Использование пословиц и поговорок для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить обучающие возможности использования пословиц и поговорок для формирования правильной выразительной устной речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава I. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста…………6
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста…………….......9
1.2. Особенности развития всех сторон речи детей старшего дошкольного возраста….......9
1) Особенности развития звуковой стороны…………………………………………9
2) Особенности развития словаря…………………………………………………….11
3) Особенности связной речи…………………………………………………………14
1.3. Развитие образной и выразительной речи………………………………………………..20
ГлаваII Методические основы использования пословиц и поговорок для речевого
развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………......23
2.1. Значение пословиц и поговорок для речевого развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………………….25
2.2. Возможности использования пословиц и поговорок на специальных занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы………………………………………27
2.3. Использование пословиц и поговорок в свободном речевом общении детей…………33
Глава III. Экспериментальное исследование использования пословиц и поговорок для речевого развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………..36
3.1. Диагностика речевого развития детей и выразительности речи…………………….....36
3.2. Описание работы по речевому развитию детей через использование пословиц и поговорок………………………………………………………………………………………..44
3.3. Анализ результатов работы……………………………………………………………......47
Заключение……………………………………………………………………………………...52
Библиография…………………………………………………………………………………...53
Приложение.

Файлы: 1 файл

пословицы .doc

— 646.00 Кб (Скачать)

   Детям второй группы «Золотая рыбка» из 15 человек предлагались такие же задания:

закончить пословицу, объяснить смысл, подобрать пословицу к речевой ситуации.

   Ответы оценивались так же по 3 баллам.

   Со всеми заданиями дети справились. Особых затруднений не вызвали первое и третье задания.

  Во втором задании при объяснении смысла пословиц, дети не могли найти нужный ответ, требовалась помощь педагога.

Например: Дима Иванишкин ответил:

   «Если один день хорошо поработать посадить картошку и другие овощи, то потом   можно весь год спокойно жить. Будет и картошка и разные заготовки на столе. Все будут сыты»

   Итак, из результатов мы видим, (см. прил. 3) что в группе «Золотая рыбка» имеют:

высокий уровень – 6 детей, 40%

средний уровень – 6 детей, 40%

низкий уровень – 3 ребенка 20%

(Бояринцева А., Мамонтова О., Федяев А.)

   Сравнив обе группы детей, можно сказать, что в группе «Чебурашка» у детей также уровень использование пословиц и поговорок выше чем в группе «Золотая рыбка»

 

 

   3. Следующим заданием для определения уровня речевого развития (связная речь) была использована диагностическая методика речевого развития детей (Алексеевой – Яшиной)

   Детям предлагалось составить описательный рассказ об игрушке, по картинке.

   Например: «Рассмотри внимательно картинку (игрушку) и расскажите все про нее».

   Высказывания детей дословно фиксировались (см. прил.№9). Результаты анализа занесены в таблицу «Характеристика описательной речи детей»

   Задания оценивались по 3 баллам:

3 балла – высокий уровень

2 балла – средний уровень

1 балл – низкий уровень

   К высокому уровню мы отнесём детей, у которых:

1) высокий словарный запас (30 – 50 слов в рассказе), ребенок использует разные части речи,  образные средства языка (эпитеты, сравнения

2) грамматический строй – использует разные типы предложений, соединяет слова в предложении, соблюдает логику рассказывания.

3) в связной речи – описывает последовательно рассказ, выдерживает части речи, отсутствуют повторы, паузы.

4) в звуковой речи – сформирована фонология речи, четкое произношение, дифференцирует звуки, развит слух.

   К среднему уровню отнесём детей, у которых: словарный запас меньше 30 слов в рассказе; которые не используют сложные предложения; не соблюдают четко логику; редко используют средства выразительности, есть несколько пауз в рассказывания, четкое произношение отсутствует.

   К низкому уровню отнесём детей, которые не могут самостоятельно составить рассказ; не соблюдают логическую последовательность; не пользуются средствами выразительности; делают большие паузы и остановки; не произносят звуки; не развит фонематический слух.

Высшая оценка – 12 баллов

от 10 до12 баллов - высокий уровень

от 6 до 10 баллов – средний уровень

менее 6 баллов – низкий уровень 

    Проанализировав результаты, мы выявили, что

высокий уровень – 8 детей 53,3%

средний уровень – 4 ребенка 26,6%

низкий уровень – 3детей 20%

(Чумак С., Потехина Т., Щекина Ю.)

