Система работы над глаголами в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить систему работы над глаголами в начальной школе
Объект исследования: процесс обучения младших школьников русскому языку.
Предмет исследования: система работы над глаголами в начальной школе
Гипотеза исследования: если целью исследования является изучить систему работы над глаголами в начальной школе, то это приведет к повышению качества системы работы над глаголами в начальной школе, так как глаголы по числу употребления занимают второе место после существительных, и их парадигма может достигать 200 форм. Поэтому изучение глагола является одной из трудных тем в начальной школе
Задачи исследования:
Подобрать литературу по теме исследования;
Рассмотреть глагол как часть речи в лингвистической литературе;
Выявить психолого-педагогические особенности обучения младших школьников грамматике;
Определить методический аспект изучения глагола в начальных классах;
Подобрать игры с глаголом на уроках русского языка в начальной школе.

Оглавление

Введение
1 Теоретические основы системы работы над глаголами в начальной школе
1.1 Глагол как часть речи в лингвистической литературе
1.2 Психолого-педагогические особенности обучения младших школьников грамматике
2 Методические основы системы работы над глаголами в начальной школе
2.1 Методический аспект изучения глагола в начальных классах
2.2 Игры с глаголом на уроках русского языка в начальной школе

Заключение
Список использованный литературы

Файлы: 1 файл

.Система работы над глаголами в начальной школе.docx

— 77.16 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение

1 Теоретические  основы системы работы над глаголами в начальной школе

1.1 Глагол как часть речи в лингвистической литературе

1.2   Психолого-педагогические особенности обучения младших школьников грамматике

2 Методические  основы системы работы над глаголами в начальной школе

2.1 Методический аспект изучения глагола в начальных классах

2.2 Игры с глаголом на уроках русского языка в начальной школе

 

Заключение

Список использованный литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Существенные изменения  в социально-экономическом устройстве Казахстана затрагивают и школу, которая также должна измениться, чтобы удовлетворять требованиям государства и общества, то есть в процессе реформирования должна быть создана школа будущего – школа, которая будет функционировать в этом новом тысячелетии. 

В свете современных  требований к школе, когда перед  учителем стоит задача научить каждого  ребёнка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о сформированности навыков грамотного письма школьника. 

Школа должна вооружить  детей знаниями по русскому языку, научить  применять их в речевой практике.

Учитывая требования общества, на данный момент одной из важных проблем современной школы  является работа над грамматикой русского языка.  
           Грамматика – самый обширный раздел курса русского языка. И самый значительный: именно грамматика представляет язык в действии, в закономерностях его развития.

Понятие «грамматика» объединяет в себе морфологию, изучающую  способы выражения грамматических значений через формы слова, и  синтаксис – учение о строе  речи, о связи слов в словосочетании и предложении. В курсе морфологии в начальных классах изучаются  части речи и их формоизменение. Три крупнейших темы: имя существительное, имя прилагательное, глагол – концентрически представлены в каждом из классов  начальной школы. Глаголы по числу  употребления занимают второе место  после существительных, и их парадигма  может достигать 200 форм. Поэтому  изучение глагола является одной  из трудных тем в начальной  школе. Проблемой обучения глаголу  в начальных классах занимались Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, А.В. Полякова, Т.Г. Рамзаева, Н.С. Рождественский, О.В. Сосновская и другие.  
Последовательность работы над глаголами, связь между разделами, объем программного материала, приемы и средства его изучения в каждом классе определяются задачами изучения данной части речи, ее лингвистическими особенностями и познавательными возможностями младших школьников.  
Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в начальных классах учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для данной части речи. При отборе материала учитывается степень его необходимости для осознанного решения речевых и орфографических задач. В процессе изучения темы «Глагол» младшие школьники могут допускать ошибки при образовании временных форм глагола, при определении спряжения и т.д. Таким образом, В обучении глаголу в начальных классах наблюдается ряд трудностей. Все это делает тему курсовой работы  - «Система работы над глаголами в начальной школе»- актуальной.

