Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:10, дипломная работа
Цель исследования - выявить обучающие возможности использования пословиц и поговорок для формирования правильной выразительной устной речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава I. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста…………6
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста…………….......9
1.2. Особенности развития всех сторон речи детей старшего дошкольного возраста….......9
1) Особенности развития звуковой стороны…………………………………………9
2) Особенности развития словаря…………………………………………………….11
3) Особенности связной речи…………………………………………………………14
1.3. Развитие образной и выразительной речи………………………………………………..20
ГлаваII Методические основы использования пословиц и поговорок для речевого
развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………......23
2.1. Значение пословиц и поговорок для речевого развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………………….25
2.2. Возможности использования пословиц и поговорок на специальных занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы………………………………………27
2.3. Использование пословиц и поговорок в свободном речевом общении детей…………33
Глава III. Экспериментальное исследование использования пословиц и поговорок для речевого развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………..36
3.1. Диагностика речевого развития детей и выразительности речи…………………….....36
3.2. Описание работы по речевому развитию детей через использование пословиц и поговорок………………………………………………………………………………………..44
3.3. Анализ результатов работы……………………………………………………………......47
Заключение……………………………………………………………………………………...52
Библиография…………………………………………………………………………………...53
Приложение.
Результаты таковы (см. приложение №8)
Высшая оценка – 9 баллов
от 8 до 9 баллов - высокий уровень
от 5 до 7 баллов – средний уровень
менее 5 баллов – низкий уровень
Уровень использования и применения пословиц и поговорок детей группе
«Чебурашка» (контрольный этап)
С низким уровнем развития нет детей
Средний уровень имеют 5 детей
(Чумак С., Щекин Ю., Потехина А., Росликова К., Голикова Ю.)
Высокий уровень имеют все остальные 10 детей.
Детям контрольной группы «Золотая рыбка» также из 15 человек предлагались следующие пословицы и поговорки:
1. «Поспешишь людей … насмешишь»
«Сделал дело … гуляй смело»
«Жизнь дана на … добрые дела»
2. Объяснить смысл этих пословиц.
3. Подобрать пословицу на речевую ситуацию:
Например: «На занятии по лепке «Птички» Настя очень торопилась. Ей хотелось быстрей идти играть в куклы. Поэтому она делала все быстро, и у нее получилась не совсем удачная работа. Ребята, увидев Настину птичку, стали смеяться».
- Какая подойдет поговорка или пословица?
Ответы также оценивались по 3 баллам.
Результаты таковы (см. приложение №8)
Уровень использования и применения пословиц и поговорок детей группе
«Золотая рыбка» (контрольный этап)
С низким уровнем нет детей
Средний имеют – 6 человек
(Иванюшин А., Мамонтова О., Лисманов А., Федяев В., Огородников А., Маковецкая Н.)
Высокий уровень имеют остальные 9 детей
Сравнительный анализ показал, что в экспериментальной группе «Чебурашка» дети на 6,7% больше имеют высокий уровень, чем в группе «Золотая рыбка». С низким уровнем детей нет.
Таблица №1 Сравнительный анализ групп.
группа «Чебурашка» | группа «Золотая рыбка» | ||
констатирующий этап | контрольный этап | констатирующий этап | контрольный этап |
в – 60% | в – 66,7% | в – 60% | в – 60% |
ср – 26,7% | ср – 33,3% | ср – 33,3% | ср – 40% |
н – 13,3 | н - 0 | н – 6,7% | н - 0 |
2. Затем был вновь проведен метод наблюдения за использованием и применением пословиц и поговорок в свободном речевом общении детей.
В экспериментальной группе «Чебурашка» Абдивантова Д. чаще всего использовала пословицы вне занятий, умело применяла их в нужной обстановке (в режимных моментах, культурно-гигиенических навыках, в игре).
В контрольной группы «Золотая рыбка» в свободном речевом общении дети не употребляют пословиц и поговорок. Используют только на занятиях при помощи педагога.
Сравнительный анализ показан в таблице № 2:
| знают | используют | знают | используют |
контрольной группы |
13 |
____ |
14 |
____ |
экспериментальной группы |
14 |
2 |
15 |
2 |
Таким образом, можно сделать вывод, что дети группы «Чебурашка» пословицы и поговорки знают больше, но в речи применяют мало, а дети группы «Золотая рыбка» знают пословицы и поговорки меньше, и в своей речи не используют совсем.
3. Для определения уровня описательной речи мы вновь использовали методику Алексеевой-Яшиной. Но в контрольном эксперименте детям предлагались другие сюжетные картинки и игрушки.
Задания давались те же. Посмотри на картинку и расскажи про неё все.
