Коррекционная работа психолога в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:43, реферат

Краткое описание

На первом этапе школьного обучения в развитии детей имеется множество трудностей психологического плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции.
Появление "нежелательных" психологических новообразований создает предпосылки для деформации личности ребенка, поэтому коррекция трудностей у младших школьников имеет важное значение для формирования психологически здоровой личности.
Квалификация тех либо иных особенностей психического развития или поведения детей как неблагоприятных, требующих коррекции, основывается на несоответствии их функциональной норме.

Оглавление

1. Особенности психологической коррекции.

1.1. Задачи психологической коррекции.
1.2. Проблемы младших школьников.
1.3. Формы педагогической запущенности и школьной дезадаптации.
1.4. Схема обследования ребенка.

2. Содержание и проведение коррекционных занятий с младшими школьни-
ками.

2.1. Особенности организации и проведения развивающих занятий.
2.2. Условия эффективности коррекционного воздействия на занятиях.
2.3. Примерная схема проведения коррекционного занятия по развитию
интеллектуальных способностей.
2.4. Комплексы упражнений по развитию познавательных способностей.
2.5. Примерный конспект одного коррекционного занятия.

Файлы: 1 файл

Михайловская Е.Л. - Коррекционная работа психолога в начальной школе.doc

— 105.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

          КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             СОДЕРЖАНИЕ.

 

1. Особенности психологической коррекции.

 

   1.1. Задачи психологической коррекции.

   1.2. Проблемы младших школьников.

   1.3. Формы педагогической запущенности и школьной дезадаптации.

   1.4. Схема обследования ребенка.

 

2. Содержание  и проведение коррекционных занятий с младшими школьни-

ками.

 

   2.1. Особенности организации и проведения развивающих занятий.

   2.2. Условия эффективности коррекционного воздействия на занятиях.

   2.3. Примерная  схема проведения коррекционного занятия по развитию

интеллектуальных способностей.

   2.4. Комплексы упражнений по развитию познавательных способностей.

   2.5. Примерный конспект одного коррекционного занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.

 

                1.1. Задачи психологической коррекции.

 

     На первом этапе школьного обучения в развитии детей имеется  множество трудностей психологического плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции.

     Появление "нежелательных" психологических новообразований создает предпосылки для деформации личности ребенка,  поэтому коррекция  трудностей  у  младших  школьников  имеет важное значение для формирования психологически здоровой личности.

     Квалификация тех либо иных особенностей психического развития или поведения детей как неблагоприятных, требующих коррекции, основывается на несоответствии их функциональной норме. Коррекция требуется детям с высокой тревожностью, нарушением межличностных отношений, трудностей в

обучении, семейном воспитании и т.д.

     Часто над какими-либо первичными недостатками надстраивается  целый комплекс вторичных новообразований,  без анализа которых психологу трудно решить, с чего начать коррекцию.

     Особенности психологической  коррекции  включают в себя ряд подзадач:

     1) ориентация  родителей,  учителей  и других лиц,  участвующих в воспитании,  в возрастных и индивидуальных  особенностях  психического развития ребенка;

     2) своевременное первичное выявление детей с различными  отклонениями и нарушениями психического развития;

     3) предупреждение  вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психологическим здоровьем;

     4) составление  совместно  с  педагогами рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей школьника для учителей, родителей и других лиц, имеющих отношение к воспитанию ребенка;

     5) составление рекомендаций по воспитанию детей в семье;

     6) коррекционная работа в специальных группах;

     7) психологическое просвещение учителей  и  родителей  с  помощью

лекций и других форм работы .

     В настоящее время имеется  достаточно  большой  арсенал  методик, направленных как на определение состояния, так и на формирование самых разных сторон психического развития ребенка. Это тесты Векслера, Равена, Айзенка, Амтхауэра, тесты диагностики познавательных способностей, различные проективные и личностные методики.

 

                  1.2. Проблемы младших школьников.

 

     К проблемам или трудностям,  связанным с самим фактом поступления в школу, обычно относят:

     1) трудности, связанные с новым режимом дня. Наиболее значимы они для  детей,  не посещавших детские дошкольные учреждения.  И дело не в том,  что таким детям трудно вовремя вставать, а в том, что у них чаще

наблюдается  отставание в развитии уровня произвольной регуляции поведения, организованности;

     2) трудности адаптации ребенка к  классному  коллективу.  В  этом случае  они  наиболее  выражены у тех детей,  кто не имел достаточного опыта пребывания в детских коллективах;

     3) трудности,  локализующиеся  в области взаимоотношения с учителем;

     4) трудности, обусловленные изменением домашней ситуации ребенка.

     И хотя к началу школьного возраста педагоги и родители специально готовят ребенка, указанные выше трудности порой достигают такой остроты, что встает вопрос о необходимости психологической коррекции.

 

   1.3. Формы педагогической запущенности и школьной дезадаптации.

 

     Наиболее часто к школьному психологу обращаются с проблемами психологической запущенности и психогенной школьной  дезадаптации  (далее ПШД),  которые обусловлены особенностями личности ребенка и характеризуются противоречивостью развития:

     1) непродуктивность деятельности и отношений;

     2) особенности  поведения,  выражающиеся  в реакции компенсации и замещения своей несостоятельности в деятельности и отношениях с  окружающими, реакции ухода из под опеки, наличие неблагоприятной обстанов-

ки в семье и т.п.

 

 

      3) доминирующее эмоциональное состояние ребенка,  дезорганизующее его, делающее педагогически "трудным".

     Педагогическая запущенность и школьная дезадаптация может фигурировать в различных формах, иметь различные причины и следствия.

