Формирования профессиональных интересов будущих специалистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2011 в 16:37, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования: изучение, научное обоснование, разработка, внедрение и проверка эффективности педагогических рекомендаций по формированию профессиональных интересов студентов среднего профессионального образования в процессе обучения.

Оглавление

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
1.1 Проблема определения категории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике
1.2 Педагогические приемы и методы профессионального интереса у будущих педагогов профессионального образования
1.3 Педагогические условия формирования профессиональных
интересов студентов среднего профессионального педагогического учебного заведения
Выводы к 1 Главе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ГОУ СПО «МИАССКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
2.1 Анализ уровня сформированности профессионального интереса студентов среднего профессионального педагогического учебного заведения. Цель и задачи практической работы.
2.2. Рекомендации, направленные на формирование профессионального интереса у будущих педагогов профессионального образования
Выводы по 2-й главе
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Общее содержание.doc

— 403.00 Кб (Скачать)

     Деловая игра решает «серьезные» задачи по развитию личности специалиста, обучаемые усваивают знания, умения в контексте профессии, приобретают и профессиональную компетенцию, и социальную компетенцию (навыки взаимодействия в коллективе производственников, навыки профессионального общения и управления людьми). Но эта «серьезная» деятельность реализуется в игровой (частично азартной) форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоционально «раскрепоститься», проявлять творческую инициативу [30; c. 543].

     Деловая игра по уровню сложности бывает следующих видов:

     1) «анализ конкретных профессиональных  ситуаций» – обучаемые знакомятся с ситуацией, с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, возникающее перед специалистом в его профессиональной практике и требующее от него соответствующего решения; студенты предлагают свои решения в той или иной ситуации, которые коллективно обсуждаются;

     2) «разыгрывание ролей» – студенты получают исходные данные по ситуации, а затем берут на себя исполнение определенных ролей. Исполнение ролей происходит в присутствии других студентов, которые потом оценивают действия участников ситуации, принимаемые ими самостоятельные решения в зависимости от условий сценария, действий других исполнителей и в зависимости от ранее принятых собственных решений, т.е. при разыгрывании ролей нельзя полностью предсказать ситуации, в которых оказывается тот или иной исполнитель; этот метод обучения используется для выработки практических профессиональных и социальных навыков;

     3) полномасштабная деловая игра, имитирующая  профессиональную деятельность и последствия принимаемых профессиональных решений.

     Деловая игра в данном случае оказывается  эффективнее, чем какой-либо другой метод, потому что она, поставив студента в ситуацию реальных действий в роли конкретного действующего лица, заставляет его мыслить конкретно и предметно, с явно осознаваемой целью достичь реально ощутимого результата. И это обстоятельство обостряет внимание обучаемого, делает мышление более целеустремлённым, а значит, способствует лучшему усвоению изучаемого материала. Ниже приведён пример контекстно-игровой ситуации для студентов экономических специальностей [37, c. 279 – 287].

     1. Содержание игры. В строительной фирме через месяц должен выйти на пенсию начальник строительного участка Лебедев Р.С. В последние два года участок работал неровно: производственный план то выполнялся, то не выполнялся, производственный процесс шёл со сбоями, наблюдалась значительная текучесть кадров, низкие заработки рабочих.

     2. Характеристики кандидатов. Захаров П.П. – мастер строительного участка, образование среднее специальное. В фирме работает 15 лет. Пять лет трудился на участке рабочим, затем бригадиром и пять лет назад был назначен мастером этого же строительного участка. Очень активен в производственных вопросах. Хорошо «выбивает» необходимые материалы, хотя не всегда ему удаётся добиться, чтобы эти материалы поступили на участок вовремя. Умеет найти общий язык с рабочими в сложных ситуациях. Противник забастовочных движений, считает, что они не принесут положительных результатов в решении производственных и житейских вопросов для рабочих.

     Принимает активное участие в общественной жизни организации: является членом профсоюзного комитета, возглавляла кампанию по выборам в народные депутаты республики, работает в совете молодых специалистов. Постоянно повышает свою квалификацию, занимается на вечерних курсах по современному менеджменту и маркетингу в коммерческом институте. Считает, что знания основ рыночной экономики сегодня необходимы каждому руководителю, независимо от занимаемой должности.

