Воспитательная работа в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - теоретическое обоснование и апробация педагогических условий планирования воспитательной работы в школе.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Исследовать категории понятий и форм планирования воспитательной работы в школе.
2.Рассмотреть основные аспекты технологии коллективного планирования.
3. Осветить состояние практики планирования воспитательной работы в школе.
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы по технологии планирования воспитательной работы в школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
1.1 Исследование категорий и форм планирования воспитательной работы в школе
1.2 Основные аспекты технологии коллективного планирования
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
2.1 Анализ состояния практики планирования воспитательной работы в школе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

referat.docx

— 35.46 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ  ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В  ШКОЛЕ 

1.1 Исследование категорий  и форм планирования воспитательной работы в школе

1.2 Основные аспекты технологии коллективного планирования

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

2.1 Анализ состояния практики  планирования воспитательной работы  в школе 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Люди всегда пытались избежать неопределенности своего будущего. Неопределенность завтрашнего дня пугала человека, порождала у него чувство неуверенности  в себе и своих возможностях, сковывала  его физические и духовные силы. Человек всячески -- с помощью  научных методов и на основе предсказаний гадалок и шаманов -- стремился  ранее и стремится сейчас прорваться за пределы горизонта дня сегодняшнего. В своем сознании он старается  предвосхитить и предвидеть ситуацию завтрашнюю, чтобы сделать ее более  предсказуемой и управляемой. Это  стремление характерно не только для  жизни человека или человечества в целом, но и для отдельных  видов человеческой деятельности. Не случайно в «Капитале» К. Маркс подчеркнул следующее: «Пчела постройкой своих  восковых ячеек посрамляет некоторых  людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с  самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, уже  построил ее в своей голове».

Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно  и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось  педагогическое планирование и все  соответствующее данному процессу многообразие документов, называемых планами. И сейчас трудно представить  жизнедеятельность образовательного учреждения без перспективного и  календарного плана работы учебного заведения, без плана подготовки и проведения школьного мероприятия. Без рабочего плана руководителя учреждения и его заместителей, без  плана работы с родителями и ученическим  самоуправлением, без плана повышения  квалификации и профессиональной компетентности педагогов, без плана воспитательной работы в классе и т.п.

Успешное решение сложных  и ответственных задач воспитания во многом зависит от уровня подготовленности воспитателей, их педагогической культуры, от знания закономерностей, принципов  и методов воспитания. На современном  этапе в воспитательной работе учителя  встречается больше трудностей, чем  в организации учебной деятельности школьников. Так, в педагогической деятельности распространены трудности при постановке и решении педагогических задач, выражающиеся в следующем: учитель  не умеет сбалансировать обучающие  задачи с развивающими и воспитывающими, допуская упущение воспитательных задач; учитель видит каждую педагогическую задачу отдельно, как не связанную  с другими; не видит отсроченного результата решения педагогических задач, вследствие чего плохо планирует  учебно-воспитательный процесс.

Педагоги часто не осознают затруднений в педагогической деятельности. Об этом с уверенностью можно говорить, имея в виду деятельность по проектированию учебного процесса. Так, исследования показывают, что педагогам легче  строить отдельные конкретные занятия  и мероприятия, чем проектировать  весь процесс в целом (четко формулировать  цели, выбирать содержание, средства воздействия  и проверки достижения цели). В этом случае педагоги не всегда понимают целесообразность этой деятельности.

Результаты самооценки аналитических, прогностических, организаторских  и коммуникативных умений педагогами школ России показали, что около 61% учителей затрудняются при диагностировании личности и коллектива, 48% испытывают затруднения при проведении индивидуальной работы с детьми, 62% не умеют анализировать  свою работу,64% затрудняются при проектировании и планировании развития качеств  личности ученика. Все это свидетельствует  о недостаточности выработанных конструктивных и организаторских  умений, о слабой ориентации на изучение индивидуальных и возрастных особенностей школьников.

В начале 90-х годов двадцатого столетия понятие «воспитание» стало  гораздо реже употребляться в  педагогической лексике. В те годы начался  дидактический бум, в ходе которого обучение должно было вытеснить воспитание из стен учебного заведения.

Актуальность исследования. В настоящее время ситуация начинает меняться. Федеральное министерство образования разработало и утвердило  программу развития воспитания в  системе образования России, появилось  несколько научных концепций  воспитания учащейся молодежи, стали  чаще обсуждаться проблемы воспитательной деятельности на педагогических конференциях и совещаниях, возросло количество публикаций по вопросам теории и методики воспитания.

Объектом исследования является воспитательная работа в школе.

Предмет исследования - технологии планирования воспитательной работы в  школе.

Цель исследования - теоретическое  обоснование и апробация педагогических условий планирования воспитательной работы в школе.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих  задач:

1.Исследовать категории  понятий и форм планирования  воспитательной работы в школе.

2.Рассмотреть основные  аспекты технологии коллективного  планирования.

3. Осветить состояние  практики планирования воспитательной  работы в школе.

4. Проанализировать результаты  экспериментальной работы по  технологии планирования воспитательной  работы в школе.

Приступая к исследованию, мы исходим из гипотезы, что технологии планирования воспитательной работы в  школе строятся с учётом индивидуальных психологических и возрастных особенностей учащихся и направлены на воспитание всесторонне развитой личности.

Методологические основы исследования: в ходе исследования использовалась методика вариативно-модельного подхода к технологии планирования воспитательной работы в школе, которая  включает в себя следующие методы и приёмы: описательный метод (приёмы наблюдения, сопоставления, обобщения), метод анализа, метод моделирования, проектирования и прогнозирования  педагогических явлений и процессов.

Научная новизна исследования состоит в комплексном, системном, научном подходе к технологии планирования воспитательной работе в  школе.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике воспитательной работы в  современной общеобразовательной  школы.

Структура работы - исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ  ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В  ШКОЛЕ

1.1 Исследование категорий  и форм планирования воспитательной  работы в школе

Планирование позволяет  не только значительно уменьшить  долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность  сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников.

Результаты исследования Т.В. Ильиной свидетельствуют о  том, что педагогическому планированию присущи следующие функции:

- направляющая, связанная  с определением в процессе  планирования сферы, цели и  содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений  и видов;

- прогнозирующая, заключающаяся  в том, что в ходе разработки  плана формируется педагогический  замысел, проектируется будущее  состояние педагогической системы,  прогнозируются результаты ее  функционирования и развития;

- координирующая, или организаторская,  позволяющая педагогам с помощью  обоснованных и рациональных  действий при планировании получить  ясный ответ на вопросы: кто,  когда и что должен делать;

- контрольная, предоставляющая  педагогическому коллективу или  отдельному педагогу возможность  с помощью составленного плана  контролировать и корректировать  траекторию своего пути к достижению  намеченной цели;

- репродуктивная (воспроизводящая), предполагающая то, что через  небольшой промежуток времени  по плану можно восстановить  содержание и объем выполненной  работы Ильина Т.В. Педагогическое  планирование в образовательных  учреждениях. Ярославль, 2005 - С. 47.

Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного  руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержаний и  способов организации воспитательной жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения.

Простейшей формой планирования воспитательной работы является расположение содержания перспективных дел в  классе в календарном порядке. Схема  календарного плана выглядит следующим  образом:

Недостаток такой формы  планирования состоит в том, что  все воспитательные мероприятия  сводятся к календарю и план похож  на перечень видов деятельности классного  руководителя, расположенных в хронологическом  порядке. При этом затруднительно проанализировать систему и технологию воздействия  на учащихся, слабо прослеживается роль классного коллектива.

Оперативная форма планирования является разновидностью календарного плана. Эта форма позволяет определить виды деятельности учащихся и технологические  функции классного руководителя на каждую неделю. В структуру плана  вводится колонка для оценки результатов  проведенной работы.

