Использование пословиц и поговорок для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить обучающие возможности использования пословиц и поговорок для формирования правильной выразительной устной речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава I. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста…………6
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста…………….......9
1.2. Особенности развития всех сторон речи детей старшего дошкольного возраста….......9
1) Особенности развития звуковой стороны…………………………………………9
2) Особенности развития словаря…………………………………………………….11
3) Особенности связной речи…………………………………………………………14
1.3. Развитие образной и выразительной речи………………………………………………..20
ГлаваII Методические основы использования пословиц и поговорок для речевого
развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………......23
2.1. Значение пословиц и поговорок для речевого развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………………….25
2.2. Возможности использования пословиц и поговорок на специальных занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы………………………………………27
2.3. Использование пословиц и поговорок в свободном речевом общении детей…………33
Глава III. Экспериментальное исследование использования пословиц и поговорок для речевого развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………..36
3.1. Диагностика речевого развития детей и выразительности речи…………………….....36
3.2. Описание работы по речевому развитию детей через использование пословиц и поговорок………………………………………………………………………………………..44
3.3. Анализ результатов работы……………………………………………………………......47
Заключение……………………………………………………………………………………...52
Библиография…………………………………………………………………………………...53
Приложение.

Файлы: 1 файл

пословицы .doc

— 646.00 Кб (Скачать)

   С течением времени, расширяя словарь (на основе формировании представлений об окружающем), дошкольники все в большом объеме понимают речь. Сказки, рассказы, стихи занимают соответствующее место в их занятиях.

   Понимание речи движет развитее детей.

   Усвоение грамматических конструкций в процессе разговорной речи, формирование внутренней речи дают основу для восприятия произведения в любой форме.

   Дети 5 – 6 лет понимают несложные стихи и более или менее точно истолковывают образные выражения в контексте, расшифровывая их значения, усваивают различные модели интонации. Специально проведенным исследованием установлено, что к 5 – 6 годам дети не только воспринимают интонацию, но и воспроизводят ее в собственной речи.

   Яркие поступки героев произведений воздействуют на дошкольников в сильной степени; дети воспроизводят события, о которых услышали, в игре, рисунках, лепке. Сопереживание с героями для них и школа чувств и познания действительности. [23,c.143].

   Материалом для чтения в детском саду служат большей частью произведения художественной литературы и народной поэзии. Писатель, поэт рассказывают о людях, их поступках, о событиях, происходящих на их глазах, об участии их в этих событиях, их отношении к окружающему.

   Художественный образ всегда конкретен.

   События рисуются реально происходящими, человек – как конкретно существующее и действующее лицо. Читатель отзывается на его мысли и чувства, вместе с ним переживает события, волнуется за его судьбу. В теории литературы этот способ изображения носит название индивидуализации или конкретизации образа.

   В  художественном произведении образы даются обобщенно.

   Писатель изучает жизнь, познает ее закономерности, обобщает на основе определенного мировоззрения; он выражает свои взгляды и оценки тех или иных явлений. Эти обобщения (идеи) и образы произведения тесно связаны «неразрывно сметы друг с другом, переходят друг в друга». [35, c.55]

   Превратить свои обобщения в образы помогает художественное воображение, подсказанное жизненным опытом и наблюдениями писателя.

   Методические и лингводидактические принципы выбора средства обучения родному языку на всех возрастных ступенях жизни человека.

   Без участия речи ребенок не может осознавать мир. Знания об окружающем мире входят в сознание человека в вербальной словесной форме.

   Человек не только получает впечатления от воздействующих на него предметов и явлений, но и преображает возможность, словесно называя предметы и явления, отдавать себе отчет в содержании своих впечатлений.

   «Инстинкт достижения»  у ребенка проявляется, прежде всего, как потребность овладения родным языком, служащим инструментом познания окружающей действительности.

  У ребенка есть спонтанный психологический стимул к овладению родной речью. Воспитатель должен только разумно направить его речевое развитие – поставить его в зависимость от ознакомления с окружающим.

  «Не красна изба углами,

   а красна пирогами».

-          Кто знает, что означает слово «изба»?

-          (Дом)

-          Как это «красна»?

