Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:10, дипломная работа
Цель исследования - выявить обучающие возможности использования пословиц и поговорок для формирования правильной выразительной устной речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава I. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста…………6
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста…………….......9
1.2. Особенности развития всех сторон речи детей старшего дошкольного возраста….......9
1) Особенности развития звуковой стороны…………………………………………9
2) Особенности развития словаря…………………………………………………….11
3) Особенности связной речи…………………………………………………………14
1.3. Развитие образной и выразительной речи………………………………………………..20
ГлаваII Методические основы использования пословиц и поговорок для речевого
развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………......23
2.1. Значение пословиц и поговорок для речевого развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………………….25
2.2. Возможности использования пословиц и поговорок на специальных занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы………………………………………27
2.3. Использование пословиц и поговорок в свободном речевом общении детей…………33
Глава III. Экспериментальное исследование использования пословиц и поговорок для речевого развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………..36
3.1. Диагностика речевого развития детей и выразительности речи…………………….....36
3.2. Описание работы по речевому развитию детей через использование пословиц и поговорок………………………………………………………………………………………..44
3.3. Анализ результатов работы……………………………………………………………......47
Заключение……………………………………………………………………………………...52
Библиография…………………………………………………………………………………...53
Приложение.
Очень важно, чтобы каждое новое произведение уже знакомого писателя дети воспринимали как частицу его творчества.
Обнаружив незнакомую книгу, ребенок, ориентируясь на иллюстрации, расположение текста на странице, пытаются определить, каков жанр произведения, о чем оно, аргументирует свои суждения.
Известно, что поток информации, которую ежедневно усваивают дети, чрезвычайно велик. Поэтому они зачастую забывают название произведения, фамилии автора и художника – оформителя.
Учитывая данное обстоятельство, педагог должен начинать каждое занятие или это будет вне занятия, ознакомление с художественной литературой.
«Сегодня я вас познакомлю с русской народной сказкой «Царевна лягушка»» Знакомя детей с народными песенками, потешками, сказками, с авторскими стихами и рассказами, необходимо анализировать и специфику каждого жанра. Чтобы самостоятельно придумать рассказ, сказку, детям мало знаний по содержанию, они должны владеть структурой текста.
Также вне занятий педагоги используют загадки, учат придумывать загадки самих детей. В младшем возрасте лучше использовать потешки, прибаутки «водичка, водичка, умой мое личико. Чтобы глазки блестели …» и т.д. В основе древнейших жанров фольклора лежит особое отношение человека к природе и к лицу.
Жанр, загадка зародилась как тайная речь? Приметы в массе своей содержали наблюдения. Поэтому на прогулке проводится наблюдения.
Пословице и поговорки также используются как на занятиях, так и в свободное от занятий время. Сейчас очень много выпускается литературы для детей яркой, красной, доступной по содержанию.
К примеру, вышло пособие для педагогов и родителей Мариничева О.В., Чикина Н.В.
«Учим детей наблюдать и рассказывать» в которой авторы попытались показать педагогам, и родителям, как заниматься с детьми, чтобы сформировать умение внимательно слушать и видеть, правильно понимать сказанное, делать логические выводы, выделять причинно-следственные связи, главные и второстепенные признаки.
Чем больше ребенок пересказывает, отвечает на вопросы по тексту, описывают иллюстрации, сочиняет свои рассказы, объясняет смысл пословиц и поговорок, тем грамотней, ярче и точней становится его речь.
В книгу вошли тексты и задания разной сложности. Для каждого времени года стихи, загадки, приметы, пословицы, скороговорки, игры, считалки.
Познакомив детей с приметами можно задать вопрос, «О каких приметах осени вы знаете?», «Почему сентябрь называют так?».
А вот имена, которые дал октябрю русский народ: листобой, грязник, хлебник. «Почему народ дал такие имена?» Октябрь месяц близкой пороши. Объясните смысл пословиц.
