Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 18:18, реферат
Успех многогранной воспитательной работы с классом во многом зависит от качества ее планирования. Работа классного наставника — это деятельность, устремленная в будущее. План его работы предусматривает лишь основные вехи развития учащихся, а его сущность состоит в научно обоснованном проектировании становления и развития коллектива и каждого школьника. Прогнозирование воспитательной деятельности требует от классного руководителя четкого представления о целях и задачах советской школы, знания закономерностей психического развития личности, овладения методами и формами воспитания человека.
Воспитательная работа
Успех многогранной 
воспитательной работы с классом 
во многом зависит от качества ее планирования. 
Работа классного наставника — это 
деятельность, устремленная в будущее. 
План его работы предусматривает 
лишь основные вехи развития учащихся, 
а его сущность состоит в научно 
обоснованном проектировании становления 
и развития коллектива и каждого 
школьника. Прогнозирование воспитательной 
деятельности требует от классного 
руководителя четкого представления 
о целях и задачах советской 
школы, знания закономерностей психического 
развития личности, овладения методами 
и формами воспитания человека. 
Предвидеть — значит ясно и конкретно 
представлять себе результат воспитательной 
деятельности, хорошо знать критерии эффективности 
воспитания. Поэтому, приступая к планированию 
работы с классом, классный руководитель 
продумывает, не только свою тактику, но 
и глубоко осмысливает стратегию воспитания. 
Он вновь и вновь обращается к задачам, 
поставленным Коммунистической партией 
и Советским правительством перед школой, 
а также к теории педагогического процесса. 
При составлении плана следует учесть 
основные требования к нему: правильность 
и конкретность воспитательных задач; 
меру детализированности и краткости 
плана; оптимальное сочетание просвещения 
и организации деятельности учащихся; 
сочетание перспективности и злободневности 
в намеченных видах работы; единство педагогического 
руководства и активности учащихся, связь 
внутриклассной работы с работой вне школы; 
учет возрастных, индивидуальных особенностей 
учащихся, уровня воспитанности детей 
и условий их жизни; согласованность плана 
с другими планами школы, а также планами 
работы пионерской и комсомольской организаций. 
Воспитательную работу лучше планировать 
на учебную четверть. 
План составляется до начала учебных занятий 
после летних и зимних каникул, но представляется 
руководству школы на утверждение к концу 
первой учебной недели. В течение этой 
недели классный руководитель обсуждает 
план с пионерским или комсомольским активом 
класса, а также советуется с коллегами 
по параллельным классам, учителями, руководителями 
школы, активом родителей. 
План работы составляется в одном экземпляре 
и находится у классного руководителя. 
На практике утвердилась такая структура 
плана: характеристика класса, задачи 
воспитания, система воспитательной деятельности. 
Титульный лист плана включает в себя 
название школы, фамилию, имя, отчество 
классного руководителя, класс, четверть 
и учебный год. 
В начале плана дается характеристика 
класса, в которой отражается состояние 
воспитанности коллектива класса и отдельных 
учащихся. Отмечается степень сплоченности 
коллектива, действенность общественного 
мнения о нем, соотношение актива и остального 
состава класса, т. е. степень развития 
активности всех учащихся, качество знаний 
учащихся, характер взаимопомощи внутри 
коллектива, отклонения от норм поведения 
со стороны отдельных учащихся и их причины. 
Указываются также доминирующие интересы 
учащихся и другие особенности класса. 
Характеристика служит основой для конкретизации 
задач воспитания на четверть. 
Затем классный руководитель формулирует 
основные задачи воспитательной работы 
с классом. Общие задачи по возрастным 
группам учащихся даны в программе «Примерное 
содержание воспитания школьников», которой 
руководствуется педагог. Поэтому задачи 
не должны быть ни чрезмерно общими, ни 
предельно узкими, но должны учитывать 
целостность формирования личности и 
специфику конкретных условий воспитания 
(возраст, воспитанность учащихся, социальное 
окружение и т. п.). 