     3. Вопросы для участников  деловой игры.

     1) Каковы достоинства и недостатки  каждого из кандидатов на должность начальника участка? Представьте эти достоинства и недостатки в систематизированном виде на основе имеющейся информации.

     2) Кто из кандидатов, по вашему  мнению, больше остальных подходит

     на  должность начальника участка? Обоснуйте  выбор.

     3) Какими методами вы пользовались при оценке кандидатов? Охарактеризуйте эти методы.

     4) Какие недостатки (на основе полученной  информации) в организации кадровой  работы вы можете назвать? Что,  по вашему мнению, необходимо  сделать для их устранения?

     5) Можете ли спрогнозировать деятельность выбранного вами кандидата в должности начальника участка?

     6) Какие качества своего кандидата  вы считаете наиболее важными?  Большая эффективность контекстно-игровой  деятельности по сравнению с  более традиционными формами  обучения (например, лекцией) достигается не только за счёт более полного воссоздания реальных условий профессиональной деятельности, но и за счёт более полного личностного включения обучаемого в игровую ситуацию, интенсификации межличностного общения, наличия ярких эмоциональных переживаний успеха или неудачи. В отличие от дискуссионных и тренинговых методов, здесь возникает возможность направленного вооружения обучаемого эффективными средствами для решения задач, задаваемых в игровой форме, но воспроизводящих весь контекст значимых элементов профессионально деятельности.

     Будущие специалисты должны в процессе обучения прочно овладевать теоретическими основами профессионального мастерства. Теоретические  знания – база формирования обще профессиональных умений. Важно, чтобы студенты научились сознательно применять теоретические знания в своей практической деятельности, теоретически осмысливали её, осознавали профессиональную значимость теоретических знаний и практических умений. Известно, что только в процессе применения знаний на практике можно достаточно полно овладеть ими, приобрести умение использовать их в различных конкретных ситуациях. Успешная реализация теоретических знаний студентов во время учебной и производственной практики предполагает активизацию познавательного интереса, актуализацию и синтезирование знаний. Теоретические знания о задачах, целях, содержании, формах и методах практической деятельности помогают студентам увидеть её идеальную картину. При наблюдении в период практики за практической деятельностью специалиста у них складывается представление о реальной профессиональной деятельности, выявляются случаи несовпадения идеального и реального (как должно быть и что есть на практике). Ведущей задачей производственной практики является развитие индивидуальных творческих способностей будущих специалистов [2, c. 79 – 80]. Для решения этой задачи должна предусматриваться большая дифференциация и индивидуализация содержания и организации производственной практики. В организации учебной и производственной практики необходимо предусмотреть усиление самостоятельности и активности студентов, участие органов студенческого самоуправления, учёт мнения студентов. Именно в период прохождения производственной практики студенты вплотную знакомятся с работой менеджера, осознают важность избранной профессии, понимают, что без хороших знаний по предмету работать невозможно.

     В процессе учёбы в учреждениях  профессионального образования  и в период производственной практики студенты сталкиваются с различными конкретными и специфическими для будущей профессии ситуациями. Важно научить студентов ориентироваться в конкретной ситуации и выбирать нужное, правильное решение из нескольких. Анализ, сравнение и обобщение производственных явлений, наблюдаемых в период практики, осмысление их с позиций психолого-педагогической теории, анализ личного опыта с его теоретическим обоснованием – всё это также способствует развитию и активизации познавательного интереса, т.е. интереса к учению. Таким образом, для активизации профессионально-познавательного интереса студентов необходима комплексная программа, реализующая новые методы обучения в вузе, мотивирующая «интересное» учение и организацию учебной и производственной практики в соответствии с интересами студентов, участие в НИРС, применение современных информационно-коммуникационных средств в обучении.

     Производственно-профессиональное обучение. Сформированная профессиональная деятельность должна [36, c. 73 – 76]:

     1) достигать намеченной цели – воспроизводить продукт заданного образца,

     2) выполняться как последовательность действий и операций, реализующих требуемую технологию производственного процесса,

     3) отвечать установленной норме  производительности (количество продукта в единицу времени),

     4) быть сознательной, т.е. разумно выполняться, вызываться и управляться сознательной целью,

     5) выполняться легко, свободно, в  быстром и равномерном темпе, со значительной мерой автоматизации навыков.

