Формирования профессиональных интересов будущих специалистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2011 в 16:37, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования: изучение, научное обоснование, разработка, внедрение и проверка эффективности педагогических рекомендаций по формированию профессиональных интересов студентов среднего профессионального образования в процессе обучения.

Оглавление

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
1.1 Проблема определения категории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике
1.2 Педагогические приемы и методы профессионального интереса у будущих педагогов профессионального образования
1.3 Педагогические условия формирования профессиональных
интересов студентов среднего профессионального педагогического учебного заведения
Выводы к 1 Главе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ГОУ СПО «МИАССКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
2.1 Анализ уровня сформированности профессионального интереса студентов среднего профессионального педагогического учебного заведения. Цель и задачи практической работы.
2.2. Рекомендации, направленные на формирование профессионального интереса у будущих педагогов профессионального образования
Выводы по 2-й главе
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Общее содержание.doc

— 403.00 Кб (Скачать)

     ж) развитие познавательной активности и  самостоятельности студентов, рассматриваемых  как личностные и профессиональные показатели, проявляющиеся в способности квалифицированно выполнять порученную работу.

     Субъективными условиями формирования профессиональных интересов выступают: трансформация  интереса в смыслообразующий мотив, сопровождающийся активным личностным целеполаганием; видение, представление субъектом самого себя в профессиональной деятельности; адекватная оценка своих возможностей и способностей к профессии и стремление к самосовершенствованию, осознание позиции              «Я – профессионал»; ощущение каждым студентом самого себя активным участником и организатором педагогического процесса, получение эмоционального удовлетворения от процесса обучения и успешности собственной деятельности.

     Объективными (педагогическими) условиями формирования профессионально интересов при  являются [12, c. 36 – 37]: построение содержания курса на интегративной основе посредством связи изучаемых процессов и явлений с ранее полученным запасом знаний, их актуализация; максимальное приближение познавательной деятельности к профессиональной через широкое использование активных методов обучения на лекционных, семинарских и лабораторных занятиях: деловых игр, дискуссий, проблемных ситуаций и т.д.; построение модели взаимоотношений «студент – преподаватель» на основе сотрудничества;  
создание «ситуации успеха» для каждого студента в обучении, признание его права на ошибку в процессе творческого поиска.
 
 
 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ГОУ СПО «МИАССКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 
 

2.1 Анализ  уровня сформированности профессионального  интереса студентов среднего  профессионального педагогического  учебного заведения. Цель и  задачи практической работы. 

     Цель  практической работы: выявление эффективных педагогических условий по формированию профессионального интереса  студентов-будущих педагогов профессионального образования.

     Задачи  практической работы:

     - определение уровня развития  профессионального интереса  студентов-будущих  педагогов профессионального образования.

     - разработка мероприятий, направленных  на формирование профессионального интереса студентов-будущих педагогов профессионального образования.

     База  исследования: ГОУ СПО «Миасский педагогический колледж» 
Адрес: 456316, г Миасс ул. Парковая, 2А.

     В 1919 году в г. Златоусте были открыты  курсы по подготовке педагогических кадров. На этих курсах имелось три  отделения: школьное, дошкольное, внешкольное.

     На  основе этих курсов 7 ноября 1921 года был  открыт Златоустовский педагогический техникум. Однако в 1928 году из-за недостатка учебных помещений и общежитий в Златоусте педагогический техникум был переведен в Миасс.

     В ходе анализа профессиональных интересов студентов выявлено, что личностно профессиональные интересы осознаются вполне расплывчато, недифференцированно, что в связи с их значимостью пораждает проблему педагогической поддержки их формирования. Теоретической основой нашего исследования стала модель формирования личностно-профессиональных интересов студентов Миасского педагогического колледжа г. Миасса (Приложение 2). Модель включает в себя взаимосвязанные компоненты: цель, содержательные блоки личностно-профессиональных интересов студентов, критерии сформированности профессиональных интересов, результат. В ней также выявлены содержательные компоненты профессиональных интересов, которые составляют следующие блоки: «направленность на другого», «Направленность на деятельность» и «направленность на себя».

     Формирование  профессиональных интересов студентов  колледжа осуществляется в пять взаимосвязанных этапов. В процессе формирования профессиональных интересов используются две группы педагогических средств – учебные (ознакомительные курсы, ознакомительная и производственная практика, НИРС, спецкурсы) и воспитательные (адаптационный сбор, студенческое самоуправление, социально-значимая деятельность, общевузовские мероприятия, добровольные студенческие объединения). На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, в ходе которого исследовалась сформированность содержательных блоков личностно-профессиональных интересов студентов разных курсов.

