Коррекционная работа по формированию навыков общения у детей с ЗПР с использованием средств арттерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состояла в разработке программы тренинга по развитию внеситуативных форм общения у детей с задержкой психического развития (ЗПР) средствами арттерапии. Цель дипломной работы была реализована в процессе решения следующих задач:
Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме.
Рассмотрены возможности арттерапии в работе с детьми с ЗПР.
Выявлены особенности общения детей с ЗПР.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы общения детей с задержкой психического развития
1.1 Общение детей с нормальным психическим развитием
1.2 Понятие "задержка психического развития" и ее классификация
1.3 Особенности общения детей с интеллектуальной недостаточностью
1.4 Использование средств арттерапии в коррекционной работе с детьми с ЗПР
2. Экспериментальное исследование особенностей общения со взрослыми детей с ЗПР
2.1 Методика экспериментального исследования
2.2 Результаты первичной диагностики
2.3 Результаты повторной диагностики
3. Коррекционная работа по формированию навыков общения у детей с ЗПР с использованием средств арттерапии
3.1 Программа тренинга
3.2 План занятий
3.3Содержание тренинга
Заключение

Файлы: 1 файл

Задержка речи 22.docx

— 111.21 Кб (Скачать)

Дети чувствовали себя одинаково  комфортно как во время игры, так  и при обсуждении картинок, а иногда и во время беседы на личностные темы. У некоторых испытуемых уровень  комфортности в процессе опытов был  максимальным во время обсуждения картинок. Вообще следует отметить, что на заключительном этапе эксперимента при общении со взрослым дети были менее скованными и напряженными, чем на первом этапе исследования, проявляли активность в общении  с экспериментатором. Очевидно, что  повышение уровня комфортности у  детей явилось прямым следствием упражнений в общении со взрослым во время формирующего эксперимента.

У испытуемых на контрольном этапе  эксперимента значительно возросла желательная длительность опыта  в ситуации обсуждения картинок. Продолжительность  игровой ситуации несколько снизилась  у детей, которые овладели внеситуативно-познавательной формой общения, они занимались игрушками  около 10-12 минут. У троих испытуемых, ведущей для которых осталась ситуативно-деловая форма общения, максимальная длительность опыта (15 минут) была зафиксирована как в ситуации с игрушками, так и при обсуждении картинок.

На заключительном этапе эксперимента мы снова проанализировали все речевые  высказывания детей и сравнили их с данными, полученными нами на 1, констатирующем, этапе исследования. Выяснилось, что речевые высказывания испытуемых значительно изменились. Исчезла наблюдавшаяся во время  исходных, констатирующих, экспериментов, резкая разница в количестве речевых  высказываний в ситуациях, моделирующих разные формы общения со взрослым. Так, на этом этапе больше всего дети говорили во время личностной беседы с экспериментатором.

На долю внеситуативно-личностной ситуации общения приходятся 36,2% всех высказываний, что на 25,5% больше, чем  было на констатирующем этапе. Несколько  больше дети говорили и во время  обсуждения картинок. На долю этой ситуации на контрольном этапе пришлось 32,2% всех речевых высказываний, т.е. этот показатель вырос на 3,5%. А вот  в ситуативно-деловой ситуации общения  дети стали говорить меньше, чем  в двух других случаях, и количество высказываний, приходящихся на нее  упало с 60,5% до 31,5% (на 29%).

Все речевые высказывания участников эксперимента были нами проанализированы с точки зрения их тематики. Как  и в ходе констатирующего эксперимента дети почти не обсуждали познавательные вопросы, мало говорили о своих друзьях  и сверстниках. Как правило, они  рассказывали о себе, своих родственниках, близких. Как и раньше большинство  сообщений были связаны с обладанием какими-либо приметами, животными, игрушками, бытовыми вещами. По содержанию по-прежнему превалируют информационные высказывания типа простой констатации фактов (86,9%). Немного увеличилась доля вопросов познавательного характера (на 0,4%). Особо следует отметить тот факт, что у детей значительно увеличилось  количество оценочных высказываний, теперь они составили 8,0% всех высказываний, что на 5,54% больше, чем было на 1 этапе  эксперимента.

 

Таблица 8.Содержание речевых  высказываний детей с ЗПР после  обучения (в %).