Цель  исследования: изучить систему  работы над глаголами в начальной школе

Объект  исследования: процесс обучения младших школьников русскому языку.  
Предмет исследования: система работы над глаголами в начальной школе

Гипотеза исследования: если целью исследования является изучить систему  работы над глаголами в начальной школе, то это приведет к повышению качества  системы работы над глаголами в начальной школе, так как глаголы по числу употребления занимают второе место после существительных, и их парадигма может достигать 200 форм. Поэтому изучение глагола является одной из трудных тем в начальной школе

Задачи исследования:

  1. Подобрать литературу по теме исследования;
  2. Рассмотреть глагол как часть речи в лингвистической литературе;
  3. Выявить психолого-педагогические особенности обучения младших школьников грамматике;
  4. Определить  методический аспект изучения глагола в начальных классах;
  5. Подобрать игры с глаголом на уроках русского языка в начальной школе.

Методы  исследования:

  1. анализ психолого-педагогической, методической, лингвистической литературы;
  2. методы сравнения;
  3. методы обобщения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы системы работы над глаголами в начальной школе

1.1Глагол как часть речи в лингвистической литературе

          В морфологии все слова делятся на разряды, которые выступают под общим названием частей речи.

Часть речи – это структурно-семантические, или лексико-грамматические, разряды слов, разграничиваемые по выражаемым ими значениям, по свойственным им  морфологическим признакам и грамматическим категориям, по типам формообразования и словообразования, по их синтаксическим функциям в составе предложений.

При отнесении того или  иного слова к определённой части  речи учитывается вся совокупность характерных для него как для  единицы языка черт. Так для  отнесения слов к категории глагола  недостаточно, чтобы они только обозначали действие или состояние: необходимо, чтобы они выражали это действие или состояние в формах лица и  числа, вида и времени и т.д.

В многочисленных трудах по морфологии русского языка наблюдаются  различия в описании глагола как  части речи различными лингвистами.

Глагол – одна из самых  больших частей речи в современном  русском языке (примерно пятая часть  всех слов - глаголы). Никакая другая часть речи не имеет столь богатой  и сложной системы грамматических форм.

Глагол – это знаменательная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие действие или состояние предмета как процесс. Морфологически это значение выражается в категориях лица, времени, наклонения, вида и залога. Первые три категории являются предикативными, две другие относятся к непредикативным категориям глагола [5].

Глагол – это высшая, наиболее отвлечённая, наиболее конструктивная и прогрессирующая категория языка [8].

В словаре лингвистических  терминов даётся следующее определение: глагол – это часть речи, выражающая действие или состояние как процесс и характеризующаяся такими грамматическими категориями, которые указывают на отношение высказываемого к моменту речи, действительности, участникам акта речи, а также синтаксическим употреблением в функции сказуемого и особой системой формообразовательных и словообразовательных моделей [4].

Глагол – это часть речи, обозначающая действие и выражающая его в формах вида, залога, наклонения, времени и лица. Когда говорят, что глагол обозначает действие, то имеют в виду не только механическое движение (ходит, бегает), но и состояние (спит, радуется), проявление признака (белеет), изменение признака (желтеет), отношение к чему-нибудь (уважает, любит) и т.п.

В отличие от других частей речи, глагол обозначает целую процессуальную ситуацию, элементами которой, кроме  действия, являются субъект, объект и  другие участники. Семантической спецификой глагола и объясняется то обстоятельство, что глагол обладает максимальным набором  синтаксических признаков, что он имеет  в предложении самое большое  число синтаксических связей. Глагол – организующий центр предложения [3].

Глагол как часть речи объединяет слова, которые имеют обобщенное значение процесса и выражают его определёнными морфологическими категориями. Общим для всех глаголов является то, что они представляют действие, состояние, проявление или изменение признака и другие возможные значения глагольных основ как процесс. Значение процесса глагол выражает категориями вида, залога, лица, наклонения, времени. Действие и состояние могут быть выражены и не глаголами (бег, скучно, болен), но только глагол способен выразить действие и состояние как процесс, протекающий во времени (бегу, буду скучать, болел). Глагол обозначает движение (ходить, плавать), состояние человека и природы (грустить, вечереть), трудовые процессы (сверлить, шлифовать), мыслительные процессы (думать, размышлять) и т.д. [2].

Глагол – одна из важнейших самостоятельных частей речи, выражающая общекатегориальное значение – процессуальный (то есть развивающийся во времени, динамический) признак предмета (Обе женщины ждали, на этот раз вполне веруя обобщению Разумихина: и действительно он успел притащить Зосимого(Достоевский) [7].

Глагол, как и имя существительное, является очень важной частью речи. Он рассказывает о действиях и состояниях, тогда как имя существительное только «называет» предметы и явления. Эта важная роль глагола подчёркивается и латинским названием verbum  , что значит СЛОВОМ, или РЕЧЬЮ, также подчеркивая её важное значение в языке.

