Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 14:16, реферат
Принцип активности ребенка в процессе обучения, то есть высокий уровень его личной мотивации, осознанная потребность в усвоении знаний и умений, результативность и соответствие социальным нормам – один из основных в дидактике. Но так как такого рода активность сама по себе возникает нечасто, то чаще всего она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и применяемой педагогической технологии.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I Игровые технологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
§ 1. Игровая деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
§ 2. Педагогическая игра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
§ 3. Психолого-педагогические основы игровых технологий . . . . . . . . . . . 8
§ 4. Роль и место учителя в организации дидактических игр . . . . . . . . . . 10
Глава II Роль игры в обучении орфографии на базе V класса . . . . . . . . . . . . . 13
§ 1. Воспитание интереса к предмету на уроках русского языка . . . . . . . 13
§ 2. Дидактические игры в кружке занимательной грамматики . . . . . . . . 16
§ 3. Взаимосвязь классных и внеклассных занятий по русскому языку . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В «лесенке» можно выделить, даже цветом, суффиксы, а в словах без «лесенки» обозначить все морфемы.
Возможны ошибки в подборе слов. В списках у учащихся могут оказаться слова отглагольного образования: вязаный, писаный, катаный, латаный, путаный, паханый, стираный, мараный, ломаный и т.д.
При составлении списков учащиеся могут использовать словари разного типа.
Здесь отмечены лишь некоторые типы заданий, которые можно использовать на уроке. Они неравнозначны по своей эффективности, но, конечно, будут способствовать лучшему усвоению орфографических правил и более успешному выполнению различных упражнений.
§ 2.
Дидактические игры
в кружке занимательной
грамматики
Конечно, трудно представить себе урок русского языка, который был бы только развлекательным. Целенаправленный развлекательный характер, естественно, не забывая при этом об обучающем аспекте, могут носить внеклассные занятия учащихся по русскому языку. На таких занятиях учитель может организовать лингвистические викторины, различные игры в слова, разбор и чтение шарад, отгадывание лингвистических загадок и т. д.
Центром внеклассной работы по русскому языку в школах являются всевозможные лингвистические кружки. Для V класса вначале могут оказаться вполне приемлемыми кружки занимательной грамматики.
Дидактические игры проводятся на занятиях кружка не только для развлечения учащихся, а в основном для закрепления знаний, умений и навыков. Любая дидактическая игра – это упражнение в занимательной форме, нередко более трудное, чем упражнения школьного учебника.
Грамматические игры отличаются большим разнообразием, тематически их всегда возможно связать с тем грамматическим, орфографическим или фонетическим материалом, который изучается в классе по программе или намечен для изучения во внеурочное время.
Условно можно выделить три группы дидактических игр, обычно используемых в кружках занимательной грамматики как средство развития орфографического навыка у учащихся V класса: игры-задачи, игры-соревнования и игры-загадки.
Первая группа игр, успешно используемых в кружке занимательной грамматики, – игры-задачи. Их успех обеспечивается тем, что они обязательно требуют применения изученной на уроке или в кружке теории в практике игры. Незнание теоретических сведений или неумение применить их на практике ведет к ошибке, а следовательно, и к проигрышу. Для получения правильного ответа обычно необходим и лингвистический анализ [Приложение 1].
К
играм-задачам можно отнести
Игра в грамматическое и орфографическое лото проводится так же, как и в обычное лото. Есть большие карты для играющих, и маленькие фишки, которые удобнее всего делать из плотного картона, для ведущего. На фишках написаны слова, а на картах наклеены рисунки, или тоже написаны слова. Во время игры ведущий называет слова на фишках, а играющие проверяют свои карты.
На занятиях кружка для учащихся V класса можно применять лото «Напиши и проверь». Для него изготовлялись такие же карты, как и для лото с рисунками, но подбирались рисунки, изображающие предметы, в названиях которых есть проверяемые орфограммы (лодка, дорожка, число, танкист, герб, физкультурник, загадка, шахтер). По условиям игры участники ее должны были не только записать прочитанные ведущим названия предметов, которые есть на их картах, но и проверить в записанных словах все проверяемые орфограммы.
