Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:10, дипломная работа
Цель исследования - выявить обучающие возможности использования пословиц и поговорок для формирования правильной выразительной устной речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава I. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста…………6
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста…………….......9
1.2. Особенности развития всех сторон речи детей старшего дошкольного возраста….......9
1) Особенности развития звуковой стороны…………………………………………9
2) Особенности развития словаря…………………………………………………….11
3) Особенности связной речи…………………………………………………………14
1.3. Развитие образной и выразительной речи………………………………………………..20
ГлаваII Методические основы использования пословиц и поговорок для речевого
развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………......23
2.1. Значение пословиц и поговорок для речевого развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………………….25
2.2. Возможности использования пословиц и поговорок на специальных занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы………………………………………27
2.3. Использование пословиц и поговорок в свободном речевом общении детей…………33
Глава III. Экспериментальное исследование использования пословиц и поговорок для речевого развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………..36
3.1. Диагностика речевого развития детей и выразительности речи…………………….....36
3.2. Описание работы по речевому развитию детей через использование пословиц и поговорок………………………………………………………………………………………..44
3.3. Анализ результатов работы……………………………………………………………......47
Заключение……………………………………………………………………………………...52
Библиография…………………………………………………………………………………...53
Приложение.
16. Леонтьев А.А. «Основы теории речевой деятельности» - М., 1974
17. Леонтьев А.А. «Функции и формы речи» // Основы теории речевой деятельности/Отв. ред. А.А. Леонтьев – М., 1974
18. Логинова В.И. «Развитие речи детей дошкольного возраста»/ Под ред. Ф.А.Сохина/ М., 1979
19. Мартынова М.Н. «Пословицы. Поговорки. Загадки» - М., 1986 Современник
20. Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать» - Ярославль А.Х., 2001
21. Методика развития речи детей - М., 1984
22. Методические рекомендации/ к программе воспитания и обучения в детском саду/ - М., 1986
23. Никифорова О.И. «Основы теории литературы» - М., 1971
24. Пшеницына Н.А. «Времена года. Песни, пословицы, приметы, загадки» - М., 2001
25. Психология дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов/ Под ред. А.В.Запорожца и Д.Б. Эльконина – М., 1964
26. Рубенштейн С.Л. «Основы общей психологии» М.. 1989
27. Рождественская В.И. Радина Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста» - М., 1968
28. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1979
29. Смирнова Е.О. «Дошкольный возраст» - Абакан, 1998
30. Сохин Ф.А. «Развитие речи детей дошкольного возраста» - М., 1979
31. Соловьева О.И. «Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду» - М., 1966
32. Соловьева О.И. «Русские народные волшебные сказки в воспитании детей дошкольного возраста» - М., 1966
33. Сохин Ф.А. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста» / Под ред. Н.Н.Поддьякова, Ф.А.Сохина – М., 1984
34. Тихеева Е.И. «Детский сад» - М.,Л., 1928
35. Тимофеев Л.И. «Основы теории литературы» - М.,1971
36. Тихеева Е.И. «Развитие речи детей» - М., 1981
37. Теплов Б.М. Изб. труды: В2т, - М., 1985
38. Ушинский К.Д. «Родное слово» Собрание сочинений: В11т – М., 1949 т.6 – с 237
39. УшаковаО.С. «Развитие связной речи»/ Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. – М., 1987
40. УшаковаО.С. «Развитие словесного творчества детей в 7 лет // Дошкольное воспитание, №9, 1972
41. УшаковаО.С. «Связная речь// развитие речи детей дошкольного возраста» - М., 1984
42. Фомичева А.А. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» - М., 1984
43. Флерина Е.А. «Художественное слово в детском саду // Эстетическое воспитание дошкольника» - М., 1961
44. Фелицина В.П., Прохоров Ю.Е. Лингвострановедческий словарь / Под ред. Е.М.Верещагина/ - М., 1979
45. Художественное творчество в детском саду – М., 1974
46. Художественное творчество и ребенок – М., 1972
47. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку – М., 1957
48. Ядэшко В.И. «Развитие речи детей от трех до пяти лет» - М., 1966
49. Яшина В.И. «Совершенствование обучения и воспитания дошкольников в детском саду и семье» - Шуя, 1993
50. Программа воспитания в детском саду – М., 1982
Приложение №1
Диагностика уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста группа «Чебурашка»
I – констатирующий этап
Ф.И. ребенка | возраст | словарный запас
| Звуковая культура речи | грамматический строй
| связная речь
| Уровень развития
| |||||
I | III | I | III | I | III | I | III | I | III | ||
