Коррекционная работа детей дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:00, контрольная работа

Краткое описание

Но к сожалению родители тревожных детей раннего возраста редко обращаются за помощью к психологу. Обычно это бывает только в тех случаях, когда присутствуют внешние проявления в поведении ребенка, не устраивающие взрослых. Например, малыш боится темноты, отказывается оставаться один в комнате, ездить в лифте, посещать кабинет врача и т. д. Многие родители, педагоги считают, что это капризы ребенка, недостатки воспитания, а не болезненные состояния.

Оглавление

Введение
1. 1 Определение тревожности
1.2 Причина тревожности у детей дошкольников
1.3Диагностика тревожности у детей дошкольников
2 Коррекционная работа детей дошкольников
2.1 Рекомендации для родителей тревожных детей
Заключение.

Файлы: 1 файл

кор..doc

— 225.50 Кб (Скачать)

    Рассматривая  взаимосвязь тревожности и деятельности, нужно отметить, что «повышенная  тревожность может дезорганизовать  любую деятельность (особенно значимую)». А. М. Прихожан считает, что высокая тревожность оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. У таких детей можно заметить разницу в поведении на занятиях и вне их. «Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим, глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает двигательное возбуждение, ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь». X. Граф, изучая детскую тревожность, также исследовал ее влияние на деятельность, в частности на игру детей в футбол. Он обнаружил, что худшие игроки оказались наиболее тревожными. В ходе своего исследования X. Граф установил тот факт, что уровень тревожности ребенка связан с родительской опекой, то есть высокая тревожность у ребенка – это результат излишней родительской опеки. 

    Исходя  из проанализированных характеристик тревожности можно предположить, что ее высокий уровень может усугублять и проявления негативных сторон описанного в возрастной психологии так называемого кризиса 7 лет. Этот период жизни характеризуется потерей непосредственности, манерничаньем, нарушением психического равновесия, неустойчивостью настроения, трудновоспитуемостью. Л. С. Выготский считал, что «у разных детей критические периоды проходят по-разному. В протекании кризиса даже у наиболее близких по типу развития, по социальной ситуации детей существует гораздо больше вариаций, чем в стабильные периоды». Тем не менее проявления кризиса могут усугубляться при высоком уровне тревожности ребенка. 

    Итак, поскольку исследователи единодушны в оценке негативного влияния  высокого уровня тревожности, отмечая увеличение количества тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, то проблема детской тревожности, и в особенности ее коррекции, на современном этапе является весьма актуальной. При этом, как отмечалось выше, причины формирования высокого уровня тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и – причем в большей степени – в социальных. Что еще более интересен тот факт что тревожность ребенка может усилится при разводе родителей. Если первые факторы формирования тревожности трудно поддаются коррекции, то для коррекции социальных факторов представляется возможным создать соответствующие условия, способствующие преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте. Наиболее эффективна, на мой взгляд, организация мероприятий в рамках детских дошкольных учреждений. 

    Но  чтобы начать работать с тревожным  ребенком нужно знать как проявляют  себя тревожные дети  

      Тревожных детей отличает от других детей тем что чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Они особо чувствительны и у них присутствует постоянно чувство страха и тревоги.

Для тревожных  детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

    Тревожность характерно для  тех  детей,  чьи  родители  ставят  перед  ними  непосильные задачи, требуя этого, что дети выполнить не в  состоянии,  причем  в  случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать  не  умеешь!) Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам,  остро  реагируют на них, склонны отказываться от  той  деятельности,  например  рисования,  в которой испытывают затруднения. У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на  занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и  непосредственные  дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим  и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть  как  очень быстрой,  торопливой,  так  и  замедленной,   затрудненной.   Как   правило, возникает   длительное   возбуждение:   ребенок   теребит   руками   одежду, манипулирует чем-нибудь тревожные дети имеют склонность  к  вредным  привычкам  невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы,  выдергивают  волосы,  занимаются онанизмом). Манипуляция с собственным  телом  снижает  у  них  эмоциональное напряжение, успокаивают. Распознать тревожных детей помогает рисование. Их  рисунки  отличаются обилием  штриховки,  сильным   нажимом,   а   также   маленькими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких. У тревожных детей серьезное,  сдержанное  выражение лица,  опущенные глаза, на стуле сидит аккуратно, старается не  делать  лишних  движений,  не

шуметь, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих.   Таких  детей называют скромными, застенчивыми. Родители сверстников  обычно  ставят  таких детей  в пример своим детям. Можно сделать вывод поведение   тревожных   детей   отличается   частыми

проявлениями  беспокойства  и  тревоги,  такие  дети  живут   в   постоянном

напряжении, все  время ощущая угрозу, чувствуя,  что  в  любой  момент  могут столкнуться с неудачами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3Диагностика  тревожности у  детей дошкольников 

    Чем раньше выявить тревожность у  ребенка тем лучше. Т.к тревожность  мешает нормальному развитию ребенка. Но к сожалению выявить тревожность  у детей младшего дошкольного  возраста крайне сложно.