 

Содержание высказываний

Информационно-констатирующие

Вопросы познавательного характера

Оценочные

до обучения

после обучения

до обучения

после обучения

до обучения

после обучения

Количество высказываний

93,14

86,9

4,7

5,1

2,16

8,0


 

Таким образом, у испытуемых повысился  уровень коммуникативной деятельности. У большинства из них появилось  стремление к познавательным контактам, а деловое общение отступило  на второй план; т.е. у детей ведущей  стала внеситуативно-познавательная форма общения со взрослым. После  занятий формирующего эксперимента все испытуемые проявили способность  к внеситуативно-личностному общению, однако беседы на личностные темы они, как правило, поддерживают с трудом.

Следовательно, данными экспериментов  по диагностике форм общения на контрольном, этапе были подтверждены наши предположения  о том, что уровень коммуникативной  деятельности детей с ЗПР можно  повысить, упражняя их в общении  на специально организованных занятиях, моделирующих внеситуативные формы  общения со взрослым.

Большинству дошкольников с ЗПР, участвовавших  в эксперименте, наиболее характерны речевые средства общения со взрослым, а формирующие эксперименты не оказали  решающего влияния на изменение  ведущих средств общения у  детей из экспериментальной группы.

В результате наших исследований мы установили возможность целенаправленного  влияния на формирование внеситуативных форм общения у детей дошкольного  возраста с ЗПР. По нашему мнению, в  специальных дошкольных учреждениях  необходимо уделять этой работе особое внимание и начинать ее как можно  раньше.

Следует организовать специальные  занятия, которые могли бы позволить  детям общаться со взрослыми в  рамках внеситуативно-личностной формы  общения. Особое внимание во время таких  занятий следует уделять преодолению  ситуативности в контактах детей  со взрослым. Для этого нужно постепенно переходить в беседах от простой  констатации фактов к оценке и  характеристике людей, явлений, обсуждению обобщенных тем, таких, как смелость, честность, дружба.

Особой задачей перед взрослым во время бесед является согласование мнений педагога и детей. Во время  общения с детьми, как познавательного, так и личностного, необходимо постоянно  стимулировать их активность. Так  организация работы по развитию общения  детей с ЗПР будет способствовать успешному овладению ими внеситуативными  формами общения со взрослыми.

 

 

3. Коррекционная  работа по формированию навыков  общения у детей с ЗПР с  использованием средств арттерапии

3.1 Программа тренинга

 

Одной из причин неразвитости навыков общения у детей с  ЗПР зачастую служит невнимание к  ним со стороны взрослых; отсутствие какой-либо системы занятий по формированию таких навыков. Необходимость разработки подобной системы продиктована наличием общеизвестного факта неготовности детей с ЗПР к любой деятельности в коллективе.

Цель программы: формирование у детей с ЗПР навыков общения и психологической подготовки к обучению в коллективе посредством арттерапии.

Задачи:

  1. Устранение искажений стереотипов поведения;
  2. Реконструкция полноценных контактов ребенка со взрослыми;
  3. Развитие коммуникативных навыков;
  4. Формирование внеситуативных познавательных и личностных мотивов общения;
  5. Создание положительного эмоционального настроения;
  6. Формирование интереса к произведениям искусств;
  7. Развитие умений понимать и ценить художественную культуру;
  8. Самореализация детей посредством творчества.

В основе всех методов, используемых в данном тренинге, лежат игровые  формы совместной творческой деятельности. Предлагается использовать такие методы арттерапии, как просмотр и обсуждение изображений, создание художественного  произведения (в том числе совместного), например, картины или скульптуры, с последующим обсуждением; обсуждение спектакля и постановка своего спектакля  и др.

Содержание программы  тренинга содержит три блока: 1.Культура общения, 2.Учимся творить, 3.Выход в  свет. Общее количество занятий – 21.

Предполагаемый результат: Ребенок владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения со взрослым: устанавливает дружеские отношения, умеет самостоятельно решать конфликты мирным путем. Сформированы практические умения уважительного отношения к окружающим людям, самому себе. Ребёнок использует в активной речи различные формы приветствия, благодарности, прощания, адекватно ситуации. Способен управлять своим поведением и способами общения. Способен давать адекватную оценку своему поведению, деятельности. Ребенок умеет осознавать свои эмоции, управлять своими чувствами (сдерживать гнев, огорчение, справляться с обидой), устанавливать не конфликтные отношения со сверстниками.