   Затем мы провели диагностику в группе «Золотая рыбка» результаты занесены в таблицу

высокий уровень – 6 детей 40%

средний уровень – 8 детей 53,3%

низкий уровень – 1 ребенок 6,7 %

(Суслов В.)

Уровень развития связной речи детей старшей группы «Золотая рыбка»

 

 

II. Наблюдение проходило в этих же группах в течение месяца.

     Наблюдение проходило в режимных моментах, вне занятий, на прогулках, в игровой деятельности. Оно показало, что в гр. «Чебурашка» двое детей из 15 пользуются пословицами.

     Например: Абдиваитова Д. во время умывания использовала поговорку «Водичка, водичка умой мое личико…»

   Никонова Н. за столом пользовалась пословицей «Когда я ем, я глух и нем»

   В группе «Золотая рыбка» наблюдение показало, что дети в свободном речевом общении не используют пословиц и поговорок.

   Таким образом, можно сказать, что дети мало обращают внимания на этот жанр устного народного творчества.

   Значит, этот речевой материал нужно больше использовать, как на занятиях, так и вне занятий.

   Следующей задачей констатирующего этапа был опрос родителей.

   Для выявления использования пословиц и поговорок в речевом окружении дошкольника нами был проведен опрос родителей и наблюдение за речью педагогов.

   Анализ анкет показал, что из 15 опрошенных родителей  пословицы и поговорки знают все родители, но в своей речи:

-          используют всегда – 5 человек

-          иногда – 7 человек

-          никогда – 3 человека (см. прил.№ 10)

   На вопрос, хотите ли вы, чтобы ваши дети использовали в своем общении пословицы, поговорки для развития речи ответили положительно все 15 опрошенных родителей.

   Исходя из этого, можно сказать, что родители знают пословицы и поговорки, пользуются ими, но, к сожалению, мало заостряют внимание на этом у своих детей. Но хотели бы чтобы дети использовали в своей речи и пословицы и поговорки. Наблюдение за речью педагога также показало, что педагоги знают пословицы и поговорки, но в свободном речевом общении употребляют не всегда.

  Таким образом, можно предположить, что небольшая частотность использования пословиц и поговорок детьми в речевом общении (игре, режимных моментах и др.) объясняется тем, что дети мало слышат их в своем окружении. Педагог в своей речи употребляет только на речевых занятиях. Поэтому для развития словаря необходимо подбирать пословицы, поговорки, которые активно используются на занятиях по ознакомлению с окружающими.

 

 

 

3.2. Описание работы по речевому развитию детей через использование пословиц и поговорок.

   Целью этого этапа является формирование навыка использования пословиц и поговорок с учетом различных сторон речи ребенка.

   Работа по формированию навыков проводилась в обследуемой группе «Чебурашка» как на занятиях, так и в свободное время. Основным этапом работы стала организация и проведение процесса формирования речевых навыков. Необходимо было подобрать обучающий материал для использования малых фольклорных жанров. К сожалению, программа обучения и воспитания не предполагает отдельных занятий по обучению использования и применения пословиц и поговорок по развитию речи.

    Такая работа обычно включается в речевые занятия (как часть занятия).

    Н.Гавриш рекомендует использовать пословицы и поговорки на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, предлагая такие методы и приемы как:

-          разбор пословиц и поговорок

-          обсуждение названий произведений и значения пословиц.[20,с 10]

      Г.Клименко рекомендует один раз в неделю во второй части занятия по развитию речи планировать работу с пословицами, причем формы и методы работы могут быть самыми разными:[20, с 11]

     Например: игры – соревнования по группам

«Кто больше скажет пословиц?»

Дидактическая игра «Продолжи пословицу» - «Сделал дело… гуляй смело».

   Педагог говорит начало, а дети продолжают, или начало произносит один ребенок, другой заканчивает.

  Затем предложить детям подобрать пословицу по смыслу: о маме,  о смелости, о честности и т.п.

1. На занятиях по ознакомлению с окружающими также можно проводить работу по этой теме, можно брать как часть занятия

   Например: по теме «Весна» мы использовали, такие методы и приемы:

1.       Загадать загадку о времени года.

