Использование пословиц и поговорок для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить обучающие возможности использования пословиц и поговорок для формирования правильной выразительной устной речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава I. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста…………6
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста…………….......9
1.2. Особенности развития всех сторон речи детей старшего дошкольного возраста….......9
1) Особенности развития звуковой стороны…………………………………………9
2) Особенности развития словаря…………………………………………………….11
3) Особенности связной речи…………………………………………………………14
1.3. Развитие образной и выразительной речи………………………………………………..20
ГлаваII Методические основы использования пословиц и поговорок для речевого
развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………......23
2.1. Значение пословиц и поговорок для речевого развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………………….25
2.2. Возможности использования пословиц и поговорок на специальных занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы………………………………………27
2.3. Использование пословиц и поговорок в свободном речевом общении детей…………33
Глава III. Экспериментальное исследование использования пословиц и поговорок для речевого развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………..36
3.1. Диагностика речевого развития детей и выразительности речи…………………….....36
3.2. Описание работы по речевому развитию детей через использование пословиц и поговорок………………………………………………………………………………………..44
3.3. Анализ результатов работы……………………………………………………………......47
Заключение……………………………………………………………………………………...52
Библиография…………………………………………………………………………………...53
Приложение.

Файлы: 1 файл

пословицы .doc

— 646.00 Кб (Скачать)

Когда мы говорим об инверсии в речи  ребенка, мы  имеем, строго говоря, в виду то, чо по сравнению с установившейся в языке обычной конструкцией нам представляется инверсией, не будучи собственно таковой, для ребенка. То же в большей или меньшей мере  применимо и ко всем другим выразительным моментам ранней детской речи, хотя, по – видимому, у некоторых детей чувствительность  к эмоциональной выразительности речи начинает  проявляться очень рано. Основанное же на знании  выразительного эффекта той или иной конструкции  умение сознательно придать  своей речи выразительность  является  уже искусством, обычно еще не развитым у детей. В результате, когда  первоначальная непроизвольная выразительность, часто встречающаяся в речи маленьких дошкольников, спадает, речь детей может стать – если над развитием ее выразительности специально не работать – крайне  маловыразительной.

Выразительная речь становится сугубо  индивидуальной особенностью эмоциональных натур , особо чувствительных к  выразительности  слова.

Яркостью непроизвольной выразительности речи, встречающейся у маленьких детей с одной стороны, и беспомощностью  детей сделать свою речь выразительной при помощи сознательно избранных речевых средств, с другой, объясняются расхождения  по вопросу о выразительности детской речи – указание на ее выразительность у одних и утверждения других (начиная  с Ж. – Ж. Руссо), что речь  детей сугубо невыразительна.

Развитие речи, способной выразить  эмоциональное отношение  к тому, о чем идет речь, и оказать на другого эмоциональное воздействие, сознательно  пользуясь выразительными средствами, требует большой культуры.

Над развитием такой  выразительной речи, в которой эмоциональность  не прорывается, а выражается в соответствии  с сознательными намерениями говорящего или  текущего, нужна тщательная работа.

     В наиболее обобщенной  форме такая  сознательная выразительность  присуща художественной речи. Выразительные средства художественной речи складываются из различных элементов, среди  которых особо важными являются:

1. выбор слов (лексика);

1.         сочетаемость слов и предложений (фразеология и контекст);

2.         структура речи,  и в первую очередь порядок слов.

Придавая слову эмоциональную окраску, эти элементы – в их  совокупности – позволяют речи не только передать предметное содержание мысли, но выразить также отношение говорящего к предмету мысли и к собеседнику. В художественной речи особое значение приобретает, таким образом, не только открытый текст, но и гораздо более сложный и тонкий эмоциональный подтекст.

