Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 14:16, реферат
Принцип активности ребенка в процессе обучения, то есть высокий уровень его личной мотивации, осознанная потребность в усвоении знаний и умений, результативность и соответствие социальным нормам – один из основных в дидактике. Но так как такого рода активность сама по себе возникает нечасто, то чаще всего она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и применяемой педагогической технологии.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I Игровые технологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
§ 1. Игровая деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
§ 2. Педагогическая игра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
§ 3. Психолого-педагогические основы игровых технологий . . . . . . . . . . . 8
§ 4. Роль и место учителя в организации дидактических игр . . . . . . . . . . 10
Глава II Роль игры в обучении орфографии на базе V класса . . . . . . . . . . . . . 13
§ 1. Воспитание интереса к предмету на уроках русского языка . . . . . . . 13
§ 2. Дидактические игры в кружке занимательной грамматики . . . . . . . . 16
§ 3. Взаимосвязь классных и внеклассных занятий по русскому языку . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение
Интерес у учащихся к урокам появляется тогда, когда учитель в стройной системе излагает учебный материал, доводит до сознания учащихся те или иные закономерности, раскрывая им эти закономерности в логически обоснованном порядке. Тогда учащиеся даже средних классов начинают понимать разумность и целенаправленность орфографических или пунктуационных правил. И тогда даже «неинтересное» ученики начинают изучать с интересом, сознавая, что это нужно для жизни. Интерес у учащихся к урокам появляется и тогда, когда учитель незаметно для учащихся ослабляет свое вмешательство в их работу и этим самым приучает учеников к самостоятельному выполнению заданий.
Самым главным в решении проблемы занимательности является такая система обучения, при которой ученики убеждаются, что то, чему их учат, нужно знать, что это пригодится в жизни, что без этого нельзя овладеть знаниями и навыками. А элементы игры привнесут в процесс учебного занятия яркость, живость и дополнительное разнообразие в сочетании, разумеется, с полезным обучающим эффектом. Все это реально осуществимо, если, конечно, не трактовать «развлекательность» очень упрощенно, когда в предлагаемых учащимся различного рода загадках, задачах, викторинах не акцентируется внимание на немаловажном дидактическом аспекте, абсолютно забывая об активизирующей и интенсифицирующей роли игр в обучении и воспитании личности школьников.
Таким образом, мы делаем важное обобщение по всему выше сказанному:
-
педагогическая игра является
средством активизации
- правильно организованная игра с учетом удачно подобранного языкового материала тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и основательные орфографические навыки, особенно у детей среднего школьного возраста, когда еще велика потребность в игре;
-
помимо образовательного
В связи с этим, игру, на наш взгляд, следует считать необходимым, ключевым условием воздействия на ребенка. Она освобождает подсознание, делает процесс воспитания и обучения свободным, прямым, притягательным и ненавязанным.
Кроме
того, необходимо стремится к широкому
внедрению игры в процесс обучения
и воспитания в современной школе,
ведь игровые технологии имеет такую
обширную, потенциально благоприятную
сферу для применения: начиная
от освоения понятия, темы, какого-либо
раздела на уроке или его части с помощью
игровой деятельности до применения
игровых технологий во внеклассной работе.
Все возможности в руках учителей-творцов,
которые любят свое дело, прекрасно знают
свой предмет и понимают всю важность
работы в воспитании любознательного,
любопытного, чуткого к новизне мысли
и познанию подрастающего поколения.
ЛИТЕРАТУРА
Приложение 1
«Как ты слышишь звуки и пишешь слова?»
Учащимся предлагается задание – прочитать слово, потом произнести звуки в обратном порядке, чтобы получить:
1) из слова лён – цифру;
2) из слова лей – название дерева;
3) из слова лай – название лодки;
4) из слова люк – большой мешок;
5) из слова ток – домашнее животное;
6) из слова шёл – неправду;
7) из слова шей – просьбу есть что-либо;
8) из слова куб – связку, охапку чего-либо;
9) из слова тол – прибор для измерения глубины моря;
10) из слова лед – материал для крыши.
Задачи учащиеся решают самостоятельно, в случаях затруднений можно первые два примера разобрать коллективно. Слова не нужно писать на доске, учитель их произносит вслух и дает учащимся некоторое время для обдумывания.
Школьники могут в своих тетрадях пользоваться знаками транскрипции и вести запись следующим образом. Сначала записывается звуковой состав в привычном для учащихся виде.
Например: [л' о н]
Затем запись приобретает следующий вид: л - [ л'] -[ь]
Подобные упражнения, развивая речевой слух учащихся, привлекают их внимание к звуко-буквенному составу слов. Учащиеся наглядно убеждаются, что не всегда и не все слова можно писать по слуху. Чаще всего при письме нужно пользоваться правилами.