Под названием «Напиши и объясни» такое же лото имеет почти бесчисленное количество вариантов. Например, такие: записать слова с суффиксами -очк-, -ечк-, -ичк- и объяснить выбор суффикса (ванночка – после твердого согласного, душе чка - после шипящего, пуговичка – в существительном на -иц- и т. д.), или: записать слова с суффиксами -онк-, -ёнк-, -енк- и объяснить правописание суффикса и др.
Учащиеся, слабо успевающие по русскому языку часто не усваивают материал просто потому, что они не верят в свои силы, внушают себе, что им все трудно. В процессе игры правила усваивались незаметно.
Если учащиеся делают много ошибок на чередование гласных в корнях, можно провести игру «Чередующиеся гласные». Она состоит в следующем. Ученики получают по нескольку карточек. На каждой написано по одному слову с выделенными корневыми гласными. Учащиеся по порядку, как сидят, выходят к доске и записывают свои слова таким образом, чтобы по горизонтали были написаны однокоренные слова, а по вертикали – слова с одинаковыми гласными. На доске получается примерно такая запись:
загар | загорелый | ||
растет | вырос | ||
мор | умереть | умирать | |
касаться | коснуться | ||
выборы | изберу | избирать | |
блестеть | блистать |
Для игры следует подбирать слова всех частей речи с трудным написанием, так как многократное чтение их учащимися помогает запоминать правописание слов.
Орфографические лото могут быть изготовлены и по многим другим темам V класса. В результате использования этих игр не только улучшаются теоретические знания школьников, но и вырабатывается навык быстрой проверки орфограмм, развивается орфографическая зоркость и заучивается правописание слов с непроверяемыми орфограммами.
Вторая группа дидактических игр – игры-соревнования. Их девизы: «Кто быстрее», если дается определенное задание, и «Кто больше», если на выполнение работы отводится определенное время. Чаще всего они проводятся как эстафеты по рядам – грамматические или орфографические [Приложение 3].
Например, можно предложить учащимся игру «Поиграем в обгонялки?», по условиям которой за условленное время с указанными ниже приставками нужно записать возможно большее количество пар слов любой части речи, в которых перед гласными и звонкими согласными корня пишется з, а перед глухими – с. Например: безбедный – беспечный. Выигрывает тот, у кого оказалось больше «своих» слов.
Без- (бес-), вз- (вс-), воз- (вое-), из- (ис-), раз- (рас-).
Все игры-соревнования требуют внимательного и сосредоточенного отношения к выполнению задания, а эмоциональный подъем, сопровождающий соревнование, способствует и более прочному запоминанию языкового материала.
Третья группа игр – игры-загадки. К ним относятся метаграммы, логогрифы, анаграммы, загадки-складки, шарады, кроссворды и пр.
Игры-загадки, которые связаны с изучаемым материалом, способствуют обогащению словаря школьников. Многие из них служат хорошим мнемоническим приемом для запоминания правописания трудных слав. Особенно полезен этот прием, если учащиеся привлекаются и к составлению загадок. Пусть придуманные детьми загадки окажутся не такими «складными», как в книге, а можно вообще рекомендовать составлять загадки нерифмованные, тогда большее количество кружковцев примет участие в этой работе, пусть не все из них окажутся удачными и будут применены, – сама попытка творчества полезна, так как развивает учащихся. Эту работу следует всячески поощрять.
Кроме того, можно активно применять и шарады. Для игры отбирается 16 – 20 слов, которые условно могут быть разделены на два самостоятельных слова, например: Жито-мир, пол-отер, приз-рак, кит-ель, пан-ель, бал-кон, вол-окно, хор-овод, лимон-ад, сто-лица и пр. Слова разделяются на две части, и каждая часть записывается дважды на отдельной карточке из плотной бумаги размером 5х7 см. Для записи 16 слов необходимы 64 карточки. Играющие, их может быть от 2-х до 8-ми человек, садятся в кружок, им раздаются карточки. Ученик просматривает карточки и, составив слово, отбрасывает его и т. д. После этого дети по кругу вытаскивают карточки у товарища и снова просматривают, нельзя ли сложить слово из ранее имевшихся и вновь полученной карточки, чтобы отбросить его, освободившись еще от двух карточек. Выигрывает тот, кто освобождается от карточек, то есть умеет из имеющихся слов сложить новые. Правописание слов, встречающихся в данной игре, заучивается детьми очень прочно.
