Использование пословиц и поговорок для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить обучающие возможности использования пословиц и поговорок для формирования правильной выразительной устной речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава I. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста…………6
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста…………….......9
1.2. Особенности развития всех сторон речи детей старшего дошкольного возраста….......9
1) Особенности развития звуковой стороны…………………………………………9
2) Особенности развития словаря…………………………………………………….11
3) Особенности связной речи…………………………………………………………14
1.3. Развитие образной и выразительной речи………………………………………………..20
ГлаваII Методические основы использования пословиц и поговорок для речевого
развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………......23
2.1. Значение пословиц и поговорок для речевого развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………………….25
2.2. Возможности использования пословиц и поговорок на специальных занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы………………………………………27
2.3. Использование пословиц и поговорок в свободном речевом общении детей…………33
Глава III. Экспериментальное исследование использования пословиц и поговорок для речевого развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………..36
3.1. Диагностика речевого развития детей и выразительности речи…………………….....36
3.2. Описание работы по речевому развитию детей через использование пословиц и поговорок………………………………………………………………………………………..44
3.3. Анализ результатов работы……………………………………………………………......47
Заключение……………………………………………………………………………………...52
Библиография…………………………………………………………………………………...53
Приложение.

Файлы: 1 файл

пословицы .doc

— 646.00 Кб (Скачать)

   Ребёнок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с этим образом, который становится образцом.

   Это сравнение с образцом есть осознание своего поведения и отношения к нему с точки зрения этого образца. Осознание своего поведения и начало личного самосознания – одно из главных новообразований дошкольного возраста. Старший дошкольник начинает понимать, что он умеет, а что - нет, он знает своё ограниченное место в системе отношений с другими людьми, сознаёт не только свои действия, но и свои внутренние переживания – желания, предпочтения, настроения и пр.

   В дошкольном возрасте ребёнок проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни, которая и составляет суть личного самосознания.

   Таковы основные психические новообразования дошкольного возраста. Так же для детей старшего дошкольного возраста наиболее характерна игровая и продуктивная деятельность. В старшем дошкольном возрасте возникают элементы учебной деятельности, но основным и ведущим видом деятельности является игра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности развития всех сторон речи детей старшего дошкольного возраста.

   Проанализировав психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, мы теперь можем перейти к рассмотрению особенностей развития речевых сторон дошкольника. Сюда включаются особенности развития звуковой стороны, развитие словаря, развитие связной речи.

   Мы разделяем точку зрения Е.И.Тихеевой, что лингвистическое воспитание ребёнка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершенствоваться на родном языке. Детские воспитательные учреждения должны жить духом своего народа. Родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания, к его народному духу, к его поэзии ребёнок должен приобщаться с первых годов жизни.

   Развивающая речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка.

1. Особенности развития звуковой стороны.

   С рождения до 1 года – младенческий возраст, деятельность ребёнка ограничивается эмоциональным общением, поэтому и психические изменения ребёнка в течение первого года жизни связаны с эмоциями и первыми попытками самостоятельности, в раннем детстве (1-3г.) самосознание достигает положения «Ясам», и только в 3-7 лет – дошкольное детство – деятельность ребёнка проявляется в сюжетно-ролевой игре, где появляется потребность в общественной значимости – «у меня получилось!».

   Существует два способа вхождения знания: интуитивный и рациональный. В дошкольном возрасте эти способы возможно объединить для достижения цели по формированию речи у ребёнка, учитывая закономерности развития физиологического и эмоционального, особое внимание следует уделить психическому состоянию ребёнка – «если ребёнок психически здоров, он становится грамотным» - утверждает доктор филологических наук профессор И.А.Баранова.

   Интеллект появляется на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом. Но он развивается у человека и совершенствуется только при непременном условии овладения речью.

   Наукой доказано, что без речевого общения, то есть без социальной (общественной) среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Воспитатель обязан помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности.

   Речь развивается в процессе подражания. По данным физиологов, подражание у человека – это безусловный рефлекс, инстинкт, то есть врождённое умение, которому не учатся, а с которым уже рождаются.

   Дети старшего возраста в большинстве своём усваивают и правильно произносят все звуки родного языка, умеют чётко и правильно произносить слова и фразы, менять громкость речи в зависимости от ситуации, имеют достаточно развитый речевой слух.

   Однако в этом возрасте ещё встречаются дети, не совсем чётко произносящие отдельные звуки и многосложные слова, особенно со стечением нескольких согласных.

   Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести к трудностям в овладении грамотой.

   Основной задачей у детей старшего дошкольного возраста по формированию звуковой культуры речи является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, интонационно-выразительной речи.

   На этом этапе формирование звуковой культуры речи можно связать с работой по дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми:

- шипящих и свистящих [ш-с],[ж-з], [ч-ц], [щ-сь];

- звонких и глухих [в-ф], [з-с], [б-н], [д-т], [г-к];

- звуков [л-р];

- твёрдых и мягких [д-дь],[л-ль],и др.

   работа по дифференциации звуков может быть только правильно построена, если различение звуков проводится одновременно как акустическим, так и по артикуляционным свойствам. Такая систематическая работа, направленная на изучение различительных особенностей звуков, помогает детям, пришедшим в детский сад чуть позже, уточнить своё звукопроизношение, способствует развитию фонематического слуха и выработке тонких дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, характерных для различения звуков, а всё это является необходимым условием для дальнейшего развития речи и обучения родному языку.

Дифференциация любой пары звуков предусматривает 3 вида работы.

1.       – вид работы – дифференциация изолированных звуков.

