Воспитательная работа в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - теоретическое обоснование и апробация педагогических условий планирования воспитательной работы в школе.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Исследовать категории понятий и форм планирования воспитательной работы в школе.
2.Рассмотреть основные аспекты технологии коллективного планирования.
3. Осветить состояние практики планирования воспитательной работы в школе.
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы по технологии планирования воспитательной работы в школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
1.1 Исследование категорий и форм планирования воспитательной работы в школе
1.2 Основные аспекты технологии коллективного планирования
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
2.1 Анализ состояния практики планирования воспитательной работы в школе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

referat.docx

— 35.46 Кб (Скачать)

а) осмысление и выделение  наиболее актуальных проблем жизнедеятельности  класса;

б) выдвижение целей и  задач на планируемый период;

в) продумывание общих идей (замысла) будущей жизнедеятельности;

г) определение основных дел предстоящего учебного года;

д) поиск ответа на вопросы  о сроках и порядке действий участников коллективного планирования;

е) назначение ответственных  за проведение мероприятий по коллективному  планированию. Организация педагогического  сопровождения коллективного планирования предполагает создание условий для  его успешного осуществления. Для  этого необходимо сделать следующее:

а) договориться заранее  с консультантами класса о времени, месте и содержании консультаций;

б) организовать своевременное  информирование и взаимодействие организаторов  и участников планирования;

в) помочь ведущим в подготовке к сбору-старту и проведению защиты идей и предложений в план работы;

г) провести инструктаж руководителей  микрогрупп о ходе, сроках и предполагаемых результатах коллективного планирования, приемах и способах организации  работы микрогрупп (как действовать, чтобы добиться наилучшего результата);

д) помощь ответственным  за отдельные направления в работе по планированию..

Деятельность классного  сообщества по разработке перспективного плана целесообразно разделить  на несколько периодов:1 период - сбор-старт  коллективного планирования; 2 период - консультации со знающими людьми;3 период - разведка дел и друзей;4 период - защита идей и предложений в годовой  план; 5 период - составление плана  жизнедеятельности класса;6 период - осмысление итогов коллективного  планированию, проектирование действий по педагогическому обеспечению  реализации плана жизнедеятельности  класса предполагает: а)определение  во взрослом активе класса кураторов  основных направлений совместной деятельности; б) назначение из числа взрослых ответственных  за оказание помощи учащимся в подготовке и проведении отдельных дел и  мероприятий; в) моделирование информационно-методической поддержки организации воспитательного  процесса и жизнедеятельности в  классе; г)планирование финансового  и материально-технического обеспечения  деятельности классного сообщества; д)проектирование действий по оказанию помощи ученическому коллективу в расширении и укреплении внутренних и внешних  социальных связей и отношений. Правильное и последовательное использование  перечисленных форм методов и  приемов коллективного планирования - это залог успешного осуществления  всей деятельности по составлению плана  воспитательной работы.

Заключительным шагом  в совместной деятельности по планированию является уточнение, корректирование  педагогического замысла и оформление плана воспитательной работы. Классный руководитель после использования  приемов и методов коллективного  планирования как правило уточняет и корректирует свой первоначальный замысел о построении в новом  учебном году жизнедеятельности  и воспитательного процесса в  классном сообществе.

Сбор-старт -- это собрание всех учащихся класса, где дается старт  разведки дел и друзей. Ведут сбор организаторы кампании по планированию жизнедеятельности класса па предстоящий  период. Участники сбора выслушивают  информацию ведущих, договариваются о  цели коллективного планирования, распределяют между собой участки работы по подготовке плана, самоопределяются в  формах своего участия (объединяются в  группы или выбирают себе самостоятельный  фронт работы), договариваются о  способах взаимодействия. На сборе-старте распределяются индивидуальные и групповые  поручения, определяются сроки и  формы их выполнения.

Консультации для участников планирования могут провести директор, завучи и другие работники школы (учителя, психологи, библиотекари, медицинские, технические и другие работники), родители, старшеклассники, представители  ученического самоуправления и т.д. Классному руководителю предстоит  заранее договориться с консультантами, попросить их дать рекомендации школьникам по тем или иным проблемам (как  правило, по тому или иному направлению  жизнедеятельности класса) и рассказать о своем видении создаваемого плана, решить с ними вопросы о  сроках и месте консультаций, познакомить  консультантов с, особенностями  классного коллектива и его членов.

Разведка дел и друзей -- это своеобразная игра. Ее организаторами выступают активисты класса и  классный руководитель.

На сборе-старте организаторы в игровой или театрализованной форме разъясняют цель и смысл  разведки, предлагают свой вариант  ее проведения. Участники разведки объединяются в микрогруппы по 5--7 человек. Затем коллективно определяются направления разведки, задания группам  разведчиков и сроки их выполнения.