     Не только самостоятельное сознательной использование выразительных средств речи, но и понимание их своеобразной и насыщенной семантики, определяющей эмоциональный подтекст речи (иногда не менее существенный, чем ее текст, выраженный логическим построением  слов), является продуктом усвоения  культуры.  Восприятие художественного произведения читателем или слушателем вызывает особое эмоциональное  состояние – эстетическое чувство. Вызвать эстетическое  чувство – значит, воспринять в особой  форме действительность «под углом зрения той эстетической цели, которой руководствуется писатель» [35, с. 56]. Чтобы верно, правдиво донести до детей образы произведения, помочь им правильно понять идею произведения, воспитатель должен уметь выразительно его прочитать или образно рассказывать. Основа выразительной речи и чтения – это мысли, чувства, намерения говорящего, читающего. Средства  выразительности  - интонационно правильно звучащая речь. Углубленный анализ образов произведения и выявление идеи дают возможность установить подтекст произведения.  Мастера выразительного чтения называют подтекст внутренним двигателем, который направляет внимание слушателя  на решение задачи нравственно – эстетического или познавательного характера, на обобщение представления  ли конкретизацию вызванной идеи. Можно сделать вывод, что выразительность и образность речи являются важными качествами в развитии всех сторон речи детей.

   Изучив и рассмотрев, все особенности речевого развития старших дошкольников в I главе мы переходим к главе II «Методические основы использования пословиц и поговорок для речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

   В этой главе мы рассмотрим, какое значение имеют пословицы и поговорки для речевого развития, каковы возможности использования пословиц и поговорок детьми и педагогами, как на занятиях, так и в свободном речевом общении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II «Методические основы использования пословиц и поговорок для    речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Педагог К.Д.Ушинский в своей книге «Родное слово» утверждает: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественного языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию.

   По форме – это животрепещущее проявление родного слова, вылетевшее прямо из его живого, глубокого источника – вечно юной, вечно развивающейся души народа. Эти пословицы и поговорки, сами, дыша жизнью, пробуждают к жизни и семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка.

    По содержанию наши пословицы важны для первоначального обучения там, что в них, как в зеркале отразилась русская народная жизнь со всеми своими  живописными особенностями. Может быть, ничем нельзя ввести так дитя в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц.

     В них отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни. Пословица тем именно и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребенку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам». (Собрание сочинений: В 11т – М., 1949 – т.6 – 237)

     В.И.Даль в «Напутном» к своему сборнику «Пословицы русского народа» писал, что пословицы – «это цветы народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не «судимый».

     М.А.Шолохов назвал пословицы «сгустками разума», «крылатой мудростью» [19,c.105].

Сгустки разума, народная, правда, крылатая мудрость… это хорошие определения поэтических формул мысли, какими и являются пословицы.

     Пословицы – явления мысли, языка и искусства. Главное в пословице как жанре фольклора не ее логическая природа, не информация, заложенная в ней, а художественный образ, смысловая двуплановасть.

     Другие пословицы имеют характер предписания, совета, поэтому они выступают в форме побудительного предложения: «Куй железо, пока горячо»; «Назвался груздем, полезай в кузов».

     Поговорками называются языковые афоризмы, отличающиеся особой краткостью и имеющие, как правило, только буквенный смысл.

     Например: Коса – девичья краса;

                         Поживем – увидим.

     Большинство современных исследователей (В.П.Аникин, Г.Л.Пермяков и др.) определяя отличие пословицы от поговорки, сходятся на том, что пословица – это законченное предложение, заверенное суждение, обладающее переносным смыслом, а поговорка – элемент суждения, часто иносказательный, образное определение чего-либо.

     В.И.Даль назвал пословицу коротенькой притчей, поучением, понятным и принятым всеми, высказанным, т.е. иносказательно.

     Поговорка, по Далю, - это иносказание, способ выражения, но без притчи, без суждения.[44,c. 106]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Значение пословиц и поговорок для речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

  В детских учреждениях – в яслях, детском саду, в школе – специально организуют речевую среду таким образом, чтобы ее развивающийся потенциал сделать высоким специально, оптимальным для каждой возрастной степени. Речевая среда со специально установленным высоким развивающимся потенциалом называется искусственной речевой средой.

   В основном искусственная речевая среда обязательно создавалась только при обучении иностранному языку. Однако опыт обучения детей, родному языку начиная с раннего возраста подсказывает необходимость организации  искусственной речевой среды и для развития дара родной речи ввиду особой важности её для развития интеллекта и эмоционально – волевой сферы растущего человека.

