Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:00, курсовая работа
Необходимо выделить один весьма важный пункт: даже в простейших формах игра выходит за рамки только биологической, или физической деятельности. Игра — это содержательная функция со многими гранями смысла. Но в любом научном подходе безоговорочно и принимается мнение, что игра выполняет необходимую полезную функцию. В детстве игра служит способом обучения общению, выработке тех или иных практических навыков и т. д. У взрослого человека многие виды деятельности тоже связаны с игровым компонентом. Кроме того, с помощью игры люди общаются, отдыхают, структурируют свое свободное время.
|группа)
|
|1 «б» класс
|
|(эксперимен
|20
|тальнаяя группа)|
|
|
|
|
| |
Таким образом, в контрольной группе 7 человек проявили высокий уровень как творчества, так и сопереживания и понимания проблемы, в организации и придумывании содержания игры, а в экспериментальной группе 5 человек показали низкий уровень – в
экспериментальной группе – 12 учащихся, в контрольной – 8.
На третьем
этапе констатирующего
Оценивание скорости процессов воображения
Если в течение 1 минуты ребенок не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов. Ребенок получает 1 балл, если он сам придумал рассказ за одну минуту. Если ребенок в течение 1 минуты придумал как минимум два разных сюжета, это оценивается в 2 балла.
Оценивание необычности, оригинальности образов
0 баллов – пересказ ранее увиденного, услышанного;
1 балл – пересказ раннее известного с внесением элементов новизны;
2 балла –
самостоятельное придумывание
Оценивание
При оценивании качеств и процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе учащегося.
2 балла – число предметов и признаков превышает десять;
1 балл - общее количество деталей от шести до десяти;
0 баллов – признаков в рассказе мало, но не менее пяти.
Оценивание глубины и
Этот показатель определяется по тому, насколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу), играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе.
0 баллов – центральный объект изображен схематично, без детальной проработки его аспектов;
1 балл – при описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная;
2 балла –
главный образ расписан
Оценивание впечатлительности, эмоциональности, и других качеств личности
Этот показатель оценивается по тому, вызывают ли образы в рассказе интерес и эмоции у слушателя.
0 баллов –
образы малоинтересны,
1 балл – образы вызывают незначительный интерес.
2 балла – образы вызывают эмоциональную реакцию слушателей (удивление, восхищение, страх).
Таким образом, максимальное
за свое воображение и доброжелательность до 10, минимальное – 0.
Данные исследования представлены
в таблице.
|Классы | Общее | Уровень развития качеств |
|
|количество |
|
|учащихся |
| | |Очень |Высокий|Средний |Низкий |Очень |
| | |высокий | | | |низкий |
|1 «а» класс | | | | | | |
|(контрольная |20 |2 |4 |8 |3 |3 |
|группа) | | | | | | |
|1 «б» класс | | | | | | |
|(эксперимен |20 |1 |3 |7 |5 |4 |
|тальная группа)|
|
|
|
|
|
|
Из таблицы видно, что
Второй этап работы (формирующий эксперимент) включал в себя приемы, направленные на развитие творческого начала как в дидактической игре, так и в творческих играх и на стимулирование общей творческой активности.
К первой группе приемов относились задания, помогающие освоить выразительные свойства языка (придумывание эпитетов).
Детям предлагалось придумать эпитеты, характеризующие тот или иной персонаж сказки.
Следующие приемы –
Важная роль в развитии
Для развития творческих
Опыт показал, что использование данного приема заметно стимулировало общую речевую и игровую творческую активность детей.
На третьем этапе (контрольный эксперимент) мы подвели итоги проделанной работы по воспитанию и развитию творческого начала средствами игры.
Результаты исследования
отражены в сводной таблице.
Уровень воспитанности и развития творческого начала младших школьников средствами игры
(по итогам контрольного
| | Общее | Показатели элементов |
|Классы
|количество |
| |учащихся | |
| | | Методика 1 |Методика 2 | Методика 3 |
| | | В. | Н. | В. | Н. | В. | Н. |
|1 «а» класс | | | | | | | |
|(контрольная |20 |8 |4 |7 |8 |6 |6 |
| группа)1«б»класс| | | | | | | |
|(эксперименталь |20 |12 |3 |14 |2 |11 |1 |
|ная группа)
|
| |
| |
| |
|
Таким образом, в результате проведенных исследований нами были
зафиксированы изменения в воспитательном плане а также в развитии творческого начала младших школьников: в экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями элементов; в процентном отношении это составило 52% от предыдущих показателей в констатирующем эксперименте.
Данные исследования частично подтвердили
гипотезу о том, что воспитание и развитие
творчества младших школьников средствами
игры будет эффективно при условии систематического
использования игровых методов и приемов
в образовательном процессе.
В первой главе подчеркивалось,
что игра возникает из
фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и
саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.
Мы попытались подтвердить
- систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;
- учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;
- создания
комфортных психолого-
Игровой метод включения
Игра как психологическая
Ориентация современной школы
на гуманизацию процесса
мотивационной
и аналитико-синтаксической сфер ребенка,
памяти, внимания, воображения и ряда
других важных психических функций, является
в этой связи одной из важнейших задач
педагогического коллектива.
Информация о работе Использование игровых технологий в воспитательной работе учителя начальной школы