   Глагол есть самостоятельная спрягаемая часть речи, обозначающая действие или состояние в их отношении к лицу или к предмету и ко времени; глагол обладает грамматическими категориями вида, залога, наклонения, времени, лица, числа, а в прошедшем времени и рода; в прошедшем времени глагол обычно является сказуемым, хотя в неспрягаемых формах употребляется и в качестве других членов предложения [8].

Н.С. Валгина дает такое определение:

Глагол – это разряд слов, которые обозначают действие или состояние предмета как процесс.

 Слово «процесс»  в данном употреблении имеет широкое значение, под этим словом понимается трудовая деятельность, движение, деятельность органов чувств, мышление, физическое и душевное состояние, изменение состояния (строить, ходить, мыслить, спать и т.д.)

М.Ф. Лукин называет глаголом часть речи, выражающую действие как процесс и характеризующуюся категориями времени, вида, наклонения, залога, лица, а также синтаксическим употреблением в функции сказуемого и особой системой формо- и словообразовательных моделей.

Некоторые глагольные формы  характеризуются также категориями  рода, числа, падежа или же неизменяемостью  своих форм[9].

Итак, мы видим, все авторы сходятся во мнении, что глагол - это  часть речи, обозначающая действие или состояние, обладающая категориями  вида, залога, наклонения, времени, лица, числа, а во множественном числе  рода. В предложении глагол, в основном, выступает в роли сказуемого.

Общим лексическим значением  глагола является действие. Значение действия понимается в широком смысле, то есть имеется в виду не только действие, совершаемое предметом, но и то, что делается с предметом  или в каком состоянии он находится. Процессы действия, выраженные глаголами, неоднородны по своему значению.

Глаголы по лексическому значению можно разбить на две группы.

Первая группа – глаголы, имеющие значение конкретного действия предмета, его работу, физическое состояние, становление и изменение признака (ходить, сидеть, спать, желтеть).

Вторая группа – глаголы, обозначающие отвлеченные действия. Такие глаголы имеют значение качественно-отвлечённого действия или  внутреннего состояния человека (страдать, ходить).

Однако трудно провести резкую грань между этими двумя группами глаголов – между конкретным действием  и физическим или внутренним состоянием, потому что лексическая особенность  глагола заключается именно в  том, что и состояние представляется как действие, протекающее во времени. Кроме того, лексические различия между этими группами не подтверждаются грамматическими различиями [10].

Глагол имеет свои, специфически присущие только ему морфологические  признаки, большая часть которых  связана с его семантикой:

  1. Категория времени – это словоизменительная грамматическая категория, которая выражает отношение действия (состояния) к моменту речи, принимаемому за точку отсчёта(читаю, читал, буду читать).

Настоящее время указывает  на то, что осуществление действия совпадает с моментом речи (говорю, идешь, несёт). Настоящее время имеют только глаголы несовершенного вида.

Прошедшее время указывает  на то, что осуществление действия предшествовало моменту речи (читал, сказал). Глаголы в прошедшем времени не изменяются по лицам, но изменяются по родам и числам.

Будущее время указывает  на то, что действие будет осуществляться после момента речи (скажу, буду читать), имеет две формы: простую (синтетическую) и сложную (аналитическую). Простая форма образуется от основы будущего времени глаголов совершенного вида путём присоединения к основе личных окончаний (принес-у, принес-ёшь). Сложная форма образуется от глаголов несовершенного вида. Она состоит из личных форм вспомогательного глагола быть и неопределённой формы основного глагола (буду работать, будешь работать).

  1. Категория вида характеризует процесс протекания действия в его отношении к внутреннему пределу, результату, длительности, повторяемости и т.д. (решать – решить, делать – сделать). Формы несовершенного вида называют действия, длящиеся, развивающиеся, ничем не ограниченные (девочка выздоравливает). Формы совершенного вида называют действия ограниченные (девочка выздоровела). В школе виды распознаются с помощью вопросов что делать? что сделать?Категория наклонения выражает отношение к действительности, устанавливаемое говорящим лицом. Действие может мыслиться как вполне реальный факт, имевший место в прошлом, происходящий в настоящем или такой, который осуществится в будущем. В этом случае глагол употребляется в изъявительном наклонении (я говорю, она рассказала, я буду работать, я услышу).

Информация о работе Система работы над глаголами в начальной школе