Воспитательная работа в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - теоретическое обоснование и апробация педагогических условий планирования воспитательной работы в школе.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Исследовать категории понятий и форм планирования воспитательной работы в школе.
2.Рассмотреть основные аспекты технологии коллективного планирования.
3. Осветить состояние практики планирования воспитательной работы в школе.
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы по технологии планирования воспитательной работы в школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
1.1 Исследование категорий и форм планирования воспитательной работы в школе
1.2 Основные аспекты технологии коллективного планирования
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
2.1 Анализ состояния практики планирования воспитательной работы в школе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

referat.docx

— 35.46 Кб (Скачать)

4)коллективное планирование;

5)уточнение, корректирование  и конкретизация педагогического  замысла, оформление плана воспитательной  работы.

Правильно осуществляя действие за действием, шаг за шагом, любой  педагог сможет разработать оптимальный  и научно обоснованный план воспитательной работы. Чтобы классный руководитель лучше представлял механизм составления  перспективного плана, целесообразно  подробно описать совместные действия детей и взрослых по планированию жизнедеятельности классного сообщества и воспитательной работы в нем.

Первый шаг классного  руководителя - это определение (им) порядка и сроков действий по разработке плана.

Чтобы деятельность классного  руководителя и других участников планирования была более целенаправленной, упорядоченной  и эффективной, необходимо спланировать, совместную деятельность по разработке перспективного плана воспитательной работы. Разумеется, что при определении  порядка действий классный руководитель использует свои знания об алгоритме  планирования. Но кроме них учитель  должен обладать информацией о том, как будет проходить планирование воспитательной работы в общешкольном масштабе. Процессы планирования в  образовательном учреждении и его  структурных подразделениях должны протекать сопряженно. В этой связи  можно воспользоваться разработанной  профессором Л.В. Байбородовой циклограммой планирования воспитательной работы на новый учебный годБайбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс  в современной школе: Ярославль, 2003. - С. 68.

Второй шаг в деятельности по планированию воспитательного процесса в классе - это проведение анализа  воспитательной работы за прошедший  учебный год. Педагогический анализ часто воспринимается как трудоемкая и отнюдь не самая необходимая  часть профессиональной деятельности классного руководителя, которая  к тому же требует значительных интеллектуальных и физических затрат. Анализ воспитательного  процесса может и должен стать  основой для планирования классным руководителем воспитательной работы на последующий период. Это возможно при следующих условиях:

- во-первых, анализ проведен  неформально;

- во-вторых, педагогический  анализ представляет собой не  эклектическое (разнородное и  не всегда взаимосвязанное) соединение  различных фактов и оценочных  суждений, а имеет четкую структуру  и осуществляется согласно определенным  научно-методическим принципам;

- в-третьих, аналитическая  деятельность строится в соответствии  с разработанным критериально-аналитическим  аппаратом;

- в-четвертых, анализ является  достаточно информативным и содержательным;

- в-пятых, классный руководитель  учитывает спектр мнений большинства  субъектов педагогического процесса: педагогов, школьников, их родителей,  администрации школы, представителей  педагогической общественности, с  которыми непосредственно взаимодействует  коллектив класса Северина А.Г.  Планирование воспитательной работы  классного руководителя // Классный  руководитель 2000. № 5. - С. 15.

В зависимости от организационной  культуры школы и типа воспитательной деятельности, личностных особенностей педагога и исповедуемых им принципов  педагогического анализа применяются  следующие виды анализа учебно-воспитательного  процесса в классе:

- анализ реализации целей  и решения задач;

- анализ основных событий  и педагогических ситуаций;

- критериально-ориентированный  анализ.

Анализ реализации целей  и решения задач. Классный руководитель оценивает степень достижения целевых  установок, определённых в плане  воспитательной работы на предыдущий период. Для этого используются критерии реализации целей, а также показатели, по которым можно судить о решении  воспитательных задач.

