Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:00, контрольная работа
Но к сожалению родители тревожных детей раннего возраста редко обращаются за помощью к психологу. Обычно это бывает только в тех случаях, когда присутствуют внешние проявления в поведении ребенка, не устраивающие взрослых. Например, малыш боится темноты, отказывается оставаться один в комнате, ездить в лифте, посещать кабинет врача и т. д. Многие родители, педагоги считают, что это капризы ребенка, недостатки воспитания, а не болезненные состояния.
Введение
1. 1 Определение тревожности
1.2 Причина тревожности у детей дошкольников
1.3Диагностика тревожности у детей дошкольников
2 Коррекционная работа детей дошкольников
2.1 Рекомендации для родителей тревожных детей
Заключение.
Еще
с момента появления работ
Б. Г. Ананьева принято считать, что
природные свойства человека функционируют
в единстве и взаимосвязи с его свойствами
как личности. К сожалению, в настоящее
время взаимосвязи физиологических показателей
с уровнем тревожности у взрослых изучены
достаточно хорошо, однако описания такого
рода исследований детей встречаются
в литературе редко, причем обычно они
основываются на наблюдении.
С
другой стороны, известно, что если
ведущим в становлении
Так,
в ряде работ главной причиной
возникновения тревожности у
дошкольников считаются неправильное
воспитание и неблагоприятные отношения
ребенка с родителями, особенно с
матерью. «Отвержение, неприятие матерью
ребенка вызывает у него тревогу из-за
невозможности удовлетворения потребности
в любви, в ласке и защите». В этом случае
возникает страх: ребенок ощущает условность
материнской любви. Неудовлетворение
потребности ребенка в любви будет побуждать
его добиваться ее удовлетворения любыми
способами. Высокую вероятность возникновения
тревожности у ребенка видят в воспитании
«по типу гиперпротекции (чрезмерная забота,
мелочный контроль, большое количество
ограничений и запретов, постоянное одергивание)».
Н.
Д. Левитов пишет, что тревога
у детей может порождаться
отсрочкой подкрепления. Когда ребенку
обещают что-либо для него приятное,
например какой-нибудь подарок, и откладывают
исполнение обещания, то ребенок обычно
томится в ожидании, беспокоясь,
получит ли он обещанное. «Отсрочка подкрепления
вызвала у большинства детей состояние
неуверенности, беспокойства». Тревога
возникает чаще при отсрочке чего-либо
приятного, значительного. Ожидание неприятного
может сопровождаться не столько тревогой,
сколько надеждой на то, что 4все-таки
неприятности не будет. Ребенок, ожидающий
выговора от родителей или воспитателей,
надеется, что наказания не последует.
К.
Хорни отмечает, что возникновение
и закрепление тревожности
Смена
социальных отношений, часто представляющая
для ребенка значительные трудности,
также может стать причиной развития
тревожности. Так, многие дети с приходом
в дошкольное учреждение становятся
беспокойными, плаксивыми, замкнутыми.
«Тревожное состояние, эмоциональная
напряженность связаны главным образом
с отсутствием близких для ребенка людей,
с изменением окружающей обстановки, привычных
условий и ритма жизни».
Детская
тревожность может быть следствием
личностной тревожности матери, имеющей
симбиотические отношения с ребенком.
При этом мать, ощущая себя единым целым
с ребенком, пытается оградить его
от трудностей и жизненных неприятностей,
тем самым «привязывая» к себе ребенка,
предохраняя от несуществующих, но воображаемых,
соответственно ее тревожности, опасностей.
В результате ребенок испытывает беспокойство,
когда остается без матери, легко теряется,
волнуется и боится. Вместо активности
и самостоятельности развиваются пассивность
и зависимость. Кроме того, тревожный характер
привязанности часто провоцируется как
самой матерью, чрезмерно опекающей ребенка,
так и другими взрослыми, заменяющими
ему сверстников и всегда ограничивающими
в чем-то его активность и самостоятельность.
