Использование игровых технологий на уроках истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Предмет же исследования является: применение технологии учебной игры в процессе обучения истории в общеобразовательном учреждении как средство развития познавательного интереса учащихся 5-8 классов

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретический анализ специфики применения игровых технологий в преподавании истории в среднем звене общеобразовательной школы………………………………………………….5

1.1 Исторический аспект изучаемой темы…………………………………...5

1.2 Классификация педагогических технологий……………………………7

1.3 Анализ основных теорий игр. Учебная игра

как педагогическая технология………………………………………………9

Глава 2. Применение игровых технологий на уроках истории в 5-8 классах…………………………………………………………………………...16

2.1 Использование игровых технологий как средство развития познавательного интереса…………………………………………………….16

2.2 Результаты применения игровых технологий

на уроках истории в 5-8 классах……………………………………………...29

Заключение……………………………………………………………………...32

Список использованной литературы………………………………………..34

Приложение……………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Использование игровых технологий на уроках истории...doc

— 159.50 Кб (Скачать)

     Но  чрезмерно увлекаться играми на уроке  не стоит, т. к. абсолютизация данного метода может привести к негативным последствиям разного рода. Игра – это возможность погружения в изучаемую эпоху, но параллельно с этим учу студентов выделять главное, составлять некую опору для себя.

     Организация игр - не всегда простое занятие. Это может повлечь за собой нарушение дисциплины: азарт игры может превратить урок в беспорядочное, шумное мероприятие; лишить серьезного отношения к предмету.

     Оценка  в игре – ещё одна проблема. Артистичные дети могут получить оценку не за знание, а за артистизм. В игре нет полной предсказуемости. Много разных проблем встает перед учителем: как часто следует привлекать игру, сколько времени нужно тратить на нее на уроке и т. д.

     Игра  – это яркий и эмоциональный праздник. И это указывали многие известные педагоги: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. А. Шмаков и др. В организации игры все должно быть продумано да мелочей.

     Учитель должен выбрать игру, соответствующую программному содержанию, и четко представить себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры.

     Подготовка  игры проходит в несколько этапов:

     1) Предварительная подготовка учащихся  к игре. Задача учителя заключается  в том, чтобы все дети понимали, что они должны делать в ходе подготовительной работы. Предварительная подготовка зачастую несет основную дидактическую нагрузку. Это в основном относится к ролевым играм. Но учителю надо больше доверять детям, не надо полностью организовывать подготовку, пусть они проявят самостоятельность.

     2) Подготовка непосредственно перед  игрой. Этот этап должен быть  направлен на создание эмоционального  игрового настроения.

     Введение  в игру:

     1) Предложение игры детям. Обычно  организатору игры достаточно сказать: «А теперь давайте поиграем в: (Название игры)» или «А чтобы вы лучше запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру».

     2) Объяснение правил игры. Необходимо  сформулировать их кратко и  конкретно.

     3) Выбор участников игры. Учитель может предложить головоломку. Кто быстр ее решит, тот и играет. Или играют те, у кого фамилия на букву "А", те, у кого день рождения в январе или учащиеся с 15-го по 19-ый номер журнале и т. п. Для учителя важно включить каждого школьника в активный познавательный процесс. Поэтому целесообразно, чтобы участников было как можно больше.

     Ход игры:

     1) Начало игры. Очень важно, чтобы  игра набрала обороты. Игры  с правилами обычно требуют  хорошего темпа. И это «в руках» организатора: кому-то подсказать, кого-то подогнать восклицаниями «Ускоряем темп!», «Долгая пауза!» и т.п.

     2) Развитие игрового действия (кульминация). На этой стадии максимально  проявляется азарт играющих, одновременно  возрастает интерес и участников и зрителей. Организатору важно следить за выполнением правил и иногда подбодрить играющего.

     3) Заключительный этап игры. Учителю  необходимо почувствовать, когда  спадает напряжение, не следует  ждать, что игра сама надоест  учащимся. Для того чтобы вовремя остановить игру, нужно заранее сказать о приближении ее окончания. Таким образом, у учащихся, появляется время, чтобы психологически подготовиться к окончанию игры.

     4) Подведение итогов. (Оценка и поощрение школьников). Подведение итогов игры включает в себя как дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим, и что помогло ему достичь победы). Сложный момент – объявление результатов соревнования. Чтобы класс не перессорился, учитель должен умело принимать решения. Нездоровый эмоциональный фон в ученическом коллективе после игры, проведенной на уроке, - вина учителя.

     Чтобы избежать этих проблем, необходимо:

     1) перед началом подготовки к  игре четко объявить критерий, по которому будет производиться оценка результатов;

     2) со всей тщательностью обязательно  отметить положительные стороны  команд (участников), которые не заняли  призовых мест;

     3) отметить, что мешало игре, если  таковое было. И, конечно, всем  должно быть предельно ясно, что команды, которые получили призовые места, действительно были сильнее.

     4) Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния). Несмотря на то, что учитель сам чувствует настроение класса, все же это не может представлять полноценную картину, так как это коллективное настроение. Учителю важно понимать каждого ребенка, чтобы сделать выводы для проведения последующей игры с учетом индивидуальных особенностей каждого. И поэтому важно, несмотря на то, что времени всегда катастрофически не хватает, провести анализ игры. Это залог эффективности игровой деятельности, развития методического мастерства учителя.

     Во всех случаях необходимо подвести учащихся к пониманию объективности и закономерности исторического процесса, к установлению логических связей между историческими событиями, типологическими чертами культуры.