Успешному проведению анализа  основных событий способствует коллективный анализ жизнедеятельности, который  предполагает активное участие в  аналитической работе всех субъектов  воспитательного процесса: педагогов, учащихся, родителей, друзей класса. Среди  форм коллективного анализа, которые  могут быть источниками важной информации, можно выделить устный опрос, анкетирование, заполнение открытого листа мнений, выпуск различных информационных листков, радио-, фото-, стенгазет, изготовление рисованного фильма «Дела уходящего  года», разнообразные формы коллективного  творческого анализа (устный журнал, «живая газета», «телепрограмма», творческий рапорт и т.п.), смотр достижений, самоаттестация коллектива, классное собрание, посвященное подведению итогов года Планирование воспитательной работы в школе. Методическое пособие / Под  ред. Степанова Е. Н. М., 2002. - С. 16.

Критериально-ориентированный  анализ направлен на выявление изменений  основных показателей результативности учебно-воспитательной работы в соответствии с разработанными критериями эффективности  воспитательной деятельности. При анализе  следует различать критерии результатов  и критерии процесса. Критерии результатов  позволяют оценить уровень развития тех или иных качеств личности учащихся, их воспитанности, обученности. В качестве таких критериев могут  быть выбраны, например, следующие:

- гуманность воспитательных  отношений;

- вовлеченность учащихся  в жизнедеятельность классного  коллектива;

- сформированность деловых  и межличностных взаимоотношений;

- развитость самоуправленческих  начал в классе;

- наличие социальных связей  классного сообщества;

- эффективность психолого-педагогического  и медико-социального сопровождения  процесса развития учащихся Планирование  воспитательной работы в школе.  Методическое пособие / Под ред.  Степанова Е. Н. М., 2002. - С. 17.

Третий штаг классного  руководителя в деятельности по составлению  плана воспитательной работы -- это  моделирование педагогом образа класса и процесса воспитания в нём.

Под образом класса понимается совокупность представлений учителя  о будущем состоянии классного  сообщества. Он состоит из нескольких частей. Основными составляющими  образа класса являются:

а) образ учащегося класса;

б) образ жизнедеятельности  классного сообщества, построения в  нем деятельности, общения и отношений;

в) представление о внешних  связях и отношениях класса, о его  месте и роли в школьной общности.

Образ учащегося класса складывается из представлений педагога о наиболее важных качествах, которые должны воспитать  у себя члены классного сообщества. Создавая образ учащегося, классный руководитель пытается найти ответ  на достаточно трудный вопрос: какими качествами должен обладать ребенок, чтобы  успешно справляться с возложенными на него социальными функциями гражданина, сына или дочери, брата или сестры, ученика или ученицы, члена общественного  объединения и др.; чтобы уверенно чувствовать себя в классном и  школьном коллективах, окружающем социуме; чтобы реализовать свои силы и  способности, стать подлинно счастливым человеком. Эти представления помогут  педагогу правильно определить цель и задачи воспитательной работы, критерии и показатели ее эффективности.

Образ жизнедеятельности  классного сообщества, построения в  нем деятельности, общения и отношений. Практически каждый учитель стремится  к созданию в классе интеллектуально  и духовно богатой, деятельностно  и эстетически насыщенной, нравственно  чистой и эмоционально благоприятной  атмосферы в классном сообществе. Однако не всем удается построить  такие отношения в классе, причиной чему является отсутствие у педагога целостных и детальных представлений  о характере, направлениях и способах совместной жизнедеятельности членов классного коллектива.

Сначала классному руководителю надо определить, какой вид или  направление совместной деятельности (туристско-краеведческая работа, клубная  деятельность, воспитание учащихся на традициях русской национальной культуры и т.п.) может стать приоритетным (доминирующим) в жизнедеятельности  класса. Изучение воспитательной практики успешно работающих классных руководителей  показывает, что они, с одной стороны, пытаются использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные  виды и формы деятельности, а с  другой -- в широком спектре деятельности выделяют какой-то один в качестве системообразующего и с его помощью строят воспитательную систему класса, формируют неповторимую индивидуальность («лицо») классного  коллектива.

Профессор А.В. Гаврилин предлагает избирать в качестве приоритетного  и системообразующего тот вид  деятельности, который соответствует  следующим требованиям:

- этот вид деятельности  не формально, а реально отвечает  целям воспитательного процесса;

- он выражает доминирующую  коллективную потребность и является  престижным для большинства учащихся;

- педагоги высокопрофессионально  владеют методикой его использования  в воспитании школьников;

- формируются связи с  другими видами совместной деятельности  детей и взрослых;

- существуют финансовые, материально-технические и другие  предпосылки для его развития  Школа как воспитательная система  / Под ред. А. В. Гаврилина.  М., 2002. - С. 12-13.