-          (Красива)

-          Если в доме пироги, что это за дом?

-          (Там тепло, уютно, вкусно, там есть мама,

-    которая готовит детям пироги)

   Данный пример поговорки позволяет расширять у детей лексический кругозор, дать понятие «синонимов», воспитывать стремление к семейному уюту, спокойствию и надежности в семье.

 

 

Примеры обучения:

1.       Метод беседы – разговора:

«Богат соловей голосом,

а совхоз колосом».

2.       Метод пересказа

-          «у семи нянек дитя без глазу»;

-          «ласковый теленок двух маток сосет».

3.       Методы сочинения (рассказывание)

   Эти три метода предполагают усвоение речи в естественном живом общении, когда ребенок даже и не замечает, что его специально учат, он усваивает речь интуитивно.

   Такие методы называют практические в отличие от теоретических.

   Воспитатель должен быть подготовлен к тому, чтобы вступить с детьми в содержательный разговор:

1.       в процессе бытовой деятельности (во время утренней встречи в детском саду – «кто рано встает, тому Бог дает»; при подготовке к приему пище – «когда я ем: я глух и нем»;

2.       на прогулках и экскурсиях; во время игры;

3.       при рассматривании картинок, диафильмов;

4.       в процессе трудовой деятельности;

5.       во время чтения и обсуждения произведений художественной литературы

   «Поспешишь – людей насмешишь» 

  «Весна красна цветами, а осень пирогами»

  « Дружно не грузно, а врозь – хоть брось»

  Огромное значение для развития речи у дошкольников имеет  художественная литература и устное народное творчество. Но педагог должен помнить, что нельзя излишне морализировать, это наносит непоправимый вред: «разобранное с помощью множества мелких вопросов произведения (будь то сказка, поговорка, пословица) сразу же после прочтения утрачивает в глазах детей всякую прелесть, интерес к нему пропадает.

   (Например: «у семи нянек дитя без глазу»)

   Таким образом, помогая детям овладеть языком художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания.

   Также нам необходимо рассмотреть направления в речевой работе по формированию словаря, грамматического строя, звуковой стороны и связной речи.

   Остановимся на каждой отдельно.

   Реализация программы по словарной работе осуществляется через систему соответствующих знаний.

   Эта система складывается из занятий трех разновидностей: занятий, в которых словарная работа осуществляется в процессе ознакомления с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений окружающей действительности, занятий, где словарная работа опирается на углубление знаний об окружающих предметах и явлениях, и занятий, решающих задачи словарной работы в процессе обобщений, формирования понятий. Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых – расширение лексикона и речевых навыков детей. Их полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей. Приведем некоторые примеры из таких упражнений:

  1. Подбор эпитетов к предмету.  Например: Собака. Какие бывают собаки?

(большие, маленькие, злые, добрые и т.д.)

  1. Узнавание по эпитетам предмета. Детям предлагают по описанию отгадать что это.
  2. Составление предложений с определенным словом. Детям дается слово; они должны составить с ним предложение.
  3. Объяснение слов. Доброта – что это? Дети высказывают
  4. Отгадывание и составление загадок. Народное творчество создало много загадок, характеризующих предметы и явления. Их надо тщательно подбирать, классифицировать по содержанию и возрастом детей и предлагать детям в первую очередь. Пусть дети заучат их наизусть как образцы образной народной речи.
  5. Классификация предметов. Классификация предметов и явлений по признакам и другие упражнения.

   Для обогащения словарного запаса применяют разнообразные пословицы в качестве учебного материала. Простота, краткость и живописность пословиц сами по себе облегчают детям процесс запоминания. Однако необходимо, чтобы словарные упражнения соотносились с пословицами, которые дети могут применять в реальной жизни.

   Например: «Семь раз отмерь, один отрежь»

                       «Когда я ем: я глух и нем» и другие.

 

Звуковая культура речи.

   Занятия с детьми старшего дошкольного возраста организуются еженедельно со всей группой. Не менее одного раза в месяц проводится занятие, целиком посвященное звуковой культуре речи. Особое внимание обращается на дифференциацию следующих групп звуков: ф – в, с – з, ш – ж, п – б, и другие, т.е. глухих и звонких, свистящих и шипящих, твердых и мягких, смешение которых имеет место у детей дошкольного возраста. Обработка всех разделов звуковой культуры речи осуществляется при проведении скороговорок, загадок, пословиц, поговорок, потешек и стихов.

