Использование пословиц и поговорок для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить обучающие возможности использования пословиц и поговорок для формирования правильной выразительной устной речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава I. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста…………6
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста…………….......9
1.2. Особенности развития всех сторон речи детей старшего дошкольного возраста….......9
1) Особенности развития звуковой стороны…………………………………………9
2) Особенности развития словаря…………………………………………………….11
3) Особенности связной речи…………………………………………………………14
1.3. Развитие образной и выразительной речи………………………………………………..20
ГлаваII Методические основы использования пословиц и поговорок для речевого
развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………......23
2.1. Значение пословиц и поговорок для речевого развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………………….25
2.2. Возможности использования пословиц и поговорок на специальных занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы………………………………………27
2.3. Использование пословиц и поговорок в свободном речевом общении детей…………33
Глава III. Экспериментальное исследование использования пословиц и поговорок для речевого развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………..36
3.1. Диагностика речевого развития детей и выразительности речи…………………….....36
3.2. Описание работы по речевому развитию детей через использование пословиц и поговорок………………………………………………………………………………………..44
3.3. Анализ результатов работы……………………………………………………………......47
Заключение……………………………………………………………………………………...52
Библиография…………………………………………………………………………………...53
Приложение.

Файлы: 1 файл

пословицы .doc

— 646.00 Кб (Скачать)

16.   Леонтьев А.А. «Основы теории речевой деятельности» - М., 1974

17.   Леонтьев А.А. «Функции и формы речи» // Основы теории речевой деятельности/Отв. ред. А.А. Леонтьев – М., 1974

18.   Логинова В.И. «Развитие речи детей дошкольного возраста»/ Под ред. Ф.А.Сохина/ М., 1979

19.   Мартынова М.Н. «Пословицы. Поговорки. Загадки» - М., 1986 Современник

20.   Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать» - Ярославль А.Х., 2001

21.   Методика развития речи детей - М., 1984

22.   Методические рекомендации/ к программе воспитания и обучения в детском саду/ - М., 1986

23.   Никифорова О.И. «Основы теории литературы» - М., 1971

24.   Пшеницына Н.А. «Времена года. Песни, пословицы, приметы, загадки» - М., 2001

25.   Психология дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов/ Под ред. А.В.Запорожца и Д.Б. Эльконина – М., 1964

26.   Рубенштейн С.Л. «Основы общей психологии» М.. 1989

27.   Рождественская В.И. Радина Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста» - М., 1968

28.   Русский язык. Энциклопедия. – М., 1979

29.   Смирнова Е.О. «Дошкольный возраст» - Абакан, 1998

30.   Сохин Ф.А. «Развитие речи детей дошкольного возраста» - М., 1979

31.   Соловьева О.И. «Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду» - М., 1966

32.   Соловьева О.И. «Русские народные волшебные сказки в воспитании детей дошкольного возраста» - М., 1966

33.   Сохин Ф.А. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста» / Под ред. Н.Н.Поддьякова, Ф.А.Сохина – М., 1984

34.   Тихеева Е.И. «Детский сад» - М.,Л., 1928

35.   Тимофеев Л.И. «Основы теории литературы» - М.,1971

36.   Тихеева Е.И. «Развитие речи детей» - М., 1981

37.   Теплов Б.М. Изб. труды: В2т, - М., 1985

38.   Ушинский К.Д. «Родное слово» Собрание сочинений: В11т – М., 1949 т.6 – с 237

39.   УшаковаО.С. «Развитие связной речи»/ Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. – М., 1987

40.   УшаковаО.С. «Развитие словесного творчества детей в 7 лет // Дошкольное воспитание, №9, 1972

41.   УшаковаО.С. «Связная речь// развитие речи детей дошкольного возраста» - М., 1984

42.   Фомичева А.А. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» - М., 1984

43.   Флерина Е.А. «Художественное слово в детском саду // Эстетическое воспитание дошкольника» - М., 1961

44.   Фелицина В.П., Прохоров Ю.Е. Лингвострановедческий словарь / Под ред. Е.М.Верещагина/ - М., 1979

45.   Художественное творчество в детском саду – М., 1974

46.   Художественное творчество и ребенок – М., 1972

47.   Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку – М., 1957

48.   Ядэшко В.И. «Развитие речи детей от трех до пяти лет» - М., 1966

49.   Яшина В.И. «Совершенствование обучения и воспитания дошкольников в детском саду и семье» - Шуя, 1993

50.   Программа воспитания в детском саду – М., 1982

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Диагностика уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста группа «Чебурашка»

I – констатирующий этап

III – контрольный этап

Ф.И. ребенка

возраст

словарный запас

 

 

Звуковая культура речи

грамматический строй

 

 

связная речь

 

 

Уровень развития

 

 

I   

III

I

III

I

III

I   

III

I

III

1.Абдиваитова Д.

6л.2м.

2

3

2

3

3

3

3

3

10

12

2.Бурминский С.

6л. 4м.

3

3

1

3

2

3

2

3

8

12

3.Чуркова Н.

6л.3м.

2

3

2

3

2

3

2

2

8

11

4.Чумак С.

6л.1м.

2

3

2

2

2

2

2

2

8

8

5.Щекин Ю.

5л.12м.

2

2

2

2

1

2

1

2

6

8

6.Никонова Н.

6л.1м.

3

3

3

3

3

3

2

3

11

12

7.Болдырев Д.

6л.2м.

1

2

3

3

2

2

2

2

8

9

8.Хундяков К.

