Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 18:18, реферат
Успех многогранной воспитательной работы с классом во многом зависит от качества ее планирования. Работа классного наставника — это деятельность, устремленная в будущее. План его работы предусматривает лишь основные вехи развития учащихся, а его сущность состоит в научно обоснованном проектировании становления и развития коллектива и каждого школьника. Прогнозирование воспитательной деятельности требует от классного руководителя четкого представления о целях и задачах советской школы, знания закономерностей психического развития личности, овладения методами и формами воспитания человека.
Воспитательная работа
Успех многогранной
воспитательной работы с классом
во многом зависит от качества ее планирования.
Работа классного наставника — это
деятельность, устремленная в будущее.
План его работы предусматривает
лишь основные вехи развития учащихся,
а его сущность состоит в научно
обоснованном проектировании становления
и развития коллектива и каждого
школьника. Прогнозирование воспитательной
деятельности требует от классного
руководителя четкого представления
о целях и задачах советской
школы, знания закономерностей психического
развития личности, овладения методами
и формами воспитания человека.
Предвидеть — значит ясно и конкретно
представлять себе результат воспитательной
деятельности, хорошо знать критерии эффективности
воспитания. Поэтому, приступая к планированию
работы с классом, классный руководитель
продумывает, не только свою тактику, но
и глубоко осмысливает стратегию воспитания.
Он вновь и вновь обращается к задачам,
поставленным Коммунистической партией
и Советским правительством перед школой,
а также к теории педагогического процесса.
При составлении плана следует учесть
основные требования к нему: правильность
и конкретность воспитательных задач;
меру детализированности и краткости
плана; оптимальное сочетание просвещения
и организации деятельности учащихся;
сочетание перспективности и злободневности
в намеченных видах работы; единство педагогического
руководства и активности учащихся, связь
внутриклассной работы с работой вне школы;
учет возрастных, индивидуальных особенностей
учащихся, уровня воспитанности детей
и условий их жизни; согласованность плана
с другими планами школы, а также планами
работы пионерской и комсомольской организаций.
Воспитательную работу лучше планировать
на учебную четверть.
План составляется до начала учебных занятий
после летних и зимних каникул, но представляется
руководству школы на утверждение к концу
первой учебной недели. В течение этой
недели классный руководитель обсуждает
план с пионерским или комсомольским активом
класса, а также советуется с коллегами
по параллельным классам, учителями, руководителями
школы, активом родителей.
План работы составляется в одном экземпляре
и находится у классного руководителя.
На практике утвердилась такая структура
плана: характеристика класса, задачи
воспитания, система воспитательной деятельности.
Титульный лист плана включает в себя
название школы, фамилию, имя, отчество
классного руководителя, класс, четверть
и учебный год.
В начале плана дается характеристика
класса, в которой отражается состояние
воспитанности коллектива класса и отдельных
учащихся. Отмечается степень сплоченности
коллектива, действенность общественного
мнения о нем, соотношение актива и остального
состава класса, т. е. степень развития
активности всех учащихся, качество знаний
учащихся, характер взаимопомощи внутри
коллектива, отклонения от норм поведения
со стороны отдельных учащихся и их причины.
Указываются также доминирующие интересы
учащихся и другие особенности класса.
Характеристика служит основой для конкретизации
задач воспитания на четверть.
Затем классный руководитель формулирует
основные задачи воспитательной работы
с классом. Общие задачи по возрастным
группам учащихся даны в программе «Примерное
содержание воспитания школьников», которой
руководствуется педагог. Поэтому задачи
не должны быть ни чрезмерно общими, ни
предельно узкими, но должны учитывать
целостность формирования личности и
специфику конкретных условий воспитания
(возраст, воспитанность учащихся, социальное
окружение и т. п.).
Задачи воспитания можно детализировать
таким образом, чтобы они соответствовали
разделам плана. Ставить задачи к отдельным
видам воспитательной работы нецелесообразно,
так как это может повести к формализму,
ведь любая работа в классе направлена
на всестороннее развитие учащихся. Систематичность
в воспитательной деятельности — одно
из основных требований к плану работы
классного руководителя. Она прежде всего
требует установления преемственности
в воспитательной работе между классами.
Учет возрастных особенностей школьников
в воспитании — важнейший принцип планирования
работы с классом. Хорошим ориентиром
при этом служит пособие «Примерное содержание
воспитания школьников». Учет этих особенностей
идет по следующим направлениям:
содержание воспитательной работы — расширение
общего кругозора, развитие политических,
атеистических, нравственно-правовых,
эстетических и других понятий;
методы воспитания — переход от разъяснений
классного руководителя к самостоятельному
анализу явлений общественной жизни, углубление
связи теории с практикой;
формы воспитательной работы — переход
от индивидуальных и групповых бесед к
диспутам и теоретическим конференциям;
от простой исполнительской работы к самостоятельной
общественной деятельности. Осуществляя
преемственность, классный руководитель
предупреждает вредное «топтание на месте»,
постепенно усложняет задачи и формы воспитательной
работы (чем не допускает ослабления интереса
учащихся к общественной жизни школы и
класса), учитывая успехи в развитии учащихся.
При переходе учащихся из класса в класс
педагог обеспечивает постоянное обновление
видов воспитательной работы, давая учащимся
большой простор для самостоятельности
и инициативы, расширяя самоуправление
учащихся.
Нет нужды в жесткой унификации формы
плана работы классного руководителя.
Важно лишь, чтобы план содержал систему
воспитательной деятельности педагога,
предусматривающую не только то, что он
будет делать, но и то, как будет осуществлять
воспитательную работу.