1.Абдиваитова Д. | 6л.2м. | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 10 | 12 |
2.Бурминский С. | 6л. 4м. | 3 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 8 | 12 |
3.Чуркова Н. | 6л.3м. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 8 | 11 |
4.Чумак С. | 6л.1м. | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 8 |
5.Щекин Ю. | 5л.12м. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 6 | 8 |
6.Никонова Н. | 6л.1м. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 11 | 12 |
7.Болдырев Д. | 6л.2м. | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 9 |
8.Хундяков К. | 6л.2м. | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 9 |
9. Потехина А. | 6л.3м. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 5 | 8 |
10.Росликова К. | 6л.1м. | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 6 | 9 |
11.Третьякова В. | 6л.3м. | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 11 | 12 |
12 БекишД. | 6л.1м. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | 12 |
13.Гончарук С. | 6л.3м. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 11 | 12 |
14.Тартынова О. | 5л.12м. | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 9 | 12 |
15. Голикова Ю. | 6л.1м. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 7 | 8 |
группа « Золотая рыбка»
Ф.И. ребенка | возраст | словарный запас
| Звуковая культура речи | грамматический строй
| связная речь
| Уровень развития
| |||||
|
| I
| III | I | III | I | III | I | III | I | III |
1. Мамонтова О. | 6л.1м. | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 6 | 8 |
2. Иванюшина К. | 6л. 1м. | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 7 | 8 |
3. Шутко Д. | 6л.2м. | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 9 | 11 |
4. Суслов В. | 6л.2м. | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 9 | 12 |
5. Вощлаева О. | 6л.1м. | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 9 |
6. Лисманов А. | 6л.3м. | 2 | 2 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 8 | 9 |
7.Федяев В. | 5л.12м. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 5 | 8 |
8. Огородников А. | 6л. | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 9 |
9. Меркушев А. | 6л.1м. | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 8 | 10 |
10.Бояринцева А. | 6л.3м. | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 5 | 8 |
11.Иванишкин Д. | 6л.3м. | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 11 | 10 |
12.Кузнецова Д. | 6л. | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 8 | 10 |
13. Затлер А. | 6л.3м. | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 11 | 12 |
14.Маковецкая Н. | 6л.4м. | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 7 | 9 |
15.Сафронова П. | 6л.3м. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 9 | 10 |
Приложение №2 Определение уровня использования пословиц и поговорок
гр. «Чебурашка»
(констатирующий этап)
высокий уровень – 9 детей 60%
средний уровень – 4 детей 26,7%
низкий уровень – 2 детей 13,3%
Ф.И. ребенка | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | баллы | ||||||
справ. | неспр. | частич. | справ. | неспр. | частич. | справ. | неспр. | частич. | ||
1.Абдивантова Д. | 3 |
|
| 3 |
|
| 3 |
|
| 9 |
2.Бурминский С. | 3 |
|
| 3 |
|
| 3 |
|
| 9 |
3.Чуркова Н. |
|
| 2 |
|
| 2 | 3 |
|
| 5 |
4.Чумак С. | 3 |
|
| 3 |
|
| 3 |
|
| 9 |
5.Щекин Ю. |
| 1 |
|
| 1 |
|
| 1 |
| 3 |
6.Никонова Н. | 3 |
|
| 3 |
|
| 3 |
|
| 9 |
7.Болдырев Д. |
|
| 2 |
| 2 |
|
|
| 2 | 6 |
8.Хундяков К. | 3 |
|
| 3 |
|
| 3 |
|
| 9 |
9. Потехина А. |
|
| 2 |
|
| 2 |
|
| 2 | 6 |
10.Росликова К. |
|
| 2 |
| 1 |
|
| 1 |
| 4 |
11.Третьякова В. | 3 |
|
| 3 |
|
| 3 |
|
| 9 |
12 Бекин Д. | 3 |
|
| 3 |
|
| 3 |
|
| 9 |
13.Гончарук С. | 3 |
|
| 3 |
|
| 3 |
|
| 9 |
14.Тартынова О. | 3 |
|
| 3 |
|
| 3 |
|
| 9 |
15. Голикова Ю. |
|
| 2 |
|
| 2 |
|
| 2 | 6 |
Приложение №3 Определение уровня использования пословиц и поговорок
гр. «Золотая рыбка»
(констатирующий этап)
Ф.И. ребенка | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | баллы | ||||||
справ. | неспр. | частич. | справ. | неспр. | частич. | справ. | неспр. | частич. | ||
1. Мамонтова О. |
| 1 |
| 3 |
|
|
| 1 |
| 3 |
2. Иванюшина К. | 3 |
|
| 3 |
|
|
|
| 2 | 8 |
3. Шутко Д. | 3 |
|
|
|
|
|
|
| 2 | 8 |
4. Суслов В. |
|
| 2 |
|
| 2 |
|
| 2 | 6 |
5. Вощлаева О. | 3 |
|
|
|
| 2 | 3 |
|
| 8 |
6. Лисманов А. | 3 |
|
|
|
| 2 |
|
| 2 | 7 |
7.Федяев В. |
| 1 |
|
| 1 |
|
|
| 2 | 4 |
8. Огородников А. | 3 |
|
|
|
| 2 |
|
| 2 | 7 |
9. Меркушев А. |
|
| 2 |
|
| 2 |
|
| 2 | 6 |
10.Бояринцева А. |
| 1 |
|
| 1 |
|
|
| 2 | 4 |
11.Иванишкин Д. | 3 |
|
| 3 |
|
| 3 |
|
| 9 |
12.Кузнецова Д. |
|
| 2 |
|
| 2 |
|
| 2 | 6 |
13. Затлер А. |
|
| 2 | 3 |
|
| 3 |
|
| 8 |
14.Маковецкая Н. | 3 |
|
|
|
| 2 |
|
| 2 | 7 |
15.Сафронова П. |
|
| 2 | 3 |
|
| 3 |
|
| 8 |