесть на стульчики. В руках у него клубок ярких ниток. Он говорит детям о том, что сейчас они будут передавать этот клубок друг другу. При этом тот, кто держит клубок, должен рассказать о том, какое у него в данный момент настроение, что он чувствует и что хочет пожелать для себя, а может быть, для других. Дети, которые уже держали клубок, не отпускают его ниточку.
Когда клубок вернется
к взрослому, дети натягивают нить,
закрывают глаза и
2 Игра “ Моё имя”
Инструкция:
Психолог задаёт вопросы ; дети по кругу отвечают .
При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает понравившееся.
Психолог говорит
: “ Известно ли вам ,что имена
растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие
и имя у вас маленькое. Когда вы подрастёте
и имя подрастёт вместе с вами и станет
полным, например : Маша – Мария; Дима –
Дмитрий . т.д.
3.Пантомимический этюд капельки.
Цель
Выразительное изображение отдельных
эмоциональных состояний , связанных с
переживанием телесного и психического
довольства и недовольства освобождение
от негативных эмоций, тревожности.
Инструкция:
Психолог говорит : Дети, когда идет теплый
дождь ,можно гулять и ловить капельки
дождя ладонями. Давайте представим , что
мы с вами гуляем под таким дождиком
и радуемся теплым капелькам. Этюд проходит
под классическую и спокойную музыку.
4.Песочная игротерапия (техника освобождающей игротерапии)
Цель: освободится от страхов и тревоги
через различные манипуляции с песком.
Упражнение
«Отпечатки наших рук»
Инструкция:
На ровной поверхности влажного песка
ребенок и взрослый по очереди делают
отпечатки кистей рук. психолог ,описывая
ребенку свои ощущения, учит его прислушиваться
к своим чувствам и тоже рассказывать
о них. Далее -игра с песком на мелкую моторику
Упражнение
«Что спрятано в песке».
Инструкция : Психолог и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая как меняется рельеф поверхности. С помощью этих упражнений стабилизируются эмоциональное состояние, ребенок учится осознавать и прогнозировать свои ощущения, получает первый опыт рефлексии.
5.Этюд расслабление «Солнышко»
Инструкция: Дети удобно устраиваются на коврике звучит спокойная и мелодичная музыка .Психолог спрашивает «Дети а вы любите загорать? »Сейчас я буду солнышком с теплыми лучами. После упражнения дети рассказывают о своих ощущениях.
Обсуждения
Занятия»№2
Здесь используется элементы арт. Терапии
1.Мимический этюд весенний сад
Цель изображение отдельных эмоциональных состояний, связанные сопереживанием телесного и психического довольства и не довольства.
Инструкция:
Психолог говорит давайте представим что мы гуляем в чудесном и прекрасном цветущем саду! Цветы в нем чудесно пахнут и красивы. Дети изображают мимикой радость, восторг, вдыхая запах цветов.Играет спокойная и мелодичная музыка.
2.Рисунок на стекле тема мой счастливый день
( в данном
упражнении используется
Инструкции:
ребят мы погуляли по прекрасному цветущему
саду а теперь давайте порисуем. Играет
мелодичная спокойная музыка детям предоставляется
стекло для рисования и краски.
Перед тем
как предложить ребенку стекло,
надо обязательно обработать
его кромку в мастерской (техника
безопасности).
В отличие
от рисования по бумаге, стекло дарит новые
визуальные впечатления и тактильные
ощущения. Ребят захватывает сам процесс
рисования: гуашь (именно ее свойства лучше
подходят для рисования по стеклу) скользит
мягко, ее можно размазывать и кистью,
и пальцами, так как она не впитывается
в материал поверхности и долго не высыхает.
Детям нравится
рисовать на стеклах больших
размеров, например, 25х40см или 40х70см,
– на них есть где
Часто случается,
что кто-нибудь выливает на стекло много
воды, перегоняет ее из стороны в
сторону, собирает губкой, смешивает
с краской и т.д. Такая манера
характерна для детей дошкольного и
младшего школьного возраста, имеющих
проблемы аффективно-личностного плана.
Пространство активности ребенка расширяется
за счет вытекания воды за пределы стекла.
К тому же консистенция воды значительно
отличается от краски. Меньшая плотность
и текучесть увеличивают скорость манипуляций,
убирают статику и конкретику изображений.
За счет
того, что краска не впитывается,
сколько бы разноцветных слоев
ни наносилось, под ними всегда
будет просвечивать прозрачная
основа. Благодаря этим свойствам
изображение на стекле воспринимается
как сиюминутное, временное, лишенное
монументальности и постоянства. Только
наметки, игра, можно не нести ответственности
за результат, так как результата и нет.
Ребенок словно не рисует, а тренируется
рисовать, и соответственно, имеет право
на ошибки и исправления, без болезненных
переживаний о свершившемся, которое уже
не изменить.
Описанный
прием используется для