Использование игровых технологий в воспитательной работе учителя начальной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Необходимо выделить один весьма важный пункт: даже в простейших формах игра выходит за рамки только биологической, или физической деятельности. Игра — это содержательная функция со многими гранями смысла. Но в любом научном подходе безоговорочно и принимается мнение, что игра выполняет необходимую полезную функцию. В детстве игра служит способом обучения общению, выработке тех или иных практических навыков и т. д. У взрослого человека многие виды деятельности тоже связаны с игровым компонентом. Кроме того, с помощью игры люди общаются, отдыхают, структурируют свое свободное время.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (8).doc

— 424.50 Кб (Скачать)

            Дети очень любят разгадывать  ребусы и кроссворды. Так, на  одном из занятий, ученикам можно предложить угадать, какие слова зашифрованы в этом ребусе:

                                          
 
 

                                       

( склад)

            Еще одним развивающим мышление  и воображение учеников является следующее: детям предлагается написать текст, предварительно восстановив смысл каждого слова и предложения в целом.

                                                        Змиа.

Впыа снге. В  лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеоу  и сптя. Блкеи сдтия в дплуе и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Лзые влкои бгтоаю оп лсеу.

            В процессе обучения математике  важно развивать у детей умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, обосновывать выводы, к которым учащиеся приходят в процессе выполнения заданий.

            Цель дидактической игры “ Логическое домино “ заключается в закреплении знаний детей о свойствах предметов, развитии логического мышления. Для игры понадобится набор фигур разного цвета и размера. Играют два ученика, у которых есть полный набор фигур. Первый ученик кладет на стол фигуру. Ответный ход второго ученика состоит в том, что он

прикладывает  к этой фигуре другую, отличающуюся от нее только одним каким-либо свойством: формой или величиной. Проигрывает  тот, кто первым останется без фигур. Учитель проходит по рядам и руководит игрой.

            Совершенствовать вычислительные  умения поможет игра “ Кормление рыбок “. Наглядный материал, в виде ярких плоских изображений рыбок, подготовлен для работы на магнитной доске. На каждой рыбке написан пример на сложение и вычитание. Имеются кормушки с цифрами 5 и 10.      

    Участники  игры, решив примеры, размещают  своих рыбок около той кормушки, цифра которой соответствует результату вычисления.

            Дидактические игры на развитие  мыслительных процессов используются и на уроках природоведения.

           Игра «Овощи фрукты» имеет  цель закрепить умение детей классифицировать и называть овощи и фрукты, правильно употреблять глаголы «класть», «положить». Детей распределяет учитель на две команды с равным количеством игроков.

Команды садятся  на стулья друг против друга. Первые дети из каждой команды берут в руки маленькие мячи и начинают передавать их своим соседям. Ученики одной команды, передавая мяч, называют овощи, другой – фрукты. Передача мяча сопровождается диалогом:

1-й ученик: Положи  в корзину овощ.

2-й ученик: Кладу  огурец.(Поворачивается к соседу, передает мяч и произносит: «Положи в корзину овощ».).

3-й ученик: Кладу  морковь. Тот, кто повторит  название два раза или ошибется, отдает фант, а по окончании  игры выкупает его.

            Игра «Каждому овощу – его  листву» состоит из двух наборовкарточек:

1) с картинками  овощей;

2) с гербарными  листьями этих овощей.

Необходимо быстро соединить соответствующие  овощ и листву.

            Использование дидактических игр  в процессе обучения младших школьников активизирует их интерес к учению. 

    Формирование творческих способностей средствами

            занимательного и  наглядного материала  на уроках математики

            Игра, как известно, сопровождает  детей с первых дней сознательной жизни. Через игру, через свое отношение к игрушке они осмысливают окружающее. В школьном возрасте игра усложняется, ребенок 7-8 лет находится во власти не только своей фантазии, но все шире вступает через игру в мало знакомый ему мир другого человека.

            Постепенно игра начинает приобретать  для младшего школьника более осознанный характер, становясь реальным самым доступным средством познания мира проявления и утверждения себя в нем.

            В младших классах игра по-прежнему  занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям они развивают, какие

воспитательные  и образовательные задачи решает учитель.

           Подготовка ребенка к школе  включает формирование элементарных математических навыков и представлений, развитие математического мышления и сообразительности. Большинство детей, поступающих в первый класс, умеют считать до 10, 20 и более. Дети любят большие числа, некоторые с гордостью говорят, что могут считать до тысячи.

            Родители таких детей часто  высказывают опасения, что их  ребенку будет скучно на уроках математики, где в начале считают до десятка.

          Однако наблюдения показывают, что умение считать до ста и более еще не определяет математического развития ребенка. Нередко первоклассник, считающий до ста испытывает серьезные затруднения при выполнении арифметических действий в пределах десятка. Дело в том, что дети часто заучивают счет неосознанно, механически, т.е. за названием числа у них нет реального представления о величине этого числа. Такой счет не развивает мышление ребенка, а напротив, притупляет его математические способности.

            Причиной трудностей, с которыми  встречаются первоклассники, при решении задач, является отсутствие ясных временных и пространственных представлений, бедность жизненных наблюдений. Многие начинающие школьники неотчетливо представляют, что означает: одинаково, столько же, поровну, больше, меньше, старше, моложе, раньше позже, длиннее, короче; путают правую и левую сторону, не могут даже приблизительно определить расстояние в шагах  от стола до двери и т.п. .

