Система работы над глаголами в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить систему работы над глаголами в начальной школе
Объект исследования: процесс обучения младших школьников русскому языку.
Предмет исследования: система работы над глаголами в начальной школе
Гипотеза исследования: если целью исследования является изучить систему работы над глаголами в начальной школе, то это приведет к повышению качества системы работы над глаголами в начальной школе, так как глаголы по числу употребления занимают второе место после существительных, и их парадигма может достигать 200 форм. Поэтому изучение глагола является одной из трудных тем в начальной школе
Задачи исследования:
Подобрать литературу по теме исследования;
Рассмотреть глагол как часть речи в лингвистической литературе;
Выявить психолого-педагогические особенности обучения младших школьников грамматике;
Определить методический аспект изучения глагола в начальных классах;
Подобрать игры с глаголом на уроках русского языка в начальной школе.

Оглавление

Введение
1 Теоретические основы системы работы над глаголами в начальной школе
1.1 Глагол как часть речи в лингвистической литературе
1.2 Психолого-педагогические особенности обучения младших школьников грамматике
2 Методические основы системы работы над глаголами в начальной школе
2.1 Методический аспект изучения глагола в начальных классах
2.2 Игры с глаголом на уроках русского языка в начальной школе

Заключение
Список использованный литературы

Файлы: 1 файл

.Система работы над глаголами в начальной школе.docx

— 77.16 Кб (Скачать)

Повелительное наклонение выражает побуждение к действию, приказ, просьбу  и т.д. (Принеси книгу! Повтори-ка, что ты сказал; Сядьте, пожалуйста, здесь).

Сослагательное наклонение употребляется в тех случаях, когда действие представляется возможным, желательным или необходимым, но ещё не осуществившимся, когда высказывается  просьба, пожелание или совет, но в более мягкой форме, чем в  повелительном наклонении (Я бы с удовольствием пошёл в театр; Помогли бы вы ей!).

4.Категория залога выражает  различные отношения к субъекту  и объекту (учить – учиться, строят – строятся).

Действительный залог  означает, что действие производится субъектом и непосредственно  направлено на объект (Люблю я пышное природы увяданье…)

Страдательный залог  означает, что лицо или предмет, являющийся в предложении подлежащим, испытывает на себе действие, производимое другим лицом или предметом, которые  в предложении выступают косвенным  дополнением (Снега, едва успев оттаять, тотчас покрылись коркой наледи).

Средневозвратный залог  означает, что действие производится субъектом и возвращается к самому субъекту, сосредоточивается в самом  субъекте (Левин снял кафтан, перепоясался и попробовал свободу рук.).

  1. Категория лица выражает отнесённость или неотнесённость действия к участникам речевого акта.

Формы 1-го лица единственного  числа указывают, что действие относится  к говорящему (Я к вам пишу – чего же боле?)

Формы 2-го лица единственного  числа обозначают, что действие относится  к собеседнику (А помнишь, мы говорили с тобой про игру…)

Формы 3-го лица единственного  числа обозначают, что действие совершает  тот, о ком (о чём) говорится в  предложении (Вот к пальмам подходит караван).

Формы 1-го лица множественного числа обозначают, что действие совершают  несколько лиц, в число которых  входит говорящий (Мечтанью вечному в тиши Так предаёмся мы, поэты).

Формы 2-го лица множественного числа выражают действие двух или  более адресатов (Чем вы, гости, торг ведёте И куда теперь плывёте?).

Формы 3-го лица множественного числа обозначают лиц или предметы, о которых говорится (Они особенно любят в пьесе хорошие стихи) [11].

Помимо этих категорий, глагол имеет категории числа и рода, которые служат средством согласования с существительным. Категория числа  свойственна всем глагольным формам (единственное число – писала, множественное число – писали), категория рода – только отдельным (прошедшее время, сослагательное налклоние, причастие).

Все глагольные формы делятся  на две группы: спрягаемые (предикативные) и неспрягаемые (атрибутивные). К  спрягаемым формам

относятся формы наклонения, времени, лица, числа и рода. Они  употребляются только в качестве сказуемого (Я знаю – город будет; Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва).

К неспрягаемым формам относятся  неопределённая форма (инфинитив), причастие  и деепричастие (читать, читающий, читая). Неспрягаемые формы или не изменяются (инфинитив, деепричастие), или изменяются по родам, числам и падежам (причастие). В предложении они являются, как правило, второстепенными членами (Ленивый сидя спит, лёжа работает; Кажется, что величаво приосанивший курган караулит степь) [12].