  Воспитатель проводит работу по различию звуков по их акустическим и артикуляционным свойствам, используя при этом картины – «образы», т. е. условно соотнося звук с определённым звуком, издаваемым животным, предметом.

2.       – вид работы – дифференциация звуков в словах.

  Воспитатель подбирает различные картинки, предметы, игрушки, в название которых имеются дифференцируемые звуки, и учит детей отличать их.

Сначала берутся слова, в которых имеется тот или другой дифференцируемый звук, затем – слова, отличающиеся только одним дифференцируемым звуком, потом – слова, включающие оба дифференцируемых звука. Дети должны чётко, правильно произносить звуки и указывать их различие.

3.       – вид работы – дифференциация звуков в речи.

Воспитатель подбирает словесные игры, рассказы, сюжетные картинки, стихи, чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы и другой речевой материал, насыщенный дифференцируемыми звуками.

   При этом он следит за тем, чтобы дети правильно употребляли эти звуки и не смешивали их в собственном произношении.

   Давая в потешках, стихах, рассказах материал для дифференциации звуков, педагог имеет возможность одновременно отрабатывать с детьми темп речи, дикцию, умение правильно пользоваться голосом, следить за правильностью произнесения слов с учётом литературных норм их произношения.

2. Особенности развития словаря.

   В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучатся в школе, понимать литературу, теле и радиопередачи и т. д. поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

   Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.

   Можно выделить количественную и качественную этого процесса. Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребёнка. Так, в 1 год малыш активно владеет 10 – 12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3 – 3,5 тысяч.

Содержание каждого слова является понятие.

В психологии содержание слова также определяется как общение или понятие. По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность – предметы, явления (их особенности, свойства, качества), он начинает делать обобщения, руководствуясь теми или иными признаками. Зачастую эти признаки несущественны, но эмоционально зависимы для ребёнка. Например, малыш называет кошку «киской» и предметы из пушистого меха также. Эта же особенность наблюдается и у старших детей. Так, овощами они считают лук, морковь, не включая сюда огурец, помидор. И лишь постепенно по мере развития мышления, дошкольники овладевают объективным понятийным содержанием слова. Таким образом, значение слова изменяется для детей на протяжении дошкольного детства с развитием их познавательных возможностей.

   Ещё одна особенность словаря дошкольника – это значительно меньший его объём по сравнению со словарём взрослого, так как объём накопленных сведений об окружающем значительно уступает объёму знаний взрослого человека. Эти особенности в развитии словаря позволяют определить задачи словарной работы:

1.       Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.

2.       Обеспечить освоение социально закреплённого содержания слов

3.       Активизация словаря, то есть не только знание слов, но и введение их в практику общения.

   Особенности словаря детей и задачи словарной работы определяют принципы, на которых строится программа и методика словарной работы в детском саду.

   Таким принципам прежде всего является опора при формировании словаря у детей на активное и действенное познание ими окружающей действительности. В структуре программы этот принцип реализуется таким образом, что содержание словарной работы включено в разделы, посвящённые разным видам деятельности (труд, игра, занятие, бытовая деятельность).

   Следующим принципом является связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребёнком окружающего мира. Таким образом, содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.

   Усложнение в содержании программы можно проследить в з-х следующих направлениях:

1.       Расширение словаря ребёнка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

2.       Введение слова, обозначающих качества, свойства, отклонения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

3.       Введение слов, обозначающих элементарное понятие, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

   Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании:

- при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д.

   В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по расширению словаря. Главное внимание уделяют введению в активный словарь слов, обозначающих дифференцированные по степени выраженности качества и свойства (светло-красный, горько-солёный). Продолжается работа по введению элементарных понятий (овощи, фрукты, транспорт и т.п.).

   Итак, содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний о предметном мире. В итоге у детей накапливается значительный объём знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное общение. Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нём представлены все части речи, это позволяет сделать речь ребёнка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.

   Реализация программы по словарной работе осуществляется через систему соответствующих занятий. Эта система складывается из занятий трёх разновидностей: занятий, в которых словарная работа осуществляется в процессе ознакомления с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений окружающей действительности, занятий, где словарная работа опирается на углубление занятий детей об окружающих предметах и явлениях (ознакомление с качествами, свойствами, особенностями), и занятий, решающих задачи словарной работы в процессе обобщения, формирования понятий.

   Во всех видах этих занятий развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности.

   Работа по формированию словаря начинается с занятий, посвящённых первичному ознакомлению с предметами. Эту роль выполняют занятия – демонстрации предметов и их выражения, действий с ними, а также игры – занятия типа «Оденем куклу на прогулку», «Напоим мишку чаем» и т.п. основная цель этих занятий – ввести в речь детей названия предметов и некоторых действий с ними.

   Решить такую задачу можно, лишь правильно организовав восприятие. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети легко осваивают название новых для них предметов в процессе той деятельности, где эти предметы им встречаются. Дальнейшим развитие словаря осуществляется по мере углубления знаний ребёнка о предметах, ознакомление с их качествами, свойствами. На занятиях по углублению знаний детей о предметах решается задача формирования целостного, полного представления о предмете, отражающего связь назначения предмета с его строением и материалом, из которого он изготовлен. Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в дидактических играх, осуществляется в бытовом общении дошкольников.

   Роль воспитателя здесь заключается в организации содержательного общения, во внимании к речи детей, к её словарному составу, к тому, чтобы ребёнок использовал всё богатство накопленного словаря. Таким образом, в процессе занятий формируется понятийный характер слова у дошкольников, развивается их мышление.

3 Особенности развития связной речи.

   Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

   Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребёнок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Развитие у детей связной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в её широком понимании. Всё последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Информация о работе Использование пословиц и поговорок для развития речи детей старшего дошкольного возраста