Формирования профессиональных интересов будущих специалистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2011 в 16:37, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования: изучение, научное обоснование, разработка, внедрение и проверка эффективности педагогических рекомендаций по формированию профессиональных интересов студентов среднего профессионального образования в процессе обучения.

Оглавление

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
1.1 Проблема определения категории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике
1.2 Педагогические приемы и методы профессионального интереса у будущих педагогов профессионального образования
1.3 Педагогические условия формирования профессиональных
интересов студентов среднего профессионального педагогического учебного заведения
Выводы к 1 Главе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ГОУ СПО «МИАССКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
2.1 Анализ уровня сформированности профессионального интереса студентов среднего профессионального педагогического учебного заведения. Цель и задачи практической работы.
2.2. Рекомендации, направленные на формирование профессионального интереса у будущих педагогов профессионального образования
Выводы по 2-й главе
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Общее содержание.doc

— 403.00 Кб (Скачать)
="justify">     Психологические теории деятельности и учения как  деятельности, обоснованные в фундаментальных  работах Л.С. Выготского, И.И. Ильясова, Л.Б. Ительсона, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной. Определение роли познавательных интересов в формировании профессиональных интересов, раскрытой Н.А. Бакшаевой, А.А. Вербицким, Г.А. Сухобской, О.К Тихомировым, Л.И. Фридманом, Л.Б. Юшковой. Идеи контекстного обучения, представленные в исследованиях А.А. Вербицкого, Н.А. Бакшаевой, В.Н. Крутикова, Т.Н. Лененко. Концепция личностно ориентированного образования, разрабатываемая В.П. Беспалько, Г.И. Железовской, И.А. Зимней, Н.К. Сергеевым, В.В. Сериковым, И.С. Якиманской. Концепции профессионального развития, представленные в работах Р.П. Атутова, В.П. Беспалько, Э.Ф. Зеера, Л.М.Кустова, А.К.Марковой. Идеи компетентностного подхода при определении сущностных характеристик качества будущих специалистов и психолого-педагогического обеспечения их подготовки (Н.Г. Печенюк, Н.Ф. Радионова, Л.Л. Редько, Н.Ф. Талызина, С.Е. Шишов и др.).

     Методы  исследования. Сочетание научно – теоретического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор методов исследования таких, как: теоретический анализ и синтез психологической, педагогической и методической литературы, системный анализ, анкетирование, наблюдение, анализ документации, методы математической статистики.

     База  исследования. Челябинская область, г. Миасс, ГОУ СПО Миасский педагогический колледж.

     Структура выпускной квалификационной работы обусловлена логикой проведенного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.  

   Практическая  значимость. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использования при организации учебно-воспитательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях, в том, что могут являться основой для создания методических разработок по реализации выявленных педагогических условий на практике с целью формирования профессиональных интересов будущих специалистов.

   В целом, полученные результаты и их теоретическое  обоснование служат задачам значительного  повышения качества образования  выпускников средних профессиональных учебных заведений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ 
 

    1. Проблема  определения категории «интерес»  в современной отечественной  психологии и педагогике
 

     Анализ  литературы по проблеме интереса показал, что можно выделить несколько направлений определения интереса. Первое направление называется аксеологическим. Оно связано с этимологией слова «интерес». «Я заинтересован в чем-то, мне это интересно, мне это нужно, важно – таково его широкое понимание, что соответствует буквальному переводу слова «interest» с латинского – имеет значение, важно» [11; с. 168]. В этом объяснении скрыта еще одна интерпретация интереса как выгоды.

     Существует  мнение, что познавательный интерес  носит бескорыстный характер [17; с.42], но есть и другая точка зрения. Так, С.П. Манукян убежден, что в понятийном аппарате педагогики должно существовать понятие «интерес» в значении «польза», «благо», «выгода». Он считает, что в настоящее время вся педагогическая литература признает существование лишь познавательного интереса, слово «интерес» в ней означает только внимание, направленность, желание, и большинство исследователей не оставляют места в общей концепции мотивации учения для интереса ученика в качестве пользы. Поэтому в этой концепции почти не существует теоретического положения о заинтересовывающем обучении, и в научном педагогическом обращении не существует понятия «интерес» в значении «польза». С этим С.П. Манукян не может согласиться и предлагает пересмотреть существующее положение в педагогической науке, опираясь на то, что в настоящее время широко распространяется идея личной заинтересованности в сочетании с общественными интересами. Эта трактовка интереса близка по определению к ценностным ориентациям, так как ценности – это субъективные отражения в сознании индивида некоторых свойств предметов и явлений окружающей действительности с точки зрения их возможности удовлетворить потребности человека [9; с.119].