Каналом передачи беспокойства служит
такая забота матери о ребенке, которая
состоит из одних предчувствий, опасений
и тревог. Здесь не обязательно речь идет
о чрезмерном уровне заботы, обозначаемом
как гиперопека. Это может быть и средний
уровень заботы, которая носит несколько
формальный, излишне правильный и обезличенный
характер. А. И. Захаров отмечает также,
это то, что если отец не принимает участие
в воспитании ребенка, то ребенок в большей
степени привязывается к матери, и в том
случае, если мать личностно тревожна,
он легче перенимает ее беспокойство.
Выражено это и тогда, когда ребенок боится
отца из-за его грубого, вспыльчивого характера.
Еще
один момент, связанный с характером
взаимоотношений ребенка с
Воспитание,
основанное на завышенных требованиях,
с которыми ребенок не в силах
справиться или справляется с
трудом, также отмечается как одна из причин
возникновения тревожности. Нередко родители
культивируют «правильность» поведения:
отношение к ребенку может включать в
себя жесткий контроль, строгую систему
норм и правил, отступление от которых
влечет за собой порицание и наказание.
В данном случае «тревожность ребенка
может порождаться страхом отступления
от норм и правил, установленных взрослыми».
Н.
В. Имедадзе отмечает следующие причины
тревожности у детей
Излишний протекционизм родителей, опека.
Условия, создавшиеся в семье после появления второго ребенка.
Плохая
приспособленность ребенка –
тревожность возникает из-за неумения
одеваться, самостоятельно есть, укладываться
спать и т. д.
При
посещении ребенком детских учреждений
тревожность провоцируется особенностями
взаимодействия воспитателя с ребенком
при превалировании авторитарного стиля
общения и непоследовательности предъявляемых
требований и оценок. Непоследовательность
воспитателя вызывает тревожность ребенка
тем, что не дает ему возможность прогнозировать
собственное поведение. Е. Савина и Н. Шанина
отмечают, что постоянная изменчивость
требований воспитателя, зависимость
его поведения от настроения, эмоциональная
лабильность влекут за собой растерянность
у ребенка, который не может решить, как
ему следует поступать в том или ином случае.
Если при этом ребенок чрезвычайно зависим
от состояния матери и к нему не найден
индивидуальный подход в дошкольном учреждении,
то возникший стойкий аффект на разлуку
с матерью приводит к началу невроза.
Л.
И. Божович и М. С. Неймарк считают,
что тревожность является эмоциональным
состоянием, подразумевающим недостаток
уверенности в своих силах
и проявляющимся в ситуациях,
включающих опасность для чувства
собственного достоинства. Вместе с тем
это состояние сопровождается высоким
уровнем притязаний. Таким образом, фиксируется
уже отмеченный нами сходный характер
причин, 5вызывающих состояние аффекта
и провоцирующих – при их хроническом
характере – тревожность. Поэтому, говоря
об источниках аффекта при их застревающем,
повторяющемся характере, можно рассматривать
их и как причины развития тревожности.
Одним из источников аффекта у ребенка
является расхождение между положением,
фактически занимаемым им в коллективе,
и положением, которое он стремится занять.
Нарушение
социального статуса ребенка
также может рассматриваться
в ряду причин, вызывающих тревожность.
А. М. Прихожан, подчеркивая ярко выраженную
возрастную специфику тревожности,
«обнаруживающуюся в ее источниках,
содержании, формах проявления компенсации
и защиты», уточняет, что «для каждого
возрастного периода существуют определенные
области, объекты действительности, которые
вызывают повышенную тревогу большинства
детей вне зависимости от наличия реальной
угрозы или тревожности как устойчивого
образования. Эти „возрастные пики тревожности”
являются следствием наиболее значимых
социогенных потребностей». Ребенок, не
испытывающий тревоги и беспокойства,
будет значительно меньше зависеть от
других людей, их поддержки, расположения
и заботы. И наоборот, чем больше он подвержен
тревоге, тем сильнее будет зависеть от
эмоционального состояния окружающих
его лиц. Последнее обычно прямо соотносится
с эмоциональной чувствительностью ребенка
и тревожностью самих взрослых, непроизвольно
передающих ему свое беспокойство в процессе
повседневного общения.
