Использование игровых технологий в воспитательной работе учителя начальной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Необходимо выделить один весьма важный пункт: даже в простейших формах игра выходит за рамки только биологической, или физической деятельности. Игра — это содержательная функция со многими гранями смысла. Но в любом научном подходе безоговорочно и принимается мнение, что игра выполняет необходимую полезную функцию. В детстве игра служит способом обучения общению, выработке тех или иных практических навыков и т. д. У взрослого человека многие виды деятельности тоже связаны с игровым компонентом. Кроме того, с помощью игры люди общаются, отдыхают, структурируют свое свободное время.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (8).doc

— 424.50 Кб (Скачать)

     
 
 
 
 

  Список литературы

1. Анастази А.  Психологическое тестирование / Под ред. К.М.Гуревича,

   В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1982.

2. Аникеева Н.  П. Воспитание игрой: кн. Для  учителя. – М.: Просвещение,

   1987.-144с.- (Психологическая наука – школе).

3. Божович Л.И.  Личность и ее формирование  в детском возрасте. – М., 1968.

4. Бородай Ю.М.  Воображение и теория познания. – М., 1966.

5. Воспитание  младшнго школьника: Пособие для  студентов средних и высших

   учебных  заведений, учителей начальных  классов и родителей / Сост.

   Л.В.Ковинько. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.-288с.

6. Выготский  Л. С. Игра и ее роль в  психологическом развитии ребенка:

   Вопросы  психологии. – М., 1966. – 541с.

7. Выготский  Л. С. Воображение и творчество  в детском возрасте. – С-Пб.:

   Союз, 1997.

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах, - том 4. – М., 1984.-

   828с.

9. Гессен С.  И. Основы педагогики  введение  в прикладную философию. –  М.,

   “Школа-Пресс”, 1995., гл. III, - 91с.

10. Гурин В.Е., Солопанова О.Ю. Основы умственного  воспитания младших

   школьников  в процессе обучения музыки: восприятие, мышление, развитие. –

   Краснодар, 2001. –23с.

11. Гуткина Н.И.  Психологическая готовность к  школе. – М.: Образование,

   1996.

12. Давыдов В.  В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1972.

13. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М: Знание, 1986.

14. Дьяченко О.  М., Лаврентьева Г. В. Психическое  развитие дошкольников. –

   М.:

      Педагогика, 1984. – 128с. (Библиотека  для родителей).

15. Доналдсон  М. Мыслительная деятельность  детей: Пер. с англ. / Под ред.

   В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1985.-192с.

16. Дружинин В.Н.  Психология общих способностей. – С-Пб.: Питер,1999.

17. Ермакова Е.С.  Генезис гибкости мыслительной  деятельности в детском

   возрасте // Психологический журнал. – 1997.- Т. 18, №3.

18. Заика Е.  В. Комплекс игр для развития  воображения   //  Вопросы

   психологии. – 1993. - №2.

19. Ильенков Э.В.  Философия и культура. – М., 1991.

20. Кино и дети. – М., 1971. –178с.

21. Кравцова Е.Е.  Психологические проблемы готовности  детей к обучению в

   школе.  – М., 1991.

22. Кравцова Е.  Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. Для воспитателя дет.

   сада  и родителей. – М.: Просвещение;  Учебная литература, 1996. – 160с.:

   ил.

23. Краткий психологический  словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского,

   М.Г.Ярошевского.  – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

24.  Крупская  Н. К. Об учителе. Избранные  статьи и речи. – М., 1969. 19с.

25. Кузнецова  Л. В. Гармоничное развитие  личности младшего школьника:  Книга

   для учителя.  – М., Просвещение, 1988. – 224с.

26.  Макаренко А. С. Докладная записка члену правления коммуны имени Ф.

   Дзержинского. – В кн.: Сочинения. М., 1958, т.Vll, с. 420.

27. Марцинковская  Г. Д. Диагностика психического  развития детей: Пособие по

   практической  психологии. – М.: Линка – Пресс, 1997. – 176с.:ил.

28. Медведева  Е.А. К вопросу о диагностики  воображения и творчества у

   старших  дошкольников с задержкой психологического  развития в

   театрализованных  играх (сообщение II) // Дефектология. – 1999.- №4.

29. Мерлин В.С.  Проблемы экспериментальной психологии личности. / Ученые

   записки  Пермского педагогического института.  – Пермь, 1970.-т.77, 238с.

30. Мир детства:  Младший школьник. / Под ред. А.Г.Хрипновой;  отв. ред.

   В.В.Давыдов.  – М.: Педагогика, 1981.-400с.

31. Немов Р.  С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб.

   Заведений:  В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая  психология ип

   психодиагностика. – М.: Просвещение: Владос, 1995.

32. Особенности  психического развития детей  6-7 летнего возраста / Под.

   ред. Д.  Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988.

33. Педагогическое  наследие / И. Г. Песталоцци, Я.  А. Каменский, Д. Локк,

   Ж. Ж.  Руссо. – М., 1987. – 496с.

34. Педагогический  поиск. – М.: Педагогика, 1987. –  544с.

35. Подласый И.  П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов

   педагогических  вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. –

   М.: Владос, 1999. – 576с.

