Использование игровых технологий в воспитательной работе учителя начальной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Необходимо выделить один весьма важный пункт: даже в простейших формах игра выходит за рамки только биологической, или физической деятельности. Игра — это содержательная функция со многими гранями смысла. Но в любом научном подходе безоговорочно и принимается мнение, что игра выполняет необходимую полезную функцию. В детстве игра служит способом обучения общению, выработке тех или иных практических навыков и т. д. У взрослого человека многие виды деятельности тоже связаны с игровым компонентом. Кроме того, с помощью игры люди общаются, отдыхают, структурируют свое свободное время.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (8).doc

— 424.50 Кб (Скачать)

Понятие "игровые  педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов  и приемов организации педагогического  процесса в форме разнообразных  педагогических игр, которые, в общем, отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются определенной воспитательной направленностью. 

Приведу классификацию педагогических игр по нескольким принципам:

Деление игр  по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру  педагогического процесса выделяют:

* обучающие,  тренировочные, контролирующие, обобщающие;

* познавательные, воспитательные, развивающие;

* репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, 

*диагностические,

*профориентационные, психотехнические и другие. 

По характеру  игровой методики, типология которой достаточно широка: важнейшей из применяемых типов это - предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры - драматизации.

         По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.

       

         Таким образом, подводя итоги вышесказанного, можно с уверенностью отметить, что игра – школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится.

          Однако, как показывает опыт, не каждому человеку, не всякому педагогу дети доверяют на столько, чтобы были готовы полноценно включиться в игру, и играть искренне и открыто. Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими качествами личности должен обладать настоящий лидер?

 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

    

         К личности педагога, претендующего на лидера игры, предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. Как главные, так и второстепенные требования относятся к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог.

      Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие гениальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна.

       Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Эти качества важны, но меньше, чем главные, перечисленные выше. Без каждого из таких качеств в отдельности учитель или воспитатель вполне могут обойтись.

      Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность.

       Кроме всего, для своих воспитанников педагог должен выступать как неоспоримый лидер. В психологии принято различать следующие типы лидеров:

*      Эмоциональный лидер – умеет выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе.

*     Лидер-критик – умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны.

*    Лидер-интеллектуал – умеет продуцировать разные позитивные идеи.

*    Лидер-организатор - умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками.

*   Лидер-исполнитель – умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности.

Педагог должен, по моему мнению, обладать всеми  вышеперечисленными качествами лидера в совокупности. Это, несомненно, требует  наличия определенных качеств, включая смелость, представительность, умение не отклонятся от поставленной цели, понятливость, энергичность, аналитические способности, уверенность в собственных силах, организаторские способности, волю.

            Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый

источник развития личности, сферу определяющую «зону  ближайшего развития».

            Отсюда - сущность проблемы заключается  во влиянии игры на воспитание, а также развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

            Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

            Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: разработать и доказать эффективность игровых средств для развития творческого начала детей младшего школьного возраста.

            Объект исследования – процесс развития творческого начала личности средствами игровой деятельности.

           Предмет исследования – игровые средства развития творческого начала младших школьников.

            Исходя, из этого можно сформулировать  следующую рабочую гипотезу:

 развитие творческого начала младших школьников средствами игры будет эффективно при условии:

-    систематического  использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;

-     учета  возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного  возраста;

- создание комфортных  психолого-педагогических условий  для становления гармонично-развитой  подрастающей личности.

Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:

1) изучение специальной  литературы по данной проблеме;

2) характеристика  современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей младшего школьного возраста;

3) разработка комплекса воспитательных игровых средств для учащихся начальных классов;

4) проведение  педагогического эксперимента по  данному исследованию;

5) обобщение результатов исследования. 

В исследовании использовались следующие методы:

- теоретический  анализ литературных источников  по исследуемой проблеме;

- наблюдение, беседа, тестирование;

- констатирующий  и формирующий эксперимент, статистическая  обработка

   данных.

            Теоретическая и практическая  значимость исследования заключается в том, что изучено значение игры как основы развития творческого начала детей младшего школьного возраста, разработана вариативная форма использования игр на уроках в начальной школе, которая апробирована и подтверждена результатами экспериментальной работы.

            База исследования: ученики 1 «А»  класса (15 девочек, 5 мальчиков); ученики 1 «Б» класса (12 девочек, 8 мальчиков). В экспериментальном исследовании участвовало сорок человек младшего школьного возраста. 

  Теоретические основы  игры как средства  обучения

Игра – великое  изобретение человека; она имеет  для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо.… В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия. Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и

представляющая  собой воспроизведение отношений между людьми. Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности. С чем связано возникновение детской игры?

            Игра не возникает стихийно, а  складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.

            «Игра, игровая деятельность, один  из видов деятельности, характерных для животных и человека» – отмечается в Педагогической энциклопедии..

            Игра в любую историческую  эпоху привлекала к себе внимание педагогов. В ней заключена реальная возможность, воспитывать и обучать ребенка в радости Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци пытались развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям. Центром педагогической системы Ф.Фребеля является теория игры.

По Фребелю, детская  игра – «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Игра – мостик от внутреннего мира к природе». Природа представлялась Фребелю в виде единой и многообразной сферы.

            Д. Ушинский склонялся к пониманию  необъятных творческих возможностей человека. Он отделял учение от игры и считал его непременной обязанностью школьника. «Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли». Однако, соглашаясь с необходимостью волевых усилий при обучении, не будем снижать и значение

игры и интереса.

            Значение игры в развитии и  воспитании личности уникально,  так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.

            Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо

прогнозируются  или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.

         В.Л.Сухомлинский писал: « Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть

полноценного  умственного развития.

Игра – это  огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.Л. Сухомлинский так же

Информация о работе Использование игровых технологий в воспитательной работе учителя начальной школы