Коррекционная работа детей дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:00, контрольная работа

Краткое описание

Но к сожалению родители тревожных детей раннего возраста редко обращаются за помощью к психологу. Обычно это бывает только в тех случаях, когда присутствуют внешние проявления в поведении ребенка, не устраивающие взрослых. Например, малыш боится темноты, отказывается оставаться один в комнате, ездить в лифте, посещать кабинет врача и т. д. Многие родители, педагоги считают, что это капризы ребенка, недостатки воспитания, а не болезненные состояния.

Оглавление

Введение
1. 1 Определение тревожности
1.2 Причина тревожности у детей дошкольников
1.3Диагностика тревожности у детей дошкольников
2 Коррекционная работа детей дошкольников
2.1 Рекомендации для родителей тревожных детей
Заключение.

Файлы: 1 файл

кор..doc

— 225.50 Кб (Скачать)

Примечание: на первых порах дети, чтобы показаться значимыми для других, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, за то, что любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть 

2 Игра на песке.  Создай свою семью  и расскажи о  ней.

Цель: создание у детей внутренней позиции,способствующей принятию самостоятельных решений, закрепление ребенком решать проблемную ситуацию без помощи взрослого. На этом этапе ребенок уже разыгрывает сюжет самостоятельно.

 Материалы: водонепроницаемый деревянный поднос ,влажный чистый песок , коллекция миниатюрных фигурок, человечки здания животные растения, машины ,сказочные герои , веточки ракушки, камушки

  Инструкция:

Психолог дает задание Сегодня мы также будем играть с песком, но каждый будет строить свою семью, а потом расскажет о ней 

Обсуждение.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Занятие  №9

1 «наши страхи»

Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка.

2 «Расскажи свой страх»

Инструкция: Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая , что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что они боялись . когда были маленькими.

3 Рисование на тему “ Чего я боялся , когда был маленьким..”

Цель:нарисовать свой страх . психолог дает инструкцию нарисовать на листе бумаги свой страх . Дается лист  бумаги формата А; и карандаши с фломастерами. Играет спокойная мелодичная музыка.

Инструкция

Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.” Детям по очереди показывают рисунки “страхов”,только что нарисованных , все вместе придумывают чего боялись эти дети и как им можно помочь. После этого психолог говорит теперь мы нечего не боимся все страхи вы мне отдадите в виде своих  рисунков. Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога.

4. Упражнение “ Азбука страхов”

Инструкция:

Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена . Далее дети рассказывают о том , что нарисовали . Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.

5«СКУЛЬПТУРА» (известная игра) 

Цель:

Развитие  умения владеть мышцами лица, рук, ног и т. д., снижение мышечного напряжения.
 
Инструкция :

Дети разбиваются  на пары. Один из них – скульптор, другой – скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:

  • ребенка, который ничего не боится;
  • ребенка, который всем доволен;
  • ребенка, который выполнил сложное задание и т. д.

Темы  для скульптур может предлагать взрослый, а могут выбирать сами дети. Затем дети могут поменяться ролями. Возможен вариант групповой скульптуры

После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую – нет.

Обсуждения 

Занятия третьего цикла направлены на создание у детей  внутренней позиции, способствующей принятию самостоятельных решений, закрепление ребенком умения решать проблемную ситуацию без помощи взрослого, т,е научить ребенка владеть ситуацией и эмоциями. 

Занятие№10

1 «Ласковый мелок»

Цель :

Игра  способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.
 
Инструкция: Существует хорошее развлечение – рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено.

Данная  игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т.к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому мы предлагаем модификацию данной игры.

Взрослый  говорит ребенку следующее: «Мы  с тобой будем рисовать друг другу  на спине. Что ты хочешь, чтобы я  сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце „ласковым" мелком? » И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим „ласковым" хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый

нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

2 Упражнение “ Волшебный сон”

Цель :  : снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия .

  Инструкция: все дети отдыхают и всем снится один и тот же сон, который рассказывает психолог. Играет мелодичная музыка.

Обсуждения  

Занятие№11 

1«Слепой  танец» 

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.  

Инструкция: "Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку".

В качестве подготовительного  этапа можно посадить детей попарно  и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

По мере избавления ребенка от тревожных состояний  можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению. 

Игры, направленные на формирование у детей чувства  доверия и уверенности в себе.