     Второе направление определения интереса можно назвать аттитюдным (англ. attitude – отношение), так как некоторые исследователи рассматривают интерес как отношение. А.А.Люблинская полагает, что это познавательное отношение человека к окружающему его миру, которое основано на ориентировочно-исследовательском рефлексе. По мнению Н.Г. Морозовой, интересом называется эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом, а В.И. Ковалев подчеркивает, что это устойчивое положительное эмоциональное отношение. Г.И. Щукина, утверждает, что это особое избирательное отношение к окружающему миру [25; с.6]. Мы полагаем, что эта трактовка интереса близка к определению социальной установки, а точнее, ее производной – смысловой установки, которая выражает отношение личности к объектам, имеющим личностный смысл [9; с.115].

     Третье  направление мы обозначим как  векторное, поскольку определение  интереса как направленности является одним из наиболее распространенных. Одни авторы говорят о направленности как о качестве личности, то есть, личностном образовании. Так, С.Л. Рубинштейн под интересом понимал специфическую направленность личности, и в словаре К.К. Платонова интерес рассматривается как одна из форм направленности личности, В.Б. Бондаревский уточняет, что это специфическая познавательная направленность личности. Как сложное личностное образование интерес представляет собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал.

     Другие  ученые говорят об интересе как направленности, но уже в связи с психическими процессами. Г.И. Щукина называет его «избирательной направленностью психических процессов на объекты и явления окружающего мира» [28; с. 53], одновременно утверждая, что это «особое избирательное отношение к окружающему миру» [27; с.6]. А.К.Маркова полагает, что это направленность активности, а Э.Ф. Зеер считает, что это положительно эмоционально окрашенная направленность внимания на явления, предметы, область действительности [19; с.54]. Можно выделить и четвертое направление определения интереса – потребностно-мотивационное направление. На наш взгляд, оно наиболее точно отражает его природу. Прежде всего, существует точка зрения на интерес как побуждение. Например, в психологическом словаре интерес определяется как субъективная представленность элементов мотивационно–потребностной сферы в виде побуждения к активности со стороны функциональных мотивов, удовлетворение которых связано не с результатом, а с процессом деятельности. Функциональные мотивы, среди которых и познавательные, возникают на основе потребностей. А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М.Фридман и Т.А. Матис относят интерес к одному из видов побуждения [24; с.14]. Они подчеркивают его зависимость от других сторон мотивационной сферы и называют производной составляющей мотивации.

     Определить  суть понятия «интерес» можно  при помощи сравнения с понятиями  «потребность» и «мотив». Начнем с того, что одни и те же авторы в своих работах называют интерес то потребностью, то. Иногда исследователи природы интереса пытаются объединить понятия «потребность» и «мотив». Например, В.Симонов считает, что интерес представляет собой развернутую вовне, в социальную реальность потребность, которую реализует субъект в форме мотива. А.А. Реан и Я.Л. Коломинский пишут о том, что интерес может выступать в качестве мотива, который является внутренним побуждением личности к активности, а побуждение связано с удовлетворением потребности [22; с.56]. Э.Ф. Зеер полагает, что это социально-психологическое образование, которое актуализируется в форме потребностей, а затем через мотив детерминирует деятельность [19; с.54]. Но существуют и однозначные определения. Например, интерес – это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности. И.А. Зимняя уточняет, что это эмоциональное переживание познавательной потребности [10; с.296].

     Утверждение о том, что в основе интереса лежит  потребность, разделяется наибольшим числом исследователей. Особое значение ученые придают познавательному  интересу. По мнению Г.И. Щукиной, он вырастает из потребности знать, то есть, рождается из общей глобальной потребности человека в познании [26; с.8]. Д.К.Гилев полагает, что он возникает на основе осознания потребности, принятия ее личностью [8; с.12]. Н.И. Шевандрин считает, что интерес это когнитивно-мотивационное состояние познавательного характера, которое связано с одной центральной потребностью [25; с.195]. Е.П. Ильин предпринял попытку проанализировать многообразие взглядов на интерес как психологический феномен. Он пришел к выводу, что разные определения интереса имеют два общих обстоятельства: наличие в интересе потребности и положительное переживание этой потребности [11; с.172].

