Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:10, дипломная работа
Цель исследования - выявить обучающие возможности использования пословиц и поговорок для формирования правильной выразительной устной речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава I. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста…………6
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста…………….......9
1.2. Особенности развития всех сторон речи детей старшего дошкольного возраста….......9
1) Особенности развития звуковой стороны…………………………………………9
2) Особенности развития словаря…………………………………………………….11
3) Особенности связной речи…………………………………………………………14
1.3. Развитие образной и выразительной речи………………………………………………..20
ГлаваII Методические основы использования пословиц и поговорок для речевого
развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………......23
2.1. Значение пословиц и поговорок для речевого развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………………….25
2.2. Возможности использования пословиц и поговорок на специальных занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы………………………………………27
2.3. Использование пословиц и поговорок в свободном речевом общении детей…………33
Глава III. Экспериментальное исследование использования пословиц и поговорок для речевого развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………..36
3.1. Диагностика речевого развития детей и выразительности речи…………………….....36
3.2. Описание работы по речевому развитию детей через использование пословиц и поговорок………………………………………………………………………………………..44
3.3. Анализ результатов работы……………………………………………………………......47
Заключение……………………………………………………………………………………...52
Библиография…………………………………………………………………………………...53
Приложение.
Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.
В посвящённых развитию связной речи исследованиях Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой и др.отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога. У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня, на вопросы ребёнок отвечает достаточно точными, краткими или же развёрнутыми ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. На 6-м году жизни ребёнок может довольно последовательно и чётко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Развитие связной речи осуществляется в процессе повседневной жизни, а так же на занятиях [36, с.152]
У детей старшего дошкольного возраста могут и должны быть усвоены основные грамматические формы: предложно – падежные формы имён существительных единственного числа, изменение большинства имён прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий.
К 5-ти годам ребёнок в своей речи пользуется сложными предложениями, хотя некоторые типы предложений ещё вызывают у него затруднения. Предлоги и союзы употребляются в самых разнообразных значениях.
В целом при увеличении запаса слов речь ребёнка становиться более связной и последовательной.
В своих предложениях пятилетние дети выражают причинно-следственные связи тех явлений, которые им хорошо знакомы, например: «Завтра мне не нужно идти в садик, потому что воскресенье».
В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» воспитатель продолжает работу по обучению детей указанного возраста правильному употреблению грамматических форм основных частей речи.
а) формирование грамматических навыков у детей пятого – шестого года жизни происходит как в процессе бытового общения, так и при проведении специальных речевых занятий упражнений на предметных занятиях, при работе с картинками.
Предложенный для занятий дидактический материал должен способствовать усвоению категорий времени, числа, лица, рода глаголов, практическому использованию в речи глаголов совершенного и несовершенного вида. Чтобы научить детей различать действия совершающиеся и совершившиеся, необходимо придать им конкретный характер, связав со знакомой ситуацией. При составлении предложений важно связывать наречмя сегодня, сейчас, теперь с глаголами настоящего времени, наречия (сегодня, вчера, давно, недавно) с глаголами прошедшего времени.
Одной из возможных форм обучения детей употреблению глаголов настоящего и прошедшего времени является занятие, на котором использование той или иной формы глагола соответствует демонстрируемым действиям. Воспитатель предлагает детям выполнить определённые действия: рисовать, строить, собрать (что-то), одеть, накормить (куклу).
Во время выполнения этих действий и после того, как дети закончили их, он ставит вопросы и просит отвечать полными фразами:
-«Что ты сейчас делаешь?».
- «Я рисую дом».
- «Что ты сделал?».
- «Я нарисовал дом».
При этом надо чётко выделить интонационно вопросы «Что делал?» и «Что сделал?» и добиваться правильных ответов
- «Что ты делаешь?».
- «Одеваю куклу»:
-«Что ты сделал?».
- «Одел куклу».
Значительное место в специальных упражнениях должна занять работа по составлению сложного предложения, сложносочинённого и сложноподчинённого. Для этого хорошо использовать вопросно-ответную форму речи.
Занятия по составлению сложных предложений могут проходить различно, например, для занятий по составлению сложносочинённых предложений подбираются пары таких картинок, на которых изображены близкие сюжеты: девочка разбирает постель; девочка спит; мальчик копает яму; мальчик несёт дерево.
Под руководством воспитателя составляются предложения: «Вера только разбирает постель, а Таня уже спит»; «Юра копает яму, а Витя несёт к яме дерево».
