Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:00, курсовая работа
Необходимо выделить один весьма важный пункт: даже в простейших формах игра выходит за рамки только биологической, или физической деятельности. Игра — это содержательная функция со многими гранями смысла. Но в любом научном подходе безоговорочно и принимается мнение, что игра выполняет необходимую полезную функцию. В детстве игра служит способом обучения общению, выработке тех или иных практических навыков и т. д. У взрослого человека многие виды деятельности тоже связаны с игровым компонентом. Кроме того, с помощью игры люди общаются, отдыхают, структурируют свое свободное время.
Использование
игровых технологий
в воспитательной работе учителя
начальной
школы
дисциплина: Педагогические технологии
работа выполнена на кафедре
студенткой 3 курса Галиной Гуцул
научный
руководитель: кандидат педагогических
наук
«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка... Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре перед детьми раскрывается мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». |
Введение
Теория
Актуальность, гипотеза
Задачи исследования, методы которые будут использоваться
Констатирующий эксперимент.
Использованная литература
Приложения
На самом деле, роль игры значима неоспоримо, так как игра является феноменом, присущим всей живой природе, а не только человеку. Как показывают исследования, все высшие животные используют игру как способ общения, время провождения и обучения. У человека игра достигла точки своего наибольшего развития. Человек играет практически всю свою жизнь.
Необходимо выделить один весьма важный пункт: даже в простейших формах игра выходит за рамки только биологической, или физической деятельности. Игра — это содержательная функция со многими гранями смысла. Но в любом научном подходе безоговорочно и принимается мнение, что игра выполняет необходимую полезную функцию. В детстве игра служит способом обучения общению, выработке тех или иных практических навыков и т. д. У взрослого человека многие виды деятельности тоже связаны с игровым компонентом. Кроме того, с помощью игры люди общаются, отдыхают, структурируют свое свободное время.
Многие исследователи ищут
* Игра не только восполняет потребность в отдыхе и разрядке, но является и тренировкой перед серьезным делом, может быть упражнением для выработки самообладания.
* Игра удовлетворяет потребность что-либо уметь или совершать, в стремлении к главенству и лидерству.
* Игра может быть невинной компенсацией вредных побуждений, необходимым восполнением монотонной односторонней деятельности. * Игра может стать удовлетворением неких, невыполнимых в реальной
обстановке, желаний и тем самым способствовать поддержанию чувства стабильности личности.
Существуют различные признаки подлинной игры. Всякая игра, прежде всего, представляет собой свободную деятельность. Игра по приказу или принуждению уже больше не игра. В крайнем случае, она может быть некой навязанной имитацией, воспроизведением игры. Ребенок и животное играют потому, что испытывают удовольствие, в этом заключается их свобода. Игра — это не задание, она протекает в свободной форме и в свободное время. По мере того, как игра становится функцией культуры, понятия долженствования, задания, обязанности привязываются и к ней. Игра не есть обыденная жизнь, как таковая. Она скорее выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности, имеющей собственную направленность. Даже малое дитя знает, что играет как будто «взаправду», что все это «понарошку».
Игра обособляется от обыденной жизни местом действия и продолжительностью. Она разыгрывается в определенных рамках пространства и времени. Любая игра протекает внутри своего игрового пространства, которое заранее обозначается, будь оно материально или идеально, преднамеренно или спонтанно. Арена цирка, игральная комната, сцена — все это по форме и функции игровые пространства, на которых имеют силу особые — собственные правила. Внутри игрового пространства царит собственный безусловный порядок. Положительное свойство игры в том, что она творит порядок, и сама она — есть порядок. Ее течение и смысл заключен в ней самой. Будучи однажды сыгранной, она остается в памяти как некое духовное творение или ценность, передается далее, как традиция и может быть повторена в любое время, будь то немедленно, либо после длительного перерыва. Эта повторяемость есть одно из существенных свойств игры.
Среди квалификаций, присущих игре, уместно назвать напряжение. Этот элемент занимает особое и важное место. Напряжение означает неустойчивость, некий шанс или возможность. В нем есть стремление к разрядке, расслаблению. Чтобы нечто удалось, требуются усилия. В спортивном состязании, например, напряжение достигает крайней точки.
