Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 14:16, реферат
Принцип активности ребенка в процессе обучения, то есть высокий уровень его личной мотивации, осознанная потребность в усвоении знаний и умений, результативность и соответствие социальным нормам – один из основных в дидактике. Но так как такого рода активность сама по себе возникает нечасто, то чаще всего она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и применяемой педагогической технологии.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I Игровые технологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
§ 1. Игровая деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
§ 2. Педагогическая игра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
§ 3. Психолого-педагогические основы игровых технологий . . . . . . . . . . . 8
§ 4. Роль и место учителя в организации дидактических игр . . . . . . . . . . 10
Глава II Роль игры в обучении орфографии на базе V класса . . . . . . . . . . . . . 13
§ 1. Воспитание интереса к предмету на уроках русского языка . . . . . . . 13
§ 2. Дидактические игры в кружке занимательной грамматики . . . . . . . . 16
§ 3. Взаимосвязь классных и внеклассных занятий по русскому языку . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
I
ГОУ ВПО «Белгородский государственный университет»
Педагогический факультет
Кафедра
педагогики и методики начального образования
на тему:
ИГРОВЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
студентки 0655 группы
заочной формы обучения
Солнцевой
Марины Владимировны
Белгород, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I Игровые технологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
§ 1. Игровая деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
§ 2. Педагогическая игра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
§ 3. Психолого-педагогические
§ 4. Роль и место учителя в организации дидактических игр . . . . . . . . . . 10
Глава II Роль игры в обучении орфографии на базе V класса . . . . . . . . . . . . . 13
§ 1. Воспитание интереса к
§ 2. Дидактические игры в кружке занимательной грамматики . . . . . . . . 16
§ 3. Взаимосвязь классных и внеклассных занятий по русскому языку . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Приложение
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Введение
В настоящее время в педагогику уже прочно вошло понятие педагогической технологии. Но в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
Принцип активности ребенка в процессе обучения, то есть высокий уровень его личной мотивации, осознанная потребность в усвоении знаний и умений, результативность и соответствие социальным нормам – один из основных в дидактике. Но так как такого рода активность сама по себе возникает нечасто, то чаще всего она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, но при этом в некоторых технологиях эти средства составляют главную основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии и другие.
В данной работе мы рассмотрим игровые технологии и в частности обратимся к проблеме использования игровых комплексов при изучении орфографии.
В
учебной деятельности школьников письмо
занимает значительное место,
Перед методикой орфографии, таким образом, стоит важнейшая задача разработать такую систему обучения, которая обеспечила бы удовлетворительную орфографическую грамотность учащихся, оканчивающих VIII класс. Решение этой задачи очень актуально.
Наиболее
успешно реализовать эти
В
связи с этим обратимся к использованию
игры как возможности повышения
интереса к русскому языку, особенно
в классах со слабыми знаниями
и плохими практическими
Глава I
Игровые
технологии
§
1. Игровая деятельность
Игру
как метод обучения, передачи опыта
старших поколений младшим
люди использовали с древности. Широкое
применение игра находит
в народной педагогике, в дошкольных и
внешкольных учреждениях.
В современной школе, делающей ставку
на активизацию и интенсификацию учебного
процесса, игровая деятельность используется
в следующих случаях: къжъшыь^-..->.-
.\ ^--^
- в качестве
самостоятельных технологий
- как элементы, иногда весьма существенные, более обширной технологии;
- в качестве урока, занятия или его части, например, введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля;
- как технологии внеклассной работы.
Понятие
«игровые педагогические технологии»
включает достаточно обширную группу
методов и приемов организации педагогического
процесса в форме различных педагогических
игр.
§
2. Педагогическая игра
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая
форма занятий создается на уроках
при помощи игровых приемов
Реализация
игровых приемов и ситуаций при
урочной форме занятий
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г)коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам:
- математические, химические, биологические, физические, экологические;
-
музыкальные, театральные,
- трудовые, технические, производственные;
- физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные;
-
обществоведческие,
И, наконец, в значительной степени специфику игровой технологии определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов; настольные, комнатные, уличные, на местности; компьютерные, телевизионные и с ТСО, а также технические и с различными средствами передвижения.
Таким
образом, игры используются для решения
комплексных задач усвоения нового,
закрепления материала, развития творческих
способностей, формирования общеучебных
умений, дают возможность учащимся понять
и изучить учебный материал с различных
позиций.
§
3. Психолого-педагогические
основы игровых
технологий
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности, меняется ее характер и уменьшается время, которое ей уделяют.
В возрастной периодизации детей, по Д. Б. Эльконину, игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста. Но все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст – учебная деятельность, средний – общественно полезная, старший школьный возраст – учебно-профес-сиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс жизнедеятельности.
Непосредственно с точки зрения педагогики, игра привлекает заложенными в ней дидактически ценными качествами.
Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно. Игра позволяет обычно даже трудный для учащихся материал представить в привлекательной для них форме. Игра дает возможность учащемуся оценить себя на фоне других учеников.
Игра выдвигает как бы новый критерий оценки. Ведь победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого к тому же развито воображение, кто умеет наблюдать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации.