Игровые технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 14:16, реферат

Краткое описание

Принцип активности ребенка в процессе обучения, то есть высокий уровень его личной мотивации, осознанная потребность в усвоении знаний и умений, результативность и соответствие социальным нормам – один из основных в дидактике. Но так как такого рода активность сама по себе возникает нечасто, то чаще всего она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и применяемой педагогической технологии.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I Игровые технологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
§ 1. Игровая деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
§ 2. Педагогическая игра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
§ 3. Психолого-педагогические основы игровых технологий . . . . . . . . . . . 8
§ 4. Роль и место учителя в организации дидактических игр . . . . . . . . . . 10
Глава II Роль игры в обучении орфографии на базе V класса . . . . . . . . . . . . . 13
§ 1. Воспитание интереса к предмету на уроках русского языка . . . . . . . 13
§ 2. Дидактические игры в кружке занимательной грамматики . . . . . . . . 16
§ 3. Взаимосвязь классных и внеклассных занятий по русскому языку . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Реферат по СОТ.doc

— 295.50 Кб (Скачать)

   При подготовке к игре учащиеся часто  включаются в разнообразную дополнительную познавательную деятельность. Школьники вовлекаются в подготовку дидактических средств. Они обращаются к различным источникам: художественным произведениям, словарям, справочникам, научно-популярной литературе и т. д. Это воспитывает интерес к предмету.

   Кроме того, игра требует сотрудничества всего коллектива. Она создает  атмосферу здорового соревнования, мобилизует творческие возможности  учащегося, так как от его ответа зависит не только личная отметка, но и победа команды. Следовательно, игра вырабатывает у учащегося чувство долга перед коллективом, повышает чувство ответственности перед одноклассниками.

   Большое значение игры и занимательные задачи имеют для развития мышления учащихся. Во время игр развиваются и  совершенствуются все мыслительные процессы: анализ, сравнение, классификация, обобщение и др. Стремление найти ответ на вопрос, поставленный в игре, желание первым решить задачу вызывают мыслительную и речевую активность учащихся.

   Итак, из сказанного о роли игры на уроках можно сделать следующие выводы:

   1) дидактическая игра – один из приемов обучения, помогающий заинтересовать и увлечь учащихся на уроке созданной речевой ситуацией; следовательно, игра – средство активизации деятельности учащихся на уроке;

   2) правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

   3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

   4) игра – один из приемов преодоления пассивности учеников;

   5) игра воспитывает у школьников дисциплинированность, организованность, ответственность и коллективизм.

   Таким образом, дидактическую игру можно  поставить в один ряд с другими приемами и средствами обучения. Игра в руках хорошего организатора превращается в действенное орудие как обучения, так и воспитания, требуя от участников большого умственного напряжения и принося в то же время большое удовольствие. 

§ 4. Роль и место учителя  в организации  дидактических игр. 

  Успешность  проведения игры на занятии целиком  зависит от учителя. Педагог должен организовать творческую игру учащихся, умело ввести их в нее, заинтересовать.

  Каждая  игра преследует определенные цели. Намечая  игру, учитель должен ясно осознать, какие знания у детей он будет закреплять с помощью этой игры, какие развивать навыки и умения. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть им глубоко продумана и хорошо подготовлена.

  Важное  условие – доступность игры для учащихся данного возраста, соответствие  их потребностям и интересам. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие напряжения внимания, памяти и т. п.

  Перед тем как начать игру, учитель сообщает, на каком материале она будет  проводиться, иногда предупреждает о возможных затруднениях, с помощью контрольных вопросов выясняет понимание школьниками материала.

  Учитель сообщает задачу и объясняет правила  игры, показывает образец, как надо выполнять игровое действие. Нельзя начинать игру, не убедившись, что все ученики поняли, что надо делать, что от них требуется. В процессе игры учитель помогает при затруднениях, иногда подсказывает наводящими вопросами решение, направляет действия играющих. Однако не все нужно растолковывать, прерывая игру.

  В процессе игры недопустимы отношения, которые существуют в условиях репродуктивного обучения и строятся на взаимоотношениях «учитель – ученик», чаще всего основанных на авторитарности учителя. Во время игры учитель должен создать в группе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение, одобрение действий учащихся.

  Важно соблюдать соответствующий темп и ритм ведения игры: быстрый вызывает отставание большинства учащихся, медленный порождает длительное ожидание своей очереди, скуку, потерю интереса.

  Контроль  за правильностью выполнения заданий осуществляет во время игры в первую очередь учитель, кроме него могут быть выбраны арбитры из числа учащихся, обычно самые подготовленные. Суть же подобного контроля заключается в фиксировании для себя учителем типичных ошибок, возникающих в процессе работы. После игры необходимо отработать в упражнениях нужные формы, при этом нельзя напоминать учащимся о том, что они делали ошибки во время игры.

  Доверительность и доброжелательность поддерживаются тем, что учитель тоже как бы участвует в игре, а не является сторонним наблюдателем. Он должен избегать строгого и поучающего тона, снисходительности. Но и другая крайность – полная включенность в игру, когда учитель в азарте забывает, зачем эта игра проводится, – недопустима. Учитель как бы играет, стимулируя деятельность учащихся, но сам остается «за занавесом» – он режиссер, учащиеся – актеры.

  Следует также обращать внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня владения знаниями. При этом обязательно в каждой команде должен быть лидер.