Успешность жизнедеятельности  класса во многом зависит от характера  формирующихся отношений между  членами классного сообщества. Классному  руководителю важно отчетливо представлять реальное состояние межличностных  и деловых отношений в классе, возможности и средства их улучшения. В поле зрения педагога должны находиться все члены классного сообщества, но особенно те учащиеся, которые занимают неблагополучное положение в  детском коллективе. Желательно, чтобы  в формируемых представлениях о  будущем класса учитель смог определить нишу для самореализации и самоутверждения  личности каждого ребенка, сумел  наметить пути и способы создания более комфортного и защищенного  положения для каждого своего воспитанника.

1.2 Основные аспекты технологии  коллективного планирования

В коллективном планировании жизнедеятельности класса участвует  не только классный руководитель, но и  весь коллектив учащихся класса, а  также родители и друзья классного  сообщества. Профессор Е.В. Титова считает  коллективное планирование самой трудной  с методической точки зрения стадией  в организации коллективной творческой деятельности Титова Е.В. Если знать, как  действовать. М., 2003. - С. 96. В то же время  именно она оказывается решающей и во многом определяющей успех последующих  совместных действий.

Опытные педагоги-практики и методисты утверждают: если без  предварительной работы попросить  учащихся внести свои пожелания в  план работы класса на предстоящий  учебный год, то вряд ли можно достичь  желаемого результата. В этом случае поступят недостаточно обоснованные и  примитивные предложения чаще того, что уже проходило в классе. Крайне редко предлагаются оригинальные и интересные идеи. Очевидна необходимость  использования специальной технологии включения учащихся, родителей и  других представителей классного сообщества в совместную деятельность по составлению  плана.

Такая технология была детально разработана в теории и практике коммунарского движения. Она вошла  в теоретическую и практическую педагогику под названием «коллективное  планирование». Основоположник коммунарской педагогики И.П. Иванов считал, что коллективное планирование -- это творческое организаторское  дело, когда каждый член коллектива участвует в раскрытии перспектив, в поиске и выборе общих дел  на новый период, разработке конкретного  плана таких дел Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., 1990. - С. 10.

Как важнейшее звено (этап) коллективной организаторской деятельности коллективное планирование включает в  себя: общий сбор-старт; конкурс на лучшее предложение в план, на лучший проект дела; анкеты предложений; разведку дел и друзей -- предварительную  и массовую (по таким маршрутам, как  «класс», «библиотека», «малыши», «микрорайон», «родная природа», «далекие друзья»  и др.); изготовление газет-«молний» с предложениями к плану (для  обсуждения). В последующие годы созданная технология коллективного  планирования пополнилась новыми формами, методами и приемами. К ним можно  отнести аукцион идей и предложений, открытый лист (стенд, «забор») предложений, копилку (фонд, «банк», «почтовый ящик») идей и предложений, журнал-эстафету, дискуссию, защиту проектов плана и  др. Необходимо заметить, что технология коллективного планирования стала  использоваться как при подготовке отдельного дела, так и при выборе совокупности дел и мероприятий  на какой-то определенный промежуток времени.

Любая технология складывается из последовательно выполняемых  действий. На данном этапе планирования воспитательной работы в классе могут  быть осуществлены следующие действия:

 

- предварительное планирование  жизнедеятельности классного сообщества  на новый период с ученическим  и родительским активом;

- организация педагогического  сопровождения коллективного планирования;

- осуществление классным  сообществом перспективного планирования  жизнедеятельности в классе;

- проектирование совместно  с родителями и друзьями класса  действий по педагогическому  обеспечению реализации плана  жизнедеятельности класса.

Во время предварительного планирования жизнедеятельности классного  сообщества важно расширить круг разработчиков плана, увлечь активистов из числа учащихся и родителей  перспективами предстоящих в  новом году дел и заручиться их поддержкой. Возможен такой вариант  обсуждения с группой активистов предложений в план работы и порядка  действий по вовлечению всех учащихся и их родителей в процесс планирования:

Информация о работе Воспитательная работа в школе