Игровые технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 14:16, реферат

Краткое описание

Принцип активности ребенка в процессе обучения, то есть высокий уровень его личной мотивации, осознанная потребность в усвоении знаний и умений, результативность и соответствие социальным нормам – один из основных в дидактике. Но так как такого рода активность сама по себе возникает нечасто, то чаще всего она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и применяемой педагогической технологии.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I Игровые технологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
§ 1. Игровая деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
§ 2. Педагогическая игра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
§ 3. Психолого-педагогические основы игровых технологий . . . . . . . . . . . 8
§ 4. Роль и место учителя в организации дидактических игр . . . . . . . . . . 10
Глава II Роль игры в обучении орфографии на базе V класса . . . . . . . . . . . . . 13
§ 1. Воспитание интереса к предмету на уроках русского языка . . . . . . . 13
§ 2. Дидактические игры в кружке занимательной грамматики . . . . . . . . 16
§ 3. Взаимосвязь классных и внеклассных занятий по русскому языку . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Реферат по СОТ.doc

— 295.50 Кб (Скачать)

  Заключение 

  Интерес у учащихся к урокам появляется тогда, когда учитель в стройной системе  излагает учебный материал, доводит  до сознания учащихся те или иные закономерности, раскрывая им эти закономерности в логически обоснованном порядке. Тогда учащиеся даже средних классов начинают понимать разумность и целенаправленность орфографических или пунктуационных правил. И тогда даже «неинтересное» ученики начинают изучать с интересом, сознавая, что это нужно для жизни. Интерес у учащихся к урокам появляется и тогда, когда учитель незаметно для учащихся ослабляет свое вмешательство в их работу и этим самым приучает учеников к самостоятельному выполнению заданий.

  Самым главным в решении проблемы занимательности является такая система обучения, при которой ученики убеждаются, что то, чему их учат, нужно знать, что это пригодится в жизни, что без этого нельзя овладеть знаниями и навыками. А элементы игры привнесут в процесс учебного занятия яркость, живость и дополнительное разнообразие в сочетании, разумеется, с полезным обучающим эффектом. Все это реально осуществимо, если, конечно, не трактовать «развлекательность» очень упрощенно, когда в предлагаемых учащимся различного рода загадках, задачах, викторинах не акцентируется внимание на немаловажном дидактическом аспекте, абсолютно забывая об активизирующей и интенсифицирующей  роли игр в обучении и воспитании личности школьников.

  Таким образом, мы делаем важное обобщение  по всему выше сказанному:

  - педагогическая игра является  средством активизации деятельности  учащихся на уроке, а также  одним из приемов преодоления  пассивности учеников, стимулирующим  их умственную деятельность и  развивающим познавательный интерес  к предмету;

  - правильно организованная игра с учетом удачно подобранного языкового материала тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и основательные орфографические навыки, особенно у детей среднего школьного возраста, когда еще велика потребность в игре;

   - помимо образовательного момента,  так как обучение и воспитание  тесно связаны между собой,  игра выполняет и воспитательные  функции, развивая у школьников  дисциплинированность, организованность, ответственность и коллективизм.

    В связи с этим, игру, на наш взгляд, следует считать необходимым, ключевым условием воздействия на ребенка. Она освобождает подсознание, делает процесс воспитания и обучения свободным, прямым, притягательным и ненавязанным.

  Кроме того, необходимо стремится к широкому внедрению игры в процесс обучения  и воспитания в современной школе, ведь игровые технологии имеет такую  обширную, потенциально благоприятную  сферу для применения: начиная  от освоения понятия, темы, какого-либо раздела на уроке или его части с помощью игровой деятельности  до применения игровых технологий во внеклассной работе. Все возможности в руках учителей-творцов, которые любят свое дело, прекрасно знают свой предмет и понимают всю важность работы в воспитании любознательного, любопытного, чуткого к новизне мысли и познанию подрастающего поколения. 
 

 

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. [Текст] /              Ю.П. Азаров. – М.: Просвещение, 1985. – 448 с.
  2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. [Текст] / Н.П. Аникеева. –                         М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
  3. Газман, О.С. В школу  – с игрой: Книга для учителя. [Текст] /                       О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.
  4. Левитес, Д.Р. Практика обучения: Современные образовательные технологии. [Текст] / Д.Р.  Левитес. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭСК», 1998. – 288 с.
  5. Никитин, Б.П. Развивающие игры. [Текст] / Б.П. Никитин. –                         М.: Педагогика, 1985. – 120 с., ил.
  6. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома. [Текст] / Н.В. Самоукина. –                 М.: Новая школа, 1993. – 144 с.
  7. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. [Текст] / Г.К. Селевко. –М.: Народное образование, 1998. – 256с.
 

 

Приложение 1

  «Как  ты слышишь звуки  и пишешь слова?»

  Учащимся  предлагается задание – прочитать  слово, потом произнести звуки в  обратном порядке, чтобы получить:

  1) из слова лён – цифру;

  2) из слова лей – название дерева;

  3) из слова лай название лодки;

  4) из слова люк – большой мешок;

  5) из слова ток – домашнее животное;

  6) из слова шёл – неправду;

  7) из слова шей – просьбу есть что-либо;

  8) из слова куб – связку, охапку чего-либо;

  9) из слова тол – прибор для измерения глубины моря;

  10) из слова лед – материал для крыши.

  Задачи  учащиеся решают самостоятельно, в  случаях затруднений можно первые два   примера   разобрать коллективно. Слова не нужно писать на доске, учитель их произносит вслух и дает учащимся некоторое время для обдумывания.