     Игра  порождает радость и бодрость, воодушевляет ученика, обогащает впечатлениями, помогает избежать назойливой назидательности, создает в подростковом коллективе атмосферу дружелюбия. В ходе игры все участники незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять, т. к. положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто обладает хорошей «кладовой памяти», а может с умом пользоваться ее богатствами.

     В играх на уроке не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно обогащать знания, быть средством всестороннего развития обучаемого, его способностей, вызывать положительные эмоции.

     Задача  педагога – не только вызвать интерес учащихся к игре, но и добиваться того, чтобы он был устойчивым и не ослабевал, а наоборот, нарастал по ходу игры.

     Важно определить место самого учителя  в игре. Он становится не только организатором игры, но и ее участником. Прокладывая путь к творческой работе студентов, ведет обучающихся в игру. Это не значит, навязывать игру вопреки желаниям коллектива. По мере того, как игры становятся более или менее постоянным занятием, преподаватель отходит как бы на второй план. Но он и высший авторитет, и судья во время возникающих споров, и обязательно активный рядовой участник игр.

     В проведении урока-игры основные структурные компоненты урока остаются неизменными:

     - постановка учебной задачи;

     - решение поставленной задачи;

     - контроль;

     - проверка знаний.

       Меняется только форма. Важный материал представляется на уроке-игре наглядно. Ребенок должен в ходе урока-игры оперировать понятиями, иметь возможность дать развернутый ответ (формирование речевой культуры), анализировать исторические ситуации, факты.

     Обобщив вышесказанное, можно вывести следующие требования к организации игр в процессе обучения:

     1) игра должна быть увлекательна  и интересна;

     2) игра должна вызывать только  положительные эмоции;

     3) игра должна основываться на  свободном творчестве и самостоятельной  подготовке учащихся;

     4) развивать умения, знания и навыки учащихся в учебной деятельности;

     5) игровой материал должен быть  построен логически и должен  постоянно усложняться по мере  усвоения;

     6) в игре обязателен элемент  соревнования между командами  или отдельными участниками.

     7) учитель - активный участник игры, а не сторонний наблюдатель.

     Понятно, что такая трудная задача требует  от ученика мобилизации всех знаний и умений, побуждает осваивать  все новые и новые знания и  углублять их, расширяет его кругозор и, самое главное, заставляет осваивать  целый комплекс важных «взрослых» умений, в первую очередь, коммуникативных и театральных.

     Методисты давно выделили два важных признака исторической игры: наличие прямой речи (диалогов) участников и воображаемой ситуации в прошлом или настоящем (но с обсуждением прошлого). Проводя такое деление, ученые затронули вопрос о классификации игр по истории. Исследователи-педагоги выделяют различные виды учебных игр на уроках истории.

     Игры  классифицируют по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности. Н.К. Ахметов и Ж.С. Хайдаров выделили имитационные, символические и исследовательские игры. Первые ассоциируются с игровым моделированием той или иной сферы труда (имитация реальности), вторые основаны на четких правилах и игровых символах, третьи - связаны с новыми знаниями и способами деятельности. (Н.К. Ахметов, Ж.С. Хайдаров. Игра как процесс обучения. Алма-Ата, 1985)

     Г.К. Селевко разделяет игры на сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и драматизации (Г.К. Селевко, А.В. Басов. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование, Ярославль, 1991; Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. М., 1998).

     В теории и практике обучения истории  была известна классификация, разделяющая  игры на ретроспективные и деловые, если идет речь об играх с внутренними правилами (И.В. Кучерук. Учебные игры на уроках истории / "Преподавание истории в школе, 1989, №4).

     Деловая игра моделирует ситуацию более поздней  эпохи по сравнению с исторической обстановкой, ученик получает в ней роль только нашего современника или потомка, изучающего исторические события (археолога, писателя, журналиста). При этом явно прослеживается два подвида такой игры.

     Один  из них - игра-обсуждение, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты, симпозиумы ученых, круглые столы журналистов, телемосты и киностудии и др.). В своей обучающей основе такая игра очень близка к дискуссионной деятельности, ибо целиком строится на учебном диалоге. Как правило, такие игры даже при определенной программе деятельности проводятся с большой долей импровизации ребят.

     Другая  форма деловой игры - это игра-исследование, которая строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей  прошлое, но в отличие от предыдущей формы основана на индивидуальных действиях "героя", который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином историческом событии.

     Ретроспективная игра (также встречается термин "реконструктивная", от слов "ретро" - воспоминание о прошлом, "реконструкция" - воссоздание), в ходе которой моделируется ситуация, ставящая учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом, каждый ученик получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности. Главным признаком игры такого типа является "эффект присутствия" и принцип исторической беллетристики – «так могло быть».

     Школьник  для такой игры, как правило, придумывает  имя, факты биографии, профессию, социальное положение своего героя, и даже в ряде случаев готовит костюм, продумывает внешний облик. При этом школьник должен иметь представление о характере, чувствах, мыслях и взглядах персонажа. Ретроспективные игры помогают ученику "войти" в историческое время, почувствовать "колорит эпохи", "увидеть" конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной исторической ситуации определенного времени.

     Не  все ретроспективные игры одинаковы, поэтому они делятся на подвиды. И.В. Кучерук делит все ретроспективные игры на:

     1) формально-реконструктивные - игры-иллюстрации  исторического события, документально  воссоздающие обстановку, соответствующую  определенной эпохе (по-иному  такие игры называют театрализованными  представлениями);

Информация о работе Использование игровых технологий на уроках истории