Инфинитив – это словарная форма глагола, не имеющая таких морфологических категорий, специфических именно для глагола, как наклонение и время; инфинитив не обладает также грамматическими признаками лица, числа и рода. Отсутствие охарактеризованности (определённости) по названным категориям является основанием для того, чтобы назвать инфинитив неопределённой формой глагола. В инфинитиве лишь проявляются категории вида (несовершенный вид – писать; совершенный вид - написать) и залога (действительный залог -  умывать; страдательный залог - умываться).

Неопределённая форма  имеет характеризующие её суффиксы: -ть, -сти, -сть, -ти, -чь (лежать, вести, класть, идти, беречь).

Причастие – это особая глагольная форма, которая называет признак лица или предмета по их действию или по тому действию, которое они испытывают на себе со стороны другого лица или предмета (студент, покупающий книгу; книга, покупаемая студентом).

Причастие соединяет в  себе грамматические признаки глагола  и имени прилагательного. Причастие  образуется от глагола, сохраняет управление, свойственное глаголу, у него есть формы  времени, вида, залога (купить книгу, купивший книгу). Поэтому причастие включается в систему глагольных форм.

Деепричастие – это неизменяемая глагольная форма, обозначающая добавочное действие и совмещающая в себе признаки глагола и наречия.

Деепричастие входит в  систему форм глагола потому, что  имеет грамматические категории  вида и залога, а в предложении  сохраняет глагольное управление (взять книгу – взяв книгу; подойти к столу – подойдя к столу).

В начальных классах школьники  знакомятся с глаголами как частью речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать?; изучают категории времени (настоящее, прошедшее, будущее), числа (единственное, множественное). Также в начальной школе дети узнают о неопределённой форме глагола, о спряжении глаголов, формируют навык правописания личных окончаний глаголов[13].

      Таким образом,  глагол представляет собой особую  часть речи, которая обозначает  действие или состояние предмета, эти значения выражаются с  помощью категорий вида, залога, времени, лица, наклонения, ряд глагольных  форм имеет категории рода  и числа, глагол выполняет в  предложении, в основном, функцию  сказуемого. Особыми неспрягаемыми  формами глагола являются инфинитив,  причастие и деепричастие, они  выступают в предложении, как  правило, в роли второстепенных  членов.

 

1.2 Психолого-педагогические особенности обучения младших школьников грамматике

          Чем старше становится ребёнок, тем всё большее место в его жизни и большую роль в его развитии начинает играть специальная деятельность -  учебная.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Отличительная  особенность положения школьника, состоит в том, что его учёба  является обязательной, общественно  значимой деятельностью. Жизнь ученика  подчинена системе строгих, одинаковых для всех правил. Её основным содержанием  становится усвоение знаний, общих  для всех детей. Процесс усвоения знаний учащимися не сводится к запоминанию  тех фактов, явлений, законов, которые  ему передаёт учитель или о  которых он прочитал в учебнике. «Усваивать – значит сливать продукты чужого опыта с показаниями собственного», - писал И.М. Сеченов [12].

Таким образом, основой учебной  деятельности становится слияние, связывание усваиваемого общественного опыта  с собственным маленьким личным опытом.

В процессе обучения происходит постоянное изменение опыта ученика, его  знания расширяются, содержание понятий  обогащается, они приобретают более  обобщённый характер, что позволяет  широко использовать их при ориентировке в новых жизненных ситуациях, при решении новых задач. Использование полученных знаний помогает более полно и точно отражать существенные стороны изучаемых явлений. Вместе с расширением фонда приобретаемых знаний увеличиваются и возможности мышления, возможности включения новых знаний в разнообразные системы приобретённых ранее знаний, составляющих прежний опыт [12;с.164].

Такое понимание учебной деятельности характеризует ее, прежде всего, как  деятельность познавательную. Ребёнок  не просто заучивает материал программы, но и познаёт мир, не только настоящий, но и прошлый. В процессе учения знания даются в дидактически отработанной форме, специально рассчитанной на их более лёгкое и успешное усвоение детьми.

Чтобы овладеть знаниями, слить их с собственным опытом, то есть уметь  применять их, ребёнок должен усвоить  и различные способы действия с учебным материалом.

