Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:24, курсовая работа
Цель исследования - теоретическое  обоснование и апробация педагогических условий планирования воспитательной работы в школе.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих  задач:
1.Исследовать категории  понятий и форм планирования  воспитательной работы в школе.
2.Рассмотреть основные  аспекты технологии коллективного  планирования.
3. Осветить состояние  практики планирования воспитательной  работы в школе.
4. Проанализировать результаты  экспериментальной работы по  технологии планирования воспитательной  работы в школе.
ВВЕДЕНИЕ 
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ  ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В  ШКОЛЕ 
1.1 Исследование категорий  и форм планирования воспитательной работы в школе
1.2 Основные аспекты технологии коллективного планирования
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
2.1 Анализ состояния практики  планирования воспитательной работы  в школе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
1.1 Исследование категорий и форм планирования воспитательной работы в школе
1.2 Основные аспекты технологии коллективного планирования
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ 
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ 
2.1 Анализ состояния практики 
планирования воспитательной 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
ВВЕДЕНИЕ
Люди всегда пытались избежать 
неопределенности своего будущего. Неопределенность 
завтрашнего дня пугала человека, 
порождала у него чувство неуверенности 
в себе и своих возможностях, сковывала 
его физические и духовные силы. 
Человек всячески -- с помощью 
научных методов и на основе предсказаний 
гадалок и шаманов -- стремился 
ранее и стремится сейчас прорваться 
за пределы горизонта дня 
Без предвидения и предвосхищения 
ситуации будущего трудно целенаправленно 
и эффективно управлять педагогическим 
процессом. Поэтому и появилось 
педагогическое планирование и все 
соответствующее данному 
Успешное решение сложных 
и ответственных задач 
Педагоги часто не осознают затруднений в педагогической деятельности. Об этом с уверенностью можно говорить, имея в виду деятельность по проектированию учебного процесса. Так, исследования показывают, что педагогам легче строить отдельные конкретные занятия и мероприятия, чем проектировать весь процесс в целом (четко формулировать цели, выбирать содержание, средства воздействия и проверки достижения цели). В этом случае педагоги не всегда понимают целесообразность этой деятельности.
Результаты самооценки аналитических, прогностических, организаторских и коммуникативных умений педагогами школ России показали, что около 61% учителей затрудняются при диагностировании личности и коллектива, 48% испытывают затруднения при проведении индивидуальной работы с детьми, 62% не умеют анализировать свою работу,64% затрудняются при проектировании и планировании развития качеств личности ученика. Все это свидетельствует о недостаточности выработанных конструктивных и организаторских умений, о слабой ориентации на изучение индивидуальных и возрастных особенностей школьников.
В начале 90-х годов двадцатого столетия понятие «воспитание» стало гораздо реже употребляться в педагогической лексике. В те годы начался дидактический бум, в ходе которого обучение должно было вытеснить воспитание из стен учебного заведения.
Актуальность исследования. 
В настоящее время ситуация начинает 
меняться. Федеральное министерство 
образования разработало и 
Объектом исследования является воспитательная работа в школе.
Предмет исследования - технологии планирования воспитательной работы в школе.
Цель исследования - теоретическое 
обоснование и апробация 
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Исследовать категории понятий и форм планирования воспитательной работы в школе.
2.Рассмотреть основные 
аспекты технологии 
3. Осветить состояние 
практики планирования 
4. Проанализировать результаты 
экспериментальной работы по 
технологии планирования 
Приступая к исследованию, мы исходим из гипотезы, что технологии планирования воспитательной работы в школе строятся с учётом индивидуальных психологических и возрастных особенностей учащихся и направлены на воспитание всесторонне развитой личности.
Методологические основы исследования: в ходе исследования использовалась методика вариативно-модельного подхода к технологии планирования воспитательной работы в школе, которая включает в себя следующие методы и приёмы: описательный метод (приёмы наблюдения, сопоставления, обобщения), метод анализа, метод моделирования, проектирования и прогнозирования педагогических явлений и процессов.
Научная новизна исследования состоит в комплексном, системном, научном подходе к технологии планирования воспитательной работе в школе.
Практическая значимость 
работы состоит в том, что результаты 
исследования могут быть использованы 
в практике воспитательной работы в 
современной 
Структура работы - исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
 
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
1.1 Исследование категорий 
и форм планирования 
Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников.
Результаты исследования 
Т.В. Ильиной свидетельствуют о 
том, что педагогическому 
- направляющая, связанная 
с определением в процессе 
планирования сферы, цели и 
содержания педагогической 
- прогнозирующая, заключающаяся 
в том, что в ходе разработки 
плана формируется 
- координирующая, или организаторская, 
позволяющая педагогам с 
- контрольная, предоставляющая 
педагогическому коллективу 
- репродуктивная (воспроизводящая), 
предполагающая то, что через 
небольшой промежуток времени 
по плану можно восстановить 
содержание и объем 
Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержаний и способов организации воспитательной жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения.
Простейшей формой планирования воспитательной работы является расположение содержания перспективных дел в классе в календарном порядке. Схема календарного плана выглядит следующим образом:
Недостаток такой формы 
планирования состоит в том, что 
все воспитательные мероприятия 
сводятся к календарю и план похож 
на перечень видов деятельности классного 
руководителя, расположенных в 
Оперативная форма планирования является разновидностью календарного плана. Эта форма позволяет определить виды деятельности учащихся и технологические функции классного руководителя на каждую неделю. В структуру плана вводится колонка для оценки результатов проведенной работы.
В старших классах центр тяжести работы по оперативному планированию переносится на ученический коллектив. Роль классного руководителя зависит в этом случае от уровня сплоченности коллектива.
Линейно-хронологический 
план содержит перечень мероприятий, расположенных 
понедельно. Например, понедельник 
как первый день учебной недели контрастирует 
с воскресным отдыхом, и в этот 
день лучше планировать собрания, 
встречи, линейки и мероприятия 
просветительского характера. В 
понедельник преподаватели 
Структуре плановых мероприятий предпосылается краткая характеристика уровня воспитанности ученического коллектив и очередные задачи. По форме линейно-хронологический план выглядит следующим образом:
Работа с родителями и общественностью.
По каждому из названных разделов подбираются разнообразные формы и методы работы.
Основу планирования воспитательной деятельности составляет моделирование, ведь план воспитательной работы -- это не что иное, как модель одного из фрагментов будущего состояния воспитательного процесса. Чтобы успешно осуществить планирование, необходимо соблюдать принципы педагогического моделирования. К числу основополагающих идей и правил формирования модельных представлений о воспитательном процессе относятся принципы системности, конкретности, оптимальности, диалога, индивидуальности, научности, непрерывности.
Принцип непрерывности обращает 
внимание разработчиков плана на 
одну из важнейших характерных черт 
планирования - его непрерывность. Утверждение 
плана работы классного руководителя 
может свидетельствовать лишь об 
относительной завершенности 
Рассмотрим подробнее календарный план. Опираясь в совместной деятельности с коллегами, учащимися и родителями на перечисленные принципы, классный руководитель составляет календарный или перспективный план работы. Календарный план воспитательной работы охватывает недельный или месячный промежуток времени и содержит такую информацию, как наименование планируемых дел, дата и время их проведения, фамилии организаторов проводимых мероприятий. Такой план (чаше всего план-сетка) называют рабочим планом классного руководителя.
Перспективный план представляет 
собой своеобразную технологическую 
цепочку последовательно 
1)определение классным 
руководителем порядка и 
2)педагогический анализ 
состояния и результатов 
3) моделирование классным 
руководителем образа класса, его 
жизнедеятельности и