Игровая ассоциация обладает общей склонностью самосохраняться, консервироваться даже когда игра уже закончилась. Исключительность и обособленность игры проявляется характерным образом в таинственности, которой она любит себя окружать. Внутри сферы игры законы и обычаи мира повседневности силы не имеют. Мы существуем и делаем по-другому. Суммируя мнения, мы можем теперь назвать игру свободной формой деятельности. Эта деятельность осознается, как выполняемое вне повседневной жизни занятие, и хотя происходит «понарошку», может целиком овладеть играющим. Эта деятельность свободна от материального интереса, не ищет пользы. Она совершается: внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам и вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной, либо подчеркивающие свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой.
Функция игры выводится из двух аспектов — игра есть борьба за что-нибудь или представление чего-нибудь. Обе эти функции без труда объединяются таким образом, что игра представляет борьбу за что-то, либо является состязанием в том, кто лучше других ее представит.
И вправду, игра, и этот факт выявлен с древних времен, имеет большое значение особенно в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу.
В школьном возрасте
работа уже занимает очень важное место,
она связана с более серьёзной ответственностью,
она связана и с более определёнными, и
ясными представлениями о будущей жизни
ребёнка, это уже работа такого сорта,
которая близко стоит к общественной деятельности.
Но и в это время ребёнок ещё много
играет, любит игру, ему даже приходится
переживать довольно сложные коллизии,
когда игра кажется настолько симпатичнее
работы, что хочется отложить работу и
поиграть.
Теория игровых технологий.
Понятие «педагогическая технология» в последнее время получает более широкое распространение в теории обучения, так как выявляет систему профессионально-значимых умений педагогов, предлагает способ осмысления технологичности педагогической технологии. Чешский мыслитель, гуманист, педагог Я.А. Коменский (1592-1670гг.) утверждал, что можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием. Его выдающийся труд «Великая дидактика» содержит комплекс технологических решений «краткого», «приятного», «основательного» обучения детей.
И правда, в настоящее время невозможно быть педагогически грамотным специалистом без изучения обширного арсенала существующих педагогических технологий, в числе которых есть столь важное направление, как игровые технологии.
Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного “педагогического поля”. Уникальность игры заключается в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая
игра обладает существенным признаком
– четко поставленной целью обучения
и соответствующим ей педагогическим
результатом, которые обоснованы, выделены
в явном виде и характеризуются познавательной
направленностью. Л. С. Выготский также
понимая, насколько важно не выдергивать
ребенка из привычного малышу мира - мира
игры, находил, что в игре и есть неиссякаемый
источник развития личности, сферу, определяющую
“зону ближайшего развития”, в игре возможны
высшие достижения ребенка, которые завтра
станут его реальность.
Игровая форма
занятий создается игровой
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы в педагогической игре, являются “Индивидуальность”, “Самостоятельность”, “Доброта”, “Творчество”, “Активность”, “Коллектив”, которые одновременно выполняют также роль принципов строящейся системы как индивидуума в частности, так и жизнедеятельности целого классного сообщества.
А. С. Макаренко об игре писал: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка... Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре..." Значит, игра, ее организация - ключ в руках родителей, педагогов, ключ в организации воспитания ребенка, своеобразная школа подготовки к труду, к будущей успешной жизни. В игре вырабатывается не только ловкость, находчивость, выдержка, активность, - это и школа общения для ребенка.
С помощью внедрения в воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста продуманных и качественно проводимых педагогических игр, возможно сделать так, чтобы эти ценности “пронизывали” все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его “духа”, а затем превратились в ценностные ориентации личности каждого ребенка.
Использование именно игровых технологий в воспитательной работе младших школьников в последнее время становится все более актуальной. Ведь именно в игре отражается особое отношение ребёнка к окружающему миру, развивает способность добиваться поставленной цели, развивать чувство предприимчивости. Игра, будучи результатом общественной деятельности детей, определяет характер, складывающиеся в процессе развития ребёнка, влияет на выбор формы группы, объединения. Основная цель – посредством игры развивать в детях потребность в усвоении нового материала; сформировать познавательный интерес к животным и растениям и потребность в общении с ними; привить любовь к животным, пробудить интерес к объектам окружающей среды, научиться приносить пользу людям, растениям и животным.
Информация о работе Использование игровых технологий в воспитательной работе учителя начальной школы