     Результаты  исследования показали, что уровень  осознания студентами своих личностно-профессиональных интересов очень низок, в процессе обучения в Миасском педагогическом колледже г. Миасса он существенно не меняется. На втором этапе осуществлялся формирующий эксперимент: была выделена группа студентов 50 человека и проведено исследование сформированности личностно-профессиональных интересов студентов.

     Для определения уровня показателей  по критериям:

  1. ориентация во времени, гибкость, устойчивость применялся тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев) (Приложение 3). Характеристики отношения к своей жизни, ее осмысленности, ее ценностной направленности дополняют результаты, полученные с помощью опросника субъективного контроля.

      Важным становится требование смысложизненных ориентаций, обогащение их гуманистическими ценностями. По большинству из показателей методик смысложизенных ориентаций, уровня  субъективного контроля, наличия или отсутствия жизненного сценария, который способствует формированию профессионального интереса, произошли статистически достоверные изменения (таблица 1).

     Таблица 1

     Сравнительный анализ результатов тестирования смысложизненных ориентаций студентов 1 и 3 курсов на разных этапах исследования

Исследуемые показатели 1 курс 3 курс
Цели  24,0 24,1
Процесс 28,0 28,2
Результат 22,0 23
Локус контроля-Я 20,0 21,8
Локус контроля-жизнь 26,7 27,2
Общий показатель  осмысленности жизни 65 67
 

     Полученные  данные свидетельствуют о восприятии результативности жизни или удовлетворенности самореализацией. Можно предположить, что результат подтверждает значение выбранной профессии, обучение которой осуществляется сегодня студентами и воспринимается ими как удовлетворительная самореализация.

     Данная  динамика позволяет сделать следующий  вывод: если на этапе выбора обучения в педагогическом колледже сам выбор у многих студентов носил ситуативный характер и многими не осознавался факт своей предрасположенности в положительной оценке таких личностных качеств как милосердие, доброжелательность, общительность, характеризующие важные качества личности педагога, то при повторном исследовании через три года студенты смогли переосмыслить не только свой выбор, но и отношение к жизненным ценностям, личностным качествам, жизненным планам.

  1. Для критериев целенаправленность, внутренний локус контроля – самоактуализированный тест (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман. М.В. Загика и М.В. Кроз) (Приложение 4).

      Предельное  значение параметров самоактуализированного теста – 80 баллов и более – свидетельствует о слишком сильном влиянии на результат обследования фактора социальной желательности или о намерении испытуемых выглядеть в наиболее благоприятном свете.

      Шкальные  оценки в 40–45 баллов и ниже характерны для больных неврозами, различных форм пограничных психических расстройств, диапазон 45–55 баллов составляет психическую и статистическую норму. Результаты исследования самоактуализации у студентов ГОУ СПО «Миасский педагогический колледж» представлены в приложении (Приложение 5).

  1. В процессе диагностики профессионального интереса было опрошено 50 студентов. Мы составили анкету, вопросы которой были направлены на выявление у студентов профессионального интереса (Приложении 6). В результате проведенного анкетирования были получены следующие данные рис. 2.

Рис.2. Результаты выявления у студентов Миасского педагогического колледжа профессиональных интересов

     Одной из важнейших предпосылок формирования интереса к учению и педагогической деятельности является понимание ее смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности. В работе, направленной на формирование профессионального интереса студентов, педагогу необходимо иметь четкое представление о задачах, решение которых будет воздействовать на их потребностно-мотивационную сферу. Среди них можно назвать: раскрытие социальной значимости выбранной профессии; определение цели деятельности по выбранной специальности; включение в педагогическую деятельность; создание ситуаций, требующих поиска дополнительной информации.

     Все это повлекло к разработке рекомендаций, направленных на формирование профессионального интереса будущих педагогов профессионального образования. 
 

2.2. Рекомендации, направленные на формирование профессионального интереса  у будущих педагогов профессионального образования 
 

