Использование игровых технологий на уроках истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Предмет же исследования является: применение технологии учебной игры в процессе обучения истории в общеобразовательном учреждении как средство развития познавательного интереса учащихся 5-8 классов

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретический анализ специфики применения игровых технологий в преподавании истории в среднем звене общеобразовательной школы………………………………………………….5

1.1 Исторический аспект изучаемой темы…………………………………...5

1.2 Классификация педагогических технологий……………………………7

1.3 Анализ основных теорий игр. Учебная игра

как педагогическая технология………………………………………………9

Глава 2. Применение игровых технологий на уроках истории в 5-8 классах…………………………………………………………………………...16

2.1 Использование игровых технологий как средство развития познавательного интереса…………………………………………………….16

2.2 Результаты применения игровых технологий

на уроках истории в 5-8 классах……………………………………………...29

Заключение……………………………………………………………………...32

Список использованной литературы………………………………………..34

Приложение……………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Использование игровых технологий на уроках истории...doc

— 159.50 Кб (Скачать)

     2) формально-конструктивные игры, когда в сюжет и уста "очевидцев" событий вкладывается собственная их оценка, и даже с учетом современного опыта познания (по-другому театрализованные игры);

     3) неформально-конструктивные игры, которые  дают больший простор воображению  и деятельности участников, которые могут отступить от четкого сюжета (регламента), канонизации персонажей (ролевые игры дискуссионного характера) (И.В. Кучерук. Учебные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории СССР. М, 1991).

     В данной классификации речь в основном идёт о ролевых играх. Неролевые  же игры очень близки играм с внешними правилами, но они воссоздают историческое прошлое, и действие игры происходит в далекую эпоху. К таким играм  относятся конкурсные ретроспективные игры, когда искусственно моделируется ситуация прошлого, в которой люди определенной эпохи "демонстрируют" свое мастерство, достижения, смекалку в определенном историческом контексте. Путем такой игровой ситуации учитель, с одной стороны, проверяет знания учащихся на конкурсной основе, с другой, - дает возможность эти знания «применить» в условиях имитации далекого прошлого, тем самым углубляя и расширяя знания о нем. Соревновательный дух подобной игры «зажигает» ребят, и стремление к познанию истории практически становится беспредельным ради разрешения игровой ситуации.

     Другой  тип ретроспективной игры - это  маршрутная игра или воображаемое путешествие (аналогичный термин - заочная экскурсия). Маршрутная игра - это особая форма  урока, когда дети переносятся в прошлое и "путешествуют" по нему в определенной пространственной среде (прогулка по древнему городу, плавание по реке, полет на хронолете и др.). При этом учащиеся четко определяют географические контуры изучаемой исторической действительности. Они намечают собственный маршрут, придумывают остановки, фрагменты беседы (интервью) с людьми прошлого, которые им "попадаются" в путешествии.

     В полном смысле этого слова в маршрутных и конкурсных играх нет явных  ролей, хотя они могут быть в ряде случаев. Тогда игра носит двойственный характер и является ролевой и конкурсной одновременно. Собственно ролевые игры ретроспективного характера основаны на разыгрывании ролей - участников исторических событий в условиях воображаемой ситуации прошлого. Они делятся также на подвиды.

     Один  из подвидов ролевой игры - театрализованное представление. Оно имеет четко  обозначенный и прописанный сценарий, по которому и разыгрывается, как  на сцене театра, действие. Оно воссоздает различные образы и картины прошлого. Все атрибуты театральной постановки, включая декорации, костюмы актеров, должны иметь место. Смысл такой игры для школьников заключается не только в оживлении картин прошлых эпох, но и в последующем обсуждении этих сцен всем классом. Здесь важны ассоциации, когда дети распознают время и место действия, исторические явления и представителей социальных слоев по действиям героев представления.

     В моделируемой ситуации тексты персонажей не прописаны заранее, а их составляют сами дети. Главным ее отличием от предыдущего  подвида является более широкая импровизация участников игры (они же и очевидцы событий прошлого). Однако в данной игре театрализованное действие все же приближено к той эпохе, о которой идет речь и которая изучается. Модернизация прошлого здесь не допускается. Поэтому необходима общая программа или сценарий игры, которого придерживаются все участники. Данный тип игры отличается от театрализованного представления и большим количеством вовлеченных в игру участников. Актером здесь может стать любой ученик.

     Третий  подвид ролевой игры - проблемно-дискуссионная игра. В ее основе лежит воображаемая ситуация в прошлом, но при этом все действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы. В игре предполагается спор участников, учитель сводит свою роль к минимуму, ставит проблему и промежуточные вопросы, распределяет роли участников. Ученики же в этой игре призваны решить проблему с позиций своих персонажей, причем заранее неизвестен результат решения данного вопроса. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно "движение" каждого ученика в разработке проблемы.