Особое внимание нужно обратить на предложения с соединительным союзом и, с разделительными «или».
Дидактические игры и упражнения на формирование грамматических навыков проводятся еженедельно на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, с художественной литературой.
Для успешного освоения детьми морфологических средств языка необходимо воспитывать у них внимание к звуковой стороне слова, к звучанию грамматической формы; подбирать специальный речевой материал, позволяющий ребёнку практическим путём установить правило звукового оформления той или иной грамматической категории. Этим требованиям отвечают следующие упражнения:
1. Детям предлагают вслушаться, как звучат некоторые слова, например «холодильник» - образует холод.
2. По заданию педагога дети образуют однокоренные слова: кот – котик – коток – котенька – котище – Котофеевич;
3. воспитатель предлагает придумать кличку животному (картинка, игрушка), ориентируясь на его внешний вид. Например, «этот щенок чёрный, пушистый, лохматый, ему можно дать кличку Черныш».
4. Детей упражняют в образовании по аналогии разных частей речи: существительных (сахарница, хлебница); глаголов (пришёл, прилетел, прибежал и др.); прилагательных (ушастый, глазастый); причастий и деепричастий (плачущий, смеющийся, танцующая и др.).
5. Детей упражняют в употреблении несклоняемых имён существительных и существительных среднего рода. Например, «Вы устали? – спрашивает воспитатель во время занятия и предлагает: – «Не хотите ли кофе? Кофе снимает усталость, даёт заряд бодрости». Дети «пьют кофе» (воображаемая ситуация).
6. Дошкольников упражняют в образовании сравнительной степени имён прилагательных (слаще, чаще, дороже, вкуснее, веселее и т.п.).
7. Детей упражняют в употреблении притяжательных местоимений («Я знаю очень интересные слова – моё, твоё, наше. Что здесь твоё, Аня? – обращается воспитатель к ребёнку. – «Моя кисточка, мои краски и т.п.). Старшие дошкольники редко используют придаточные предложения. Поэтому при анализе высказываний воспитанников педагогу следует повторять сложноподчинённые предложения, составленные детьми. Дети редко используют в речи глаголы в сослагательном наклонении, а если и употребляют, то с ошибками. Поэтому полезно упражнять их в построении высказываний на такие темы типа, как «Если бы я был воспитателем».
Дети часто допускают ошибки в согласовании слов в предложении, в порядке слов. Воспитанию соответствующих навыков способствуют следующие игры – упражнения:
1. «Скажи одним предложением» («Сегодня день» - говорит воспитатель и замолкает. «Весенний, тёплый, солнечный», - перечисляют дети.
«Как же можно сказать обо всём этом одним предложением?» - «Сегодня тёплый весенний день, солнечный, со звонкой капелью»).
2. «Определи про кого сказано» («Чёрный, пушистый, усатый с коготками-царапками»-«котёнок»
3. «Придумай такую же загадку» («Спелое, красное, с жёлтым соком, сочное»,-«Яблоко»)
4. «не ошибись» и мн. др.
Т.о. развитие связной речи имеет особое значение. Развитие словаря, овладение грамматическими формами и т.п.включаются в неё в качестве частных моментов.
Существует два типа связной речи:
Диалогическая (или диалог),
И монологическая (монолог)
Монологической речи детей начинают учить систематически примерно с пятого года жизни, но подготовка к этому ведётся уже на втором году в процессе чтения и разучивания потешек.
С четырёх лет детям доступны такие типы монолога, как описание и повествование, а на седьмом году жизни - и короткие рассуждения. Трудности монологической речи состоят в том, что она требует о ребёнка, сосредоточенного внимания на каком-то значительном для него событии или художественном произведении, умения одновременно заметить не только предметы, явления, но и связи между ними. Взрослые помогают ребёнку в преодолении этих трудностей, заботливо приискивая темы для монологов и выслушивая его. Методами обучения монологической речи являются пересказ и сочинения(придумывание детьми рассказов и сказок) дети пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях и предметах, сочиняют.
Во всех возрастных группах основным приёмом обучения монологической речи является опора на совместный образец. Дополнительные приёмы опора на реальные предметы, на картинки.
Обучение монологической речи в свободном речевом общении.
Темами сообщений воспитателя могут быть события, случаи, происшедшие с ними или же могут произойти по дороге на работу, на прогулке в лесу, и т.д., это могут быть описания животных, цветов, древа - словом, всего, что окружает человека. Естественно, что рассказы эти будут иметь форму монолога – повествования, монолога – описания.
