Система работы над глаголами в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить систему работы над глаголами в начальной школе
Объект исследования: процесс обучения младших школьников русскому языку.
Предмет исследования: система работы над глаголами в начальной школе
Гипотеза исследования: если целью исследования является изучить систему работы над глаголами в начальной школе, то это приведет к повышению качества системы работы над глаголами в начальной школе, так как глаголы по числу употребления занимают второе место после существительных, и их парадигма может достигать 200 форм. Поэтому изучение глагола является одной из трудных тем в начальной школе
Задачи исследования:
Подобрать литературу по теме исследования;
Рассмотреть глагол как часть речи в лингвистической литературе;
Выявить психолого-педагогические особенности обучения младших школьников грамматике;
Определить методический аспект изучения глагола в начальных классах;
Подобрать игры с глаголом на уроках русского языка в начальной школе.

Оглавление

Введение
1 Теоретические основы системы работы над глаголами в начальной школе
1.1 Глагол как часть речи в лингвистической литературе
1.2 Психолого-педагогические особенности обучения младших школьников грамматике
2 Методические основы системы работы над глаголами в начальной школе
2.1 Методический аспект изучения глагола в начальных классах
2.2 Игры с глаголом на уроках русского языка в начальной школе

Заключение
Список использованный литературы

Файлы: 1 файл

.Система работы над глаголами в начальной школе.docx

— 77.16 Кб (Скачать)

Так, при знакомстве с категорией числа глагола обращается внимание на её смысловую сторону и на формально-грамматическое средство выражения числа. Учащиеся на основе конкретных наблюдений подводятся к выводу: глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета, глагол во множественном числе обозначает действие двух или нескольких предметов  [5; c 65].

Современная педагогика выдвигает  также в качестве важнейшего принципа учебных занятий наглядность, в особенности на этапе сообщения новых знаний по тому или иному предмету: при этом условии учитель достигает более сознательного усвоения детьми сообщаемых им сведений. Разрабатывая этот вопрос с психологической точки зрения, современная психология выдвинула учение, о единстве слова и наглядности в процессе обучения детей. Применительно к грамматике это положение нужно понимать как требование тесной связи и одновременности объяснений учителя с теми конкретными примерами, которые он демонстрирует на уроке русского языка [5; c 89].

Так, учитывая затруднения учащихся при образовании временных форм глагола, целесообразно вместе с  ними составить таблицу изменения  глагола по временам, которая будет  служить и качестве справочника и предупредит ошибки.

Современная педагогика выдвинула  также принципы доступности, последовательности в обучении детей. Осуществляя эти принципы при обучении младших школьников грамматике русского языка, учитель ведет учащихся от незнания к знанию, от элементарных знаний к более глубоким и обширным знаниям. Здесь на помощь приходит возрастная психология, указывающая степень тех или иных знаний для учащихся разного возраста.

Так, подготовка к изучению глагола  заключается в развитии у учащихся внимания к лексическому значению слова, и в частности глагола. Более целенаправленная работа над глаголами начинается во втором классе в процессе знакомства со словами, обозначающими действия предметов и отвечающих на вопросы что делает? что делал? что сделает? что сделал?

В третьем классе школьники изучают  изменение глагола по временам, правописание «не» с глаголами.

В четвёртом классе даётся общее  понятие о неопределённой форме  глагола, изучается спряжение глаголов, возвратные глаголы [4; c 45].

Одним из важнейших принципов в  обучении детей современная педагогика считает принцип связи теории с практикой. Этот принцип широко применим на занятиях по русскому языку [6; c 32].

Новейшие достижения психологии по вопросу о связи теории с практикой, знаний с умениями и навыками, вооружают методику русского языка указаниями к построению системы тренировочных упражнений. Например, при изучении темы «Инфинитив. Неопределённая форма глагола» рекомендуется использовать такие упражнения:

  • обнаружение инфинитива в тексте, анализ его значения;
  • соотнесение формы прошедшего или настоящего времени с инфинитивом;
  • включение глаголов в неопределённой форме в текст в различных ролях и др. [9; c 62].

Уровень развития психических процессов  младших школьников показывает, что в благоприятных условиях они проявляют способности к теоретическому изучению грамматики и правописания, к усвоению полноценных грамматических понятий и правил, к формированию навыков правописания при применении знаний по грамматике и правописанию [7; c 15].