Ответы записывались, после чего результаты заносились в таблицы
(см. приложение 6, 7)
Проанализировав результаты по 3х бальной системе, мы выявили, что в экспериментальной группе «Чебурашка» имеют:
высокий уровень – 10 детей 66,7%
средний уровень – 5 детей 33,3%
низкий уровень – нет детей
В контрольной группы «Золотая рыбка»:
высокий уровень –8детей 53,3%
средний уровень –7детей 46,7%
низкий уровень – нет детей
Таким образом, сделав сравнительный анализ можно сказать, что в экспериментальной группе «Чебурашка» уровень развития описательной речи выше на 13,4%, чем в группе «Золотая рыбка».
Результаты показаны в таблице № 3:
группа «Чебурашка» | Группа «Золотая рыбка» | ||
констатирующий этап | контрольный этап | констатирующий этап | контрольный этап |
в –53,3% | в – 66,7% | в – 40% | в – 53,3% |
ср – 26,6% | ср – 33,3% | ср – 53,3% | ср – 46,7% |
н – 20% | н - 0 | н – 6,7% | н – 0 |
Таким образом, изучив все уровни речевого развития в ДОУ №2 «Метелица» гр. «Чебурашка» и «Золотая рыбка» мы с уверенностью можем сказать, что результаты повысились. Из таблицы мы видим, какие результаты были в констатирующем эксперименте и какие результаты мы достигли в процессе работы.
Проанализировав необходимую литературу, изучив методы и приемы, формы организации работы по использованию пословиц и поговорок, затем, проверив экспериментально можно сделать следующие выводы:
Педагоги знают и на занятиях используют пословицы и поговорки. Вместе с детьми проговаривают, заучивают пословицы, поговорки, объясняют при этом их смысл. Также обсуждают применение пословиц и поговорок к той или иной ситуации.
Однако следует заметить, что в свободном речевом общение педагоги реже используют пословицы и поговорки, что в значительной мере сказывается и на речевом общении детей, дети крайне редко используют их вне занятий. Проверив знания опросом детей, результаты оказались хорошими. Но, проверив методом наблюдения, использование пословиц, результаты желают лучшего.
Поэтому хотелось бы дать педагогам такие рекомендации:
как можно чаще употреблять в свободном речевом общении пословицы, поговорки;
помещать в родительский уголок пометки «учите с нами», чтобы дома родители вместе с детьми заучивали пословицы, поговорки, объясняли им смысл, беседовали с детьми;
как можно чаще проводили вечера-развлечения по устному народному творчеству.
Используя все рекомендации, педагоги увидят результаты своего труда, дети удивят и порадуют педагогов своим развитием.
Заключение.
В старшем дошкольном возрасте заканчивается один из периодов жизни человека (пожалуй, важнейший), первый его «университет».
Но в отличие от студента настоящего университета ребенок занимается сразу на всех факультетах.
Он постигает (конечно, в доступных ему пределах) тайны живой и неживой природы, усваивает азы математики.
Проходит он и элементарный курс ораторского искусства, учась излагать свои мысли логично, выразительно. Приобщается он и к филологическим наукам, приобретает не только умения не только эмоционально воспринимать произведение художественной литературы, сопереживать его героям, но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности.
Он становится и маленьким языковедом, потому что приобретает способность не только правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать из каких звуков состоит слово, из каких слов – предложение.
Все это необходимо для успешного учения в школе, для всестороннего развития личного ребенка.
После прочтения сказки детям задаются вопросы, заучиваются стихи, загадки по теме.
Одним словом, такие замечательные издания оказывают огромную помощь родителям и педагогам по развитию речи детей через устное народное творчество. Чем больше мы будем знакомить детей с фольклорными жанрами, тем богаче и прочнее будет внутреннее содержание, способствующее точному мышлению. Продолжая активно бытовать, по сей день, адаптируясь к современному познанию, фольклор является практически единственной «живой нитью»; соединяющей нас с прошлым.
Библиография:
1. Ахматова О.С. «Словарь лингвистических терминов» - М., 1986
2. Андросова В. « Обучение детей восприятию художественной
литературы. //Дошкольное воспитание» - 1981; - № 3
3. Алексеева М.М. «Речевое развитие дошкольников» - М., 1999
4. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста» - М., 2001
5. Бородич А.М. «Методика развития речи детей» - М., 1981
6. Баранова И.В. «Периодическая система русского языка» - М., РАН, 1994
7. Бухвостова С.С. «Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста» - Курск, 1978
8. Боголюбская М.К. «Художественное чтение и рассказывания в детском саду» - М.,1970
9. Выготский Л.С. «Мышление и речь» (Под ред. В.Колбановского) – М.,Л., 1934
10. Горбушина А.А., Николаева А.П. «Выразительное чтение и рассказывания детям дошкольного возраста» - М., 1983
11. Гербова В. «Воспитание звуковой культуры речи» // Дошкольное воспитание, №8, 1987
12. Гвоздев А.Н. «Вопросы изучения детской речи» - М., 1987
13. «Детская речь» Под ред. Н.А.Рыбникова – М., 1927
14. Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить» - М., 1973
15. Кириллова Г. «Подражание и самостоятельная речь в словесном творчестве» // Дошкольное воспитание, №12, 1978