Задачи воспитания можно детализировать 
таким образом, чтобы они соответствовали 
разделам плана. Ставить задачи к отдельным 
видам воспитательной работы нецелесообразно, 
так как это может повести к формализму, 
ведь любая работа в классе направлена 
на всестороннее развитие учащихся. Систематичность 
в воспитательной деятельности — одно 
из основных требований к плану работы 
классного руководителя. Она прежде всего 
требует установления преемственности 
в воспитательной работе между классами. 
Учет возрастных особенностей школьников 
в воспитании — важнейший принцип планирования 
работы с классом. Хорошим ориентиром 
при этом служит пособие «Примерное содержание 
воспитания школьников». Учет этих особенностей 
идет по следующим направлениям: 
содержание воспитательной работы — расширение 
общего кругозора, развитие политических, 
атеистических, нравственно-правовых, 
эстетических и других понятий; 
методы воспитания — переход от разъяснений 
классного руководителя к самостоятельному 
анализу явлений общественной жизни, углубление 
связи теории с практикой; 
формы воспитательной работы — переход 
от индивидуальных и групповых бесед к 
диспутам и теоретическим конференциям; 
от простой исполнительской работы к самостоятельной 
общественной деятельности. Осуществляя 
преемственность, классный руководитель 
предупреждает вредное «топтание на месте», 
постепенно усложняет задачи и формы воспитательной 
работы (чем не допускает ослабления интереса 
учащихся к общественной жизни школы и 
класса), учитывая успехи в развитии учащихся. 
При переходе учащихся из класса в класс 
педагог обеспечивает постоянное обновление 
видов воспитательной работы, давая учащимся 
большой простор для самостоятельности 
и инициативы, расширяя самоуправление 
учащихся. 
Нет нужды в жесткой унификации формы 
плана работы классного руководителя. 
Важно лишь, чтобы план содержал систему 
воспитательной деятельности педагога, 
предусматривающую не только то, что он 
будет делать, но и то, как будет осуществлять 
воспитательную работу. 
(...) Рекомендуется включать в план такие 
разделы: общественно-политическое воспитание, 
формирование сознательного отношения 
к учению, нравственное и правовое воспитание, 
трудовое воспитание и профориентация, 
эстетическое воспитание, укрепление 
здоровья учащихся, работа с родителями. 
Возможны и другие разделы и другая их 
последовательность. Ориентиром при этом 
может служить программа «Примерное содержание 
воспитания школьников», которая варьирует 
состав и последовательность разделов 
в зависимости от возраста учащихся. Полезно 
включить в план раздел «Социально-психологическое 
изучение учащихся». В этом разделе предусматривается 
наблюдение за учащимися в школе, вне ее, 
ознакомление с условиями жизни и воспитания 
в семье и др. 
Жизнь выдвигает перед классными руководителями 
большие и малые задачи, которые в той 
или иной форме должны отражаться в их 
планах по всем годам работы. Такими вопросами, 
в частности, являются: охрана природы, 
правила дорожного движения, дети и закон, 
мальчики и девочки, правила для учащихся, 
самовоспитание, алкоголь и здоровье, 
курение и здоровье, культура речи и многие 
другие. 
Одним из сложных вопросов в работе классного 
руководителя является педагогическое 
руководство деятельностью пионерской 
и комсомольской организациями. Эта помощь 
должна фиксироваться в его плане работы 
в форме педагогического руководства 
деятельностью пионеров и комсомольцев. 
Например: «Предложить комсомольцам выступить 
инициаторами проведения конкурса...», 
«Подсказать учащимся темы комсомольских 
собраний на 1-е полугодие по вопросам: 
«Знания и твое завтра», «Только ли в способностях 
дело?» Или: «Помочь пионерам организовать 
клуб «Глобус» и предложить следующую 
программу...», «Помочь пионерам в подготовке 
сбора отряда» и т. д. 