     Последний подвид приближен к промежуточному типу игры, которую методисты называют деловой игрой с элементами ретроспективности. Игра такого рода может сочетать в себе различных участников: современников, очевидцев событий, которые "встречаются" для обсуждения важных вопросов и "дознания" прошлого с потомками. Очевидцы исторического события могут в этой игре "принять" участие в современных формах общения людей - судах, съездах, митингах, клубах путешественников и телемостах и др. Современная ситуация с участниками событий может быть смоделирована и с частичной реконструкцией и отдельными сюжетами прошлого (по типу следственного эксперимента в судебной практике). Такая модернизация исторической действительности может быть оправдана в ряде случаев, ибо выполняет оценивающую и воссоздающую роль одновременно. Учитель вынужден комплектовать на таких уроках разные задачи обучения, не имея достаточного количества часов на реконструкцию и оценку прошлого.

     Что касается игр с внешними (жесткими) правилами или игр, основанных на алгоритме деятельности, их называют тренинговыми. К ним относятся:

     1) настольные игры (домино, лото, поле  чудес и др.;

     2) игры на основе алгоритма (ребусы, кроссворды, шарады, головоломки);

     3) сюжетные с воображаемой ситуацией  на основе тренинга ("неотосланная  депеша", расшифровка иероглифов, найди ошибку профессора Головотяпова  и др.). Эти игры достаточно  разработаны в методической литературе.

     Практика  показывает, что игра на уроке - дело серьезное. Методически верно организованная игра требует много времени для  подготовки, максимальной активности учеников в деятельности не только на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.

     В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и  напряжение, использование игровых  технологий на уроках истории отражает отношение между людьми, формирует у школьников правила общественного поведения, повышает интерес к историческому прошлому, активизирует познавательную деятельность, повышает эффективность урока и качество знаний. 

     2.2 Результаты применения  игровых технологий  на уроках истории в 5-8 классах

     Применение  игровых технологий связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на интенсивное  и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках скромного количества предметных часов, на признание факта усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников, на модернизацию активных форм обучения истории.

     Игровые технологии используются в основном в 5-8-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Разумно и уместно используя игровые технологии наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

     Игра  на уроке истории - активная форма  учебного занятия, в ходе которой  моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой "оживают" и "действуют" люди - участники исторической драмы. Главная цель такого занятия - это создание игрового состояния - специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности. Таким образом, ученики наполняют "безлюдную" историю персонажами, которых они сами и изображают, хотя и по-разному в различного типа играх.

     Игра  заставляет ребенка перевоплотиться  в человека из прошлого или современности, заставляет его «прыгнуть выше себя», т.к. он изображает взрослый, причем далекий от его повседневной практики образ. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. При этом приобретаемые знания становятся для каждого ученика-игрока личностно значимыми, эмоционально окрашенными, ребенок должен как бы прочувствовать свой персонаж изнутри благодаря глубокому познанию всей эпохи.

     Исходя  из вышеизложенного, можно сделать  следующий вывод: игра является одним  из современных средств обучения и воспитания, обладающим образовательной, воспитательной и развивающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

     Игра  облегчает овладение знаниями, навыками, умениями. Она создает условия  для активной мыслительной деятельности, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебным материалом, представляя собой одну из форм отчета, контроля и самоконтроля учащихся.

     Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте учащихся. Развитие потребностей в мыслительной деятельности и инициативы. Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности. Игра развивает память и воображение, учит управлять эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение обучаемых к тому или иному явлению, факту. Проблеме. По разнообразию, игровые задания нельзя сравнить ни с какими другими приемами обучения.

     Благодаря игре у учащихся формируется ответственное  отношение к учебе. Повышается требовательность к себе. Игра воспитывает культуру общения и развивает коммуникативность. Желание не подвести товарищей позволяет  включиться в игру даже самым пассивным. Складывается новый демократический тип отношений, как между учащимися, так и между учителем и учащимися.

     В процессе игры учащиеся продолжают учиться  соотносить исторические события и  процессы с определенным периодом истории, анализировать и обобщать исторические факты и явления, составлять сравнительные характеристики исторических деятелей, памятников и достижений культуры. Развиваются навыки самостоятельной работы с учебником, документами, монографиями, справочной литературой.

     Подводя итоги данной работе, можно сделать вывод в пользу применения игры вообще и театрализованной игры в частности на уроках истории. Подтверждением этому служат результаты контрольных срезов и призовые места учащихся на олимпиадах гуманитарного цикла. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Арсенал форм уроков современного учителя истории  не просто обновляется под влиянием, прежде всего, усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону необычных игровых  форм преподнесения материала. Действительно, учитель в меру своих скромных возможностей пытается на уроке удивить школьника, который проводит массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причем в позиции активного игрока.

     Таким образом, важной задачей школы становится развитие у школьников умений самостоятельного разрешения проблем, самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, социального взаимодействия и коммуникационной компетентности, готовности к самообразованию. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

     Игра - это мощный стимул в обучении, это  разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение  познавательного интереса отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть. Другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.

     В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. Игра  эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.

     Игровая технология способствует вовлечению каждого ученика в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.

     Для обучения важно, что игра является классическим способом обучения действием.

     Таким образом, традиционные уроки обеспечивают возможность изучения учащимися  наибольшего объема информации, которая, характеризуется систематичностью, упорядоченностью и четкой логической последовательностью. Это способствует формированию достаточно прочных знаний, умений, навыков. В свою очередь уроки с применением игровых технологий предлагают меньший объем информации, однако обуславливают более глубокую ее проработку.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Использование игровых технологий на уроках истории