Коррекционная работа: в России и заграницей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:47, реферат

Краткое описание

Существует богатый опыт обучения навыкам самообслуживания и бытового поведения детей, страдающих слепотой, глухотой, ДЦП или умственной отсталостью. ( Л.И. Аникеева 1985г.; А.Р.Маллер 1986г.) Эти принципы и многие приемы обучения могут быть использованы и в работе с аутичными детьми. Однако в силу специфики данного нарушения развития необходимы также особые принципы обучения аутичного ребенка, учитывающие его общие и индивидуальные особенности. Коррекционная работа направлена, главным образом, на развитие эмоционального контакта и взаимодействие ребенка со взрослым и со средой, аффективное развитие, формирование внутренних адаптивных механизмов поведения, а это , в свою очередь повышает общую социальную адаптацию аутичного ребенка, что является самым главным и очень важным в работе дефектологов, психологов и других специалистов детских учреждений , сталкивающихся с такими детьми, а также их родителей.

Оглавление

Введение……………………………………...3стр.
Особенности поведения аутичных детей………..5стр.
Поиски причин РДА………………………………8стр.
Основные признаки РДА…………………………12стр.
Коррекционная работа: в России и заграницей…15стр.
Заключение………………………………………...18стр.
Литература…………………………………………19стр.

Файлы: 1 файл

rannii_detskii_aytizm.doc

— 128.50 Кб (Скачать)


Содержание:

 

 

  1. Введение……………………………………...3стр.
  1. Особенности поведения аутичных детей………..5стр.
  2. Поиски причин РДА………………………………8стр.
  3. Основные признаки РДА…………………………12стр.
  4. Коррекционная работа: в России и заграницей…15стр.
  5. Заключение………………………………………...18стр.
  6. Литература…………………………………………19стр.

 

Введение.

 

             

              Последнее время стало все  больше уделяться внимания проблеме  изучения и коррекции различных  психических расстройств у детей. Появилось достаточно много литературы, в том числе и рекомендательной по вопросам умственной отсталости, нарушениям обучения и воспитания, отклонениям в поведении и общении.                                       Термин аутизм  (от греч. autos – сам)  ввел  в 1912 году

 Э. Блейлер для   обозначения особого вида  мышления,  которое

регулируется  эмоциональными  потребностями  человека  и  не

 зависит  от  реальной  действительности.

Происхождение аутизма  может быть различным. В легкой степени  он может встречаться при конституционных  особенностях психики    (акцентуация характера, психопатия), а  так же  в  условиях хронической психической травмы (аустическое развитие личности). А может выступать как грубая аномалия психического развития (ранний детский аутизм).

              РДА или синдром Каннера – это аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира. 

              Под названием «синдром РДА»  впервые описан Л. Каннером в 1943 году. Независимо от Каннера синдром был описан в 1944 году Г. Аспергером и в 1947 году  С.С. Мнухиным.

              В настоящее время наиболее  значимыми в клинической картине  синдрома Каннера  считаются следующие признаки:

  1. Аутизм  как предельное («экстремальное») одиночество ребенка, формирующее  нарушение  его социального развития вне связи с уровнем интеллектуального развития;
  2. Стремление   к  постоянству ,  проявляемое  как  стереотипные

занятия, сверхпристрастие к  различным объектам, сопротивление  изменениям  в окружающем;

  1. Особая характерная задержка и  нарушение развития речи, также вне связи с уровнем интеллектуального развития ребенка;
  2. Раннее проявление (до 2,5 лет) патологии психического развития (причем эта патология  в большей степени  связывается с особым нарушением психического развития, чем его регрессом;) 

              Установлено, что детский аутизм встречается примерно в 3-6 случаях на 10 тысяч детей, причем он чаще бывает у мальчиков, чем у девочек в пропорции 3-4: 1. Несмотря на тяжесть нарушений психического развития, в 1\3-1\4  случаев с возрастом проявляется тенденция   к   разной   степени   спонтанному   сглаживанию

 патологических   черт.

            С синдромом  раннего  детского  аутизма  связано  особое 

нарушение психического развития детей, которое ставит в  тупик их близких.  Эта   проблема  очень плохо  изучена и  очень  многие

вопросы  в  ней  остаются  открытыми,  что затрудняет  процессы

обучения,  воспитания  и коррекции таких детей.  Множество

вопросов возникает  в семьях, где появляется такой  ребенок.  Как

 с ним обращаться? Как его следует воспитывать? Каким  образом,

и  в какой школе  его следует обучать?

