Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:10, дипломная работа
Цель исследования - выявить обучающие возможности использования пословиц и поговорок для формирования правильной выразительной устной речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава I. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста…………6
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста…………….......9
1.2. Особенности развития всех сторон речи детей старшего дошкольного возраста….......9
1) Особенности развития звуковой стороны…………………………………………9
2) Особенности развития словаря…………………………………………………….11
3) Особенности связной речи…………………………………………………………14
1.3. Развитие образной и выразительной речи………………………………………………..20
ГлаваII Методические основы использования пословиц и поговорок для речевого
развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………......23
2.1. Значение пословиц и поговорок для речевого развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………………….25
2.2. Возможности использования пословиц и поговорок на специальных занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы………………………………………27
2.3. Использование пословиц и поговорок в свободном речевом общении детей…………33
Глава III. Экспериментальное исследование использования пословиц и поговорок для речевого развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………..36
3.1. Диагностика речевого развития детей и выразительности речи…………………….....36
3.2. Описание работы по речевому развитию детей через использование пословиц и поговорок………………………………………………………………………………………..44
3.3. Анализ результатов работы……………………………………………………………......47
Заключение……………………………………………………………………………………...52
Библиография…………………………………………………………………………………...53
Приложение.
Использование пословиц и поговорок для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Дипломная работа по специальности
030900 Дошкольная педагогика и психология.
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
Глава I. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста…………6
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста…………….......9
1.2. Особенности развития всех сторон речи детей старшего дошкольного возраста….......9
1) Особенности развития звуковой стороны…………………………………………9
2) Особенности развития словаря…………………………………………………….11
3) Особенности связной речи…………………………………………………………14
1.3. Развитие образной и выразительной речи………………………………………………..20
ГлаваII Методические основы использования пословиц и поговорок для речевого
развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………......
2.1. Значение пословиц и поговорок для речевого развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………
2.2. Возможности использования пословиц и поговорок на специальных занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы………………………………………27
2.3. Использование пословиц и поговорок в свободном речевом общении детей…………33
Глава III. Экспериментальное исследование использования пословиц и поговорок для речевого развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………..36
3.1. Диагностика речевого развития детей и выразительности речи…………………….....36
3.2. Описание работы по речевому развитию детей через использование пословиц и поговорок………………………………………………………
3.3. Анализ результатов работы…………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Приложение.
Введение.
Воспитатель дошкольного учреждения должен знать, как важно уметь правильно обучать детей родной речи, понять, что речевое развитие ребёнка дошкольного возраста в первые годы жизни оказывает решающее влияние на всю его последующую судьбу.
Как же должен поступать воспитатель – педагог, чтобы осуществить грамотное развитие речи у детей? Как сделать так, чтобы образец монологической речи стал востребован? Только взрослый человек понимает, что в языке скрыты все философские основы бытия. Поэтому общение ребёнка с взрослым является непременным условием для его всестороннего развития. Взрослые хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры.
Передать этот опыт можно не иначе, как с помощью языка.
«Язык – важнейшее средство человеческого общения»
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
Эта общая задача состоит из ряда специальных частных задач: развитие словаря, звуковой и грамматической стороны речи, монологической и диалогической речи.
Все стороны речи активно развиваются только при общении ребёнка со взрослым, но в практике дошкольных учреждений живое слово далеко не всегда используется: с одной стороны, педагог часто злоупотребляет словесным материалом, даёт его без учёта конкретного опыта и интересов ребёнка;
С другой – мы имеем недооценку роли живого слова в повседневной воспитательной работе. Необходима упорная и систематическая работа за использованием живого слова в педагогической практике, за качество речи детей и педагога.
Живое слово должно быть действенным и убедительным как по содержанию, так и по форме и технике подачи.
Живое слово требует простоты, ясности, логического построения, без награмаждения, излишних отвлечений в сторону от основной темы.
Язык должен быть образным, передача – выразительной, эмоциональной. Мышление дошкольника образно, конкретно, эмоционально, поэтому художественное слово имеет большую воздействующую силу на ребёнка.
Педагогу, особенно важно работать над собой в этом направлении, так как он является для детей ближайшим живым примером, воспитывает, руководит развитием детской речи в тот период, когда у ребёнка ещё нет жизненного опыта, соответствующих речевых навыков. Всё это обусловило актуальность выбранной нами темы для исследования.
Цель исследования - выявить обучающие возможности использования пословиц и поговорок для формирования правильной выразительной устной речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – возможности использования пословиц и поговорок для речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза – мы предполагаем, что использование пословиц и поговорок для развития речи детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
- педагог подбирает пословицы и поговорки с учётом различных сторон речи ребёнка дошкольника;
- использует методы и приёмы способствующие употреблению детьми пословиц и поговорок.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Охарактеризовать методы и приёмы, формы организации работы по исследованию пословиц и поговорок для речевого развития детей в ДОУ;
3. Экспериментально проверить знание и использование пословиц и поговорок в речевом общении детей старшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования являются:
учения Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна о развитии выразительной речи детей дошкольного возраста;
исследования Ф.С.Сохина и О.С.Ушаковой об особенностях речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Для решения поставленных задач были исследованы теоретические и практические методы исследования: анализ психологической, лингвистическо-педагогической, методической литературы; статистической обработки результатов педагогического эксперимента; опытно-экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста.
