Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:24, курсовая работа
Цель исследования - теоретическое обоснование и апробация педагогических условий планирования воспитательной работы в школе.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Исследовать категории понятий и форм планирования воспитательной работы в школе.
2.Рассмотреть основные аспекты технологии коллективного планирования.
3. Осветить состояние практики планирования воспитательной работы в школе.
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы по технологии планирования воспитательной работы в школе.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
1.1 Исследование категорий и форм планирования воспитательной работы в школе
1.2 Основные аспекты технологии коллективного планирования
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
2.1 Анализ состояния практики планирования воспитательной работы в школе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
а) осмысление и выделение наиболее актуальных проблем жизнедеятельности класса;
б) выдвижение целей и задач на планируемый период;
в) продумывание общих идей (замысла) будущей жизнедеятельности;
г) определение основных дел предстоящего учебного года;
д) поиск ответа на вопросы о сроках и порядке действий участников коллективного планирования;
е) назначение ответственных
за проведение мероприятий по коллективному
планированию. Организация педагогического
сопровождения коллективного
а) договориться заранее с консультантами класса о времени, месте и содержании консультаций;
б) организовать своевременное информирование и взаимодействие организаторов и участников планирования;
в) помочь ведущим в подготовке к сбору-старту и проведению защиты идей и предложений в план работы;
г) провести инструктаж руководителей
микрогрупп о ходе, сроках и предполагаемых
результатах коллективного
д) помощь ответственным за отдельные направления в работе по планированию..
Деятельность классного
сообщества по разработке перспективного
плана целесообразно разделить
на несколько периодов:1 период - сбор-старт
коллективного планирования; 2 период
- консультации со знающими людьми;3 период
- разведка дел и друзей;4 период -
защита идей и предложений в годовой
план; 5 период - составление плана
жизнедеятельности класса;6 период
- осмысление итогов коллективного
планированию, проектирование действий
по педагогическому обеспечению
реализации плана жизнедеятельности
класса предполагает: а)определение
во взрослом активе класса кураторов
основных направлений совместной деятельности;
б) назначение из числа взрослых ответственных
за оказание помощи учащимся в подготовке
и проведении отдельных дел и
мероприятий; в) моделирование информационно-
Заключительным шагом
в совместной деятельности по планированию
является уточнение, корректирование
педагогического замысла и
Сбор-старт -- это собрание всех учащихся класса, где дается старт разведки дел и друзей. Ведут сбор организаторы кампании по планированию жизнедеятельности класса па предстоящий период. Участники сбора выслушивают информацию ведущих, договариваются о цели коллективного планирования, распределяют между собой участки работы по подготовке плана, самоопределяются в формах своего участия (объединяются в группы или выбирают себе самостоятельный фронт работы), договариваются о способах взаимодействия. На сборе-старте распределяются индивидуальные и групповые поручения, определяются сроки и формы их выполнения.
Консультации для участников планирования могут провести директор, завучи и другие работники школы (учителя, психологи, библиотекари, медицинские, технические и другие работники), родители, старшеклассники, представители ученического самоуправления и т.д. Классному руководителю предстоит заранее договориться с консультантами, попросить их дать рекомендации школьникам по тем или иным проблемам (как правило, по тому или иному направлению жизнедеятельности класса) и рассказать о своем видении создаваемого плана, решить с ними вопросы о сроках и месте консультаций, познакомить консультантов с, особенностями классного коллектива и его членов.
Разведка дел и друзей -- это своеобразная игра. Ее организаторами выступают активисты класса и классный руководитель.
На сборе-старте организаторы в игровой или театрализованной форме разъясняют цель и смысл разведки, предлагают свой вариант ее проведения. Участники разведки объединяются в микрогруппы по 5--7 человек. Затем коллективно определяются направления разведки, задания группам разведчиков и сроки их выполнения.
На собрании своей группы
разведчики уточняют маршрут разведки
и задание, полученное па сборе-старте.
Они распределяют между собой
поручения и продумывают
В качестве объекта разведки могут быть избраны:
- классная комната, библиотека, медицинский кабинет;
- столовая, спортзал и другие помещения школы;
- пришкольный участок и школьный двор;
- дом детского творчества
или другое учреждение
- музей, исторические и памятные места;
- улицы, дворы, дома и другие объекты.
Выполняя задание, разведчики могут пойти на встречу:
- к своей первой учительнице;
- в гости к кому-то из одноклассников;
- к пожилым и заслуженным людям;
- к людям с интересными профессиями и увлечениями;
- к младшим школьникам;
- в детский сад;
- к тем, кому требуется помощь школьников.
После совершения разведывательных рейдов и встреч разведчики подводят итоги выполнения группового и индивидуальных поручений. Разведчики пытаются ответить на следующие вопросы:
1. Какую новую информацию
сумели получить в ходе
2. Кому смогли помочь?
3. Кто и как отличился в разведке?
4. Какой объект разведки может стать местом будущей деятельности одноклассников?
5. Кто из встреченных
в разведке людей мог бы
стать другом классного
6. О чем следует рассказать всему классу?
7. Какие предложения и
идеи можно внести в план
работы класса? Как лучше защитить
свои идеи и предложения?
Защита идей и предложений в план - это кульминационный и самый эмоциональный момент коллективного планирования. В классическом коммунарском варианте его принято называть сбором коллективного планирования.
Выберите группу экспертов из числа наиболее авторитетных одноклассников и специально приглашенных гостей. Экспертам предстоит задавать вопросы конкурсантам, высказывать оценочные суждения по сути предложений и в конце сбора назвать лучшие идеи. Можно поручить отдельной группе ребят (пресс-группе) записать все идеи и предложения, обобщить их и подготовить итоговый проект плана.
После краткого вступительного слова и определения регламента защиты ведущие предоставляют по очереди слово всем конкурсантам -- разработчикам идей и предложений. Индивидуальные или коллективные разработчики представляют свои идеи и отвечают на вопросы, которые может задать любой участник сбора. Класс обсуждает предложения и выбирает из них те, которые следует включить в план. Ведущие при этом направляют ход разговора и следят за соблюдением установленного регламента.
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
2.1 Анализ состояния практики
планирования воспитательной
При планировании воспитательной
деятельности классный руководитель наряду
с определением целей, форм и способов
воспитания учащихся пытается найти
оптимальный вариант
Практика планирования воспитательной работы показывает, что современный классный руководитель придерживается плана примерно следующей структуры:
- тип воспитательной работы за прошедший год,
- цели и задачи воспитательной деятельности,
- основные направления и дела классного сообщества,
- индивидуальная работа с учащимися,
- работа с родителями.
- изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.
Заключение
Таким образом, планирование
позволяет не только значительно
уменьшить долю неопределенности в
развитии педагогической ситуации, но
и обеспечить преемственность сегодняшних
и завтрашних действий, а также
упорядочить протекание процессов
обучения и воспитания школьников.
Технология планирования должна учитывать,
что класс - это «живой» организм,
в котором изменяются интересы, потребности,
ценностные установки детей и
взрослых, корректируются межличностные
эмоционально-психологические