Грамматические правила создались  в результате обобщения  и абстрагирования. Отсюда можно сделать вывод о  том, что для усвоения грамматических понятий нужно иметь в сознании такие общие понятия, как действие, число, время и т. п., чтобы овладеть и соответствующими грамматическими категориями, такими, как глагол,  единственное число, прошедшее время и др. На основе этого строятся школьные программы.  В методических руководствах говорится о важности изучения грамматики в начальных классах, но предполагается начальное ее изучение. Формировать грамматические понятия рекомендуется индуктивным путём, путём обобщения фактов. При этом существенными для грамматических понятий считаются два признака: что обозначает и на какие вопросы отвечает. Усвоение грамматики предполагает продуктивную интеллектуальную деятельность, которая начинается и протекает в проблемных ситуациях. Проблемные ситуации создаются при наличии противоречивых отношений между тем, что уже достигнуто, и тем, что должно быть достигнуто. В начале изучения грамматики легко создаются проблемные ситуации. Значит, для начального курса родного языка применимо проблемное обучение [10; c 48].

В учебной деятельности могут быть использованы игровые моменты, что  помогает ребенку не только передохнуть, но и  научиться отличать особенности и разницу игровой и учебной деятельности. Игра в младшем школьном возрасте продолжает развивать психические функции ребёнка, прежде всего воображение, навыки общения  в играх с правилами, в интеллектуальных играх [5; c 54].

Таким образом, исследования психологов позволяют утверждать, что уже на первом году обучения у школьников можно формировать такие грамматические понятия, которые лежат в основе понятий о частях речи. Обучение, основанное на принципах сознательности, доступности, наглядности, последовательности, связи теории с практикой, позволяет добиться наилучшего результата в овладении морфологией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Методические  основы системы работы над глаголами в начальной школе

2.1 Методический аспект изучения глагола в начальных классах

Морфология в курсе  русского языка — наиболее значительная его часть: части речи, изменение  слов, морфемный состав. Морфология изучается с I по VI (VII) класс: начальные классы — подготовительный курс (первый концентр), затем в IV—VI (V—VII) классах изучаются темы «Имя существительное» (общие сведения, склонение, словообразование), «Имя прилагательное» (склонение, краткие прилагательные, степени сравнения, образование), «Имя числительное» (общие сведения, разряды, склонение), «Местоимение» (общие сведения, разряды, склонение), «Глагол» (общие сведения, виды, спряжение, переходность, наклонения, образование глаголов, причастия, деепричастия), «Наречие» (общие сведения, образование, степени сравнения), «Предлог», «Союз», «Частицы», «Междометия». Весь материал по морфологии в курсе русского языка тесно связан с орфографией, служит ее основой: правописание суффиксов разных частей речи, правописание безударных падежных окончаний и личных окончаний глаголов I и II спряжений, не и ни с различными частями речи и пр.

Значимо, что изучение морфологии имеет выход в собственно развитие речи: «Структура курса морфологии такова, что она позволяет организовать изучение морфологии на синтаксической основе и осознать учащимся функциональную роль средств морфологии: так, лишь в предложении и в словосочетании становятся понятными значения падежных форм имен существительных, прилагательных и т. п.

Морфология в школьном курсе служит основой также для  работы над культурой речи учащихся, над исправлением ошибок. В школе   много   внимания  уделяется   морфологическому   разбору [15].

В начальных классах учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для глагола: вид глагола (без термина);  изменения глаголов по временам, числам; спряжение глагола (решать — I спряжение, решить — II, отправить — II, отправлять— I и т. п.).

Подготовка к изучению глагола проводится в 1 классе  и заключается в развитии у учащихся внимания к лексическому значению глагола. Работа над глаголами проводятся в связи с чтением «Азбуки», составлением предложений по картинкам и т. д.

Более целенаправленная работа над глаголами начинается во II классе в процессе изучения темы «Слова, отвечающие на вопрос что делать?». Начинается работа с глаголов, у которых лексическое  значение совпадает с грамматическим (бежит, летает, прыгает, ходит, бросает и т. п.). На примере действий, которые выполняют сами учащиеся, они наглядно убеждаются в том, что обозначают глаголы. Важным условием является подбор глаголов, значение которых не совпадает с житейским пониманием «действия» предмета. Постепенно у детей начинает формироваться расширенное понимание действия предметов, включая состояние (болеть, спать и т. п.), отношение к другому предмету (удивляться, гордиться, уважать и т. п.), изменение качества (зеленеть, желтеть и т. п.).

Во втором классе формируется  умение ставить вопросы к слову, используя глаголы различных  временных форм и вида.  Одновременно при распознавании вопросов что  делает? и что делают? второклассники знакомятся с изменением глагола по числам. Постановка к глаголам вопросов что делал? что делает? что сделает? или будет делать? фактически представляет собой пропедевтическую работу над временными формами глагола. Постановка морфологического вопроса к слову проводится чаще всего в предложении.

