Использование игровых технологий на уроках истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Предмет же исследования является: применение технологии учебной игры в процессе обучения истории в общеобразовательном учреждении как средство развития познавательного интереса учащихся 5-8 классов

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретический анализ специфики применения игровых технологий в преподавании истории в среднем звене общеобразовательной школы………………………………………………….5

1.1 Исторический аспект изучаемой темы…………………………………...5

1.2 Классификация педагогических технологий……………………………7

1.3 Анализ основных теорий игр. Учебная игра

как педагогическая технология………………………………………………9

Глава 2. Применение игровых технологий на уроках истории в 5-8 классах…………………………………………………………………………...16

2.1 Использование игровых технологий как средство развития познавательного интереса…………………………………………………….16

2.2 Результаты применения игровых технологий

на уроках истории в 5-8 классах……………………………………………...29

Заключение……………………………………………………………………...32

Список использованной литературы………………………………………..34

Приложение……………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Использование игровых технологий на уроках истории...doc

— 159.50 Кб (Скачать)

     Игру  так же рассматривают как ситуативно-вариативное  упражнение, где создается возможность  для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально  приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

     В настоящее время интерес к  игре быстро растет, это естественным образом приводит к увеличению числа  игр, а также к их разнообразию. Ориентироваться в них становится сложнее. Поэтому повышается актуальность вопроса классификации игр.

     Существующие  педагогические игры можно классифицировать:

     по  области деятельности:

  • физические,
  • интеллектуальные,
  • трудовые,
  • социальные,
  • психологические;

     по  характеру педагогического  процесса:

  • обучающие,
  • тренинговые,
  • контролирующие,
  • обобщающие,
  • познавательные,
  • воспитательные,
  • обучающие,
  • репродуктивные,
  • продуктивные,
  • творческие,
  • коммуникативные,
  • диагностические,
  • профориентационные,
  • психотехнические;

     по  игровой методике:

  • предметные,
  • сюжетные,
  • ролевые,
  • деловые,
  • имитационные,
  • драматизации;

     по  предметной области:

  • математические,
  • исторические,
  • экологические,
  • физические,
  • музыкальные,
  • театрализованные,
  • литературные,
  • трудовые,
  • технические,
  • производственные,
  • военно-прикладные,
  • туристические,
  • народные,
  • спортивные,
  • обществоведческие,
  • управленческие,
  • экономические,
  • управленческие;
  • без предметов,
  • с предметами,
  • настольные,
  • комнатные,
  • уличные,
  • на местности,
  • компьютерные,
  • телевизионные,
  • технические,
  • со средствами передвижения;

     по  сущностной игровой основе:

  • игры с правилами;
  • ролевые игры;
  • комплексные игровые системы (КВН).
  • игры для изучения нового материала;
  • игры для закрепления;
  • игры для проверки знаний;
  • обобщающие игры.

     При планировании педагогической работы в  определенных случаях важно разделять игры по количеству участников на: групповые, индивидуальные, диалоговые (парные), массовые.

     Игра  эмоциональна по своей природе и  потому способна даже самую сухую  информацию оживить и сделать  яркой, запоминающейся.

     В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

     Игра  создает особые условия, при которых  может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении  на равных, где исчезает робость, возникает ощущение "я тоже могу", т. е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что игра является классическим способом обучения действием. В игре органично заложена познавательная задача.

     Игра  – вид активной деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

     Функции игровой деятельности:

  • развлекательная,
  • коммуникативная,
  • самореализация,
  • игро-терапевтическая,
  • диагностическая,
  • коррекция,
  • межнациональной коммуникации,
  • социализации.

     Что же касается функций игровых технологий в процессе обучения, педагогическая игра выполняет следующие целевые  ориентации:

  • Дидактическую. Расширяет кругозор, активирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению необходимого учебного материала, позволяет быстро проверить результативность.
  • Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умения сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.
  • Воспитательную. Формируются определенные позиции, подходы, нравственные, этические, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма, и в то же время, ярче выражаются личностные качества. Развиваются навыки коммуникативности. Учащийся приобщается к нормам и ценностях общества, адаптируется к условиям среды, обучается навыкам саморегуляции, стрессового контроля, психотерапии.