            Нередко дети даже не имеют  представления, какими мерами пользуются при продаже молока, крупы, яиц, овощей и фруктов.

            В начале школьного обучения  от ребенка не требуется знания больших чисел. Но до поступления необходимо, чтобы он умел сознательно считать в пределах десяти, знал прямой и обратный счет первого десятка, представлял себе состав названного числа, т.е. умел разделить это число на слагаемые, решал простые жизненные задачи, примерно такого типа: «В корзине лежало пять яблок, сколько там осталось, когда мама взяла от туда два

яблока?»

            Чтобы ребенок считал сознательно,  он должен с каждым понятием  о числе связывать определенные представления о той или иной совокупности предметов. Так, например, называя число 3, он должен уметь отсчитывать 3 предмета, пересчитать их по порядку (1,2,3), сложить в одну группу,

например, 3 листочка, 3 карандаша, нарисовать названное число  кругов, квадратов.

            Накопление математических навыков  и представлений происходит с помощью дидактических игр, в процессе которых младший школьник приобретает отчетливые числовые представления и умение ориентироваться в пространстве, правильное употребление слов: направо, налево, вверх, вниз, прямо, поровну, одинаково, пополам.

            Большую пользу приносят игры  и упражнения на составление  фигур из частей, сопоставление форм и предметов с геометрическими образцами. Эти игры способствуют развитию учебно-важного качества, зрительного анализа.

            Таким образом, игры, используемые на уроках математики, способствуют развитию творческого начала личности ребенка младшего школьного возраста ( приложение Г).

            Разнообразные дидактические игры, используемые на уроках математики в начальной школе, позволяют учащимся овладевать различными способами выполнения заданий. Дидактические игры, направленные на развитие восприятия формируют у младшего школьника умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина. Другая группа игр, направленных на развитие внимания, способствует формированию у ребенка умения сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях в действительности.

            Основные свойства внимания, которые  формируются в дошкольном возрасте и совершенствуются в младшем школьном возрасте – это егоустойчивость, переключение и распределение. С помощью дидактических игр происходит совершенствование свойств внимания и постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному.

            В дидактических играх происходит  развитие памяти ребенка, мышления, а также развитие творческих способностей. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представление о мире различными способами. 

           2.3 Творческие игры  в работе над  слогом

            Дидактические игры занимают все больше места на уроке. Учителю важно верно определить место дидактической игры в учебном процессе и ее цель. Чаще всего она используется для переключения внимания детей с одного задания на другое, с целью обработки определенного способа действия, во время физ. минуток, придавая учебной работе дополнительные положительные эмоции.

            Все более прочные позиции  в методике, педагогике и психологии занимает обучение, направленное на развитие понятийного мышления, при котором должно происходить усвоение полноценной теоретической информации. «Если мы хотим, - писал Д.Б.Эльконин, - чтобы обучение в начальной школе было развивающим, то мы должны позаботиться, прежде всего, о научностисодержания».

            Обучение грамоте должно начинаться с сознания у детей общих представлений о строении языка, с организации наблюдений за происходящими процессами, со знакомства с особенностями русской письменности, то есть со строительства системы лингвистических знаний учащихся. Такое обучение не может обойтись без освоения специальных лингвистических понятий.

            Одно из первых фонематических  понятий, с которыми знакомятся первоклассники, - слог. Оно используется в трех направлениях:

   - для  обучения чтению – мы учим  читать не сразу целыми словами, а сначала  по слогам;

   - для  обучения фонематическому анализу  – звучащее слово делится на  слоги, а затем выделяются звуки  внутри каждого слога;

   - для  обучения письму – мы учим  детей для самоконтроля, диктовать  себе по  слогам.

           Познакомить с понятием – значит познакомить детей с его опознавательными признаками, позволяющими отличить данное понятие от других. Для слога это:

   - звук  или группа звуков, произносимых  на одном выдохе;

   - слог  не обладает лексическим значением;

   - при  нарушении последовательности слогов слово искажается или  превращается в другое.

           Осознанное усвоение детьми этих  признаков и приведет к   осознанному усвоению понятия  «слог».

            Для понимания первоклассниками  того, что слог – это группа звуков, произносимых на одном «толчке воздуха» (первого из выделенных признаков), методикой в разные годы предлагалось много приемов. Например, использование горящей свечи описывал известный русский методист А.М.Пешковский. В качестве примера мы предлагаем обучающую игру,

рекомендованную П.С.Жедек.   «На стадионе»

- Знаете ли  вы, - говорит учитель первоклассникам,  что на футбольных и хоккейных матчах все время изучают русский язык? Не верите? Какое слово они кричат, когда хотят, чтобы команда забила гол? (Шайбу). Правильно. Давайте и мы крикнем так, как кричат болельщики на стадионе. (Ученики скандируют шай-бу! Шай-бу) Болельщики кричат слово по слогам.

            Здесь вводится термин, который  детям надо запомнить и потом  не спутать с уже известным и очень похожим – термином «слово».

- Слоги, - продолжает  учитель, - это те кусочки, на  которое делится слово. А что кричат болельщики, когда команда забила гол? (Молодцы!) Правильно, они кричат: ма-ла-цы! Ма-ла-цы! Учитель дает образец произношения.

           Необходимо обратить внимание на то, что при произнесении слова по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение. Это требование часто нарушается сначала учителями, а вслед за ними и учениками.

Информация о работе Использование игровых технологий в воспитательной работе учителя начальной школы