3.2 План занятий

 

Раздел (блок)

Темы занятий

Кол-во занятий (часов)

Задачи

Приёмы и методы

1.Культура общения

1. Знакомство (умение начать  и поддержать знакомство).

2. Как вести себя (правила  хорошего тона в различных  ситуациях – в школе, в театре, на улице и др.).

3. Игра с картинками  «Оцени поступок»

 

1

 

1

 

 

 

1

Коррекция у детей нежелательных  черт характера и поведения.

Развитие умения познакомиться

Формирование внеситуативных познавательных и личностных мотивов  общения

Игры на развитие основных эмоциональных состояний.

 Игры на развитие  умения познакомиться, правильно  вести себя в различных ситуациях.

Дидактическая игра «Оцени поступок»

2. Учимся творить

4. Рисование

5.Оригами

6.Скульптура 

7. Народная кукла.

2

2

2

2

Познакомить детей с искусством.

Организация здорового общения  в группе

Демонстрация произведений искусства 

Беседа 

Самостоятельная творческая деятельность детей.

Игра

3. Выход в свет

8.Посещение кукольного  театра

9. Создаём свой кукольный  театр

12. Знакомство с театром

15.Ставим свой спектакль

16. Делимся впечатлениями

3

 

1

 

3

2

1

Развитие умения вести  себя в общественных местах

Знакомство детей с  искусством.

Организация здорового общения  в группе.

Преодоление психологических  барьеров в общении

Самореализация каждого  ребёнка через творчество

Экскурсии в ТЮЗ

Беседы

Совместный творческий труд

Постановка кукольного спектакля

Постановка детского мини-спектакля

Итого:

21

 

 

3.3Содержание тренинга

 

Тренинг проводится в группе из 5-7 детей примерно одного возраста в  просторном помещении с наличием свободных зон, а также столов и стульев. Время, затраченное на проведение одного занятия, не должно превышать 45 минут, за исключением экскурсий  в театр.

Блок 1.Культура общения.

С помощью занятий этого  блока мы решаем следующие задачи:

  1. Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения;
  2. Создание положительной эмоциональной атмосферы;
  3. Развитие коммуникативных навыков.
  4. Формирование внеситуативных познавательных и личностных мотивов общения

Тематика занятий:

  1. Знакомство (умение начать и поддержать знакомство).
  2. Как вести себя (правила хорошего тона в различных ситуациях – в школе, в театре, на улице и др.).
  3. Игра с картинками «Оцени поступок».

Возможные типы заданий:

  1. Игры на развитие основных эмоциональных состояний: внимания, интереса, радости, сосредоточенности и т.д. Выразительные движения тела и мимика лица.
  2. Игры на развитие умения познакомиться, правильно вести себя в различных ситуациях. Выразительные средства: мимика, жесты, позы.
  3. Дидактическая игра «Оцени поступок».

Эмоциональная сторона общения  очень важна при формировании коммуникативных навыков, особенно внеситуативных форм общения. При внеситуативно-личностном общении эмоциональная связь  ребёнка со взрослым является обязательным условием полноценной коммуникации. [28] В связи с этим развитие эмоциональных  состояний ребёнка с ЗПР, а  также навыков общения с помощью  различных средств (вербальных и  невербальных) представляется необходимым.

Игры на развитие умения правильно  вести себя в различных ситуациях  подразумевают внеситуативно-познавательную форму общения детей со взрослым, кроме этого дети учатся правильно  себя вести, что немаловажно для  осуществления их полноценной коммуникации в дальнейшем.

В качестве способа знакомства можно  использовать такую игру: Дети стоят  в кругу. Каждый называет своё имя, затем  придумывает себе вымышленное, сказочное  имя. Каждый из участников должен повторить  имена по кругу несколько раз. Потом каждый должен нарисовать себя и других, подписав имена. Рисунки  рассматриваются, сравниваются и обсуждаются.

Информация о работе Коррекционная работа по формированию навыков общения у детей с ЗПР с использованием средств арттерапии