Игровые технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 14:16, реферат

Краткое описание

Принцип активности ребенка в процессе обучения, то есть высокий уровень его личной мотивации, осознанная потребность в усвоении знаний и умений, результативность и соответствие социальным нормам – один из основных в дидактике. Но так как такого рода активность сама по себе возникает нечасто, то чаще всего она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и применяемой педагогической технологии.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I Игровые технологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
§ 1. Игровая деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
§ 2. Педагогическая игра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
§ 3. Психолого-педагогические основы игровых технологий . . . . . . . . . . . 8
§ 4. Роль и место учителя в организации дидактических игр . . . . . . . . . . 10
Глава II Роль игры в обучении орфографии на базе V класса . . . . . . . . . . . . . 13
§ 1. Воспитание интереса к предмету на уроках русского языка . . . . . . . 13
§ 2. Дидактические игры в кружке занимательной грамматики . . . . . . . . 16
§ 3. Взаимосвязь классных и внеклассных занятий по русскому языку . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Реферат по СОТ.doc

— 295.50 Кб (Скачать)

                      I

ГОУ ВПО  «Белгородский государственный университет»

Педагогический  факультет

Кафедра педагогики и методики начального образования 
 
 
 
 
 
 

Реферат по курсу «Современные образовательные технологии»

на тему: 
 
 
 

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 

студентки 0655 группы

заочной формы обучения

Солнцевой Марины Владимировны 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Белгород, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава I   Игровые технологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . 6

               § 1. Игровая деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

               § 2. Педагогическая игра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6                         

               § 3. Психолого-педагогические основы  игровых технологий . . . . . . . . . . . 8                      

               § 4. Роль и место учителя  в организации дидактических игр . . . . . . . . . .  10

Глава II  Роль игры в обучении орфографии на базе V класса  . . . . . . . . . . . . . 13

               § 1. Воспитание интереса к предмету  на уроках русского языка . . . . . . . 13

               § 2. Дидактические игры в кружке занимательной грамматики . . . . . . . . 16

               § 3. Взаимосвязь классных и внеклассных занятий по русскому языку . . 20                      

Заключение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Литература  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  25

Приложение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26  
 
 
 
 

 

    Введение

  В настоящее время в педагогику уже прочно вошло понятие педагогической технологии. Но в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

  • Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). \
  • Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
  • Педагогическая технология – это содержательная техника реализаций 
    учебного процесса (В.П.Беспалько).
  • Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
  • Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность 
    методов
    обработки, изменения состояния: (В.М.Шепель).
  • Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов). 
  • Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель 
    совместной педагогической деятельности по проектированию, организации 
    и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных 
    условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
  • Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
  • Педагогическая технология означает системную совокупность                        и порядок функционирования всех личностных, инструментальных                           и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин). 

  В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

  Принцип активности ребенка в процессе обучения, то есть высокий уровень его личной мотивации, осознанная потребность в усвоении знаний и умений, результативность и соответствие социальным нормам – один из основных  в дидактике. Но так как такого рода активность сама по себе возникает нечасто, то чаще всего она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и применяемой педагогической технологии.

  Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, но при этом в некоторых технологиях эти средства составляют главную основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии и другие.

  В данной работе мы рассмотрим игровые технологии и в частности обратимся к проблеме использования игровых комплексов при изучении орфографии.

  В учебной деятельности школьников письмо занимает значительное место,                             и поэтому с вопросами орфографии учащиеся сталкиваются постоянно. Грамотное в орфографическом отношении письмо должно складываться у учащихся уже к VIII классу. Однако в реальной жизни школы пока еще такого уровня обучения достичь не удается. 

  Перед методикой орфографии, таким образом, стоит важнейшая задача разработать  такую систему обучения, которая  обеспечила бы удовлетворительную орфографическую грамотность учащихся, оканчивающих VIII класс. Решение этой задачи очень актуально.

  Наиболее  успешно реализовать эти программные  установки возможно в том случае, когда школьник сам стремится  повысить свою орфографическую грамотность  и овладеть литературной формой языка в целом. А такое желание возникает только тогда, когда школьнику интересен и увлекателен сам предмет. Именно в этом и состоит главная задача педагога – сделать свои уроки занимательными для более плодотворного усвоения учащимися предмета.

  В связи с этим обратимся к использованию  игры как возможности повышения  интереса к русскому языку, особенно в классах со слабыми знаниями и плохими практическими навыками по грамматике, то есть коснемся вопросов, которые затрагивают аспекты применения игры как средства развития орфографического навыка на базе V класса. 
 
 
 

 

  

  Глава  I

  Игровые технологии 

  § 1. Игровая деятельность 

  Игру  как метод обучения, передачи опыта  старших поколений младшим 
люди использовали с древности. Широкое применение игра находит                       в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.                        В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: къжъшыь^-..->.-       .\ ^--^

- в качестве  самостоятельных технологий для  освоения понятия, темы                и даже раздела учебного предмета; ?    н   ^    ; v.   =

- как  элементы, иногда весьма существенные, более обширной технологии;

- в качестве урока, занятия или его части, например, введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля;

- как  технологии внеклассной работы.

  Понятие «игровые педагогические технологии»  включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.    

   § 2. Педагогическая игра 

   В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

  Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов                           и ситуаций, которые выступают  как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

  Реализация  игровых приемов и ситуаций при  урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

  Место и роль игровой технологии в учебном  процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания  учителем функций и классификации педагогических игр.

  В первую очередь следует разделить  игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и  психологические.

  По  характеру педагогического  процесса выделяются следующие группы игр:

  а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

  б) познавательные, воспитательные, развивающие;

  в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

  г)коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

  Обширна типология педагогических игр  по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам:

  - математические, химические, биологические,  физические, экологические;

  - музыкальные, театральные, литературные;

  - трудовые, технические, производственные;

  - физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные;

  - обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие.

  И, наконец, в значительной степени  специфику игровой технологии определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов; настольные, комнатные, уличные, на местности; компьютерные, телевизионные и с ТСО, а также технические и с различными средствами передвижения. 

  Таким образом, игры используются для решения  комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дают возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. 

  § 3. Психолого-педагогические основы  игровых  технологий 

    Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности, меняется ее характер и уменьшается время, которое ей уделяют.

  В возрастной периодизации детей, по Д. Б. Эльконину, игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста. Но все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст – учебная деятельность, средний – общественно полезная, старший школьный возраст – учебно-профес-сиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс жизнедеятельности.

   Непосредственно с точки зрения педагогики, игра привлекает заложенными в ней  дидактически ценными качествами.

   Игра  способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно. Игра позволяет обычно даже трудный для учащихся материал представить в привлекательной для них форме. Игра дает возможность учащемуся оценить себя на фоне других учеников.

   Игра  выдвигает как бы новый критерий оценки. Ведь победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого к тому же развито воображение, кто умеет наблюдать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации.

Информация о работе Игровые технологии