  Школьники могут в своих тетрадях пользоваться знаками транскрипции и вести  запись следующим образом. Сначала  записывается звуковой состав в привычном для учащихся виде.

  Например:  [л' о н]

  Затем запись приобретает следующий вид:  л - [ л'] -[ь]

                                                                                           [л]

                                                                             ё - [о]  - [о]

                                                                             н - [н]  - [н]

  Подобные  упражнения, развивая речевой слух учащихся, привлекают их внимание к  звуко-буквенному составу слов. Учащиеся наглядно убеждаются, что не всегда  и не все слова можно писать по слуху. Чаще всего при письме нужно  пользоваться правилами.     

 

Приложение 2

  Лото  «Безударные гласные»

  Предназначается для заучивания правописания слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением, и слов с затемненным этимологическим составом, в проверке которых школьники затрудняются.

  На  картах для учащихся наклеиваются рисунки с изображением предметов, в названиях которых есть непроверяемые или труднопроверяемые гласные: одеколон, сарай, машина, капуста, помидоры, малина, тарелка, береза, поросенок, снегирь, молоко, лошади, улица, воронка, деревня. На каждой карте расположено одинаковое количество рисунков, например, восемь. Рисунки на разных картах отчасти повторяются, но содержание разных карт полностью не совпадает, чтобы участники игры не могли заканчивать   ее одновременно. У ведущего, например, в мешочке, ведь так очень удобно хранить реквизит, – фишки, на которых записаны названия всех предметов, изображенных  на картах. Слова не повторяются, как и числа на фишках обычного лото.

  Каждый  играющий получает две карты лото, так как при меньшем количестве карт учащиеся недостаточно загружены работой, при большем, могут не успевать проверять написанное. У всех есть тетради и ручки для записи слов. Желающие приносят на кружковое занятие орфографический словарь.

  Ведущий по одной достает фишки и читает написанные на них слова. Участники игры просматривают свои карты. Если на одной из них есть рисунок, изображающий названный предмет,играющий записывает его название.При этом названия  предметов,изображенных на разных картах, записываются в разные столбики. Если рисунок есть на обеих картах, слово будет записано дважды - по одному разу в каждом столбике.

  Так как слов читается много, а рисунков на обеих картах всего 16, записывать приходится не очень часто и игра идет в быстром темпе. Играющие успевают не только записать названное слово, но и в случае сомнений проверить написание по словарю.

  Когда один из участников игры запишет в  одном из столбиков количество слов, равное числу рисунков на одной карте  лото, он сообщает об этом ведущему, который  просматривает записанное. Он сравнивает слова с рисунками для того, чтобы не записали слов, не имеющих отношения к данной карте или еще не названных ведущим, и проверяет правильность их написания. Если условия игры соблюдены и слова записаны безошибочно, выигравшему начисляется условленное количество очков, карта, по которой он выиграл, заменяется новой, и игра продолжается. Если играющий нарушил правила игры или в одном из записанных слов допустил орфографическую ошибку, его карта тоже заменяется, но снимаются два очка, полученных ранее за такую же или иную работу. Поэтому учащиеся охотно пользуются орфографическими словарями и вскоре приобретают навык пользования ими. Немаловажен и второй практический результат: имея              100–110 карт для игры в лото, вполне возможно на занятиях кружка занимательной грамматики заучить правописание 300–400 слов – практически все слова, обозначающие конкретные предметы, которые можно изобразить на рисунке.

  Для заучивания правописания тех слов, которые нельзя изобразить с помощью рисунков – отвлеченные имена существительные, прилагательные, глаголы и пр. – использовался другой вид лото. На картах вместо рисунков записывались слова с пропущенными орфограммами (к..лиграфия, инт..лигенция, сур..гат, кав..лерия и др.). Например, на картах может быть от пяти таких слов и более. Важно только одно: чтобы  на всех картах лото их было одинаковое количество. Эта игра проводилась так же, как в лото с рисунками на картах.

 

  «Грамматическое лото»

  Заготавливается 30 больших карт с выделенными  орфограммами. В каждой карте по 10 слов, и они выглядят следующим образом:

  Карта  №  10   комиссар   привстать   в Грузии
  с отцом   очертания   о своей мысли
  в синюю высь   милостивый   не  от чего   стал  мыться

 

  На  маленьких карточках написаны названия грамматических правил, которые нужно знать, чтобы правильно написать указанные слова.

  Игра  проводилась так. Ведущий вынимает из коробки маленькие карточки и  читает правила. Учащиеся бумажными  кружочками закрывают в больших  картах слова с названными орфограммами. Выигрывает тот, кто первый закрывает всю карту и правильно объясняет правописание каждого слова.

  Можно немного видоизменить данную игру следующим образом. Раздаются большие карты, и учащимся предлагается читать слова на одно какое-то правило и формулировать его. Или так: сформулировать коротко и четко 10 правил, примерами к которым являются слова в карточке.

  Самое сложное правило учащиеся запоминают хорошо, если работа по закреплению  его ведется с помощью карточек, особенно если они красиво оформлены, красочны. Обычно работа с карточками ведется и на уроках, ведь они помогают более эффективной проверке знаний. Все учащиеся должны иметь конверты с карточками, которые изготовляют сами. На небольших листках твердой бумаги написаны частицы не и ни, различные приставки, суффиксы и т. д. На дополнительных занятиях работа с карточками занимает ведущее место. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 3

    «Кто больше знает  слов?»

  Большой эффект при запоминании слов с  трудными орфограммами дает лексико-семантическая, или тематическая, классификации слов. С этой целью учащиеся самостоятельно записывают слова, распределяя их по колонкам. Например:

  Школа                    Вокзал                    Магазин

Информация о работе Игровые технологии