     Автоматизация освобождает сознание от контроля за осуществлением моторных, сенсорных и интеллектуальных операций, устойчиво повторяющихся при выполнении действий. Но в поле сознания остаются цели, ради которых выполняется действие, и условия, в которых оно протекает, а также его результаты. В основе образования навыков лежат пробные попытки. Без повторных практических попыток формирование навыков невозможно. Практические пробы протекают как сознательные попытки воспроизвести определенные действия. Различают два главных пути обучения навыкам. Первое направление за основу берет выработку сенсорных дифференцировок, учит ориентирам действия и автоматизирует их восприятие, формирует сознательную установку на овладение навыками, используя упражнения комплексного характера на осмысленных содержательных задачах; обучение трудовым навыкам происходит в процессе изготовления полезных вещей.

     Второе  направление за основу обучения берет  выработку моторных дифференцировок, тщательную отработку всех элементов действия, используя упражнения аналитического характера на стандартных элементах, формальных задачах; их решению способствует знание результата и удовлетворение при его достижении. Путь к этому - закрепление элементов правильного действия и постепенное их объединение в целостном действии. Такую методику можно назвать аналитической, в отличие от другой – синтетической [31, c. 140 – 142].

     Трудно  однозначно ответить, какой из подходов «лучше». При аналитическом подходе  сначала дело идет быстрее и легче, навыки отличаются большой четкостью, правильностью и прочностью. Однако затем возникают трудности при объединении отдельных элементов в целостные действия. Учение замедляется, а сформированные навыки оказываются иногда шаблонными и негибкими. При синтетической методике, наоборот, сначала дело обычно идет медленно и с трудом, однако затем учение ускоряется, а навыки отличаются гибкостью и легкой приспосабливаемостью. Эффективно формирование навыков происходит в условиях формирования ориентировочной основы действия профессионального умения. Под ориентировочной основой действия понимается совокупность отраженных человеком объективных условий, на которые он реально ориентируется при выполнении действий.

     Полное  развернутое содержание ориентировочной  деятельности как ее нормативный образец при формировании конкретного профессионального умения фиксируется в «учебной карте» (УК – специально разработанный вид учебного пособия). На каждое учебное задание составляется отдельная карта. Ее образец дается в конце данного параграфа. Учебная карта выполняет следующие функции: фиксирует нормативное содержание деятельности, образец ее выполнения в процессе усвоения, что дает возможность контроля и коррекции - фактическое выполнение действий может сличаться с эталонным, а так же организует ориентировочную деятельность человека по анализу задания и процесса его выполнения.

     На  первом этапе усвоения студент, прочитывая очередной пункт УК, выполняет соответствующее действие, затем - следующий шаг и т. д. На следующем этапе студент ориентируется указаниями УК в другой форме - карты у него уже нет, но перед тем как выполнить очередное действие, он должен вслух проговорить его, «дать отчет» другому человеку. И если при этом он допускает неточности, то контролирующий его поправляет, возвращает к тексту УК. Позже студент должен будет уже не подробно рассказывать о выполняемой деятельности, а только называть сначала действия, а потом обобщенное название функциональных систем действий.

     Таким образом, ориентировочная деятельность меняет свою форму от этапа к этапу, принимая в конце форму умственной деятельности (интериоризация). Исполнительная же сторона формируемого умения всегда остается практической. Для анализа процесса обучения полезно использовать математические модели обучаемости. Показателями обучаемости могут быть время выполнения операций, количество ошибок, величина отклонения от эталонного образца и т. п. По мере повышения уровня подготовки студентов указанные показатели убывают и выражаются математической моделью обучаемости в функции от времени подготовки. С помощью математической модели обучаемости можно заранее оценить ожидаемый уровень подготовки студента в зависимости от времени, затрачиваемого на его подготовку [31, c. 143].

     Инновационное обучение. В настоящее время осознается необходимость смены образовательной парадигмы. «Основное противоречие современной системы образования - это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу - максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию».

Информация о работе Формирования профессиональных интересов будущих специалистов