Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:00, курсовая работа
Необходимо выделить один весьма важный пункт: даже в простейших формах игра выходит за рамки только биологической, или физической деятельности. Игра — это содержательная функция со многими гранями смысла. Но в любом научном подходе безоговорочно и принимается мнение, что игра выполняет необходимую полезную функцию. В детстве игра служит способом обучения общению, выработке тех или иных практических навыков и т. д. У взрослого человека многие виды деятельности тоже связаны с игровым компонентом. Кроме того, с помощью игры люди общаются, отдыхают, структурируют свое свободное время.
В исследовании принимали участие ученики 1 «а» класса (контрольная группа) и 1 «б» класса (экспериментальная группа).
Для оценки творческой
Испытуемым предъявлялись
Количественная обработка результатов заключалась в выявлении степени оригинальности, необычности изображения. Подсчитывая коэффициент оригинальности каждого школьника, который был равен количеству рисунков, не повторяющихся у него и не у кого их детей группы (по характеру использования заданного для дорисовывания эталона).
Познавательная мотивация
Ученые отмечают динамику самой исследовательской активности творчества ребенка. К 7-8 годам младший школьник выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся.
Это приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте основным компонентом творческого начала становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая стремления к поиску несоответствий, противоречий, а так же желания вмешаться и помочь, исправить ситуацию.
Решение предложенных и
Методика Е.А.Панько «Придумай игру» направлена, на выявление умений у младших школьников создавать новую игру, формулировать правила игры, распределять роли и предвидеть возможные ситуации. Она направлена на определение способности к прогнозированию, предвосхищению и обеспечению возможности более быстрого решения проблем.
Методика «Придумай игру» (автор Е.А.Панько)
]
Ученик получает задание на 5 минут придумать какую-либо игру и
подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:
1. Как называется игра?
2. В чем она состоит?
3. Сколько человек необходимо для игры?
4. Какие роли получают участники в игре?
5. Как будет проходить игра?
6. Каковы правила игры?
7. Чем должна будет закончиться игра?
8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?
В ответах младшего школьника оценивается не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ученика, необходимо помогать ему – постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.
В основе способности к
как понимание главного, существенного, беглость (быстрый переход от одного способа решения к другому), гибкость (разнообразие идей), оригинальность (необычность, остроумность, самостоятельность решения задач), открытость (многогранное видение), воображение (фантазия – яркая, образная, стереотипная).
Для выявления креативности мы использовали специальную методику
«Вербальная фантазия» (автор Р.С.Немов) [31].
Школьнику дается задание
В ходе рассказа творчество ребенка оценивается по следующим признакам:
1) скорость процессов воображения;
2) необычность, яркость, оригинальность образов;
3) богатство фантазии;
4) глубина и
проработанность (
5) впечатлительность, эмоциональность образов.
6) действия героя
7) Финал
По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.
0 баллов – данный признак в рассказе отсутствует;
1балл – данный признак имеется, но выражен слабо;
2балла – соответствующий
признак выражен достаточно сильно.
3.2 Анализ результатов
На первом этапе исследования по методике «Дорисовка фигур» (автор О.М.Дъяченко, А.И.Кирилова) нами выявлено 6 типов решений школьниками экспериментальных задач на воображение.
0 тип. Этот
тип решения характеризуется
тем, что ученик еще не
1 тип. Ученик
дорисовывает фигуру на
2 тип. Изображается
отдельный субъект, но с
3 тип. Изображая отдельный объект, младший школьник уже включает его в
какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая
зарядку).
4тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).
5тип. Заданная
фигура используется
При этом типе решения ученик проявляет большую свободу в использовании элементов для создания образов воображения. Ребенок анализирует, отчего люди могут смеяться, плакать, грустить и т.п.
В ходе выполнения задания
ребенок может вносить
Данные исследования
Таблица
1 - Диагностика способов создания
рисунков и их оригинальности
|Классы |Общее 1 Типы решения задач |
| |кол-во |(коэффициент оригинальности) |
| |учащихся | |
|
|1 «а» класс
|(контрольная |20 | | | | | | |
|группа)
|1 «б» класс
|(эксперименталь | 20 | | | | | | |
| ная группа)
Таким образом, коэффициент каждого испытуемого во всех группах оказался тесно связанным с выявленными типами решения предложенных задач. При этом, чем сложнее был тип решения, способ манипулирования образами воображения, который применял ребенок, тем вышеоказывался у него коэффициент оригинальности в данной возрастной группе.
На втором этапе
методику Е.А.Панько «Придумай игру». Критерии оценки содержания придуманной
ребенком игры в данной методике были следующие:
1) оригинальность и новизна;
2) продуманность условий;
3) наличие в игре различных ролей для ее участников;
4) наличие в игре определенных правил;
5) точность критериев оценки успешности проведения игры.
По каждому из критериев
По всем этим критериям и признакам придуманная школьником игра в сумме может получиться от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод.
10 баллов – очень высокий;
8-9 баллов – высокий;
6-7 баллов – средний;
4-5 баллов – низкий;
0-3 балла – очень низкий.
Результаты исследования
Таблица 2 - Оценка содержания придуманной игры
|Классы
|Общее кол-во
|
|учащихся
|
|
|
|
|1 «а» класс | | | | | | |
|(контрольная
|20
Информация о работе Использование игровых технологий в воспитательной работе учителя начальной школы