Использование игровых технологий в воспитательной работе учителя начальной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Необходимо выделить один весьма важный пункт: даже в простейших формах игра выходит за рамки только биологической, или физической деятельности. Игра — это содержательная функция со многими гранями смысла. Но в любом научном подходе безоговорочно и принимается мнение, что игра выполняет необходимую полезную функцию. В детстве игра служит способом обучения общению, выработке тех или иных практических навыков и т. д. У взрослого человека многие виды деятельности тоже связаны с игровым компонентом. Кроме того, с помощью игры люди общаются, отдыхают, структурируют свое свободное время.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (8).doc

— 424.50 Кб (Скачать)

            Для знакомства со вторым признаком  слога может быть полезна такая обучающая игра или ее интерпретация – на усмотрение учителя.

            Учитель произносит: [ка] – Понятно,  что я хотела сказать? (Нет.) Дальше учитель произносит: [ро]. – А теперь, понятно? (Опять нет.) Аналогично: [ва]. (Непонятно.) – Что я произнесла: слово или отдельные слоги? (Слоги.) А теперь я соединю их вместе и произнесу: «корова». Теперь, понятно? (Да.) Вывод, который дети делают вместе с учительницей: когда

произносились отдельные слоги, было непонятно. Как  только слоги соединились, получилось слово.

            На этом же этапе работы  целесообразно поменяться ролями  учителю с несколькими учениками или с приемом «доскажи словечко» прочитать стихотворение Э.Успенского, а затем продолжить такую же игру.

  Что за  ли? Что за мон?

  Никакого смысла.

  А как  скажут лимон –

  Сразу станет  кисло!

            Что за ки? Что за но?-

            Людям не известно.

            А как скажут кино –

           Сразу интересно.

  Что за  хал? Что за ва?

  Вот еще  одна загадка.

  А как  скажут халва –

  Сразу станет  сладко.

          Во время игры учитель может  использовать «ловушку» и досказать   такой слог, при котором слова не образуются. Следует обратить внимание  детей на то, что нелюбые слоги могут соединиться и образовать слово.

          Можно чередовать индивидуальную работу и групповую, использовать,  например, работу в парах или по рядам при выполнении такого упражнения - игры.

  Учитель  произносит слово, а ученики  – другое, поменяв слово местами.  Здесь также уместно использование  слов – «ловушек», при перестановке слогов в которых нового слова не образуется. Например, рады - …, шина -…, нора -…

           Одновременно с введением понятия  «слог» первоклассникам  сообщается  и его условный рисунок (знак), которым они будут пользоваться. Усвоение понятия «слог» невозможно без одновременной отработки способа действия при делении слов на слоги. Традиционными способами выделения слогов и определении их количества считаются произнесение слова с хлопками и прием упора тыльной стороны ладони в подбородок. Первый способ требует  ответа до решения задачи: хлопнуть столько раз, сколько в слове слогов, – поэтому он может быть использован позднее как дополнительный.

            Второй прием тоже не может  считаться универсальным, так  как не все слова, например, синий или птицы – могут быть правильно разделены на слоги с его помощью. И здесь опять незаменимым окажется прием скандирования, а игра «На стадионе» поможет освоить слог как

произносительную  единицу и одновременно отработать способ слогоотделения.

            Важность понятия «слог» состоит еще в том, что он является основной единицей чтения, поэтому одна из задач обучения грамоте – формирование у детей правильного способа чтения – плавного по слогового.

Чтобы прочитать  слово, ребенку необходимо:

   - опознать буквы каждого слова;

   - определить, как они читаются в каждой  позиции;

   - осуществить  плавное слоговое чтение;

   - осознать  прочитанное.

           

            Подбор обучающих игр на уроке  способствует формированию и развитию психических функций учащихся и требует определенного методического мастерства учителя начальной школы. 

Формирование  элементов экологического воспитания учащихся начальных классов

            Большое  наследие в области  воспитания детей окружающей  средой оставил нам выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. «Я вижу, - писал В.А.Сухомлинский, - воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, пробуждение жизни в природе».

            Ничто так не обогащает человека, как общение с природой. Ушинский К.Д. писал: «зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать».

            В.А.Сухомлинский отмечал, что  сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста.

            Систематические экскурсии в  природу – важная и обязательная составная часть учебно-воспитательной работы. Ведь, как признавался

В.А.Сухомлинский, «вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке – дело значительно более сложное, чем провести уроки». О дне проведения экскурсии учитель заблаговременно предупреждает учеников, знакомит их с правилами поведения на экскурсии и с тем, как им необходимо одеться и что взять с собой для сбора листьев и семян древесных растений.

            В предварительной беседе учитель  объясняет учащимся, что экскурсия – это тоже урок, который проводится на природе. Главная задача экскурсии состоит в том, чтобы показать детям знакомый мир с новой, может быть, неожиданной для них стороны. Не сразу дети в таком возрасте начинают ощущать свое родство с природой. К сожалению, многие приходят в школу с очень ограниченными, потребительскими представлениями о ней. Предстоит

длительный и  нелегкий путь к их сердцу. Важно  осторожно, тонко и ненавязчиво воздействовать в первую очередь на ощущения детей.