36. Психолог в  детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к

   практической  деятельности / Под ред. Т. В.  Лаврентьевой. – М.: Новая

   школа, 1996.

37. Психологический  словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца,

   Б.Ф.Ломова  и др.; Научно-исследовательский  институт общей и

   педагогической  психологии Академии педагогических  наук СССР. – М.:

   Педагогика, 1983.-148с.

38. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В.В. Давыдова. – М.,

   1993. –  336с.

39. Рубинштейн  С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946 – 590с.

40. Савенков А.И.  Основные подходы к разработке  концепции одаренности //

   Педагогика. – 1998. - №3.

41. Самарин Ю.Л.  Способность.: Педагогическая энциклопедия. Т.4. – М.,

   1968.-174с.

42. Симановский  А. Э. Развитие творческого  мышления детей. Популярное

   пособие  для родителей и педагогов.  – Ярославль: Академия развития, 1997.

43. Синельников  В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного

   возраста  в зарубежной психологии // Дошкольное  воспитание. – 1993. - №10.

44. Спиваковская  А. С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981. –

   144с.: ил. – (Библиотека для родителей).

45. Степанов С. Поиск не закончен // Школьный психолог. – 1999.- №12.

46. Стрекозин  В. П. Актуальные проблемы начального  обучения. Пособие для

   учителя.  – М.: Просвещение, 1976. – 207с.

47. Ступеньки  творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.:

   Просвещение, 1990. – 160с.: ил.

48. Субботина  Л. Ю. Развитие воображения  детей. Популярное пособие для

   родителелей  и педагогов. – Ярославль: Академия  развития, 1997.

49. Сухомлинский  В. А. Духовный мир школьника.  – М., 1946. – 590с.

50. Сухомлинский  В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радяньска школа, 1969. –

   381с.

51. Теплов Б.  М. Психологические вопросы художественного  воспитания. – В

   кн.: Вопросы  художественного воспитания. – М., 1947. – 387с.

52. Торшина К.  А. Современные исследования проблемы  креативности в

   зарубежной  психологии // Вопросы психологии. –  1998. - №4.

53. Урунтаева  Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум  по детской психологии:

   Пособие  для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей,

   воспитателей  детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. – М.:

   Просвещение:  Владос, 1995.

54. Фридман Л.  М., Волков К. М. Психологическая  наука – учителю. – М.,

   1985. –  69с.

55. Шардаков М.  Н. Очерки психологии школьника.  – М., 1955. – 126-139с.

56. Эльконин Д.  Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

57. Эльконин Д.  Б. Психологическое развитие в  детских возрастах. – М.: НПО

   “Модек”, 1995. – 416с.

                                                 Игра «Вороны».

                    

 Приложение  В

            Дидактическая задача – развить слуховое внимание детей; умение двигаться в соответствии со словами стихотворения; говорить громко и тихо; способствовать формированию правильного произношения звука – «р», выявить сердобольного ученика, который покормит ворон

            Игровые правила. Все движения выполняются только в соответствии

со стихотворением, слова:

«Кар-кар-кар» произносить  по-разному: когда вороны летают –  громко, когда

засыпают –  тихо.

            Игровые действия. Имитация движений  летающих, а затем засыпающих птиц; звукоподражание.

            Ход игры. Дети изображают ворон,  стоя в проходах от парт  в классе. Они выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит на распев учитель. Слова «кар-кар-кар» произносят все ученики. 

                                  Текст.

                      Вот под елочкой зеленой

                      Скачут весело вороны:

                     «Кар-кар-кар!» (громко)

                      Целый день они кричали,

                      Спать ребятам не давали:

                      «Кар-кар-кар!» (громко)

                      Есть просили, голодные были

                      «Кар-кар-кар» (жалобно)

                      Только к ночи умолкают

                      И все вместе засыпают:

                       «Кар-кар-кар» (тихо).

            Игра может проводиться в виде  физкультминутки на уроках, а  также на уроках природоведения.

           

Игра «Кто что  слышит?» ставит перед собой дидактическую  задачу воспитать у учеников слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, плачет, трещит и др.); развивает сообразительность и эмоциональную чуткость.

            Игровое правило. Предмет показывается  детям после того, как они правильно назовут его звуки, которые он издает.

            Ход игры. На столе у учителя лежат различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик, шуршит книга, играет дудочка, звучит пианино. и.т.д. Детям предлагается закрыть глаза и отгадать звуки. В определенный момент из-за двери доносится плач. Плачет зайка, он голодный. Дети кормят зайку

            По этому же принципу строится  игра «Чей голос» на определение певческих особенностей птиц, тембральной окраски музыкальных инструментов и

человеческого голоса. 
 

                                           Собери открытку

                     Приложение Г

            Три разные открытки разрезают  на четыре части. Затем части перемешивают и раздают их поровну всем участникам игры.

            Первый играющий кладет на  стол одну часть, второй –  должен подобрать к ней подходящую часть с учетом фона и изображения. Если у него нет нужной части, он пропускает ход. Игра продолжается до тех пор, пока не будет собрана открытка, которую забирает себе положивший последнюю часть. Выигрывает тот, у кого будет больше целых собранных открыток.

Информация о работе Использование игровых технологий в воспитательной работе учителя начальной школы