Эти и подобные вопросы  встают перед семьями примерно двадцати из каждых  10  тысяч  детей.  Именно  такова  частота  проявления

детского аутизма  и  сходных  с  ним  нарушений   психического

развития – случаев, требующих единого образовательного подхода в обучении и воспитании.

              Существует богатый опыт обучения  навыкам самообслуживания и бытового поведения детей, страдающих слепотой, глухотой,  ДЦП или умственной отсталостью. ( Л.И. Аникеева 1985г.; А.Р.Маллер 1986г.) Эти принципы и многие приемы обучения могут быть использованы и в работе с аутичными детьми. Однако в силу специфики данного нарушения развития необходимы также особые принципы обучения аутичного ребенка, учитывающие его общие и индивидуальные особенности. Коррекционная работа направлена, главным образом, на развитие эмоционального контакта  и  взаимодействие  ребенка  со  взрослым  и  со  средой, аффективное  развитие,  формирование  внутренних  адаптивных механизмов поведения,  а это ,  в  свою  очередь  повышает  общую социальную адаптацию аутичного ребенка, что является самым главным и  очень  важным в  работе  дефектологов,  психологов  и других  специалистов  детских  учреждений ,  сталкивающихся  с такими детьми, а  также их  родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности поведения  аутичных детей.

 

 

В рассказах о таких  детях постоянно отмечается одно и то же обстоятельство: они никогда не смотрят в глаза другому человеку. Такие дети любым способом избегают общения с людьми. Кажется, что они не понимают или совсем не слышат, что им говорят. Как правило, эти дети вообще не говорят, а если такое случается, то чаще всего для общения с другими людьми такие дети словами не пользуются. В их манере говорить отмечается еще одна особенность речи: они не употребляют личных местоимений, аутичный ребенок говорит о себе во втором или в третьем лице.

              Наблюдается еще и такая заметная  особенность, как большой интерес ко всяким механическим предметам и необыкновенная ловкость в обращении с ними. К обществу же они, напротив, проявляют очевидное равнодушие, у них отсутствует потребность сопоставлять себя с другими людьми или со своим собственным «Я».

Все ж чрезмерная антипатия  страдающих аутизмом детей к контактам с другими людьми смягчается радостью, которую они нередко испытывают, когда с ними обращаются как с совсем еще маленькими. В этом случае ребенок не будет уклоняться от ласковых  прикосновений  до тех  пор,  пока  вы не  начнете  настаивать, чтобы он посмотрел на вас или поговорил с вами.

              Очень часто у таких детей  наблюдается симбиотическая связь  с родителями  (чаще матерью).

              Дети – аутисты по сравнению со здоровыми сверстниками значительно реже жалуются. На конфликтную ситуацию они, как правило, реагируют криком, агрессивными действиями либо занимают  пассивно - оборонительную  позицию.  Обращение  за помощью к старшим чрезвычайно редки.

              Многие из таких детей страдают  тяжелым нарушением процесса  приема пищи. Иногда они вообще отказываются есть. (Чего только не пробовали родители четырехлетней девочки, чтобы пробудить у нее аппетит. Она от всего отказывалась, но при этом ложилась на пол рядом с собакой, принимала ту же позу и начинала есть из собачьей миски, беря пищу только ртом). Но это крайний случай.  Чаще  приходится  сталкиваться  с  предпочтением  определенного вида пищевых продуктов.

              Так же, аутичные дети могут  страдать тяжелыми нарушениями сна.  Особенно  трудно,  а  иногда и  невозможно  для  них заснуть. Период сна может быть сокращен до абсолютного минимума, к тому же, отсутствует регулярность сна. Некоторые дети не могут засыпать в одиночку, с ними непременно должны  находиться  отец или  мать.  Иные  дети  не  могут засыпать в собственной кровати, засыпают на каком-нибудь определенном стуле и только в сонном состоянии их можно перенести в кровать.

              Многие обычные окружающие предметы, явления и некоторые люди вызывают у них постоянное чувство страха. Признаки сильного страха у этих детей часто бывают вызваны причинами, которые поверхностному наблюдателю кажутся необъяснимыми. Если все же попытаться понять происходящее, то окажется, что нередко чувство страха возникает в результате навязчивой идеи. Например, дети иногда бывают одержимы идеей, что все вещи должны располагаться строго упорядочено по отношению друг к другу, что все в комнате должно иметь свое определенное место и если вдруг не находят этого, начинают испытывать сильнейшее чувство страха, паники. Аутические страхи деформируют предметность восприятия окружающего мира.

