Использование игровых технологий в воспитательной работе учителя начальной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Необходимо выделить один весьма важный пункт: даже в простейших формах игра выходит за рамки только биологической, или физической деятельности. Игра — это содержательная функция со многими гранями смысла. Но в любом научном подходе безоговорочно и принимается мнение, что игра выполняет необходимую полезную функцию. В детстве игра служит способом обучения общению, выработке тех или иных практических навыков и т. д. У взрослого человека многие виды деятельности тоже связаны с игровым компонентом. Кроме того, с помощью игры люди общаются, отдыхают, структурируют свое свободное время.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (8).doc

— 424.50 Кб (Скачать)

            Игровые действия – основа  игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

            В разных играх игровые действия  различны по их направленности  и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи. 

            Правила игры. Их содержание и  направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.

            В дидактической игре правила  являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

            Подведение итогов – результат  подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

            При проведении игр необходимо  сохранить все структурные элементы.

Так как именно с их помощью решаются дидактические  задачи.

           Взаимоотношения между детьми  и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие, и педагог становится на путь прямого обучения.

            Таким образом, дидактическая  игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Из сказанного выше можно сформулировать основные функции дидактических игр:

   - функция  формирования устойчивого интереса  к учению и снятие напряжения,  связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

   - функция  формирования психических новообразований;

   - функция  формирования собственно учебной  деятельности;

   - функция  формирования общеучебных умений, навыков самостоятельной  учебной  работы;

   - функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

   - функция  формирования адекватных взаимоотношений  и освоение социальных

     ролей.

          Таким образом, дидактическая  игра – сложное, многогранное  явление. Для организации и  проведения дидактической игры необходимы следующие  условия:

   - наличие  у педагога определенных знаний  и умений относительно  дидактических  игр;

   - выразительность  проведения игры;

   - необходимость  включения педагога в игру;

   - оптимальное  сочетание занимательности и  обучения;

   - средство  и способы, повышающие эмоциональное  отношение детей к игре,  следует  рассматривать как не самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;

   - используемая  в дидактической игре наглядность  должна быть простой,  доступной и емкой.

            Все дидактические игры можно  разделить на три основных  вида:

1 – игры с  предметами (игрушками, природным  материалом);

2 – настольные  печатные;

3 – словесные  игры.

            В играх с предметами используются  игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.

Ценность этих игр в том, что с их помощью  дети знакомятся со свойствами предметов и их  признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: младшие школьники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству,

объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению…), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

            В игре также используют предметы, в которых разница между ними менее заметна. В играх с предметами младшие школьники выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета. Играя, они приобретают умения складывать из частей целое, выкладывать узоры из

разнообразных форм.

            В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, величина, материал из которого они сделаны. Это помогает учителю упражнять младших школьников в решении определенных дидактических задач.

            Игры с природным материалом учитель применяет при проведении таких дидактических игр, как “Чьи следы? “, “От какого дерева лист?”, “Разложи листья по убывающей величине” и.т.д. В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

            Настольно-печатные игры разнообразны  по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.

            Подбор картинок по общему  признаку – классификация. Здесь  от учеников требуется обобщения, установление связи между предметами. Например,

в игре «Что растет в лесу?» ( приложение А).

            Составление разрезных картинок  направлено на развитие у детей умения из отдельных частей составлять целый предмет, логическому мышлению.  Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений направлено на развитие речи, воображения, творчества у младших школьников. Для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, ученик прибегает к имитации движений (например, животного, птицы и.т.д.)

            В этих играх формируются такие  ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

            Словесные игры построены на  словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят

признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

            С помощью словесных игр у  детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок  преодолевает легко, не замечая, что его учат.

            Для удобства использования словесных  игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую группу входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка”, “Магазин” и.т.д.

            Вторую группу составляют игры, используемые для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения: “Похож – не похож”, “Кто больше заметит небылиц” и другие.

            Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: “Кому что нужно?» “Назови три предмета”, “Назови одним словом” (приложение Б).

            В особую четвертую группу, выделены  игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления: «Краски», «Летает, не летает» и другие. 

          Третий класс игр – традиционные или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Предметная среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.

            Для обеспечения развивающего  потенциала игр нужны не только разнообразные игрушки, особая творческая аура, создаваемая взрослыми, увлеченными работой с детьми, но и соответствующая предметно-пространственная среда.

            Для педагогов важно продумать  поэтапное распределение игр,  в том числе и дидактических, на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, увлекательной, включать детей в разные виды деятельности. Следовательно, игра, может быть проведена на любом этапе урока, а также на уроках разного типа. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания младших школьников. 

   Игра как средство развития творческого начала учащихся начальных   классов

          Дидактическая игра как средство активизации внимания и развития 

                               мышления  младших школьников

            Виды игр для детей очень  разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных в школе знаний, пробуждению у учащихся живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм необходимо уделять постоянное внимание.

            В своей совокупности развивающие,  познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче,

доводить начатую  работу до конца.

            К началу младшего школьного  возраста игровая деятельность  не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется (по сравнению с дошкольным возрастом). В это время большое место занимают игры с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движение,  внимание, умение

сосредоточиться, то есть, развиваются способности, которые особенно важны

для успешного  обучения в школе,

            Большое значение в учебно-воспитательном  процессе младших школьников играет внимание. От того, насколько педагог сможет удерживать внимание детской аудитории, зависит процесс обучения. Мною использовались игры, направленные на развитие различных аспектов внимания ( приложение В).

            Для поддержания познавательной  активности младших школьников, обеспечивающей достижение целей обучения, в практической деятельности школ используются разнообразные методы и формы организации деятельности учащихся, а так же различные средства обучения. Ведущее место среди последних, принадлежит дидактическим играм.

           В дидактических играх младшие  школьники учатся подчинять свое поведения правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые важны для успешного обучения в школе.

Информация о работе Использование игровых технологий в воспитательной работе учителя начальной школы