Сообщения, предназначены для детей старшего дошкольного возраста, должны строиться как монолог - рассуждения.
Обучение монологической речи на занятиях.
Помощь детям в пересказывании детям художественных произведений осуществляется словесными приёмами, главным образом вопросами. Различают следующие типы вопросов, помогающих пересказу монологического текста:
1) направляющий совместное пересказывание (вопрос к последнему слову фразы)
2) подсказывающий
3) наводящий
4) прямой
5) цепь прямых вопросов (план)
6) вопросы поисковые
7) вопросы – указания
8) цепь прямых вопросов (план)
9) вопросы поисковые
10) вопросы – указания
Пересказыванию должно предшествовать чтение детям данного текста. «Программа воспитания детей в детском саду» предлагает для детей 5 года жизни художественные произведения довольно больших размеров. Первый раз педагог читает текст целиком, чтобы они восприняли суть произведения, получили эстетическое удовольствие. Пересказывать его можно и по частям: воспитатель прочитывает небольшую законченную часть произведения, затем ставит серию вопросов, исчерпывающих ее содержание и дети пересказывают данный отрывок. Воспитатель следит за тем, чтобы они правильно произносили слова и составляли предложения, а также выразительно передавали разговор действующих лиц. Воспитатель должен научить детей рассказывать о событиях из их собственной жизни: описывать вещи, растения, животных; рассказывать об изображенном на картинках, об увиденном в кино. Специальная задача рассказа – развитие монологической речи. Обучение рассказыванию воспитатель ведет с помощью цепочек вопросов, т.е. плана, предусматривающего руководство логикой повествования, описания или рассуждения ребенка. С детьми разного возраста занятия проходят по разному и требования тоже разные. Еще одним из видов монологической речи являются устные сочинения детей по воображению. Дети с удовольствием придумывают начало или конец с картинками, т.е. домысливают то, что могло предшествовать событиям, изображенным на картинке, или что могло следовать за изображенными событиями: составляются контаминации на темы знакомых сказок или рассказов с изменением героя (рассказ от первого лица), с изменением времени года и т.д.; сами сочиняют сказки и рассказы. Самостоятельное сочинение, богатое по лексике, правильное и разнообразное в грамматическом отношении, а главное – логично построенное и выразительное, доступно детям старшего возраста.
Диалог – беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы обычно – спросить о чем – то, вызвать на ответ, побудить к какому – то действию.
Диалог по стилю в основном разговорная речь. Разговорная речь «состоит из взаимных реакций двух общающихся между собой индивидов, определяемых ситуацией или высказыванием собеседника. Диалог – это, в сущности, цепь реплик»[1]. Диалогическую речь дети усваивают довольно легко, так как ежедневно слышат ее в быту. Отличие монологической речи от диалогической определяется характером логической связи предложений внутри контекста. Итак, детей надо учить монологической речи, потому что они редко слышат ее в повседневной жизни в речи взрослых: в разговоре с детьми взрослые чаще всего используют форму диалога. Предварительные навыки надо развивать до школы. Задача воспитателя, приложить усилия, чтобы найти целесообразный дидактический материал для обучения детей монологу.
1.3.Развитие образной и выразительной речи.
Выразительность является важным качеством речи. Развитие ее проходит длинный и своеобразный путь. Речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью. Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями), инверсиями – нарушением обычного порядка слов, восклицательными оборотами прерывистыми конструкциями, гиперболами и т.д., - словом, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность.
У маленького ребенка выразительные моменты, конечно, являются не стилистическими средствами или приемами, которые сознательно избираются и используются для того, чтобы произвести определенное эмоциональное впечатление, в них совершенно непроизвольно прорывается импульсивная эмоциональность ребенка; она беспрепятственно выражается в его речи, поскольку у него нет еще твердо установившихся правил связного построения, которые ограничивали бы ее выражение.
Итак, инверсия в речи ребенка собственно вовсе не является инверсией в том смысле, в каком она является таковой в речи взрослого. У взрослого выработался уже определенный порядок слов, принятый нормами грамматики, и инверсия означает изменение этого уже установившегося порядка для того, чтобы выделить, подчеркнуть определенное слово: это стилистический прием, основанный на знании или хотя бы чувстве того эффекта, который получается в результате такой инверсии, такого изменения установленного порядка. У дошкольника собственно еще нет твердо установленного, нормализованного порядка слов, который он сколько – нибудь сознательно изменил бы.