            По пути к парку дети проводят наблюдения. Их внимание учитель обращает на красоту и разнообразие окраски осенней природы: на яркое голубое небо и плывущие по нему облака, на яркое солнце и пестроту листьев на деревьях. Малышам отводится время для молчаливого наблюдения и переживания. После этого учитель приступает к постановке перед ними заранее

продуманных вопросов: какая сегодня погода? А какое  сегодня небо? и т.д. Учитель предлагает взять детям по листу дуба и обвести пальцами по краям пластинки. Ученики замечают большие вырезы по краям листа, разделяющие его на лопасти. Находят на земле желуди, рассматривают их, узнают, что – это плод дуба. Знакомятся с органами дерева: стволом, ветками, побегами, листьями, корнями.

            Гораздо сильнее, чем окрик  или нотация, воздействует на малышей сказка, ведь «через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка», - утверждал В.А.Сухомлинский. Мальчики окружили большого жука. Учитель начинает рассказывать о красоте, доброте и пользе для природы этого живого существа.

            Вопросы, вклинившиеся в рассказ,  заставляют учеников присмотреться к жуку, заметить его своеобразную красоту. Кроме того, у детей возникает ощущение непосредственного участия в создании сказки. Знакомый мир превращается в страну, полную загадок и таинственных событий. Чувства обостряются. Теперь фантазию детей не остановить. Сказки, рожденные в этот момент, показывают, что дети бессознательно начинают ощущать себя частью природы, а окружающий мир воспринимают как живой, близкий и родной.

Сказку продолжают все вместе.

            Притихшие малыши терпеливо ждут, когда объект прежних, иногда жестоких игр расправит крылья и улетит, как они уверены, к своим детям, исопровождают это событие радостными возгласами.

            Экскурсия заканчивается игрой: учащиеся встают вокруг березы и поют песенку «Во поле береза стояла…»

            Так перед детьми «открывается  чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей… сердце, в стремлении делать добро».

            В этот день каждый ребенок  выбирает себе зеленого друга  – дерево. Но быть настоящим другом, оказывается, нелегко. Этому тоже приходится учиться.

            Урок любви к природе продолжается позже, на уроках труда и изобразительного искусства. В их рисунках и поделках сливаются реальный мир и сказочные образы. Идет процесс мышления и формирования чувств. Следующие встречи с природой – всегда праздник и новый шаг к познанию мира.

            Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств. Уроки среди природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.

            Без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у младшего школьника. Действенная, настоящая любовь к природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример положительного отношения к природе взрослого.

            Дидактические игры экологического содержания представляют несомненный интерес для детей младшего школьного возраста, поскольку детям этого возраста особенно интересны предметы и явления окружающего мира. Именно эта детская любознательность, подогретая темой и содержанием дидактической игры, может зародить искру для новых поисков, проектов, открытий и станет стимулом для заинтересованного изучения экологической дисциплины.

            С целью формирования, закрепления  и проверки полноты и осознанности усвоения младшими школьниками знаний о правилах поведения по отношению к природе необходимо проводить дидактические игры (приложение Д).

            Игра – это наиболее быстрый  и эффективный способ приобретения учащимися знаний о природе. Используя игру, мы ускоряем, усиливаем процесс развития ребенка, его приобщения к социальным ценностям. 
 

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Анализ и проведение опытно-экспериментальной

                        работы попроблеме  исследования

            3.1 Подготовка и проведение педагогического эксперимента

            Для изучения творческого начала  в процессе игры в младшем школьном возрасте, мы провели исследование, которое проводилось в три этапа. На первом этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методики и провели диагностическое обследование, направленное на выявление творческого потенциала и уровня воспитания у младших школьников.

            В процессе изучения специальной  литературы мы пришли к выводу, что воспитание, и в том числе творчество чаще рассматриваются как наиболее содержательная форма психической активности, как универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

            Психической основой деятельности является воображение, которое возникает уже в дошкольный период. Это важнейшее новообразование дошкольного детства, с ним связывают зарождение личности (Л.С.Выготский и В.В.Давыдов).

            Важными показателями в развитии ребенка является опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей не приспосабливаться к ситуации, подчинять ее себе, овладевать ее содержательными особенностями.

            Развитие ребенка и его поведение, в значительной степени определяется уровнем

детского воображения. Поэтому мы подобрали методики, направленные на изучение воображения и развития творческого начала детей.

            Многие исследователи (Л.С.Выготский,  О.Н.Дьяченко,Н.А.Ветлугина) указывали  на необходимость создания такой  предметной среды, которая бы служила пусковым механизмом, на важную роль на специфических предметах в развитии творчества у детей.

            На втором этапе формирующего  эксперимента нами были созданы необходимые условия для оснащения развивающей среды младших школьников в учебном и воспитательном процессе.

            Третий этап – контрольный  – был направлен на определение эффективности использования игры и игровых приемов как средство формирования творческого начала и воспитания младших школьников.

Информация о работе Использование игровых технологий в воспитательной работе учителя начальной школы