(...) Рекомендуется включать в план такие
разделы: общественно-политическое воспитание,
формирование сознательного отношения
к учению, нравственное и правовое воспитание,
трудовое воспитание и профориентация,
эстетическое воспитание, укрепление
здоровья учащихся, работа с родителями.
Возможны и другие разделы и другая их
последовательность. Ориентиром при этом
может служить программа «Примерное содержание
воспитания школьников», которая варьирует
состав и последовательность разделов
в зависимости от возраста учащихся. Полезно
включить в план раздел «Социально-психологическое
изучение учащихся». В этом разделе предусматривается
наблюдение за учащимися в школе, вне ее,
ознакомление с условиями жизни и воспитания
в семье и др.
Жизнь выдвигает перед классными руководителями
большие и малые задачи, которые в той
или иной форме должны отражаться в их
планах по всем годам работы. Такими вопросами,
в частности, являются: охрана природы,
правила дорожного движения, дети и закон,
мальчики и девочки, правила для учащихся,
самовоспитание, алкоголь и здоровье,
курение и здоровье, культура речи и многие
другие.
Одним из сложных вопросов в работе классного
руководителя является педагогическое
руководство деятельностью пионерской
и комсомольской организациями. Эта помощь
должна фиксироваться в его плане работы
в форме педагогического руководства
деятельностью пионеров и комсомольцев.
Например: «Предложить комсомольцам выступить
инициаторами проведения конкурса...»,
«Подсказать учащимся темы комсомольских
собраний на 1-е полугодие по вопросам:
«Знания и твое завтра», «Только ли в способностях
дело?» Или: «Помочь пионерам организовать
клуб «Глобус» и предложить следующую
программу...», «Помочь пионерам в подготовке
сбора отряда» и т. д.
Известно, что воспитательная работа оценивается
не по количеству видов деятельности,
а по ее качеству, т. е. по тому, как она
способствовала всестороннему развитию
личности и сплочению коллектива. Поэтому
одинаково недопустимы как перегрузка
класса различными мероприятиями, так
и недогрузка ими. В первом случае неизбежно
напластование одного вида работы на другой
и нервозность школьников, во втором —
вялость в жизни коллектива.
В плане должны оптимально сочетаться
словесные и практические методы работы.
Отдавая предпочтение организации деятельности
учащихся, нельзя недооценивать роль разъяснения
и идейно-нравственного просвещения.
Следует поощрять кооперирование и взаимопомощь
классных руководителей. Хорошо подготовленная
педагогом беседа может быть проведена
в нескольких классах. Знания и опыт педагога,
ценный для воспитания учащихся, не должен
ограничиваться рамками одного класса.
Приводя в действие этот педагогический
резерв, коллектив учителей вместе с тем
будет экономить свои силы.
План не догма, а основная программа действий.
В нем предусматриваются главные дела,
кроме которых ежедневно идет организационно-педагогическая
работа, определяемая наличной ситуацией.
Значительные коррективы плана должны
быть согласованы с организатором внеклассной
и внешкольной воспитательной работы.
Для анализа эффективности проводимой
воспитательной работы классному руководителю
полезно вести педагогический дневник,
который не входит, однако, в обязательную
отчетную документацию.
На основе плана воспитательной работы
на четверть классный руководитель может
составлять план на неделю, который конкретизирует
воспитательные мероприятия. Его можно
совмещать с дневником классного руководителя.
Выявлять результативность работы классного
руководителя - значит получать обратную
информацию о его работе. Это необходимо,
во-первых, для оценки качества воспитательного
процесса, а во-вторых, для коррекции этого
процесса.
Главный показатель эффективности воспитания
— это уровень воспитанности учащихся.
Воспитанность школьника всегда относительна,
так как личность находится в постоянном
развитии и становлении. Тем не менее можно
говорить о воспитанности учащегося в
каждый данный момент его изучения.
Чтобы судить о воспитанности школьника,
важно увидеть его ведущие, или, как говорят,
интегральные, свойства, в которых концентрируются
основные достижения личности. Таким свойством
является активная жизненная позиция,
сердцевиной которой выступают убеждения
и направленность личности, ее потребность
в нравственном поведении, единство слова
и дела.
Воспитанного человека характеризует
гуманная, коллективистическая направленность.
Она побуждает его всегда отдавать предпочтение
интересам общества, коллектива, других
людей, поступать в соответствии со своими
подлинно идейно-нравственными убеждениями.
О результатах воспитания классный руководитель
судит прежде всего по повседневному поведению
учеников. Поведение должно соответствовать
принципам и нормам коммунистической
морали и советского права, должно быть
мотивировано потребностью в добре и справедливости,
глубокими личными убеждениями пионера
и комсомольца.
Вместе с тем классный руководитель оценивает
умственное развитие, трудовую, эстетическую
воспитанность школьников. По каждой из
этих сторон личности имеется своя методика
изучения. Основными критериями выступают:
умственное развитие — быстрота «схватывания»
и усвоения учебного материала, успешность
решения новых задач, способность моделировать
процессы и явления, умение самостоятельно
учиться, умение логично и доказательно
излагать изученный материал, готовность
связать теорию с практикой;
трудовая воспитанность — понимание роли
и значения труда для общественной и личной
жизни, привычка трудиться на общую пользу,
трудолюбие, умение работать коллективно,
способность творчески решать практические
задачи, правильный выбор будущей профессии;
эстетическая воспитанность — восприимчивость
к прекрасному в жизни и искусстве, знание
основ эстетики, художественный вкус,
овладение каким-либо видом художественного
творчества.
Важным показателем воспитанности является
стремление и умение школьника работать
над собой.