Использование игровых технологий в воспитательной работе учителя начальной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Необходимо выделить один весьма важный пункт: даже в простейших формах игра выходит за рамки только биологической, или физической деятельности. Игра — это содержательная функция со многими гранями смысла. Но в любом научном подходе безоговорочно и принимается мнение, что игра выполняет необходимую полезную функцию. В детстве игра служит способом обучения общению, выработке тех или иных практических навыков и т. д. У взрослого человека многие виды деятельности тоже связаны с игровым компонентом. Кроме того, с помощью игры люди общаются, отдыхают, структурируют свое свободное время.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (8).doc

— 424.50 Кб (Скачать)

|группа)          |                                                     |                 |                |                  |               |           |

|1 «б» класс     |                                                     |                 |                |                  |               |             |

|(эксперимен   |20                                                 |2               |3              |3               |7             |5           |

|тальнаяя группа)|                                               |                  |               |                   |              |            | 

            Таким образом, в контрольной  группе 7 человек проявили высокий уровень как творчества, так и сопереживания и понимания проблемы, в организации и придумывании содержания игры, а в экспериментальной группе 5 человек показали низкий уровень – в

экспериментальной группе – 12 учащихся, в контрольной  – 8.

         

  На третьем  этапе констатирующего эксперимента  мы применяли методику Р. С. Немова «Вербальная фантазия» и разработали параметры по оцениванию элементов фантазии младших школьников.

                         Оценивание скорости процессов  воображения

            Если в течение 1 минуты ребенок  не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов. Ребенок получает 1 балл, если он сам придумал рассказ за одну минуту. Если ребенок в течение 1 минуты придумал как минимум два разных сюжета, это оценивается в 2 балла.

                      Оценивание необычности, оригинальности образов

0 баллов –  пересказ ранее увиденного, услышанного;

1 балл – пересказ  раннее известного с внесением  элементов новизны;

2 балла –  самостоятельное придумывание рассказа  с новым сюжетом.

                                                               Оценивание

            При оценивании качеств и процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе учащегося.

   2 балла  – число предметов и признаков  превышает десять;

1 балл - общее  количество деталей от шести  до десяти;

0 баллов –  признаков в рассказе мало, но  не менее пяти.

                          Оценивание глубины и проработанности образов

            Этот показатель определяется  по тому, насколько разнообразно  в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу), играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе.

0 баллов –  центральный объект изображен  схематично, без детальной проработки его аспектов;

1 балл – при  описании центрального объекта  рассказа его детализация умеренная;

2 балла –  главный образ расписан достаточно  подробно.

                    Оценивание впечатлительности, эмоциональности, и других качеств личности

            Этот показатель оценивается  по тому, вызывают ли образы  в рассказе интерес и эмоции у слушателя.

0 баллов –  образы малоинтересны, банальны.

1 балл – образы  вызывают незначительный интерес.

2 балла –  образы вызывают эмоциональную  реакцию слушателей (удивление, восхищение, страх).

            Таким образом, максимальное число  баллов ребенок может получить

за свое воображение и доброжелательность до 10, минимальное – 0.

                 Данные исследования представлены в таблице. 

|Классы            |  Общее        |             Уровень развития качеств                        |

|                      |количество  |                                                                                  |

|                         |учащихся    |                                                                                 |

|                      |                     |Очень     |Высокий|Средний |Низкий   |Очень    |

|                      |                      |высокий |                |                |                |низкий   |

|1 «а» класс     |                     |                |                |               |                |               |

|(контрольная |20                  |2              |4             |8              |3              |3             |

|группа)          |                       |                |                |               |                 |               |

|1 «б» класс     |                       |                |                |               |                 |               |

|(эксперимен   |20                  |1              |3              |7             |5               |4             |

|тальная группа)|                    |                |                |               |                |               | 

            Из таблицы видно, что учащиеся  обладают недостаточной глубиной  элементов, как в контрольной,  так и в экспериментальной  группе.