Большое
значение в развитии тревожности
имеет адекватность развития личности
ребенка. Известно, что при этом среда
играет предопределяющую роль, способствуя
образованию системы отношений, центром
которых является самооценка, ценностные
ориентации и направленность интересов
и предпочтений. В дошкольном возрасте
происходит зарождение начал самооценки.
Многие авторы, описывая самооценку детей,
раскрывают ее неадекватность, связь с
неадекватными эмоциональными реакциями
и в то же время отмечают, в каком возрасте
происходит осознание возможностей своих
действий и появляется потребность в самооценке.
При исследовании связи самооценки и уровня
тревожности было выявлено, что тревожные
дети нередко характеризуются низкой
самооценкой, «в связи с чем у них возникает
ожидание неблагополучия со стороны окружающих...
Тревожные дети очень чувствительны к
своим неудачам, остро реагируют на них,
склонны отказываться от той деятельности,
в которой испытывают затруднения». По
результатам исследования Э. В. Гилязовой
был сделан вывод о связи самооценки с
психическими состояниями учащихся. Другие
авторы также отмечают зависимость самооценки
от уровня тревожности.
С
самооценкой тесно связан уровень
притязаний. В исследовании М. С. Неймарк
была установлена связь эмоциональных
реакций со спецификой изменения уровня
притязаний. Н. В. Имедадзе специально
рассмотрел соотношение уровня тревожности
и уровня притязаний у детей дошкольного
возраста. Использованная им методика
давала возможность в количественных
показателях выразить изменение намеченной
цели – уровня притязаний после каждого
прыжка в длину, который переживался ребенком
как успех, если он достигал намеченной
цели, или как неудача, если он не достигал
ее. Мерой уровня притязаний считалась
разница между величиной предшествующего
выполнения и следующей намеченной целью,
так называемое расхождение цели. В ходе
исследования была установлена значительная
корреляционная взаимосвязь между показателями
тревожности и уровня притязаний. У детей
с низким уровнем тревожности уровень
притязаний, как правило, был близок к
реальному выполнению заданий. У детей
с высоким уровнем тревожности уровень
притязаний был выше реальных возможностей,
причем даже ряд последовательных неудач
не снижали его. Реакция на успех и неудачу
квалифицировалась как адекватная или
неадекватная. Под первой подразумевалось
повышение уровня притязаний после успеха
и его снижение после неудачи, под второй
– противоположное реагирование. Результаты
показали, что дети с низким уровнем тревожности
почти всегда адекватно реагировали на
успех и неудачу в своей деятельности.
Дошкольный
возраст характеризуется
В
дошкольном возрасте происходит также
интенсивное развитие психических процессов,
значительно более содержательным становится
мышление, появляется склонность к анализу
и поиску причинно-следственных связей.
Известно, что личностные качества человека
находят свое специфическое выражение
в его психических процессах. По мнению
В. Н. Мясищева, психические состояния
являются общим функциональным уровнем,
на фоне которого развиваются психические
процессы. А. О. Прохоров отмечает, что
изучение взаимоотношений психических
состояний с психическими процессами
и характеристиками физиологической реактивности
показывает, что состояния обуславливают
диапазон проявления психических процессов,
разделяя однонаправленную динамику последних
в сторону стабилизации и высокой продуктивности
деятельности или снижения характеристик
и уменьшения их продуктивности. С. Л. Рубинштейн
писал, что психические процессы «не могут
быть обособлены от психических свойств
и состояний личности, от соотношения
уровня ее достижений и сложившегося в
ходе предшествующей деятельности уровня
ее притязания... Значение, которое имеет
личность именно в качестве совокупности
внутренних условий всех психических
процессов, исключает такое обособление...
Обособление друг от друга психических
свойств и психических процессов – это
производный результат разрыва внешних
и внутренних условий... На самом деле все
в жизни личности взаимосвязано». Хотя
в ряде работ отмечается связь между психическими
состояниями в целом и психическими процессами,
однако характер связи свойств личности,
в частности тревожности, с психическими
процессами у детей дошкольного возраста
до настоящего времени специально не изучался.