Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:24, курсовая работа
Цель исследования состояла в разработке программы тренинга по развитию внеситуативных форм общения у детей с задержкой психического развития (ЗПР) средствами арттерапии. Цель дипломной работы была реализована в процессе решения следующих задач:
Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме.
Рассмотрены возможности арттерапии в работе с детьми с ЗПР.
Выявлены особенности общения детей с ЗПР.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы общения детей с задержкой психического развития
1.1 Общение детей с нормальным психическим развитием
1.2 Понятие "задержка психического развития" и ее классификация
1.3 Особенности общения детей с интеллектуальной недостаточностью
1.4 Использование средств арттерапии в коррекционной работе с детьми с ЗПР
2. Экспериментальное исследование особенностей общения со взрослыми детей с ЗПР
2.1 Методика экспериментального исследования
2.2 Результаты первичной диагностики
2.3 Результаты повторной диагностики
3. Коррекционная работа по формированию навыков общения у детей с ЗПР с использованием средств арттерапии
3.1 Программа тренинга
3.2 План занятий
3.3Содержание тренинга
Заключение
Дети чувствовали себя одинаково комфортно как во время игры, так и при обсуждении картинок, а иногда и во время беседы на личностные темы. У некоторых испытуемых уровень комфортности в процессе опытов был максимальным во время обсуждения картинок. Вообще следует отметить, что на заключительном этапе эксперимента при общении со взрослым дети были менее скованными и напряженными, чем на первом этапе исследования, проявляли активность в общении с экспериментатором. Очевидно, что повышение уровня комфортности у детей явилось прямым следствием упражнений в общении со взрослым во время формирующего эксперимента.
У испытуемых на контрольном этапе
эксперимента значительно возросла
желательная длительность опыта
в ситуации обсуждения картинок. Продолжительность
игровой ситуации несколько снизилась
у детей, которые овладели внеситуативно-познавательной
формой общения, они занимались игрушками
около 10-12 минут. У троих испытуемых,
ведущей для которых осталась
ситуативно-деловая форма
На заключительном этапе эксперимента мы снова проанализировали все речевые высказывания детей и сравнили их с данными, полученными нами на 1, констатирующем, этапе исследования. Выяснилось, что речевые высказывания испытуемых значительно изменились. Исчезла наблюдавшаяся во время исходных, констатирующих, экспериментов, резкая разница в количестве речевых высказываний в ситуациях, моделирующих разные формы общения со взрослым. Так, на этом этапе больше всего дети говорили во время личностной беседы с экспериментатором.
На долю внеситуативно-личностной ситуации общения приходятся 36,2% всех высказываний, что на 25,5% больше, чем было на констатирующем этапе. Несколько больше дети говорили и во время обсуждения картинок. На долю этой ситуации на контрольном этапе пришлось 32,2% всех речевых высказываний, т.е. этот показатель вырос на 3,5%. А вот в ситуативно-деловой ситуации общения дети стали говорить меньше, чем в двух других случаях, и количество высказываний, приходящихся на нее упало с 60,5% до 31,5% (на 29%).
Все речевые высказывания участников
эксперимента были нами проанализированы
с точки зрения их тематики. Как
и в ходе констатирующего эксперимента
дети почти не обсуждали познавательные
вопросы, мало говорили о своих друзьях
и сверстниках. Как правило, они
рассказывали о себе, своих родственниках,
близких. Как и раньше большинство
сообщений были связаны с обладанием
какими-либо приметами, животными, игрушками,
бытовыми вещами. По содержанию по-прежнему
превалируют информационные высказывания
типа простой констатации фактов
(86,9%). Немного увеличилась доля вопросов
познавательного характера (на 0,4%).
Особо следует отметить тот факт,
что у детей значительно
Таблица 8.Содержание речевых высказываний детей с ЗПР после обучения (в %).
Содержание высказываний | ||||||
Информационно-констатирующие |
Вопросы познавательного характера |
Оценочные | ||||
до обучения |
после обучения |
до обучения |
после обучения |
до обучения |
после обучения | |
Количество высказываний |
93,14 |
86,9 |
4,7 |
5,1 |
2,16 |
8,0 |
Таким образом, у испытуемых повысился
уровень коммуникативной
Следовательно, данными экспериментов по диагностике форм общения на контрольном, этапе были подтверждены наши предположения о том, что уровень коммуникативной деятельности детей с ЗПР можно повысить, упражняя их в общении на специально организованных занятиях, моделирующих внеситуативные формы общения со взрослым.
Большинству дошкольников с ЗПР, участвовавших в эксперименте, наиболее характерны речевые средства общения со взрослым, а формирующие эксперименты не оказали решающего влияния на изменение ведущих средств общения у детей из экспериментальной группы.