     Большинству игр присущи 4 главные черты (по С.А. Шмакову):

  • свободная деятельность,
  • творческий подход,
  • эмоциональная приподнятость,
  • наличие правил.

     В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

     В структуру игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими;
  • игровые действия, как средство реализации этих ролей;
  • игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
  • реальные отношения между играющими;
  • сюжет (содержание) – область действия, условно воспроизводимая в игре.

     Игру  как метод обучения, передачи опыта  старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое  применение игра находит в народной педагогике; в современной школе, делающей ставку на активацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной работы (КТД и др.).

     В целом понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Применение игровых  технологий на уроках истории в 5-8 классах

     2.1 Использование игровых  технологий как  средство развития  познавательного интереса

     Применение  элементов современных технологий, попытки внести инновации в традиционную технологию отражают состояние сегодняшнего исторического образования.

     В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.

     Это говорит о том, что принцип  активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается  такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

     Такого  рода активность сама по себе возникает  нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

     Любая технология обладает средствами, активизирующими  и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

     Игровые технологии эффективны по нескольким причинам:

     Во-первых, потому что ученику по своей природе нравится играть. Игра — это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. Некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои потенциальные возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности. Другие — чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвёртые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.

     Во-вторых, уникальная особенность игры состоит  в том, что она позволяет расширить  границы собственной жизни ребенка, вообразить то, чего он не видел. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.

     В-третьих, в игре возможно вовлечение каждого  в активную работу, эта форма урока  противостоит пассивному слушанию или чтению. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. Порой, в процессе игры некоторых детей узнаешь с другой стороны, раскрываются скрытые таланты, застенчивые дети проявляют незаурядные способности, пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

     В-четвёртых, как известно, дети энергичны и подвижны и невозможно заставить их «тихо посидеть» в течение всего урока. И поэтому всю неисчерпаемую энергию можно направить в нужное русло, таким образом, совместив полезное с приятным.

     В-пятых, игра положительно влияет на формирование познавательных интересов. Она содействует  развитию таких качеств как самостоятельность, инициативность. На уроках дети активны, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей. Факторы, сопровождающие игру – интерес, чувство удовольствия, радость. Все это вместе взятое, несомненно, облегчает обучение.

     Практика  показывает, что уроки истории  с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный  процесс, способствуют появлению активного  познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы. Таким образом, реализуется принцип развития, который выражается не только в развитии интеллекта, но и в обогащении эмоциональной сферы и становлении волевых качеств личности, формировании адекватной самооценки.

     Игра  на уроке истории – активная форма  учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. Игровое состояние, возникающее у школьников в ходе игрового урока – специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности.

     Учебная игра продолжает оставаться одним из наиболее широко используемых в практике преподавания технологий обучения. Игра для обучающегося важна, понятна, злободневна — это часть его жизненного опыта. Преподавая знания посредством игры, следует учитывать не только будущие интересы детей, но и удовлетворять сегодняшние. Организовывать игровую учебную деятельность лучше, исходя из естественных потребностей учащихся, а не из своих соображений удобства и порядка. Целесообразно прибегать к постепенному усложнению игрового материала и увеличению объема по сравнению с содержанием учебников. Продолжая учебную работу в игровой форме, можно добиться прочных знаний. Обучение в игре происходит незаметно для обучаемого, т. е. все его внимание направлено на игру, а не на усвоение знаний, как это бывает при обучении на других уроках. В игре знания усваиваются через практику, шкльники не просто заучивают материал, но рассматривают его с различных сторон, раскладывая его на многообразные логические ряды.

Информация о работе Использование игровых технологий на уроках истории