   Когда для ребенка становится доступным усвоение языка в его регулирующей функции, это значит, что родной язык стал орудием нравственного воспитания.

   Родной язык дает первые уроки эстетики. «Мое солнышко!» - ласково говорят ребенку; сначала ребенок понимает только интонацию, способность понимать интонацию врожденная, этому учить не нужно. Позже он начинает понимать, с чем его сравнивают, и это сравнение вызывает в нем радостное чувство причастности к чему-либо красивому.

   Ребенку поют песенки, тешат потешками, прибаутками, читают стихи, рассказывают сказки, и в нем рождается чувство приобщения к прекрасному, красота и счастье становятся для него синонимами. Знакомясь с пословицами, поговорками, ребенок вникает в основы человеческой мудрости, он познает мир, жизнь, приобретает навыки: «Семь раз отмерь, - один отрежь!»; «Слово – не воробей; вылетит – не поймаешь».

   И это все дает родной язык!

   Эта область народного творчества представляет одно из средств народной педагогики.

   Г.С.Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, но воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известные средства и пути воздействия на юные поколения. Совокупность и взаимозависимость их и дают то, что следует называть народной педагогикой. Для развития ребенка необходимо постоянное общение с ним, обращение к нему с речью, словом, песней. Слово, сказанное ли, спетое, выраженное в знаках руками глухонемого, а то и вообще не высказанное, лишь чувствуемое, - любое слово всегда стремилось к своему образному совершенству. Красивая, образная речь не может быть глупой речью. Умение хорошо говорить много, вовсе не равносильно говорить много, но и дремучие болтуны были отнюдь не в чести, над ними подсмеивались. Намеренное молчание считалось признаком недоброжелательности. Так что пословица «Слово – серебро, молчание – золото» годилось не во всякий момент и не в каждом месте.

   Сказка, загадка, пословица и другие фольклорные жанры учили и учат творчески и образно мыслить, понимать и пользоваться иносказанием.

   Таким образом, загадка, пословица, сказка имели и имеют особое значение культурной жизни народа, играя роль фольклорной дидактики.

  В беде помогают и умный совет, который уже готов в пословицах…

   Следует отметить, что роль пословицы в этом смысле велика. Пословицы фактически, отнимают все сферы жизни данного народа. В них выразились представления народа о поведении и правилах обращения со словом, проявившимся в логике, этике, общем мировоззрение народа.

   «Пословица – меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющие обычно назидательный характер. Пословиц и поговорок великое множество. Они образны по происхождению, тематике и охватывают все жизненные сферы. [44,c.207]

   Итак, дошедший до нас фольклор-явление сложное, сформировавшееся под влиянием самых различных эпох и культурных традиций. Однако сколь бы сложным и «комплексным» ни было его современное состояние, по сути своей он остается элементом архаического мышления и «живым» свидетелем древних обычаев.

   По сравнению с образами загадок и песен на первый взгляд блекнут образы пословиц, поговорок и примет, сказывается конкретное, хозяйственное назначение этих текстов.

   Однако пословицы и поговорки «ложатся» на пласт жизненных переживаний детей и соответственно «проживаются» во многом так же, как загадка.

   Издается много литературы по детскому фольклору. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но перекраивают и перекрашивают приобретенное.

      Мысль детей связана с конкретными образами – в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Возможности использования пословиц и поговорок на специальных занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы.

   В воспитательной работе с детьми дошкольного возраста используются загадки, пословицы, поговорки, скороговорки и др. В одних случаях этот речевой материал дает первичное представление о предмете, в других – тренирует память и развивает воображение, мышление и речь, служит сигналом в коллективной игре. Как читать произведение малых форм?

   При подготовке текста к чтению, помимо интанационно-смыслового анализа и технической организации работы, следует создать такую речевую ситуацию, при которой особенность данного жанра была бы наиболее полезной в воспитательно-образовательной работе, например, загадка помогла бы проверить усвоение детьми значение () слова, пословица явилась бы на каком-то этапе формирования обобщением полученного представления или первичного понятия. Точно так же в определенной ситуации была применена, скороговорка, поговорка или считалка.

Информация о работе Использование пословиц и поговорок для развития речи детей старшего дошкольного возраста