Повседневно в речи воспитателя должны звучать отрывки из художественных произведений, а также пословицы, загадки и т.д.
Прежде всего, надо сказать об умелом отборе пословиц и поговорок: с учетом их доступности детям по содержанию и языку. Пословицу не следует заучивать с детьми – нужно неоднократно употреблять ее к месту. Не стоит объяснять ее переносный смысл. Иногда целесообразно подчеркивать ее меткость, образность.
Чтобы выбрать ведущего для подвижной игры, разрешить какой-либо спор детей, воспитатель может прибегнуть к считалке. Дети должны знать несколько народных считалок.
Воспитатель должен поощрять детей, которые самостоятельно пытаются составлять загадки, стишки, поговорки, помогать им в этом, подсказывать нужные слова, фразы.
А.П.Усова отмечала, что в дошкольной педагогике оказалась забытой очень содержательная часть детских игр – игровая прелюдия, или игровой зачин (считалки, припевки, жеребьевки).
Нужно стремиться к тому, чтобы дети усвоили и полюбили именно песенно-ритмическую сторону народных игр, использовали по своему желанию игровые зачины.
В подготовительных группах используются своеобразные формы работы с художественной литературой: литературные утренники и самодельные литературные концерты по теме «Русские народные сказки», «Колядки» и т.д.
Большое место в детском саду занимают книги, картинки, книжки-самоделки, детские работы на литературные сюжеты. В каждой группе расположен уголок книги. Также дошкольники вне занятий могут инсценировать сказки, стихи. Таким образом, можно подвести итог выше сказанному:
пословицы, поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много определений. Поэтому, изучая фольклор, дети будут постепенно овладевать знаниями народного творчества.
Таким образом, пословицы и поговорки развивают наблюдательность, учат образному восприятию мира, этим объясняется жизненность и популярность пословиц и поговорок. Поэтому необходимо создавать необходимую среду, использовать пословицы и поговорки в разных видах деятельности.
Глава III. «Экспериментальное исследование использование пословиц и поговорок для речевого развития детей старшего дошкольного возраста».
3.1. Диагностика речевого развития детей и выразительности речи.
Цель экспериментальной работы состояла в проверке эффективности предложенных на теоретическом уровне приемов и форм работы по использованию пословиц и поговорок для речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальные исследования проходили поэтапно:
I этап – констатирующий (сентябрь 2003г.)
II этап – формирующий (сентябрь – февраль)
III этап – контрольный (март 2004г.)
1. Обследование и диагностика детей речевого развития проводилась вне занятий, в свободное время, на прогулках.
Констатирующий этап экспериментальной работы проходили в 2х группах на базе д/с №2 «Метелица»
Целью этого этапа экспериментальной работы явилось определение уровня речевого развития детей и использование детьми пословиц и поговорок в речи.
Уровень речевого развития детей определялся по разделам: 1) развитие словаря
2) звуковая сторона
3) грамматический строй
4) связная речь
(на основе программы воспитания и обучения Васильевой)
Для выявления уровня речевого развития ответы детей оценивались по 3х бальной системе.
от 10-12 баллов – высокий уровень
от 6-9 баллов – средний уровень
ниже 0 баллов – низкий уровень
Критерии уровней развития речи:
к высокому уровню развития мы отнесем детей, которые:
1) развитие словаря – используют в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречии.
2) звуковая сторона – правильно произносят все звуки, определяют место в звуке, развит фонематический слух.
3) грамматический строй – употребляют в речи простые и сложные предложения; пользуются прямой и косвенной речью.
4) связная речь – умеют составлять (по образцу) небольшой рассказ о предмете, картинке, поддерживают непринужденную беседу, пересказывают сказки, рассказы.
к среднему уровню развития отнесем детей, которые:
1) развитие словаря – не всегда правильно используют в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречии.