В результате наших исследований мы установили возможность целенаправленного влияния на формирование внеситуативных форм общения у детей дошкольного возраста с ЗПР. По нашему мнению, в специальных дошкольных учреждениях необходимо уделять этой работе особое внимание и начинать ее как можно раньше.
Следует организовать специальные
занятия, которые могли бы позволить
детям общаться со взрослыми в
рамках внеситуативно-личностной формы
общения. Особое внимание во время таких
занятий следует уделять
Особой задачей перед взрослым
во время бесед является согласование
мнений педагога и детей. Во время
общения с детьми, как познавательного,
так и личностного, необходимо постоянно
стимулировать их активность. Так
организация работы по развитию общения
детей с ЗПР будет
3. Коррекционная
работа по формированию
Одной из причин неразвитости
навыков общения у детей с
ЗПР зачастую служит невнимание к
ним со стороны взрослых; отсутствие
какой-либо системы занятий по формированию
таких навыков. Необходимость разработки
подобной системы продиктована наличием
общеизвестного факта неготовности
детей с ЗПР к любой
Цель программы: формирование у детей с ЗПР навыков общения и психологической подготовки к обучению в коллективе посредством арттерапии.
Задачи:
В основе всех методов, используемых в данном тренинге, лежат игровые формы совместной творческой деятельности. Предлагается использовать такие методы арттерапии, как просмотр и обсуждение изображений, создание художественного произведения (в том числе совместного), например, картины или скульптуры, с последующим обсуждением; обсуждение спектакля и постановка своего спектакля и др.
Содержание программы тренинга содержит три блока: 1.Культура общения, 2.Учимся творить, 3.Выход в свет. Общее количество занятий – 21.
Предполагаемый результат: Ребенок владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения со взрослым: устанавливает дружеские отношения, умеет самостоятельно решать конфликты мирным путем. Сформированы практические умения уважительного отношения к окружающим людям, самому себе. Ребёнок использует в активной речи различные формы приветствия, благодарности, прощания, адекватно ситуации. Способен управлять своим поведением и способами общения. Способен давать адекватную оценку своему поведению, деятельности. Ребенок умеет осознавать свои эмоции, управлять своими чувствами (сдерживать гнев, огорчение, справляться с обидой), устанавливать не конфликтные отношения со сверстниками.
Раздел (блок) |
Темы занятий |
Кол-во занятий (часов) |
Задачи |
Приёмы и методы |
1.Культура общения |
1. Знакомство (умение начать и поддержать знакомство). 2. Как вести себя (правила хорошего тона в различных ситуациях – в школе, в театре, на улице и др.). 3. Игра с картинками «Оцени поступок» |
1
1
1 |
Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения. Развитие умения познакомиться Формирование внеситуативных познавательных и личностных мотивов общения |
Игры на развитие основных эмоциональных состояний. Игры на развитие
умения познакомиться, Дидактическая игра «Оцени поступок» |
2. Учимся творить |
4. Рисование 5.Оригами 6.Скульптура 7. Народная кукла. |
2 2 2 2 |
Познакомить детей с искусством. Организация здорового общения в группе |
Демонстрация произведений искусства Беседа Самостоятельная творческая деятельность детей. Игра |
3. Выход в свет |
8.Посещение кукольного театра 9. Создаём свой кукольный театр 12. Знакомство с театром 15.Ставим свой спектакль 16. Делимся впечатлениями |
3
1
3 2 1 |
Развитие умения вести себя в общественных местах Знакомство детей с искусством. Организация здорового общения в группе. Преодоление психологических барьеров в общении Самореализация каждого ребёнка через творчество |
Экскурсии в ТЮЗ Беседы Совместный творческий труд Постановка кукольного спектакля Постановка детского мини-спектакля |
Итого: |
21 |
Тренинг проводится в группе из 5-7 детей примерно одного возраста в просторном помещении с наличием свободных зон, а также столов и стульев. Время, затраченное на проведение одного занятия, не должно превышать 45 минут, за исключением экскурсий в театр.
Блок 1.Культура общения.
С помощью занятий этого блока мы решаем следующие задачи:
Тематика занятий:
Возможные типы заданий:
Эмоциональная сторона общения
очень важна при формировании
коммуникативных навыков, особенно
внеситуативных форм общения. При внеситуативно-личностном
общении эмоциональная связь
ребёнка со взрослым является обязательным
условием полноценной коммуникации.
[28] В связи с этим развитие эмоциональных
состояний ребёнка с ЗПР, а
также навыков общения с
Игры на развитие умения правильно
вести себя в различных ситуациях
подразумевают внеситуативно-
В качестве способа знакомства можно использовать такую игру: Дети стоят в кругу. Каждый называет своё имя, затем придумывает себе вымышленное, сказочное имя. Каждый из участников должен повторить имена по кругу несколько раз. Потом каждый должен нарисовать себя и других, подписав имена. Рисунки рассматриваются, сравниваются и обсуждаются.