Разумеется, полезны для общего развития школьников, для обогащения их активного словаря и разнообразные кроссворды, которые, несомненно, воспитывают не только орфографическую зоркость, внимание к буквенному составу слов, но и закрепляют некоторые знания лингвистического характера [Приложение 4].
Как видим, на кружке занимательной грамматики может быть использовано много занимательных и познавательных игр.
Велика и воспитательная роль как самих
дидактических игр, так и работы
по их созданию. Подбор слов для игр дает
возможность активно освоить общественно-политическую
лексику. Различные лото воспитывают внимание
и самостоятельность мышления, орфографическую
зоркость и интерес к этимологии, обогащают
словарь школьников. Игры-загадки воспитывают
творческое отношение к материалу, учат
смотреть на родное слово как на источник
интересного и даже загадочного.
§ 3.
Взаимосвязь классных
и внеклассных занятий
по русскому языку
Необходимость поговорить и о таких формах работы, которые являются переходными от уроков к внеклассным занятиям. Совпадая с уроками по содержанию, они строятся целиком на занимательном материале и, в отличие от внеклассных занятий, проводятся со всеми учащимися класса.
Одной из проверенных форм связи классных и внеклассных занятий можно считать викторины, вопросы которых основываются на знаниях детей по определенной программной теме. Вот, например, некоторые вопросы викторины для V класса, связанной с изучение состава слова и правописанием безударных гласных, проверяемых ударением.
1) На сколько корневых групп можно разбить эти слова: горе, гореть, пригореть, пригорок, горюшко, горный, горевать, гористый, горец, горняк, выгореть?
2) Назовите однокоренные слова к одному из следующих: вода, вина, пара. Запишите слова с безударной гласной в корне.
3) Найдите корни в следующих словах: облизать – облезать, обежать – обижать, увидать – увядать. Подберите к каждому слову родственные.
4) Какую букву надо вставить вместо точек в слова п…лить, отв…рить, прим...рять, пол…скать? Почему?
Такие викторины идут обычно под рубриками «Подумай и ответь», «Проверь себя», «Знаешь ли ты (какой-то раздел программы)?». Непосредственно продолжая начатую на уроке работу, они оказываются не столько формой проверки знаний, сколько формой работы, приобщающей к знаниям, помогающей закрепить их.
Кроме того, на занятиях в классе и во внеурочное время можно использовать игру под названием «Четвертый – лишний» [Приложение 5]. Остановимся на описании ее применения более подробно.
Грамматическая игра «Четвертый – лишний» может быть использована после изучения любого раздела школьного курса русского языка и проводится как в устной, так и в письменной форме.
По условиям этой игры требуется из четырех «схожих» друг с другом слов, названных учителем, выделить одно, чем-либо отличающееся от остальных. Выделить «лишнее» слово помогает играющему то, что названные слова объединены каким-либо общим признаком: имеют одну орфограмму, одинаковые суффиксы, приставки, принадлежат к одному роду, относятся к одному типу склонения и т. п., а у четвертого слова из каждой группы этого общего признака нет, оно «лишнее».
Кто из учащихся первый обнаружит «лишнее» слово, тому записывается очко. Ученик, набравший большее количество очков, считается выигравшим.
Несмотря на кажущуюся простоту задания, с ним не всегда бывает легко справиться, однако в этом и заключается весь интерес игры.
Приведенная выше игра учит такой «грамматической сноровке», то есть быстрому, почти моментальному применению общего правила к частному случаю, тренирует мышление, так как каждый ответ ученика связан с напряженной работой мысли. Наконец, эта игра развивает такие психические качества, как воля и внимание, требует сообразительности и гибкости ума.
Использование на уроке игрового элемента в V классе вносит оживление в занятие по русскому языку, повышает интерес к работе, развивает сообразительность учащихся и содействует лучшему запоминанию материала.
Подобные
мероприятия на стыке урочных
и внеклассных занятий, где переплетаются
развлекательность и
Вывод
напрашивается один: занимательным
должен быть любой урок и любое внеклассное
занятие, так как именно от занимательности
зависит интерес учащихся, а не наоборот.