Во II классе вопрос к слову  ставится для выяснения, что обозначает слово: предмет, действие предмета или его признак. Важно научить ставить вопрос к слову, подбирать слова, отвечающие на указанный учителем вопрос, изменять слово в соответствии с изменением вопроса (например: что делает? играет, что делают? играют; что делал? читал, что делала? читала и т. п.). Необходимым условием работы над глаголом является составление предложений с употреблением определенных глаголов и постановке к ним вопросов.

В  III классе основными  задачами является формирование понятия  «глагол как часть речи», в  ознакомлении с изменением глаголов по числам и временам, овладение учащимися умением образовывать временные формы глаголов.

При определении времени  глагола для младших школьников основным показателем выступает  вопрос, на который отвечает глагол. Важно научить правильно пользоваться вопросом в целях распознавания и образования временных форм глагола.

В процессе изучения темы «Глагол» систематически проводятся упражнения с заданием: изменить глаголы по временам. При этом предлагаются однокоренные глаголы несовершенного и совершенного вида: получать — получить, объединять — объединить, отправлять — отправить, доставлять — доставить, писать — написать, покупать — купить и т. д.

Для развития у учащихся осознанного употребления глагола  в определенном времени необходимо использовать тексты. В заданиях упражнений учащимся предлагается определить время глагола и обосновать употребление той или иной глагольной формы, а также изменить время (например, заменить настоящее время прошедшим или наоборот), составить рассказ, употребив глаголы в определенном времени, и т. п.

В IV классе -  изучение неопределенной формы глагола, овладение спряжением глаголов, формирование навыка правописания безударных личных окончаний глаголов.

Усовершенствуются знания учащихся о том, что глаголы, отвечающие на вопрос что делать? (несовершенного вида), имеют настоящее время, прошедшее, будущее сложное; глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? (совершенного вида), имеют только прошедшее время и будущее простое.

Развивается умение соотносить временную и начальную формы  глагола: умение «переходить» от начальной формы к той или другой временной форме и, наоборот, от временной формы к начальной, например: начальная форма что сделать? встретить — 2-е лицо единственного числа будущего времени — встретишь; 2-е лицо единственного числа настоящего времени — встречаешь, начальная форма этого глагола — встречать.

Особое место в IV классе занимает работа над навыком правописания личных окончаний глаголов: умение распознать глагол, его время, лицо и число, умение перейти от временной  формы к начальной (неопределенной), определить спряжение глагола по неопределенной форме, знание окончаний глаголов I и II спряжения. При формировании навыка правописания личных окончаний глаголов все указанные умения определенным образом взаимодействуют между собой. Овладение учащимися последовательностью (алгоритмом) действий представляет собой не что иное, как установление связей между знаниями и применение их на практике при решении орфографической задачи. При написании личных окончаний глаголов учащиеся овладевают следующей последовательностью действий:

1. Узнать начальную форму глагола и по ней определить спряжение.

2. Определить время, лицо и число глагола.

3. Вспомнить окончание глагола этого спряжения и лица, написать его.

В качестве отдельного этапа  выделяется работа над глаголами прошедшего времени. Новым для учащихся IV класса является сопоставление суффикса в глаголах неопределенной формы и прошедшего времени (услышать — услышал, строить — строил, таять — таял и т. п.).

На всех этапах работы по теме «Глагол» осуществляется работа над развития речи. В процессе изучения темы речь учащихся обогащается новыми глаголами; а также дети уточняют лексическое значение глаголов, наблюдают над многозначностью глаголов, их употреблением в прямом и в переносном значении.

Морфологические упражнения: выявление морфем в составе слова, морфемный анализ слова; морфологический  разбор слов, словоформ; определение части речи, рода, числа, падежа, типа склонения — для склоняемых слов, времени, лица, спряжения — для спрягаемых. Определение морфологической основы проверки орфограмм. Связь морфологических упражнений с синтаксическими: выявление связей между словами в словосочетании, в предложении и морфологических средств, определяющих эти связи; установление морфологических средств в выражении значений слова, его форм, словосочетаний, предложений. Это— аналитические морфологические упражнения. Синтетические морфологические упражнения: образование морфологических форм слов: их изменение по числам, падежам, родам, временам, наклонениям, лицам и пр.; построение таблиц склонений, спряжений и пр.; образование всех возможных форм той или иной части речи (например, образовать все формы глагола стать — становиться); употребление слов, тех или иных частей речи, а также словоформ в словосочетаниях, в предложениях и в тексте — в том числе и в свободной самостоятельной речи, в сочинении. Обнаруживание ошибок (недочетов) в образовании или в употреблении морфологической формы, в использовании ее в тексте; исправление обнаруженной ошибки (недочета) [16].

Информация о работе Система работы над глаголами в начальной школе