Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:49, курсовая работа
Предмет же исследования является: применение технологии учебной игры в процессе обучения истории в общеобразовательном учреждении как средство развития познавательного интереса учащихся 5-8 классов
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ специфики применения игровых технологий в преподавании истории в среднем звене общеобразовательной школы………………………………………………….5
1.1 Исторический аспект изучаемой темы…………………………………...5
1.2 Классификация педагогических технологий……………………………7
1.3 Анализ основных теорий игр. Учебная игра
как педагогическая технология………………………………………………9
Глава 2. Применение игровых технологий на уроках истории в 5-8 классах…………………………………………………………………………...16
2.1 Использование игровых технологий как средство развития познавательного интереса…………………………………………………….16
2.2 Результаты применения игровых технологий
на уроках истории в 5-8 классах……………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………...32
Список использованной литературы………………………………………..34
Приложение……………………………………………………………………..35
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретический анализ специфики применения игровых технологий в преподавании истории в среднем звене общеобразовательной школы………………………………………………….5
1.1
Исторический аспект
изучаемой темы…………………………………...
1.2 Классификация педагогических технологий……………………………7
1.3 Анализ основных теорий игр. Учебная игра
как
педагогическая технология………………………………………………9
Глава 2.
Применение игровых
технологий на уроках
истории в 5-8 классах……………………………………………………………
2.1
Использование игровых
технологий как
средство развития
познавательного
интереса…………………………………………………….
2.2 Результаты применения игровых технологий
на
уроках истории в 5-8
классах……………………………………………...29
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………..34
Приложение……………………………………………………
Введение
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, в особенности ребенка.
В наше время сложно заинтересовать детей чем-либо. Особенно сложно соотнести понятие «интерес» с учебной деятельностью. И, тем не менее, в школьной жизни без интереса тяжело.
Многие специалисты: педагоги, психологи – считают, что чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими ребенка. Одним из таких методов, точнее, одной из технологий обучения является игровая. Тем не менее, от педагогов требуется постоянные усилия по созданию условий для того, чтобы вызвать у учащихся интерес к содержанию обучения и к самой учебной деятельности, поэтому в качестве объекта исследования выступает деятельность учителя истории в процессе обучения учащихся в школе
Предмет же исследования является: применение технологии учебной игры в процессе обучения истории в общеобразовательном учреждении как средство развития познавательного интереса учащихся 5-8 классов
Игры способствуют выполнению важных методических задач:
-созданию психологической готовности детей к речевому общению;
-обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими учебного материала и др.
Предпринимая данное исследование, мы ставим перед собой цель – изучить классификацию современных педагогических технологий и определить степень влияния учебной игры на формирование познавательного интереса учащихся среднего звена общеобразовательной школы. Её достижению способствует решение следующих задач:
1. Изучить психолого-
2.
Раскрыть роль и значение
3.
Исследовать позитивные
Игра
– это нестандартная в
Глава 1. Теоретический анализ специфики применения игровых технологий в преподавании истории в среднем звене общеобразовательной школы
1.1 Исторический аспект изучаемой темы
Ещё
в древнем мире игра использовалась
как одна из форм обучения. Однако возникшая
в средневековье авторитарная и
рассудочная система
Сам термин "дидактические игры", под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, ввели Ф. Фребель и М. Монтессори. Игры, которые они предлагали, были предназначены для детей дошкольного возраста. Но постепенно они начали проникать и в начальную школу, принимая сначала форму игровых приёмов в обучении. В России только в 1960-е гг. – в период либерализации общественной жизни – начала распространяться формула "учение с увлечением", пропагандируемая С. Л. Соловейчиком. Она раскрывала и другие стороны учения, которое есть труд, но труд по своей сути радостный, потому что приобщает к новому, неизведанному, интересному. Последователи Соловейчика доказывали, что обучение может быть по-настоящему развивающим, трудным, но при этом увлекательным, что оно может сочетать и рациональное, и эмоциональное. Но этот всплеск интереса к занимательности обучения очень быстро иссяк, идеологизация обучения вытеснила игры из работы школьных учителей, за исключением некоторых энтузиастов-новаторов, таких как Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенковой и др. Занимательность уступила место рационализации обучения.
Что же такое есть игра вообще и игра дидактическая? Теоретический анализ философской и психологической литературы (Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина) позволяет определить игру в широком смысле слова как занимательную для субъекта деятельность в условных ситуациях.
Проблему дидактической игры как педагогической технологии исследуют Л.П. Борзова в методическом пособии для учителя "Игры на уроке истории"; А.Гин в пособии для учителя "Приемы педагогической техники"; В.М. Григорьев в своей диссертационной работе "Педагогическое руководство игровой деятельностью подростков"; А.П Ершова и В. М. Букатов в статье "Театральные подмостки школьной дидактики"; Н.И Люрья и Н.Ю.Черепова в статье "Игра как метод обучения мышлению"; С.А. Шмаков в кандидатской диссертации "Игра учащихся как педагогический феномен культуры"; Ф.И. Фрадкина в своей диссертационной работе доктора пед. наук "Психология игры в раннем детстве".
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Этим можно объяснить все более настойчивое внимание учителя истории к нетрадиционным формам урока. Опыт проведения таких уроков регулярно освещается на страницах предметного журнала "Преподавание истории в школе", но практически почти не изучен в научно-педагогических работах по методике преподавания истории. Следует также отметить, что известная книга Г.А. Кулагиной "Сто игр по истории" выходила в свет пятнадцать лет тому назад, в то время как внимание педагогов к игровой деятельности в целом с каждым годом усиливается.
Теоретическая
база знаний передового опыта в этой области
поможет "продвинутому" учителю применять
игровую технологию на уроках по любым
темам школьных курсов.
1.2 Классификация педагогических технологий
Само слово «технология» происходит от греческих слов – «искусство», «мастерство» и «учение». Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
В
настоящее время понятие
С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учащихся.
В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой является:
- цели обучения;
- содержание обучения;
- средства педагогического
- организация учебного процесса;
- ученик, учитель;
- результат деятельности.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.
Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным процессом, гуманизацией и демократизацией общества.
Выдающийся педагог Г.К. Селевко провел анализ педагогических технологий. Описал более 50 из них и сгруппировал их следующим образом:
1.
Технологии, основанные на гуманизации
учебного процесса (педагогика сотрудничества,
гуманно-личностная технология
2.
Технологии на основе
3. Технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения, программированное обучение, технологии дифференцированного обучения, индивидуализации учебного процесса, опережающего обучения, компьютерные (информационные) технологии.
4.
Педагогические технологии на основе
методического усовершенствования и дидактического
реконструирования учебного материала:
укрупнение дидактических единиц (УДЕ)
П.М. Эрдниева (известное как блочная система
планирования), технология «Диалог культур»
В.Е. Библера и С.Ю. Куртанова, технология
теории поэтапного формирования умственных
действий М.Б.Воловича.
1.3 Анализ основных теорий игр. Учебная игра как педагогическая технология
Дидактическая игра – это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях. Но не всякая деятельность в условных ситуациях является игрой. Деятельность, чтобы быть игрой, должна быть занимательна для играющего. Деятельность в игре – не цель, а средство. А вот занимательность. – цель. В учебной же деятельности условность направлена на обучение, на возможность упражнения, тренировки различных умений и навыков.
Игра – особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Дети над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего, – увлекательное занятие. Этим она и привлекает учителей, в том числе и учителей истории. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснение и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается учебный материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я знаю предмет наравне со всеми».
Информация о работе Использование игровых технологий на уроках истории