Приложение 2
Лото «Безударные гласные»
Предназначается для заучивания правописания слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением, и слов с затемненным этимологическим составом, в проверке которых школьники затрудняются.
На картах для учащихся наклеиваются рисунки с изображением предметов, в названиях которых есть непроверяемые или труднопроверяемые гласные: одеколон, сарай, машина, капуста, помидоры, малина, тарелка, береза, поросенок, снегирь, молоко, лошади, улица, воронка, деревня. На каждой карте расположено одинаковое количество рисунков, например, восемь. Рисунки на разных картах отчасти повторяются, но содержание разных карт полностью не совпадает, чтобы участники игры не могли заканчивать ее одновременно. У ведущего, например, в мешочке, ведь так очень удобно хранить реквизит, – фишки, на которых записаны названия всех предметов, изображенных на картах. Слова не повторяются, как и числа на фишках обычного лото.
Каждый играющий получает две карты лото, так как при меньшем количестве карт учащиеся недостаточно загружены работой, при большем, могут не успевать проверять написанное. У всех есть тетради и ручки для записи слов. Желающие приносят на кружковое занятие орфографический словарь.
Ведущий по одной достает фишки и читает написанные на них слова. Участники игры просматривают свои карты. Если на одной из них есть рисунок, изображающий названный предмет,играющий записывает его название.При этом названия предметов,изображенных на разных картах, записываются в разные столбики. Если рисунок есть на обеих картах, слово будет записано дважды - по одному разу в каждом столбике.
Так как слов читается много, а рисунков на обеих картах всего 16, записывать приходится не очень часто и игра идет в быстром темпе. Играющие успевают не только записать названное слово, но и в случае сомнений проверить написание по словарю.
Когда один из участников игры запишет в одном из столбиков количество слов, равное числу рисунков на одной карте лото, он сообщает об этом ведущему, который просматривает записанное. Он сравнивает слова с рисунками для того, чтобы не записали слов, не имеющих отношения к данной карте или еще не названных ведущим, и проверяет правильность их написания. Если условия игры соблюдены и слова записаны безошибочно, выигравшему начисляется условленное количество очков, карта, по которой он выиграл, заменяется новой, и игра продолжается. Если играющий нарушил правила игры или в одном из записанных слов допустил орфографическую ошибку, его карта тоже заменяется, но снимаются два очка, полученных ранее за такую же или иную работу. Поэтому учащиеся охотно пользуются орфографическими словарями и вскоре приобретают навык пользования ими. Немаловажен и второй практический результат: имея 100–110 карт для игры в лото, вполне возможно на занятиях кружка занимательной грамматики заучить правописание 300–400 слов – практически все слова, обозначающие конкретные предметы, которые можно изобразить на рисунке.
Для заучивания правописания тех слов, которые нельзя изобразить с помощью рисунков – отвлеченные имена существительные, прилагательные, глаголы и пр. – использовался другой вид лото. На картах вместо рисунков записывались слова с пропущенными орфограммами (к..лиграфия, инт..лигенция, сур..гат, кав..лерия и др.). Например, на картах может быть от пяти таких слов и более. Важно только одно: чтобы на всех картах лото их было одинаковое количество. Эта игра проводилась так же, как в лото с рисунками на картах.
«Грамматическое лото»
Заготавливается 30 больших карт с выделенными орфограммами. В каждой карте по 10 слов, и они выглядят следующим образом:
Карта № 10 | комиссар | привстать | в Грузии |
с отцом | очертания | о своей мысли | |
в синюю высь | милостивый | не от чего | стал мыться |
На маленьких карточках написаны названия грамматических правил, которые нужно знать, чтобы правильно написать указанные слова.
Игра проводилась так. Ведущий вынимает из коробки маленькие карточки и читает правила. Учащиеся бумажными кружочками закрывают в больших картах слова с названными орфограммами. Выигрывает тот, кто первый закрывает всю карту и правильно объясняет правописание каждого слова.
Можно немного видоизменить данную игру следующим образом. Раздаются большие карты, и учащимся предлагается читать слова на одно какое-то правило и формулировать его. Или так: сформулировать коротко и четко 10 правил, примерами к которым являются слова в карточке.
Самое
сложное правило учащиеся запоминают
хорошо, если работа по закреплению
его ведется с помощью
Приложение 3
«Кто больше знает слов?»
Большой эффект при запоминании слов с трудными орфограммами дает лексико-семантическая, или тематическая, классификации слов. С этой целью учащиеся самостоятельно записывают слова, распределяя их по колонкам. Например:
Школа Вокзал Магазин