            Второй этап работы (формирующий эксперимент) включал в себя приемы, направленные на развитие творческого начала как в дидактической игре, так и в творческих играх и на стимулирование общей творческой активности.

            К первой группе приемов относились задания, помогающие освоить выразительные свойства языка (придумывание эпитетов).

Детям предлагалось придумать эпитеты, характеризующие  тот или иной персонаж сказки.

            Следующие приемы – придумывание  сравнений и синонимов или антонимов к словам. Выполнение этого задания способствовало развитию ассоциативных связей. Прием словоизменения помог детям почувствовать разницу в оттенках слов.

            Важная роль в развитии творческого  начала принадлежит таким приемам как сочинение сказочной истории, которую предлагал учитель, придумывание продолжения знакомой сказки, сочинение сказки по картинке.

            Для развития творческих способностей  в игре, детям предлагались две роли сказочных персонажей, несвязанных между собой общим сюжетом (Айболит и солдат, принцесса и спортсмен). Учащиеся должны были разыграть придуманные ими сюжеты. Это мог быть разговор по телефону или игра драматизация, игра-фантазия. Остальные дети наблюдали за сверстниками, потом происходила смена участников игры.

            Опыт показал, что использование данного приема заметно стимулировало общую речевую и игровую творческую активность детей.

            На третьем этапе (контрольный  эксперимент) мы подвели итоги проделанной работы по воспитанию и развитию творческого начала средствами игры.

Результаты исследования отражены в сводной таблице. 

Уровень воспитанности и развития творческого начала младших школьников средствами игры

                           (по итогам контрольного эксперимента) 

|                              |   Общее        |     Показатели элементов                        |

|Классы                  |количество  |                                                                    |

|                               |учащихся     |                                                                    |

|                               |                       |  Методика 1 |Методика 2 | Методика 3 |

|                              |                       |   В.  |   Н.     |  В.  |  Н.    |   В.  |    Н.  |

|1 «а» класс           |                       |          |             |       |           |         |            |

|(контрольная       |20                   |8        |4          |7      |8        |6        |6          |

| группа)1«б»класс|                     |          |             |         |          |          |            |

|(эксперименталь |20                    |12     |3           |14    |2        |11      |1          |

|ная группа)          |                       |          |            |         |          |         |            | 

                                                    

            Таким образом, в результате  проведенных исследований нами  были

зафиксированы изменения в воспитательном плане а также в развитии творческого начала младших школьников: в экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями элементов; в процентном отношении это составило 52% от предыдущих показателей в констатирующем эксперименте.

            Данные исследования частично подтвердили гипотезу о том, что воспитание и развитие творчества младших школьников средствами игры будет эффективно при условии систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе. 
 

                                                                       Заключение 

           В первой главе подчеркивалось, что игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий воспитания личности  и развития детского воображения. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской

фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и

саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

            Мы попытались подтвердить выдвигаемую  нами гипотезу: воспитание младших школьников средствами игры будет эффективно при условии:

   - систематического  использования игровых методов  и приемов в образовательном  процессе;

   - учета  возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;

   - создания  комфортных психолого-педагогических  условий, для становления  гармонично-развитой  подрастающей личности.

           Игровой метод включения школьника  в деятельность предполагает  личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в целом, а не только на его функции как ученика. Игра – не развлечение, а  особый метод вовлечения детей в воспитательный процесс и творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

           Игра как психологическая проблема  дает еще очень много фактов  для научной мысли, еще много  предстоит открыть ученым в  этой области. Игра как проблема  воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей,  требует творчества и фантазии от нас, педагогов. Воспитание ребенка – это  большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость,  дающая сознание полезности нашего существования на земле.

          Ориентация современной школы  на гуманизацию процесса образования  и  разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой,  связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной  активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.  п.. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных  развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-

 мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания,  воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива. 
 
 

Информация о работе Использование игровых технологий в воспитательной работе учителя начальной школы