     Интерес связан с потребностью, это очевидно для большинства исследователей, но, как отмечает Е.П. Ильин, было бы неправильно отождествлять интерес и потребность. Он убежден, что отличие здесь очень тонкое, многие ученые его чувствуют интуитивно, но с объяснениями затрудняются. Д.К. Гилев, утверждая, что интерес не является потребностью, указывает на их различия по соотношению биологического и социального, а также по широте и жизненной функции [8; с.12]. По мнению С.Л. Рубинштейна между интересом и потребностью нельзя поставить знак равенства, поскольку потребность вызывает желание обладать предметом, а интерес ознакомиться с ним. На этом основании он определил интерес как специфический мотив познавательной деятельности и выявил наличие в нем двух моментов: эмоциональной привлекательности и осознанной значимости [23; с.525-526]. С другой стороны, существует мнение, что интерес в динамике своего развития может превращаться в склонность, потребность. Так, в словаре под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова указывается, что в ряду потребностных отношений интерес занимает промежуточное положение, возникает на основе познавательного влечения (желания) и может перерасти в устойчивую потребность [20; с.140-141].

     В.Н. Максимова выводит такую последовательность развития интереса: познавательной интерес  как мотив деятельности способствует появлению познавательной потребности, а на базе познавательной потребности, в свою очередь, рождается познавательный интерес как мотив действий. Точка зрения на интерес как мотив встречается также часто, как и утверждение, что интерес это осознанная потребность. В словаре под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова интерес представлен как мотив или мотивационное состояние [20; с.140]. Д.К. Гилев полагает, что из всех мотивов самый сильный мотив это тот, в основе которого лежит познавательный интерес [8; с.29]. М.В. Матюхина и Г.И. Щукина также рассматривают познавательный интерес как мотив учебной деятельности. По мнению же Н.Г.Морозовой, интерес вообще не является разновидностью мотива [18, с.38].

     Несмотря  на множество подходов к определению  интереса, мнения исследователей сходятся при выделении его параметров и характеристик. Они отмечают, что, прежде всего, ему присуща положительно окрашенная и избирательная обращенность учащегося к разным сторонам учения [24; с.6]. Другими словами, он обнаруживается в эмоциональном тоне, во внимании к объекту интереса. Кроме того, интерес проявляется в желании как можно больше узнать, в стремлении к самостоятельному исканию нового, сосредоточенности внимания, то есть, в нем ярко выражен волевой компонент. Для интереса характерны проявления мыслительной активности, такие как вопросы учащихся, активное участие без требований и указаний, дополнение и исправление ответов, стремление выяснить непонятное.

     Таким образом, интерес это «сплав», единство интеллектуальных, эмоциональных, волевых  проявлений личности, ядро которого составляют мыслительные процессы. Кроме того, определены основные свойства интереса – предметность и осознанность. Анализ литературы по проблеме интереса показал, что, действительно, интерес является сложным и неоднородным понятием. И это подтверждает множество его интерпретаций и определений. Интересы возникают в связи с потребностями из взаимоотношений человека с окружающим его миром. Интерес – это осознанная, предметная потребность, выражающаяся в определенной нацеленности на деятельность. Только развивая познавательные интересы, можно добиться развития самостоятельности и субъект-субъектных отношений в образовательном процессе.  
 

    1. Педагогические  приемы и методы профессионального  интереса у будущих педагогов  профессионального образования
 

     Важнейшими задачами формирования и развития профессионального интереса  являются:

     - формирование системы знаний  о предметах и явлениях окружающей  жизни как основы воспитания  правильного отношения к ней;

     - развитие навыков и умений  умственной деятельности, познавательных процессов и способностей;

     - формирование любознательности.

     Эти задачи взаимосвязаны. Решение каждой задачи связано с определенным содержанием  умственного воспитания. К основным методам развития профессионального интереса учащихся относятся:

     а)  проблемное изложение изучаемого материала;

Информация о работе Формирования профессиональных интересов будущих специалистов