  По  окончании игры подводятся итоги, объявляются  победители. Учитель напоминает, какой материал надо повторить, чтобы в следующий раз одержать победу. Выявление победителей должно проходить без упреков и осуждения других команд и может иметь шутливый оттенок, причем обязательно следует мотивировать, почему учитель считает команду или нескольких учащихся победителями.

  В подведении итогов принимает участие  весь класс вместе с учителем. Дети обсуждают результаты игры. Это необходимо для выработки навыков самоконтроля, самооценки.

  Но  в любом случае всегда надо помнить, что игра должна быть логически связана с материалом урока, с его темой.

 

  

  Глава II

Роль  игры в обучении орфографии на базе V класса 

  § 1. Воспитание интереса к предмету на уроках русского языка  

   В период школьного обучения игра не исчезает, она сохраняется как побочный, второстепенный вид деятельности наряду с учебной. Поэтому учителю рекомендуется использовать интерес детей к играм в учебных целях, вводя в занятия игровые моменты, а иногда и большую часть урока проводя как игру. Игра на уроке выступает в качестве приема закрепления знаний и способа тренировки.

  При этом особое внимание обращается на творческий подход к проведению игр на уроке, на неограниченные возможности создания игровых ситуаций, помогающих постичь различные языковые явления.

  В общей системе работы по русскому языку, особенно в V классе, подобающее место найдет себе занимательная грамматика, но такая, которая не преследовала бы только развлекательные цели, а цели более серьезные. Занимательная грамматика должна быть создана в таком плане, чтобы, во-первых, она была доступна учащимся; во-вторых, чтобы она стимулировала развитие грамматического мышления детей; в-третьих, чтобы она воспитывала интерес к явлениям родной речи; в-четвертых, чтобы она содействовала лучшему усвоению программного материал по русскому языку и этим самым способствовала привитию сознательных навыков и умений. 

  Например, в V классе можно провести игру (3–5 минут), которая называется «Семафор».

  Порядок игры такой: вызванный ученик выходит  к доске и пишет трудное  слово. Если он написал правильно, все молча поднимают руки, «пропускают состав», и ученик садится на место. Если же слово написано неверно, «семафор закрыт», руки у всех опущены – ученик остается у доски.

  Вызываются  ребята из каждого звена, идет своеобразное соревнование.

  Весь  класс с интересом следит за тем, как «проходят составы». Причем каждый раз следует называть «станцию», через которую должен «пройти  состав»: «Непроизносимые согласные», «Падежные окончания существительных», «Правописание приставок на з», «Правописание приставок пре- и при-», «Трудные слова» и т. д.

  Также, например, можно посвятить целый  урок «Путешествию по станциям грамматики».

  Задолго до проведения подобного занятия  вывешивается объявление, где сообщаются «станции», через которые будут следовать «поезда».

  Станции носят название грамматических тем, на каждую из которых заготавливается карточка с заданием. Например, для станции «Приставки пре- и при-» задание такое: вставить пропущенные буквы в словах: пр...глубокий, пр..лечь, пр..восходный; для станции «Правописание суффиксов»: от существительных обман, сбор, переплет образовать новые слова, используя суффиксы -чик- или -щик-, и т. д.

  Каждая  карточка – это «билет»; получив его, ученик записывает в свой «путевой лист» указанное задание и выполняет его.

  Учащиеся, к примеру, старших классов, «контролеры», проверяют. Если задание выполнено верно, путешественник получает «билет» до «следующей станции»,  если же он ошибся – путь закрыт, он «сидит на той же станции», получает вторую карточку на то же правило и «не отправится в путь» до тех пор, пока не выполнит все верно.

    Затем проверяются все «путевые  листки». За аккуратность, четкость  и правильность выполнения присуждаются  три персональные премии. Среди  премированных наверняка окажутся не только отличники, но и средние ученики. Заинтересованность, напряженность, сосредоточенность помогают им лучше выполнить задание. А ведь будь это обычная самостоятельная работа по вариантам, удачных ответов будет гораздо меньше.

  Игра  вызывает интерес, повышает внимание, активность средних учеников на уроке.

  Изучение  и знание правил в курсе русского языка – не самоцель, а лишь одно из важнейших средств формирования орфографической зоркости. Этому способствуют, например, задания на составление «лесенок». Например: «Впишите в клетки лесенки прилагательные с суффиксом                     -ан-/-ян-, образованные от существительных».

   
р ж а н о й
  л е д я н о й
  з е м л я н о й
х о л с т я н о й
  п о л о т н я н ы й
х в о р о с т я н о й

 
 
 
 
 

  Аналогичное задание, но уже без лесенки, позволяет записать не одно, а несколько слов с определенным количеством букв: 6 букв – ржаной, пьяный и т.д., 7 – овсяный, кожаный, водяной, искряной, дощаный и т.д., 8 – просяной, костяной, жестяной, нефтяной, торфяной, травяной, кровяной, песчаный, глиняный, 9 – тростяной, шерстяной, холстяной, 10 – серебряный, конопляный, супесчаный, берестяной, полотняный, 11 – хворостяной. Много прилагательных, состоящих из 8 букв. Мало – из 11. Если кто-нибудь из учащихся подберет слова из большего числа букв, хотя бы сложные: полушерстяной, чистошерстяной и т.п. – следует обязательно похвалить их.

Информация о работе Игровые технологии