 

     Классификация случаев обращения педагогов и родителей детей младшего школьного возраста к психологу.

 

     1. Несформированность элементов и навыков  учебной  деятельности.

 

     Первичным следствием  является снижение успеваемости и запрос родителей к психологу формулируется именно  в  этих  терминах.  Причиной несформированности навыков учебной деятельности могут быть как индивидуальные особенности уровня интеллектуального развития ребенка,  так и педагогическая запущенность, невнимательное отношение родителей и учителя к тому, как дети овладевают приемами учебной деятельности.

 

      2. Низкая мотивация учения, направленность на другие,

                    нешкольные деятельности.

 

     Запрос родителей в таком случае звучит примерно так: нет интереса к учебе, ему бы играть и играть, начал школу с интересрм, а теперь ...

     Исходной причиной может быть, например, стремление родителей "инфантилизировать" ребенка,  считать его "маленьким".  Необходимо различать  первичную  и  вторичную несформированность учебной деятельности, так как вторичная происходит в результате разрушения мотивации  учения под воздействием неблагоприятных факторов.

     Внешние симптомы отсутствия учебной мотивации сходны с симптомами несформированности навыков  учебной  деятельности:  недисциплинированность, отставание в учебе, безответственность, но, как правило, на фоне достаточно высокого уровня познавательных способностей.

 

     3. Неспособность к произвольной  регуляции  поведения,  внимания,   затруднения в учебной деятельности.

 

 

     Проявляется в неорганизованности,  невнимательности,  зависимости от взрослых,  ведомости.  Причину недостаточного уровня произвольности  поведения ребенка при отсутствии первичных нарушений чаще всего ищут в особенностях  семейного воспитания:  это либо потворствующая гиперпротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм), либо доминирующая  гиперпротекция  (полный  контроль  действий ребенка со стороны взрослого).

 

      4. Сложности в приспособлении к темпу школьной жизни.

 

     Чаще всего это бывает у детей с минимальной мозговой дисфункцией, у соматически ослабленных детей. Однако последнее не составляет причины дезадаптации.  Причина может лежать в особенностях семейного воспитания,  в "тепличных" условиях жизни ребенка.  Проявляется  "темповая"приспособленность детей по-разному: в длительном (до позднего вечера и в ущерб прогулкам) приготовлении уроков,  иногда в хронических опозданиях в школу,  часто в утомлении ребенка к концу учебного дня,  вплоть до того, что родители "сокращают" ребенку рабочую неделю.

     Конечно, случаи обращения учителей и родителей к психологу гораздо  более  разнообразны  по  своему  содержанию и отнюдь не сводятся к проблемам школьной неуспеваемости.

 

                   1.4. Схема обследования ребенка.

 

     Схема обследования  ребенка  во  всех случаях строиться исходя из имеющихся классификаций неуспевающих учеников и на онове учета гипотез о причинах психогенной школьной дезадаптации .

 

     Она включает в себя следующее.

     1) Проверяется,  не нарушены ли познавательные процессы (блок диагностических методик на вербальный и невербальный интеллект,  память, внимание,  уровень развития речи,  моторики). Могут использоваться

методики диагностики интеллекта Талызиной,  Амтхауэра,  Векслера, различные методики диагностики познавательных способностей.

 

     2) Проверяется обучаемость  ребенка,  сформированность  элементов учебной деятельности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения.

     Используются различные методики, диагностирующие уровень развития восприятия,  воображения, памяти, мышления, внимания. Выясняется соотношение уровня теоретического обобщения и практических действий,  степень самостоятельности, чувствительность к помощи со стороны взрослых.

     Изучение интеллектуальных возможностей учащегося позволяет  раскрыть его актуальные и потенциальные возможности, осуществить психокоррекционную работу.

 

     3) Анализируются  особенности учебной мотивации ребенка,  уровень притязаний, интересы.

     Используются косвенные методики диагностики мотивации учения: метод наблюдения, свободная беседа с учеником, беседа с родителями, учителями.  Прямые методики:  беседа-интервью, методики "Лесенка уроков",

"Лесенка побуждений", сочинение на тему "Моя жизнь в школе". Прективные методики: рисуночная, составление расписания на неделю (С.Я.Рубинштейн) , методика Матюхиной , цветовой тест отношений Эткин-

да.

     Для изучения самооценки младшего школьника можно использовать методику А.И.Липкиной "Три оценки" .

     4) Проверяются учебные навыки ребенка, просматриваются его тетради, делаются пробы на чтение, письмо, решение задач. Психолог может  получить  эту  информацию  от учителей по результатам контрольных

срезов.

     5) Выясняется эмоциональный компонент неуспеваемости:

     - как ребенок относиться к плохим оценкам;

     - какую получает типичную обратную связь от взрослых;

     - какие у ребенка существуют способы компенсации неуспехов в обучении;

     - по возможности восстанавливается вся система межличностных  отношений ребенка.

 

     6) Выясняются типичные виды помощи родителей  ребенку  в  учебной

деятельности:

     - кто занимается с ним, как много, какие приемы использует;

     - анализируется стиль семейного воспитания в целом,  роль второго родителя (помимо обратившегося в консультацию).

 

     7) Изучается предыстория консультируемого:

     - собирается подробный анамнез,  случаи обращения к врачу,  диагноз, как долго и чем лечили;

     - выясняется, с чем сами родители связывают плохую успеваемость у ребенка;

     - что явилось непосредственным поводом обращения к психологу, как давно и кем было принято решение о необходимости психологической  консультации .

     Такова максимально развернутая схема психологического  обследования ребенка при симптомах психогенной школьной дезадаптации.

Информация о работе Коррекционная работа психолога в начальной школе