База исследования МДОУ №2 «Метелица»
Теоретическая значимость состоит в том, чтобы отобрать, систематизировать и обосновать использование пословиц и поговорок для развития всех сторон речи детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость заключается в том, что представленные материалы дипломной работы могут быть использованы студентами и педагогами ДОУ для практического применения в своей работе.
Структура дипломной работы:
Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, приложения.
Глава I «Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста».
1.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольное детство – совершенно своеобразный период развития ребёнка. В этом возрасте перестраивается вся психологическая жизнь ребёнка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребёнка побуждается и направляется извне – взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте ребёнок сам начинает определять собственное поведение.
Л.Н. Леонтьев назвал дошкольное детство периодом первоначального фактического складывания личности, периодом развития личностных механизмов поведения. Общение ребёнка со взрослым усложняется и приобретает новые формы и новое содержание. Дошкольнику уже недостаточно внимания взрослого и совместной деятельности с ним. Благодаря речевому развитию, значительно расширяются возможности общения с окружающим.
Теперь ребёнок может общаться не только по поводу непосредственно воспринимаемых предметов, но и поводу предметов только представляемых, мыслимых, отсутствующих в конкретной ситуации взаимодействия. Содержание общения становится внеситуативным, выходящем за пределы воспринимаемой ситуации.
М.И.Лисина выделяет две внеситуативные формы общения, характерные для дошкольного возраста – познавательную и личностную.
К концу дошкольного возраста складывается новая или высшая для дошкольного возраста – внеситуативно - личностная форма общения.
Для старших дошкольников характерно не просто стремление к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Для них становится особенно важным достижение общности взглядов и оценок со взрослым.
Совпадение своей точки зрения с мнением старших служит доказательством её правильности. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситуативно – личностного общения. Средства общения, как и на предыдущем этапе, остаются речевыми. Между двумя внеситуативными формами общения нет чётных возрастных границ: нередко случается, что внеситуативно – личностное общение не возникает до 6 - 7 лет, а иногда в упрощённом варианте оно встречается уже у трёхлеток.
Однако общая возрастная тенденция всё же свидетельствует о последовательном появлении этих форм общения в онтогенезе.
Кроме взрослого, в социальной ситуации развития ребёнка в дошкольном возрасте всё большую роль начинают играть сверстники. Общение и отношение с другими детьми становятся не менее значимыми для ребёнка, чем его взаимоотношения с взрослыми.
Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и в сознании дошкольника. Л. С. Выготский полагал, что развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных психических функций (внимание, памяти, мышления и пр.), а изменением отношения между отдельными функциями.
Важнейшей особенностью дошкольного возраста, с его точки зрения, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой становится память».[9,с.263]
Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы. Мышление ребёнка – дошкольника во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника – значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его.
То, что память становиться в центр сознания ребёнка, приводит к существенным следствиям, характеризующим психическое развитие дошкольника. Прежде всего ребёнок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Его мышление перестаёт быть наглядно – действенным, оно отрывается от воспринимаемой ситуации, следовательно, открывается возможность устанавливать такие связи между общими представлениями, которые не даны в непосредственном чувственном опыте. Ребёнок может устанавливать простые причинно – следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление как – то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов». Строя свою картину мира, ребёнок выдумывает, изобретает, воображает.
Воображение - одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Воображение имеет много общего с памятью: в обоих случаях ребёнок действует в плане образов и представлений. Память в некотором смысле тоже можно рассматривать как «воспроизводящее воображение». Но помимо воспроизведения образов прошлого опыта, воображение позволяет ребёнку строить и создавать что – то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются ещё в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном возрасте. Дошкольник создаёт воображаемую ситуацию в игре, сочиняет фантастические истории, рисует придуманные им персонажи. В этот период ребёнок не просто придумывает, он верит в свой воображаемый мир и живёт в нм. Он живёт в воображаемой игровой ситуации, сказочные или театральные персонажи являются для него вполне настоящими, придуманные и реальные истории для него трудно различимы. Эта эмоциональная насыщенность воображаемых образов и вера в воображаемую ситуацию является одной из самых важных специфических особенностей дошкольного возраста.
Ещё одним важным новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение можно определить как поведение, опосредованное определённым представлением. В дошкольном возрасте происходят качественные изменения всего поведения ребёнка – их импульсивного и непосредственного оно становится опосредованным нормами и правилами поведения. Здесь впервые возникает вопрос о том, как надо себя вести, то есть создаётся предварительный образ своего поведения. Образ поведения, который может быть задан в форме обобщённого правила, или игровой роли, или действий конкретного человека, выступает как регулятор.