Известно, что воспитательная работа оценивается 
не по количеству видов деятельности, 
а по ее качеству, т. е. по тому, как она 
способствовала всестороннему развитию 
личности и сплочению коллектива. Поэтому 
одинаково недопустимы как перегрузка 
класса различными мероприятиями, так 
и недогрузка ими. В первом случае неизбежно 
напластование одного вида работы на другой 
и нервозность школьников, во втором — 
вялость в жизни коллектива. 
В плане должны оптимально сочетаться 
словесные и практические методы работы. 
Отдавая предпочтение организации деятельности 
учащихся, нельзя недооценивать роль разъяснения 
и идейно-нравственного просвещения. 
Следует поощрять кооперирование и взаимопомощь 
классных руководителей. Хорошо подготовленная 
педагогом беседа может быть проведена 
в нескольких классах. Знания и опыт педагога, 
ценный для воспитания учащихся, не должен 
ограничиваться рамками одного класса. 
Приводя в действие этот педагогический 
резерв, коллектив учителей вместе с тем 
будет экономить свои силы. 
План не догма, а основная программа действий. 
В нем предусматриваются главные дела, 
кроме которых ежедневно идет организационно-педагогическая 
работа, определяемая наличной ситуацией. 
Значительные коррективы плана должны 
быть согласованы с организатором внеклассной 
и внешкольной воспитательной работы. 
Для анализа эффективности проводимой 
воспитательной работы классному руководителю 
полезно вести педагогический дневник, 
который не входит, однако, в обязательную 
отчетную документацию. 
На основе плана воспитательной работы 
на четверть классный руководитель может 
составлять план на неделю, который конкретизирует 
воспитательные мероприятия. Его можно 
совмещать с дневником классного руководителя. 
Выявлять результативность работы классного 
руководителя - значит получать обратную 
информацию о его работе. Это необходимо, 
во-первых, для оценки качества воспитательного 
процесса, а во-вторых, для коррекции этого 
процесса. 
Главный показатель эффективности воспитания 
— это уровень воспитанности учащихся. 
Воспитанность школьника всегда относительна, 
так как личность находится в постоянном 
развитии и становлении. Тем не менее можно 
говорить о воспитанности учащегося в 
каждый данный момент его изучения. 
Чтобы судить о воспитанности школьника, 
важно увидеть его ведущие, или, как говорят, 
интегральные, свойства, в которых концентрируются 
основные достижения личности. Таким свойством 
является активная жизненная позиция, 
сердцевиной которой выступают убеждения 
и направленность личности, ее потребность 
в нравственном поведении, единство слова 
и дела. 
Воспитанного человека характеризует 
гуманная, коллективистическая направленность. 
Она побуждает его всегда отдавать предпочтение 
интересам общества, коллектива, других 
людей, поступать в соответствии со своими 
подлинно идейно-нравственными убеждениями. 
О результатах воспитания классный руководитель 
судит прежде всего по повседневному поведению 
учеников. Поведение должно соответствовать 
принципам и нормам коммунистической 
морали и советского права, должно быть 
мотивировано потребностью в добре и справедливости, 
глубокими личными убеждениями пионера 
и комсомольца. 
Вместе с тем классный руководитель оценивает 
умственное развитие, трудовую, эстетическую 
воспитанность школьников. По каждой из 
этих сторон личности имеется своя методика 
изучения. Основными критериями выступают: 
умственное развитие — быстрота «схватывания» 
и усвоения учебного материала, успешность 
решения новых задач, способность моделировать 
процессы и явления, умение самостоятельно 
учиться, умение логично и доказательно 
излагать изученный материал, готовность 
связать теорию с практикой; 
трудовая воспитанность — понимание роли 
и значения труда для общественной и личной 
жизни, привычка трудиться на общую пользу, 
трудолюбие, умение работать коллективно, 
способность творчески решать практические 
задачи, правильный выбор будущей профессии; 
эстетическая воспитанность — восприимчивость 
к прекрасному в жизни и искусстве, знание 
основ эстетики, художественный вкус, 
овладение каким-либо видом художественного 
творчества. 
Важным показателем воспитанности является 
стремление и умение школьника работать 
над собой.