На собрании своей группы разведчики уточняют маршрут разведки и задание, полученное па сборе-старте. Они распределяют между собой  поручения и продумывают тактику  осуществления коллективных действий. Группа решает, с кем необходимо встретиться, как организовать эту  встречу, какие вопросы следует  задать, в чем можно помочь людям  на разведывательных объектах, какой  сюрприз целесообразно подготовить, что необходимо взять с собой  в разведку.

В качестве объекта разведки могут быть избраны:

- классная комната, библиотека, медицинский кабинет;

- столовая, спортзал и  другие помещения школы;

- пришкольный участок  и школьный двор;

 

- дом детского творчества  или другое учреждение дополнительного  образования, учреждения культуры, социальной работы, жилищно-коммунального  хозяйства;

- музей, исторические  и памятные места;

- улицы, дворы, дома  и другие объекты.

Выполняя задание, разведчики могут пойти на встречу:

- к своей первой учительнице;

- в гости к кому-то  из одноклассников;

- к пожилым и заслуженным  людям;

- к людям с интересными  профессиями и увлечениями;

- к младшим школьникам;

- в детский сад;

- к тем, кому требуется  помощь школьников.

 

После совершения разведывательных рейдов и встреч разведчики подводят итоги выполнения группового и индивидуальных поручений. Разведчики пытаются ответить на следующие вопросы:

1. Какую новую информацию  сумели получить в ходе разведки?

2. Кому смогли помочь?

3. Кто и как отличился  в разведке?

4. Какой объект разведки  может стать местом будущей  деятельности одноклассников?

5. Кто из встреченных  в разведке людей мог бы  стать другом классного коллектива?

6. О чем следует рассказать  всему классу?

7. Какие предложения и  идеи можно внести в план  работы класса? Как лучше защитить  свои идеи и предложения? Завершающим  моментом деятельности разведывательных  групп можно считать их выступления  на общем собрании учащихся  класса, на котором выносятся,  защищаются, анализируются и оцениваются  предложения учеников в годовой  план работы классного коллектива.

Защита идей и предложений  в план - это кульминационный и  самый эмоциональный момент коллективного  планирования. В классическом коммунарском варианте его принято называть сбором коллективного планирования.

Выберите группу экспертов  из числа наиболее авторитетных одноклассников и специально приглашенных гостей. Экспертам предстоит задавать вопросы  конкурсантам, высказывать оценочные  суждения по сути предложений и в  конце сбора назвать лучшие идеи. Можно поручить отдельной группе ребят (пресс-группе) записать все идеи и предложения, обобщить их и подготовить  итоговый проект плана.

После краткого вступительного слова и определения регламента защиты ведущие предоставляют по очереди слово всем конкурсантам -- разработчикам идей и предложений. Индивидуальные или коллективные разработчики представляют свои идеи и отвечают на вопросы, которые может задать любой участник сбора. Класс обсуждает  предложения и выбирает из них  те, которые следует включить в  план. Ведущие при этом направляют ход разговора и следят за соблюдением  установленного регламента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

2.1 Анализ состояния практики  планирования воспитательной работы  в школе

При планировании воспитательной деятельности классный руководитель наряду с определением целей, форм и способов воспитания учащихся пытается найти  оптимальный вариант содержания, формы и структуры создаваемого документа - плана работы на учебный  год или полугодие. Выбор того или иного варианта плана во многом зависит от теоретических представлений  учителя о сущности, закономерностях  и роли воспитания в развитии личности ребенка, от сложившихся в педагогическом коллективе школы традиций планирования и организации воспитательной деятельности, от личного педагогического опыта  классного наставника. Каждый год  учитель планирует воспитательную работу, и каждый год он размышляет о правильности выбора содержания, формы и структуры своего плана.

Практика планирования воспитательной работы показывает, что современный  классный руководитель придерживается плана примерно следующей структуры:

- тип воспитательной работы  за прошедший год,

- цели и задачи воспитательной  деятельности,

- основные направления  и дела классного сообщества,

- индивидуальная работа  с учащимися,

- работа с родителями.

- изучение состояния и  эффективности воспитательного  процесса в классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, планирование позволяет не только значительно  уменьшить долю неопределенности в  развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних  и завтрашних действий, а также  упорядочить протекание процессов  обучения и воспитания школьников. Технология планирования должна учитывать, что класс - это «живой» организм, в котором изменяются интересы, потребности, ценностные установки детей и  взрослых, корректируются межличностные  эмоционально-психологические и  деловые отношения, появляются новые  контакты с окружающей социальной и  природной средой. Поэтому основным условием составления плана является его ориентация на возрастные и психические  особенности учащихся того или иного  класса, а также на желания и  возможности детей.

 

 

 


Информация о работе Воспитательная работа в школе