В старших классах центр  тяжести работы по оперативному планированию переносится на ученический коллектив. Роль классного руководителя зависит  в этом случае от уровня сплоченности коллектива.

Линейно-хронологический  план содержит перечень мероприятий, расположенных  понедельно. Например, понедельник  как первый день учебной недели контрастирует  с воскресным отдыхом, и в этот день лучше планировать собрания, встречи, линейки и мероприятия  просветительского характера. В  понедельник преподаватели истории, литературы могут оказать помощь информаторам, чтецам, организаторам  коллективных дел. Во вторник, когда  редакционный актив занят выпуском стенной печати (газет, бюллетеней, альбомов, журналов, альманахов и пр.), преподаватели языка и литературы, рисования и труда имеют возможность  оказать помощь школьникам в оформительской работе. В этот же день можно провести родительское собрание и подготовить  выставку творческих работ учащихся. В день трудовых дел - прибавляется забот у преподавателя труда  и заведующего хозяйственной  частью. Субботу как преддверие дня  отдыха лучше посвятить занятиям по интересам в творческих группах, кружках и факультативах, смотрам  талантов, КВН, турнирам, соревнованиям  по физкультуре и спорту. В этот день будут заняты преподаватели  физкультуры и спорта, руководители художественной самодеятельности и  других объединений учащихся. В воскресенье, если таковой день используется для  организации свободного времени  учащихся, - планируется экскурсионная  и туристическая работа и в  дело включаются заинтересованные лица из числа преподавателей, родителей  и внешкольных учреждений.

Структуре плановых мероприятий  предпосылается краткая характеристика уровня воспитанности ученического коллектив и очередные задачи. По форме линейно-хронологический  план выглядит следующим образом:

Работа с родителями и  общественностью.

 

По каждому из названных  разделов подбираются разнообразные  формы и методы работы.

Основу планирования воспитательной деятельности составляет моделирование, ведь план воспитательной работы -- это  не что иное, как модель одного из фрагментов будущего состояния воспитательного  процесса. Чтобы успешно осуществить  планирование, необходимо соблюдать  принципы педагогического моделирования. К числу основополагающих идей и  правил формирования модельных представлений  о воспитательном процессе относятся  принципы системности, конкретности, оптимальности, диалога, индивидуальности, научности, непрерывности.

Принцип непрерывности обращает внимание разработчиков плана на одну из важнейших характерных черт планирования - его непрерывность. Утверждение  плана работы классного руководителя может свидетельствовать лишь об относительной завершенности процесса планирования. Даже опытный классный наставник после составления  плана вносит в него коррективы, так как воспитательная система  класса -- это «живой» организм, в  котором изменяются интересы, потребности, ценностные установки детей и  взрослых, корректируются межличностные  эмоционально-психологические и  деловые отношения, появляются новые  контакты с окружающей социальной и  природной средой. Все это обусловливает  внесение изменений в план воспитательной деятельности классного руководителя Северина А.Г. Планирование воспитательной работы классного руководителя // Классный руководитель 2000. № 5. - С. 46.

Рассмотрим подробнее  календарный план. Опираясь в совместной деятельности с коллегами, учащимися  и родителями на перечисленные принципы, классный руководитель составляет календарный  или перспективный план работы. Календарный  план воспитательной работы охватывает недельный или месячный промежуток времени и содержит такую информацию, как наименование планируемых дел, дата и время их проведения, фамилии  организаторов проводимых мероприятий. Такой план (чаше всего план-сетка) называют рабочим планом классного  руководителя.

Перспективный план представляет собой своеобразную технологическую  цепочку последовательно выполняемых  действий классного руководителя и  других участников планирования. Основными  звеньями этой цепочки являются следующие:

1)определение классным  руководителем порядка и сроков  действий по планированию воспитательной  работы и жизнедеятельности в  классе;

2)педагогический анализ  состояния и результатов воспитательного  процесса;

3) моделирование классным  руководителем образа класса, его  жизнедеятельности и воспитательного  процесса в нем;

Информация о работе Воспитательная работа в школе