    Выявить тревожность у детей помогает метод наблюдения за ребенком и проективные методики  такие как  «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное».

Эти методики позволяют  выявить тревожность ребенка  с помощью рисунков их  рисунки  отличаются обилием  штриховки,  сильным   нажимом,   а   также   маленькими размерами изображений. 

    6Методика «Рисунок человека» 

Инструкции :Ребенку предлагается нарисовать человека, на листе бумаги формата А4  и простой карандаш  (карандаш должен быть не слишком твердым: желательно М или 2М. Более твердый карандаш не позволяет достаточно точно оценить силу нажима, так как даже при сильном нажиме он оставляет тонкую линию ,а более мягкий быстро затупляется и размазывается). Его можно проводить с трехлетнего возраста.

 После окончания  рисования ребенком его спрашивают  не хочет ли он что нибудь  до рисовать . При интропритации  рисунка нужно учитывать каким  цветом он нарисовал , нажим  карандаша ,расположения конечностей  на рисунке, размер самого рисунка.

Процесс рисования  отражают в протоколе. На каждом листе  с рисунками и на каждом листе  протокола пишут имя и фамилию  обследуемого (или его шифр) и  дату обследования. На первом листе  указывают возраст, состав семьи, причины  обращения, анамнестические данные.

В протоколе  отмечают:

• темп выполнения заданий, паузы и перерывы в работе;

• последовательность, в которой делались разные части  изображения;

• вопросы и  высказывания обследуемого;

• краткое содержание последующей беседы.

Методика  «рисунок семьи»

Инструкции

Ребенку предоставляется  чистый лист бумаги формата А4 и карандаши  с фломастерами и предлагается нарисовать его семью. 
 
 
 
 

    7Методика «дом дерево человек»  

Инструкция:  Ребенку предлагают нарисовать дом, дерево и человека. На белом листе бумаги, сложенный пополам и образующий таким образом 4 страницы размером 15х21. Первая страница предназначена для регистрации даты и записи необходимых данных, касающихся испытуемого, последующие три страницы отведены для рисунков и соответственно, озаглавлены Дом, Дерево, Человек;

Затем проводят детально разработанный опрос. Выбор  предметов для рисования автор  обосновывает тем, что они знакомы  каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования  и, наконец, стимулируют более свободные  словесные высказывания, нежели другие объекты. 

Эти методики предназначены  для родителей и педагогов  ребенка дошкольника. Если ребенок  по старше то он сам сможет ответить на воросы опросника.

П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки. 

Критерии определения  тревожности у ребенка. 

1. Постоянное  беспокойство.

2. Трудность,  иногда невозможность сконцентрироваться  на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

4. Раздражительность. 

5. Нарушения  сна. 

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных  выше, постоянно проявляется в  его поведении. 

С целью выявления  тревожного ребенка используется также  следующий опросник (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.). 

Признаки тревожности: 

Тревожный ребенок 

1. Не может  долго работать, не уставая. 

2. Ему трудно  сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание  вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время  выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается  чаще других.

6. Часто говорит  о напряженных ситуациях. 

7. Как правило,  краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что  ему снятся страшные сны. 

9. Руки у него  обычно холодные и влажные. 

10. У него  нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется. 

12. Не обладает  хорошим аппетитом. 

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое  вызывает у него страх. 

15. Обычно беспокоен,  легко расстраивается.

16. Часто не  может сдержать слезы.

17. Плохо переносит  ожидание.

18. Не любит  браться за новое дело.

19. Не уверен  в себе, в своих силах. 

20. Боится сталкиваться  с трудностями. 

Суммируйте количество "плюсов", чтобы получить общий  балл тревожности. 

Высокая тревожность - 15-20 баллов.

 Средняя - 7-14 баллов.

 Низкая - 1-6 баллов. 

В детском саду дети часто испытывают страх разлуки  с родителями. Необходимо помнить, что  в возрасте двух-трех лет наличие  этой черты допустимо и объяснимо. Но если ребенок и в подготовительной группе постоянно плачет при расставании, не сводит глаз с окна, ожидая каждую секунду появления родителей, на это следует обратить особое внимание. Наличие страха разлуки можно определить по следующим критериям (П. Бейкер, М. Алворд). 

Критерии определения  страха разлуки: 

1. Повторяющееся  чрезмерное расстройство, печаль  при расставании. 

2. Постоянное  чрезмерное беспокойство о потере, о том, что взрослому может  быть плохо. 

3. Постоянное  чрезмерное беспокойство, что какое-либо  событие приведет его к разлуке  с семьей.

4. Постоянный  отказ идти в детский сад. 

5. Постоянный  страх остаться одному.

6. Постоянный  страх засыпать одному.

7. Постоянные  ночные кошмары, в которых ребенок  с кем-то разлучается. 

8. Постоянные  жалобы на недомогание: головную  боль, боль в животе и др. (Дети, страдающие страхом расставания, и в самом деле могут заболеть, если много думают о том, что их тревожит.) 

Информация о работе Коррекционная работа детей дошкольников