Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:24, курсовая работа
Цель исследования - теоретическое обоснование и апробация педагогических условий планирования воспитательной работы в школе.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Исследовать категории понятий и форм планирования воспитательной работы в школе.
2.Рассмотреть основные аспекты технологии коллективного планирования.
3. Осветить состояние практики планирования воспитательной работы в школе.
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы по технологии планирования воспитательной работы в школе.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
1.1 Исследование категорий и форм планирования воспитательной работы в школе
1.2 Основные аспекты технологии коллективного планирования
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
2.1 Анализ состояния практики планирования воспитательной работы в школе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
1.1 Исследование категорий и форм планирования воспитательной работы в школе
1.2 Основные аспекты технологии коллективного планирования
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
2.1 Анализ состояния практики
планирования воспитательной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Люди всегда пытались избежать
неопределенности своего будущего. Неопределенность
завтрашнего дня пугала человека,
порождала у него чувство неуверенности
в себе и своих возможностях, сковывала
его физические и духовные силы.
Человек всячески -- с помощью
научных методов и на основе предсказаний
гадалок и шаманов -- стремился
ранее и стремится сейчас прорваться
за пределы горизонта дня
Без предвидения и предвосхищения
ситуации будущего трудно целенаправленно
и эффективно управлять педагогическим
процессом. Поэтому и появилось
педагогическое планирование и все
соответствующее данному
Успешное решение сложных
и ответственных задач
Педагоги часто не осознают затруднений в педагогической деятельности. Об этом с уверенностью можно говорить, имея в виду деятельность по проектированию учебного процесса. Так, исследования показывают, что педагогам легче строить отдельные конкретные занятия и мероприятия, чем проектировать весь процесс в целом (четко формулировать цели, выбирать содержание, средства воздействия и проверки достижения цели). В этом случае педагоги не всегда понимают целесообразность этой деятельности.
Результаты самооценки аналитических, прогностических, организаторских и коммуникативных умений педагогами школ России показали, что около 61% учителей затрудняются при диагностировании личности и коллектива, 48% испытывают затруднения при проведении индивидуальной работы с детьми, 62% не умеют анализировать свою работу,64% затрудняются при проектировании и планировании развития качеств личности ученика. Все это свидетельствует о недостаточности выработанных конструктивных и организаторских умений, о слабой ориентации на изучение индивидуальных и возрастных особенностей школьников.
В начале 90-х годов двадцатого столетия понятие «воспитание» стало гораздо реже употребляться в педагогической лексике. В те годы начался дидактический бум, в ходе которого обучение должно было вытеснить воспитание из стен учебного заведения.
Актуальность исследования.
В настоящее время ситуация начинает
меняться. Федеральное министерство
образования разработало и
Объектом исследования является воспитательная работа в школе.
Предмет исследования - технологии планирования воспитательной работы в школе.
Цель исследования - теоретическое
обоснование и апробация
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Исследовать категории понятий и форм планирования воспитательной работы в школе.
2.Рассмотреть основные
аспекты технологии
3. Осветить состояние
практики планирования
4. Проанализировать результаты
экспериментальной работы по
технологии планирования
Приступая к исследованию, мы исходим из гипотезы, что технологии планирования воспитательной работы в школе строятся с учётом индивидуальных психологических и возрастных особенностей учащихся и направлены на воспитание всесторонне развитой личности.
Методологические основы исследования: в ходе исследования использовалась методика вариативно-модельного подхода к технологии планирования воспитательной работы в школе, которая включает в себя следующие методы и приёмы: описательный метод (приёмы наблюдения, сопоставления, обобщения), метод анализа, метод моделирования, проектирования и прогнозирования педагогических явлений и процессов.
Научная новизна исследования состоит в комплексном, системном, научном подходе к технологии планирования воспитательной работе в школе.
Практическая значимость
работы состоит в том, что результаты
исследования могут быть использованы
в практике воспитательной работы в
современной
Структура работы - исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
1.1 Исследование категорий
и форм планирования
Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников.
Результаты исследования
Т.В. Ильиной свидетельствуют о
том, что педагогическому
- направляющая, связанная
с определением в процессе
планирования сферы, цели и
содержания педагогической
- прогнозирующая, заключающаяся
в том, что в ходе разработки
плана формируется
- координирующая, или организаторская,
позволяющая педагогам с
- контрольная, предоставляющая
педагогическому коллективу
- репродуктивная (воспроизводящая),
предполагающая то, что через
небольшой промежуток времени
по плану можно восстановить
содержание и объем
Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержаний и способов организации воспитательной жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения.
Простейшей формой планирования воспитательной работы является расположение содержания перспективных дел в классе в календарном порядке. Схема календарного плана выглядит следующим образом:
Недостаток такой формы
планирования состоит в том, что
все воспитательные мероприятия
сводятся к календарю и план похож
на перечень видов деятельности классного
руководителя, расположенных в
Оперативная форма планирования является разновидностью календарного плана. Эта форма позволяет определить виды деятельности учащихся и технологические функции классного руководителя на каждую неделю. В структуру плана вводится колонка для оценки результатов проведенной работы.
В старших классах центр тяжести работы по оперативному планированию переносится на ученический коллектив. Роль классного руководителя зависит в этом случае от уровня сплоченности коллектива.
Линейно-хронологический
план содержит перечень мероприятий, расположенных
понедельно. Например, понедельник
как первый день учебной недели контрастирует
с воскресным отдыхом, и в этот
день лучше планировать собрания,
встречи, линейки и мероприятия
просветительского характера. В
понедельник преподаватели
Структуре плановых мероприятий предпосылается краткая характеристика уровня воспитанности ученического коллектив и очередные задачи. По форме линейно-хронологический план выглядит следующим образом:
Работа с родителями и общественностью.
По каждому из названных разделов подбираются разнообразные формы и методы работы.
Основу планирования воспитательной деятельности составляет моделирование, ведь план воспитательной работы -- это не что иное, как модель одного из фрагментов будущего состояния воспитательного процесса. Чтобы успешно осуществить планирование, необходимо соблюдать принципы педагогического моделирования. К числу основополагающих идей и правил формирования модельных представлений о воспитательном процессе относятся принципы системности, конкретности, оптимальности, диалога, индивидуальности, научности, непрерывности.
Принцип непрерывности обращает
внимание разработчиков плана на
одну из важнейших характерных черт
планирования - его непрерывность. Утверждение
плана работы классного руководителя
может свидетельствовать лишь об
относительной завершенности
Рассмотрим подробнее календарный план. Опираясь в совместной деятельности с коллегами, учащимися и родителями на перечисленные принципы, классный руководитель составляет календарный или перспективный план работы. Календарный план воспитательной работы охватывает недельный или месячный промежуток времени и содержит такую информацию, как наименование планируемых дел, дата и время их проведения, фамилии организаторов проводимых мероприятий. Такой план (чаше всего план-сетка) называют рабочим планом классного руководителя.
Перспективный план представляет
собой своеобразную технологическую
цепочку последовательно
1)определение классным
руководителем порядка и
2)педагогический анализ
состояния и результатов
3) моделирование классным
руководителем образа класса, его
жизнедеятельности и