6л.2м.

2

3

2

2

2

2

2

2

8

9

9. Потехина А.

6л.3м.

1

2

1

2

1

2

2

2

5

8

10.Росликова К.

6л.1м.

1

2

2

2

2

3

1

2

6

9

11.Третьякова В.

6л.3м.

3

3

2

3

11

12 

12 БекишД.

6л.1м.

3

3

3

3

3

3

3

3

12

12

13.Гончарук С.

6л.3м.

3

3

3

2

11

12

14.Тартынова О.

5л.12м.

3

3

2

3

2

3

2

3

9

12

15. Голикова Ю.

6л.1м.

2

2

2

2

2

2

1

2

7

8

 

группа « Золотая рыбка»

 

Ф.И. ребенка

возраст

словарный запас

 

Звуковая культура речи

грамматический строй

 

 

связная речь

 

 

Уровень развития

 

 

 

 

I

 

III

I

III

I

III

I

III

I

III

1. Мамонтова О.

6л.1м.

1

2

2

2

1

2

2

2

6

8

2. Иванюшина К.

6л. 1м.

2

2

1

2

2

2

2

2

7

8

3. Шутко Д.

6л.2м.

3

3

2

2

2

3

2

3

9

11

4. Суслов В.

6л.2м.

3

3

2

3

2

3

2

3

9

12

5. Вощлаева О.

6л.1м.

2

3

2

2

2

2

2

2

8

9

6. Лисманов А.

6л.3м.

2

2

3

3

1

2

2

2

8

9

7.Федяев В.

5л.12м.

1

2

1

2

1

2

2

2

5

8

8. Огородников А.

6л.

2

3

2

2

2

2

2

2

8

9

9. Меркушев А.

6л.1м.

2

2

2

3

2

2

2

3

8

10

10.Бояринцева А.

6л.3м.

1

2

1

2

2

2

1

2

5

8

11.Иванишкин Д.

6л.3м.

3

3

2

2

3

3

3

2

11

10

12.Кузнецова Д.

6л.

1

2

3

3

2

3

2

2

8

10

13. Затлер А.

6л.3м.

3

3

3

3

2

3

3

2

11

12

14.Маковецкая Н.

6л.4м.

2

2

2

3

2

2

1

2

7

9

15.Сафронова П.

6л.3м.

2

3

2

3

2

2

3

2

9

10

 

 

 

 

Приложение №2 Определение уровня использования пословиц и поговорок

гр. «Чебурашка»

(констатирующий этап)

 

 

высокий уровень – 9 детей 60%

средний уровень – 4 детей 26,7%

низкий уровень – 2 детей 13,3%

 

 

Ф.И. ребенка

Задание №1

Задание №2

Задание №3

баллы

справ.

неспр.

частич.

справ.

неспр.

частич.

справ.

неспр.

частич.

1.Абдивантова Д.

3

 

 

3

 

 

3

 

 

9

2.Бурминский С.

3

 

 

3

 

 

3

 

 

9

3.Чуркова Н.

 

 

2

 

 

2

3

 

 

5

4.Чумак С.

3

 

 

3

 

 

3

 

 

9

5.Щекин Ю.

 

1

 

 

1

 

 

1

 

3

6.Никонова Н.

3

 

 

3

 

 

3

 

 

9

7.Болдырев Д.

 

 

2

 

2

 

 

 

2

6

8.Хундяков К.

3

 

 

3

 

 

3

 

 

9

9. Потехина А.

 

 

2

 

 

2

 

 

2

6

10.Росликова К.

 

 

2

 

1

 

 

1

 

4

11.Третьякова В.

3

 

 

3

 

 

3

 

 

9

12 Бекин Д.

3

 

 

3

 

 

3

 

 

9

13.Гончарук С.

3

 

 

3

 

 

3

 

 

9

14.Тартынова О.

3

 

 

3

 

 

3

 

 

9

15. Голикова Ю.

 

 

2

 

 

2

 

 

2

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3 Определение уровня использования пословиц и поговорок

гр. «Золотая рыбка»

(констатирующий этап)

Ф.И. ребенка

Задание №1

Задание №2

Задание №3

баллы

справ.

неспр.

частич.

справ.

неспр.

частич.

справ.

неспр.

частич.

1. Мамонтова О.

 

1

 

3

 

 

 

1

 

3

2. Иванюшина К.

3

 

 

3

 

 

 

 

2

8

3. Шутко Д.

3

 

 

 

 

 

 

 

2

8

4. Суслов В.

 

 

2

 

 

2

 

 

2

6

5. Вощлаева О.

3

 

 

 

 

2

3

 

 

8

6. Лисманов А.

3

 

 

 

 

2

 

 

2

7

7.Федяев В.

 

1

 

 

1

 

 

 

2

4

8. Огородников А.

3

 

 

 

 

2

 

 

2

7

9. Меркушев А.

 

 

2

 

 

2

 

 

2

6

10.Бояринцева А.

 

1

 

 

1

 

 

 

2

4

11.Иванишкин Д.

3

 

 

3

 

 

3

 

 

9

12.Кузнецова Д.

 

 

2

 

 

2

 

 

2

6

13. Затлер А.

 

 

2

3

 

 

3

 

 

8

14.Маковецкая Н.

3

 

 

 

 

2

 

 

2

7

15.Сафронова П.

 

 

2

3

 

 

3

 

 

8

Информация о работе Использование пословиц и поговорок для развития речи детей старшего дошкольного возраста