   Например: «У Зины живут ежи, у Лизы живут ежи».

                        «Лежит меж грядок,

                          Зелен и сладок». (Огурец)    (Загадка)

                        «Вместе тошно, а врозь скучно».   (Поговорка)

     Работа по звуковой культуре с использованием пословиц и поговорок может проводится в утренние часы, на зарядке, на прогулке, в играх, режимных моментах.

     «Водичка, водичка, умой мое личико»

Грамматический строй.

     В работе над формированием грамматического строя речи можно выделить следующие направления: предупреждать появление у детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях морфологии и словообразования, эффективно исправлять ошибки, существующие в речи детей, совершенствовать синтаксическую сторону речи, развивать чуткость и интерес к форме своей речи, содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.

     Старшим дошкольникам можно предложить такие виды работы:

  1. Рассматривание картинок из альбома. «Говори правильно» О.И.Соловьева

и ответы на вопросы: кто это? Сколько их?

  1. Игра с картинками. «Чего не стало?» (чулок, носков и т.д.)
  2. Упражнение с картинками. « Докончи предложение: Стоит много (столов)
  3. Рассматривание картинок. «На чем играет девочка?» (на пианино) и другие работы.

   Большую помощь могут оказывать пословицы при изучении грамматики.

   Например: « Не показывай нос, в большой мороз»

   Где нужно четко произнести звуки?

   В работе над грамматически правильной речью следует использовать занятия по всем разделам программы. Так, в ходе развития математических представлений хорошо закрепить формы множественного числа, включая и родительный падеж. Занятия по изодеятельности и физкультуре помогают в формировании правильного изменения трудных для детей глаголов, например: рисовать, бежать.

Комплексное решение задач обучения детей – обязательное условие развития всех сторон личности ребенка, в том числе и развитие речи.

 

 

Связная речь.

Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни и на занятиях. У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня.

   В этом возрасте овладевают основными типами монологической речи  - пересказом и рассказом. Занятие по пересказу литературных произведений ставит задачу развивать связную речь детей – учить их точно, последовательно, связно и грамматически правильно содержание текста, добиваться яркости и выразительности  речи. Именно литературная речь дает ребенку нужные для этого образцы.

   Таким образом, художественный литературный материал своим содержанием создаст у ребенка потребность в новой структуре речи, а его форма даст в руки  ребенка необходимые образцы, которые в ходе своего развития ребенок и осваивает. Итак, по мере  роста самостоятельности ребенка перестраиваются отношения ребенка с окружающими людьми, в связи с этим перестраивается и структура его речи: из ситуативной она становится более контекстной.

  Для  развития связной речи также применяют пословицы и поговорки подходящие по смыслу, после  пересказа сказки или рассказа. Можно  также предложить детям  придумать речевую ситуацию на предложенную пословицу.

   Исходя из выше изложенного, можно сказать, что задача детского сада – заложить практическую, сенсорно-эмоциональную основу восприятия и понимания художественной литературы, в том числе и устного народного творчества.

   Ведь именно в дошкольные годы ребенок знакомится с русским и мировым фольклором во всем разнообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, до пословиц, сказок и былин, с русской и зарубежной классикой.

   Кроме того, именно в дошкольные годы ребенок необычайно восприимчив и чуток к слову, эмоционально отзывчив и активен в восприятии литературы.

   Этот период наиболее благоприятен для формирования практических основ эстетического восприятия литературы.

 

 

 

 

 

 

2.3. Использование пословиц и поговорок в свободном речевом общении детей.

   У детей старшего дошкольного возраста продолжают развивать интерес к художественной литературе, учат понимать идею произведения, оценивать поступки героев, замечать сходства художественной выразительности. Ребенок должен овладеть умением различать литературные жанры: сказку, рассказ, пословицу, загадку.

Информация о работе Использование пословиц и поговорок для развития речи детей старшего дошкольного возраста