Для умственного развития наиболее характерной чертой является не только накопление фонда знаний, но и своего рода фонда умственных приёмов, операций, хорошо отработанных и прочно закреплённых, которые можно отнести к интеллектуальным умениями. Благодаря выработке умственных приемов человек получает возможность правильно пользоваться ими при решении новых познавательных задач (5, с.166).

Освоение разнообразных способов учебной деятельности требует от детей значительной и очень разнообразной  активности. Правильная организация  умственной активности детей обеспечивает высокую эффективность учебной  деятельности, быстрое развитие умственных способностей, наблюдательности и воображения, памяти и волевых качеств личности, учебных и познавательных процессов, высоких нравственных и  интеллектуальных чувств (31, с.128).

Уровень умственного развития и  связанный с ним уровень усвоения знаний зависят от нескольких переменных: запаса знаний, наличия отработанных мыслительных приёмов и степени  сложности задачи. Степень сложности задачи должна приниматься во внимание при выявлении умственного развития учащихся (5, с.170).   

В процессе учения проявляются особенности  различных сторон личности ученика: его интеллекта, характера и воли, особенности его эмоциональной  сферы (5, с.178). 

Учебная деятельность в начальных  классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов  непосредственного познания окружающего  мира – ощущений и восприятий. Для  младших школьников характерна острота  и свежесть восприятия. Однако оно  в начале обучения отличается своеобразными  особенностями.    

Восприятие в младшем школьном возрасте связано с действиями ребенка. Но эта связь чрезвычайно усложняется теми знаниями, которые ребенок получает в школе, теми многообразными представлениями, которые возникли у него на основе полученных знаний. Процесс обучения постоянно ставит перед учащимися уже с 1 класса задачи, связанные с необходимостью организованного восприятия, задачи обязательного контроля за правильностью и полнотой восприятия согласно поставленной цели. Так постепенно восприятие начинает осознаваться ребенком как особая деятельность, управлять которой необходимо в соответствии с данной ему задачей [13].

Младший школьный возраст – возраст  интеллектуального развития памяти. В этот период  память является ведущим  познавательным процессом, психической функцией.

Память у ребёнка обычно хорошая. Он легко усваивает все новое, конкретное и яркое. Легко запоминает все, что близко его касается. У младшего школьника преобладает механическое запоминание. В этом возрасте все легко заучивается наизусть. Эта особенность используется при заучивании таблиц, правил, алгоритмов.

Характер внимания также зависит от направленности и интересов личности школьника. Внимание школьника носит избирательный характер, т.е. направляется на то, что особенно для него значимо. Для учеников 1 и 2  классов, обычно значимо то, на что их внимание обращает учитель.

 В младшем школьном возрасте  лучше развито непроизвольное  внимание. Начальное обучение в  школе стимулирует его дальнейшее  развитие. Все новое, неожиданное,  яркое привлекает внимание учеников  само собой, без всяких усилий  с их стороны. Непроизвольное  внимание становится особенно сконцентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение [13; c 65].

Большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника. Ребенок семи-восьми лет обычно мыслит конкретными категориями, образами, опираясь при этом на наглядные свойства  и качества конкретных предметов и явлений. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что дает возможность делать первые обобщения, выводы, проводить аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться научные понятия.

Подлинное усвоение учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чём пишется в  учебниках, о чём говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами.

Воображение младшего школьника приобретает самостоятельность. Ребёнок уже может создавать в воображении разнообразные ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности.

В условиях учебной деятельности к  воображению ребенка предъявляют  специальные требования, которые  побуждают его к произвольным действиям. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями – иначе ребёнок затрудняется в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки и др. Воображение в жизни ребёнка играет большую роль [14].

Такие особенности развития познавательных процессов младших школьников послужили  поводом для выделения основных принципов обучения, на основе которых должен быть построен учебный процесс.

Основным принципом обучения с  точки зрения педагогики является сознательность усвоения учебного материала, т.е. понимание учащимися содержания изучаемого предмета. Предполагается, что ученик не механически заучивает материал или выполняет задание, он должен уметь объяснить, почему задание выполнено так, а не иначе. При изучении грамматики формализм проявляется чаще всего в усвоении категорий и форм в отрыве от смыслового содержания речи, что ведет к механическому запоминанию правила и неумению сознательно применить его. Осознанное усвоение материала, приводит к прочности знаний [13; c 78].

Информация о работе Система работы над глаголами в начальной школе