2) звуковая сторона – произносят не все звуки, путают звуки з – с, ш – ж и др., у которых не совсем хорошо развит фонематический слух, говорят не выразительно.
3) грамматический строй – не употребляют в речи сложные предложений; не умеют пользуются прямой или косвенной речью, затрудняются составлять простые или сложные предложения.
4) связная речь – с помощью предлога составляют небольшой рассказ о предмете, картинке; не умеют выразительно и последовательно пересказывать сказки, рассказы.
к низкому уровню отнесём детей, которые:
затрудняются в произношении всех звуков, не развит фонематический слух; не используют существительные в речи, не умеют пользоваться прямой и косвенной речью; не умеют составлять рассказы, не умеют последовательно пересказывать сказки, рассказы; не поддерживают беседу.
Исходя из этих критериев, мы составили таблицу, где отображены результаты диагностики детей группы «Чебурашка» и группы «Золотая рыбка» (см. приложение 1).
Таблица №1. Диагностика уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста. (Констатирующий этап)
В группе «Чебурашка» |
В группе «Золотая рыбка» |
высокий уровень – 5 детей | высокий уровень – 2 детей |
средний уровень – 9 детей | средний уровень – 11 детей |
низкий уровень – 1 ребенок | низкий уровень – 2 детей |
Отсюда можно сделать вывод, что в группе «Чебурашка» с высоким уровнем развития детей больше на 20%; со средним уровнем развития детей больше на 33,4%; с низким уровнем детей на 6,7% меньше, чем в группе «Золотая рыбка».
2. Для определения использования и понимания пословиц и поговорок было использовано два метода I метод опроса II метод наблюдения.
I Детям группы «Чебурашка» из пятнадцати человек предлагались следующие диагностические задания:
№1. Продолжить конец пословиц, начало которых говорил педагог:
Например: «Один день … год кормит»
«Без труда … не выловишь и рыбки из пруда»
«Не будет хлеба … не будет и обеда»
№2. Во втором задании было предложено детям объяснить смысл этих пословиц, то как они их понимают.
№3. В этом задании предлагалась речевая ситуация и задавался вопрос:
«Как можно сказать пословицей?», или «Какая из перечисленных пословиц подходит к ситуации?»
Например: «Семья накрыла стол и села обедать. И вдруг, сидя за столом, мама спохватилась, что забыла купить хлеб. Как же теперь обедать без хлеба? Будет сытным и вкусным обед или нет? Какая пословица подойдет к этой ситуации?
Дети подбирали пословицы
Ответы детей оценивались по 3 баллам.
Критерии оценки:
3 балла - высокий уровень развития
2 балла – средний уровень развития
0-1 балла – низкий уровень развития
К высокому уровню развития мы отнесли детей, которые полностью справились со всеми заданиями: показали знания всех пословиц, объяснили правильное понимание их смысла и умение оценивать и называть ситуацию и подбирать нужные пословицы.
К среднему уровню отнесли детей, частично справившихся с 3 заданиями (одно из трёх).
К низкому уровню отнесли детей, которые не смогли справиться с заданиями без помощи педагога.
Высшая оценка 9 баллов:
от 8 до 9 – высокий уровень
от 5 до 7 – средний уровень
менее 5 баллов – низкий уровень
Результаты отображены в таблице (см. прил. 2)
Итак, 3 – высокий уровень имеют 9 детей 69%
2 – средний уровень – 4 детей – 26,7%
1 – низкий уровень – 2 детей (Щёкин Ю, Росликова К)
Хочется отметить, что в основном дети справились со всеми заданиями. Трудности возникали во втором задании, где детям необходимо было объяснить смысл пословиц, то, как они их понимают. Дети затруднялись дать нужный ответ, не могли без помощи наводящих вопросов понять, что от них требуется ответить. С речевыми ситуациями также не смогли справиться Щекин Ю., Росликова К., Дети не смогли без помощи взрослого подобрать нужную пословицу.