               У аутичных детей встречаются  и необычные пристрастия, фантазии, влечения и они как бы полностью  захватывают ребенка, их нельзя  отвлечь, увести от этих действий. 

Диапазон их очень  широк. Одни дети раскачиваются, перебирают пальцами, теребят веревочку, рвут бумагу, бегают по кругу   или от стены к стене.  Другие проявляют  необычные пристрастия к схемам движения транспорта,  планом улиц, электропроводки и т.д.

У некоторых имеются  фантастические идеи  перевоплощения в животное или сказочный персонаж.  Часть детей стремиться к странным, неприятным на обычный взгляд действиям: залезают в подвалы на помойки,  постоянно рисуют жестокие сцены  (казней), проявляют агрессивность, в действиях, обнаруживают сексуальное влечение.  Эти особые действия, пристрастия, фантазии играют важную роль в патологическом приспособлении таких детей к окружающему и к себе. 

              Искаженность развития у аутичных  детей может проявляться в  парадоксальном сочетании, опережающем возрастные нормы, развитие мыслительных операций и на их основе односторонних способностей (математических, конструктивных и др.) и интересов  и в то же время несостоятельности в практической жизни, в усвоении обыденных навыков, способов действий, особых трудностей в установлении взаимоотношений с окружающими.

              У некоторых детей с аутизмом  при тщательном тестировании можно получить такие результаты, которые в значительной степени выходят за рамки их возрастной нормы; но с некоторыми детьми тестирование проводить просто невозможно. Так, можно получить коэффициент интеллекта в диапазоне между  30 и 140.

Обращает на себя внимание однообразный и односторонний характер развития способностей и увлечений этих детей: любят перечитывать одни и те же книги, коллекционировать однообразные предметы. По характеру и содержанию отношения этих увлечений к действительности можно выделить две группы:

  • Оторванность от действительности (сочинение бессмысленных стихов, «чтение» книг на непонятном языке)
  • Связанные с  определенными  сторонами  действительности,

 направленные на  продуктивную деятельность (интерес  к математике, языкам, шахматам, музыке) – что может привести к дальнейшему развитию способностей.

             Дети с чертами аутизма ни на одном возрастном этапе не играют со сверстниками в сюжетные игры, не принимают социальных ролей и не воспроизводят в играх ситуации, отражающие реальные жизненные отношения: профессиональные, семейные и др. Интерес  и склонность к воспроизведению такого рода взаимоотношений у них отсутствует.

              Недостаточная социальная направленность, порождаемая аутизмом, у этих  детей проявляется в отсутствии  интереса не только к ролевым играм, но и к просмотру кинофильмов и телепередач, отражающих межличностные отношения.

               При аутизме наиболее отчетливо проявляются явления       асинхронии  формирования   функций и систем:    развитие речи нередко обгоняет развитие моторики, «абстрактное » мышление опережает развитие  наглядно  -  действенного  и наглядно – образного.

Ранее развитие формально  – логического мышления усиливает  способность к абстракции и способствует безграничным возможностям для умственных упражнений, не ограниченных рамками социально значимых оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиски причин РДА.

 

                  Поиски причин этого  расстройства  психического

развития шли по нескольким направлениям.

Первые обследования аутичных детей не дали свидетельств о патологии их нервной системы. В связи с этим в начале 50-х годов наиболее распространенной была гипотеза о психогенном происхождении страдания. Говоря иначе, нарушение развития эмоциональных связей с людьми, активности в освоении окружающего мира связывалось с ранними психическими травмами, с неправильным, холодным отношением родителей к ребенку, с неподходящими способами воспитания.

    Здесь можно  отметить следующую характерную  особенность - 

было принято считать, что у ребенка, страдающего аутизмом, типичный семейный фон. РДА часто возникает в интеллектуальной среде и в так называемых высших слоях общества, хотя известно, что это заболевание не ограничивается той или иной социальной группой.

Таким образом, ответственность  за нарушение психического развития биологически полноценного ребенка возлагалась на родителей, что очень часто было причиной тяжелых психических травм самих родителей.

              Дальнейшие сравнительные исследования  семей умственно отсталых детей  и детей, страдающих ранним  детским аутизмом, показали, что  аутичные дети перенесли не больше психотравмирующих ситуаций, чем другие, а родители аутичных детей даже более заботливы и преданы им,  чем это обычно  наблюдается  в семье ребенка с умственной отсталостью.

              В настоящее время большинство  исследователей полагают, что ранний детский аутизм является следствием особой патологии, в   основе  которой  лежит  недостаточность  центральной  нервной

Информация о работе Коррекционная работа: в России и заграницей