2 «Похвалики» 

Инструкция : Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами "Однажды я..." Например: "Однажды я помог товарищу в школе" или "Однажды я быстро выполнил домашнее задание" и т.д.

 На обдумывание  задания дается 2-3 минуты, после чего  каждый ребенок по кругу (или  по очереди) делает краткое  сообщение о том, как однажды  он здорово выполнил именно  то, что указано в его карточке.

 После того  как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами.

 В заключение  можно провести беседу о том,  что каждый ребенок обладает  какими-либо талантами, но для  того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.  

Занятие№12 

1 Коллективное рисование  «Наша группа»

Цель  формирование положительной атмосферы в коллективе, развития

сотрудничества, объединение группы, что способствует личностному росту, придает уверенности в себе.

Инструкция:

Дети с помощью  психолога вместе рисуют на больших  листах. Кто хочет рисовать ,договариваются заранее. Дают словесный портрет  сверстника, называя хорошие личностные качества. 

2"Позитрон". С 4 лет.

 

Инструкции: 

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в  глаза соседу, надо сказать ему  несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и  говорит: "Спасибо, мне очень приятно!" Затем он дарит комплименты своему соседу, упражнение по кругу.

 Вместо похвалы  можно просто сказать вкусное,  сладкое, цветочное, молочное  слово. Если ребенок затрудняется  сделать комплимент, то сами сделайте  комплимент его соседу. 

3"Копилка  достижений" 

Это очень хорошая  игра, которая должна перерасти в  привычку видеть и ценить свои маленькие победы каждый день. Вы действительно сможете достичь такой, казалось бы, глобальной цели, если будете систематически использовать этот игровой прием. В дальнейшем можно будет заменить его устным обсуждением своих ежедневных достижений. 

Инструкции

 

Берется   картонная коробочка или вместительная банка и Психолог вместе с каждым ребенком оформляет ее так, как хотелось бы ему, чтобы выглядела копилка его главных ценностей - маленьких и больших собственных успехов в жизни. Может быть, на поверхности этой копилки появятся рисунки, отражающие предметы, которые как-то связаны с понятием "успех", или это будут просто симпатичные узоры. Оставьте выбор за мальчиком или девочкой. Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги. А теперь введите правило: когда ребенок возвращается домой, он обязательно должен вспомнить и написать на этом листочке какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за сегодняшний день. Так, на записочках будут появляться фразы: "Хорошо прочитала стихотворение у доски", "Нарисовала отличный рисунок на тему "Осень", "Сделала подарок бабушке, который ей очень понравился", "Все-таки смог написать контрольную по математике на "пять", хотя боялся" и многие другие. Эти записи кладутся в копилку достижений. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось. "Утяжеление" копилки со временем само по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах, особенно если родители и другие члены семьи относятся к его маленьким победам с уважением (а не с высоты своих лет и опыта). 

К этой копилке  можно обращаться, когда ребенку  кажется, что он встретился с непреодолимыми для него трудностями, или в периоды, когда его критический взгляд направлен на свои способности и  он видит себя никчемным неудачником. В такие периоды полезно вспомнить, что у вашего ребенка есть опыт преодоления трудностей и достижения успеха. Это поможет ему настроиться на позитивный лад. 

Примечание. Данную игру можно использовать сначала  для поднятия самооценки ребенка в целом, а потом для повышения веры в свои силы в каком-то конкретном деле, например изучении русского языка в школе. Тогда в вашей "копилке достижений по русскому языку" появятся записи типа: "Сразу запомнила новое правило и поняла тему", "Хорошо написала изложение - близко к тексту", "В сочинении сделал всего одну ошибку" и т. п.

Обсуждения.

8Рекомендации для родителей 

91. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!") 

2. Будьте последовательны  в своих действиях, не запрещайте  ребенку без всяких причин  то, что вы разрешали раньше. 

3. Учитывайте  возможности детей, не требуйте  от них того, что они не могут  выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить. 
 

4. Доверяйте  ребенку, будьте с ним честными  и принимайте таким, какой он  есть.  

 5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным. 

Заключение : 

При составлении  коррекционной программы я придерживалась

К следующим правилам для работы с тревожным ребенком: 

     1. Избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

     2. Не сравнивать ребенка с окружающими.

     3. Чаще использовать телесный контакт,  упражнения на релаксацию.

     4. Способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалить его, но так, чтобы он знал, за что.

Информация о работе Коррекционная работа детей дошкольников