Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2011 в 16:37, дипломная работа
Целью исследования: изучение, научное обоснование, разработка, внедрение и проверка эффективности педагогических рекомендаций по формированию профессиональных интересов студентов среднего профессионального образования в процессе обучения.
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
1.1 Проблема определения категории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике
1.2 Педагогические приемы и методы профессионального интереса у будущих педагогов профессионального образования
1.3 Педагогические условия формирования профессиональных
интересов студентов среднего профессионального педагогического учебного заведения
Выводы к 1 Главе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ГОУ СПО «МИАССКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
2.1 Анализ уровня сформированности профессионального интереса студентов среднего профессионального педагогического учебного заведения. Цель и задачи практической работы.
2.2. Рекомендации, направленные на формирование профессионального интереса у будущих педагогов профессионального образования
Выводы по 2-й главе
Заключение
Список использованных источников
Все информационные технологии связаны с компьютерным обучением. Для их реализации требуется: создать технологические условия, аппаратные и программные средства, телекоммуникационные системы, обеспечивающие выполнение указанных условий; обеспечить индустриально-технологическую базу для производства в рамках международного разделения труда национальных конкурентоспособных информационных технологий и ресурсов; обеспечить первоочередное развитие опережающего производства информации и знаний; подготовить квалифицированные кадры; реализовать комплексное внедрение информационных технологий в сферу производства, управления, образования, науки, культуры, транспорта, энергетики [30; c. 549].
Перспективно также применение модульного обучения. Модуль - это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся. Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисциплины. Модуль часто совпадает с темой дисциплины или блоком взаимосвязанных тем. Однако, в отличие от темы, в модуле все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение учащимся занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения, которыми должен овладеть обучаемый.
В модульном обучении все заранее запрограммировано: последовательность изучения учебного материала, перечень основных понятий, навыков и умений, которыми необходимо овладеть, уровень усвоения и контроль качества усвоения. Число модулей зависит как от особенностей самого предмета, так и от желаемой частоты контроля обучения. Модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля. Чем крупней или важней модуль, тем большее число баллов ему отводится. Понятие базисного содержания дисциплины неразрывно связано с понятием учебного модуля, в котором базисные содержательные блоки логически связаны в систему.
В основу модульной интерпретации учебного курса должен быть положен принцип системности, предполагающий: системность содержания, т. е. то необходимое и достаточное знание (тезаурус), без наличия которого ни дисциплина в целом, ни любой из ее модулей не могут существовать; чередование познавательной и учебно-профессиональной частей модуля, обеспечивающее алгоритм формирования познавательно-профессиональных умений и навыков; системность контроля, логически завершающего каждый модуль, приводящая к формированию способностей обучаемых трансформировать приобретенные навыки и профессиональные умения [30; c. 551].
При
модульной интерпретации
Для успешного формирования профессиональных интересов студентов средних специальных учебных заведений необходимо определить те педагогические условия, которые будут содействовать этому процессу, и тем самым обеспечивать повышение качества их профессиональной подготовки. Еще Л.С. Выготский утверждал, что необходимо «заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще «не созрели» для самостоятельного функционирования» [6, с. 55].
Для обоснования педагогических условий, которые будут способствовать формированию профессиональных интересов, мы должны уточнить, что нами понимается под таковыми. В научной литературе мы встречаемся с различными точками зрения. Наиболее обоснованными, на наш взгляд, являются определения данные, данные Н.М. Борытко и В.И. Андреевым. Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [4, с. 41]. В.И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения … целей» [3, с. 124].
Выявление и создание педагогических условий, которые существенно влияют на процесс учения и формирование положительных установок на приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, основывается на факторах, влияющих на формирование профессиональных интересов студентов. В их число входят: 1) престижность профессии; 2) личные склонности и потребности учащихся; 3) организация образовательного процесса.
На эффективность формирования профессиональных интересов будущих специалистов будут оказывать влияние следующие педагогические условия. Процесс учения сугубо индивидуален и предполагает использование разнообразных форм, методов обучения и способов деятельности учащихся с учетом их личностных особенностей. Целью реализации названного условия является формирование личности, способной к саморазвитию. Для достижения этой цели требуется отказ от такой организации обучения, при которой учебная деятельность сводится к процессу репродуктивного усвоения знаний (присвоение и потребление знаний), а не к его производству. Учение должно представлять собой такую деятельность, в ходе которой ученик не только осваивает знания и способы их построения, но и сам создает новые знания, где во главу угла ставится личность, ее самобытность, самоценность, субъективный опыт каждого. По сути дела речь идет о выработке субъектного опыта деятельности.
Активизировать
профессиональный интерес возможно при
изменении концептуального подхода к
самой учебной деятельности: из объекта
обучения студент должен превратиться
в субъект обучения, заинтересованный
в усвоении знаний, необходимых для овладения
профессией. Для активизации профессионально-
Как известно, у большинства студентов слабо сформировано умение учиться, отсутствует интерес к учению. Но сих пор не выработан инструмент активизации познавательного интереса студентов к будущей профессиональной деятельности. Согласно результатам наблюдений и статистическим данным текущих отчётностей, анкетирования и тестирования студентов, познавательный интерес слабо сформирован даже у студентов выпускных курсов. Причем всё вышесказанное зачастую не зависит от выбранной специальности. Причин этому множество, поэтому подготовка студентов должна учитывать специфику будущей специальности, необходимо также использовать те формы и методы обучения, в том числе инновационные, которые направлены на развитие и активизацию познавательного интереса к будущей профессиональной деятельности [12, c. 65].
Весь многовековой опыт прошлого даёт основание утверждать, что интерес представляет собой важный и благоприятный фактор построения обучения. Так, Ян Амос Коменский считал интерес одним из главных путей создания светлой и радостной обстановки обучения. Жан-Жак Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанников к окружающим их предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребёнку обучение. К.Д. Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения. Он писал, что учение, лишённое всякого интереса, убивает в ученике охоту учиться. Призывая сделать учебную работу насколько возможно интересной, он советовал не превращать учение в забаву. Интересное учение не исключает работу с усилием, а способствует ей. Г.И. Щукина характеризует учебную деятельность как кульминацию развития интереса. Интерес является важнейшим побуждением любой деятельности. По её мнению, процесс деятельности, построенный на принципах активности и самостоятельности студента, вызывает широкий резонанс эмоциональных переживаний, что способствует положительному отношению студентов к учёбе. Общая теория интереса, разработанная известными психологами (М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн и др.), раскрывает материалистический подход к этой сложной проблеме. Понятие «интерес» не умозрительно. Всё, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности. Но предметом интереса в исследовании для человека является далеко не всё, а лишь то, что необходимо, значимо, ценно и привлекательно. Интересы – результат формирования личности. Формирование интереса обусловлено активностью самой личности, её позицией и её ролью в деятельности коллектива.
В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых обучаемый получает образование. Профессионально-познавательный интерес – это сугубо личностное образование, сопряжённое с потребностями; в нём в слитом, органическом единстве представлены все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые. В сферу познавательного интереса включаются не только приобретаемые знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, что позволяет приобретать необходимые способы познания и содействует постоянному поступательному движению обучаемого.
Профессиональный интерес сможет приобрести характер склонности, если человек усиленно и постоянно занимается определённым видом деятельности, предпочитает этот вид деятельности другим, особенно если он связывает с ней жизненные планы. Но познавательный интерес не всегда и не обязательно развивается в склонности. Ценность его для развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъёму, так что познавательный интерес выступает как важный мотив активности личности, её познавательной деятельности.
Профессиональный интерес представляет собой важнейший сплав для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием профессиональных интересов, проявляются активный исследовательский поиск, догадка, готовность к решению задачи. Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.
Профессиональный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности. Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, «жажда знаний» – всё это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания [35, c. 41]. Следует заметить, что в научной литературе проблема личностно ориентированного подхода увязывается с проблемами личностно ориентиованного обучения, в процессе которого важно предоставить каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, ценностные ориентации, интересы и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании и учебной деятельности. Различные стороны проблемы личностно ориентированного обучения исследуют психологи В.А. Петровский, И.С. Якиманская, педагоги Н.Г. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.А. Сластенин.
Личностно ориентированный подход к учащимся в процессе обучения имеет ряд отличительных черт, к числу которых можно отнести осуществление совместной деятельности преподавателей и учащихся, особый тип взаимодействия и взаимоотношений между ними, создающийся на основе единства смысла и целей этой деятельности, выступающий в качестве важнейшей предпосылки развития личностных показателей. Наиболее полно раскрывается сущность личностного подхода в работах В.В. Серикова, включающего в него цели, содержание образования, методы обучения. Ученый считает, что образование, ориентированное на развитие личности, достигает своих целей в такой степени, в какой создает ситуацию востребованности личности, ее сил саморазвития. Реализация личностно ориентированного подхода заключается в предоставлении учащимся возможности проявить избирательность к предметному материалу, организационным формам и методам обучения.
Эффективность подготовки будущего специалиста во многом определяется осознанием социального престижа и личностной значимости выбранной профессии и обращенностью в перспективу своей профессиональной деятельности. Учет и реализация данного условия в учебном процессе означает такую подготовку специалиста, которая предусматривает усвоение достаточного объема теоретических знаний и практических умений, формирование необходимых предпосылок для их успешной профессиональной адаптации в новых или измененных условиях. Необходим иной подход к обучению, разработке и внедрению новых педагогических технологий, в которых одним из самых существенных элементов будет выявление целей и мотивов выбора профессии или ее изменения. «В таких образовательных процессах, – пишет Н.Б. Крылова, – акцент делается не на объяснение ученикам «знания», а на развитие их интересов и на этой базе на расширение индивидуально значимого знания» [14, с. 22]. Учение приобретает личностную значимость для каждого учащегося в силу того, что его смысл опирается на систему ценностей, идеалов. Заслуживает внимания точка зрения А.К. Марковой, которая утверждает, что смысл учения – это сложное личностное образование, и он связан с уровнем сформированности учебной деятельности обучающихся, что предполагает осознание объективной значимости учения, которое опирается на общественно выработанные нравственные ценности, принятые в социальном окружении и семье; понимание субъективной значимости учения для себя [16, с. 11].
Раскрываемое условие предъявляет свои требования к проектированию целей профессионального обучения, что, по сути дела, означает предвидение ожидаемых результатов, к которым должны стремиться преподаватели в совместной деятельности с обучающимися. Оптимальные результаты могут быть достигнуты в том случае, если существует единая ориентация на определенный результат, имеется в наличии взаимное принятие путей его достижения. Цели базируются на потребностно-мотивационной сфере в процессе развития личности. Каждая новая цель влияет на изменение мотивационной сферы, что, в свою очередь, создает возможности изменения или постановки новой цели. Результаты многочисленных психологических исследований показали, что процесс зарождения и развития цели осуществляется по двум направлениям: 1) от цели к мотиву и 2) мотива к цели. В силу сказанного выделяются важнейшие функции цели, какими являются регулятивная и мотивационная.
Информация о работе Формирования профессиональных интересов будущих специалистов