2.       Рассказать о каждом месяце, как его называют в народе и  почему.

3.       Прочитать закличку «Приди весна…»

4.       Познакомить с пословицами, поговорками, приметами о весне.

5.       Задать детям вопросы, чтобы дети могли выделить признаки марта, апреля и т.п.

6.       Попросить придумать рассказ о первом месяце весны.

7.       Прочитать сказку или рассказ по этой теме.

8.       Предложить нарисовать картинку по прочитанному. (см. прил.№4)

   Большую помощь пословицы и поговорки могут оказать при обогащении словарного запаса. Простота, краткость сами по себе облегчают детям процесс запоминания

Например: «Семь раз отмерь, один отрежь»

«Чем богаты, тем и рады» и др.

   Для грамматической стороны речи пользоваться пословицами, поговорками которые закрепляют построение детьми сложных предложений.

   Например: сложносочиненные (где союз а)

«Лето работает на зиму,  а зима на лето»

«Как зима не злится, а все равно весне покорится»

другие сложносочиненные (когда, то)

«За что купил, за то и продаю»

«Улита едет, когда-то будет» и др.

   Для звуковой стороны воспитатель использовал пословицы насыщенные определенным звуком. Например, «Не суй нос в большой мороз»

   Для развития связной речи использовать решение речевых задач.

   Например: составить рассказ по пословице, поговорке

«Кончил дело, гуляй смело»

«Лежачего не бьют» и др.

   Педагог следил за своей речью, насыщал образными средствами и оборотами.

Например: «У кого что болит, тот о том и говорит»

«Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»

«Не родись красивым, а родись счастливым» и др.

   Задания постепенно необходимо усложнять.

Все эти методы и приемы позволяют у детей сформировать умение понимать сказанное, делать логические выводы, выделять причинно-следственные связи, главные и второстепенные признаки. Ведь чем больше ребенок пересказывает, отвечает на вопросы и т.п. тем грамотней, ярче и точней становится его речь.

 

2. Музыкальному руководителю также было предложено побольше уделять внимания фольклорному жанру, т.е. проведению народных игр, посиделок, вечеров досугов с использованием загадок, закличек, пословиц и т.п. (см. прил.№5)

 

3. Было проведено родительское собрание, на котором одним из вопросов был вопрос, о необходимости занятий по речевому развитию, о том, что развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, о значении художественного слова в речи ребенка, в его мышлении.

   Педагогами подготовлена папка – передвижка по устному народному творчеству, о его значении в речи дошкольника.

   Таким образом, родителям следует обращать внимание на то, как говорит ребенок.

Как можно больше читать детям, петь песенки, колыбельных, больше использовать в речи поговорки, пословицы чтоб дети постоянно слышали и усваивали их.

 

4. Также на прогулках, во время наблюдений воспитателям следует чаще использовать художественное слово: пословицы, прибаутки, употреблять их в соответствии с конкретной ситуацией, помогая понять детям их смысл. Организовывая самостоятельные игры детей, педагог должен использовать варианты считалок.

Все это способствует развитию связной речи. Необходимо всячески поощрять успехи ребенка, это придает ему уверенность в своих силах и знаниях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Анализ результатов работы

   После проведения работы по формированию речевых навыков, в том числе формирование навыка использования и применения пословиц и поговорок в речевом общении мы провели анализ.

   Детям 2х групп «Чебурашка» и «Золотая рыбка» были предложены задания, те же что и в констатирующем эксперименте, но с другим речевым материалом.

   Так, экспериментальной группе «Чебурашка» предлагались такие задания:

1.       Продолжить конец пословиц:

«Семь раз отмерь…один отрежь»

«Семеро одного…не ждут»

«Не имей сто рублей, … а имей сто друзей»

2.       Объяснить смысл этих пословиц.

3.       Подобрать пословицу на предложенную речевую ситуацию

   Например: «Собираясь на прогулку, ребята все быстро оделись кроме Оли. Оля много разговаривала, медленно одевалась. Ребятам пришлось долго ждать Олю, они устали и расхотели гулять».

-          Какая подойдет поговорка или пословица?

Ответы детей оценивались по 3 баллам.

Информация о работе Использование пословиц и поговорок для развития речи детей старшего дошкольного возраста