     
  1. Привлечение студентов колледжа к различным видам внеучебной деятельности, а также использование в учебной деятельности курсов, направленных на знакомство студентов с избранной специальностью.
  2. На этапе личностно-профессиональных мечтаний для формирования интересов, направленных на деятельность, предлагается использовать учебные средства – спецкурс «Введение в специальность» и ознакомительная практика, основной задачей которой является знакомство студентов колледжа со специализацией, возможной в рамках приобретаемой профессии, с конкретными трудовыми постами в различных организациях. В совокупности это позволит реализовать принцип органической связи теоретических курсов и практической деятельности, что подразумевает активное проектирование на практику теоретических знаний из дисциплин различных циклов.
  3. Удовлетворенность избранной профессией возникает, если студент оценивает ее как способствующую самораскрытию, самоактуализации, дающую возможность полном объеме реализовать свои способности, как обеспечивающую потребность в социальном признании и уважении общества, позволяющую обеспечивать себя и свою семью.
  4. Удовлетворенность студентов взаимодействием с преподавателями и руководителями колледжа возникает, если они способствуют формированию уверенности в себе, развивают у студента профессиональные умения и навыки с учетом их индивидуальных особенностей, способствуют интеллектуальному развитию, проявляют заботу и уважение к каждому студенту, поощряют творческий поиск и инициативу, постоянно заботятся об улучшении условий учебной деятельности.
  5. В качестве рекомендации предложено использовать Тест-опросник «удовлетворенности учебной деятельности» для выявления эмоционально-оценочного отношения студентов педагогического колледжа к учебной деятельности для выявления оптимальных мероприятий по формированию профессиональных интересов студентов (Приложение 7).

     В целом исследуемые характеристики отношения личности, связанные с  высокими значениями шкал удовлетворенности  учебной деятельностью, можно охарактеризовать как показатели социально-психологической зрелости студента с высокой мотивацией, целеустремленного, настойчивого, с развитым самоконтролем и  ответственностью за свою жизнь.

     Введение  данного теста – опросника  позволит выявить степень удовлетворенности учебным процессом, которая по мнению студентов возникает, если учебный процесс обеспечивает образовательные потребности каждого студента в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, способствует развитию творческого, интеллектуального потенциала, позволяет сформировать важные и необходимые профессиональные качества, соответственно облегчив выбор преподавателя в выборе методик формирования профессионального интереса студентов Миасского педагогического колледжа.

  1. Выбор воспитательных средств на данном этапе – адаптационный сбор, общие мероприятия колледжа – направлен на решение задач приобщения студентов традициям колледжа, раскрытие творческих способностей и как следствие, организации ситуации неформального общения. Это стимулирует формирование интересов, направленных на другого. А также направленных на себя – через осмысление своих творческих способностей, умений и навыков.
  2. Осознанию студентами необходимости осмысления и формирования их профессиональных интересов способствует игра «Карьера», выступающая так же диагностическим инструментом. Как показывает опыт, более 90 % первокурсников не успевают реализовать свои планы за время игровой «жизни», что демонстрирует нереалистичность и недифференцированность их карьерных и профессиональных интересов.
  3. На этапе построения профессиональных планов в качестве эффективных средств формирования профессиональных интересов выступают такие средства, как участие в деятельности добровольных студенческих объединений и социально-значимая деятельность.
  4. Включению студентов колледжа в данные виды деятельности способствует проведение «Дня открытых дверей» студенческих объединений колледжа, а так же использование такого метода, как поручение: органы студенческого самоуправления привлекают студенческую группу к выполнению четко определенного задания в рамках определенных проектов, например «Формирование  у младших школьников пространственных представлений». В дальнейшем характер заданий изменяется – от исполнителя к роли организаторов и инициаторов.
  5. Необходимо отметить преемственность средств формирования профессиональных интересов студентов колледжа, что подразумевает изменение функций, используемых ранее, и использование новых для решения возникающих задач.
  6. На этапе профессиональных проб для формирования интересов, направленных на деятельность, предлагается использовать Научно-Исследовательскую Работу Студентов, которая на этом этапе начинает восприниматься как одна из возможных специализаций в рамках получаемой профессии. С точки зрения учебной работы, эффективным средством формирования профессиональных интересов является продолжительная производительная практика (5 недель), так как на этот срок студент колледжа успеет адаптироваться к условиям конкретной организации и попробовать свои силы в решение производственных задач. Данный этап формирования профессиональных интересов характеризуется также наиболее активным участием студентов в мероприятиях проводимых колледжем, добровольных студенческих объединений и социально-значимой деятельности, деятельности органов студенческого самоуправления.
  7. Для организации вторичной занятости студентов колледжа на время каникул существует вариант предоставления рабочих мест в колледже, педагогическом отделении, школах, детских садах. Полученный опыт даст возможность старшекурсникам оценить свои личностные качества и компетенции как потенциального работника, что способствует формированию профессиональных интересов, направленных на себя.
  8. Основной задачей педагогической поддержки формирования профессиональных интересов на этапе профессиональной рефлексии является поддержание поисковой активности студентов, создание условий, при которых у них появится стимул не только осмыслить свои личностные качества как профессиональные, но и жизненные планы, их способы, их достижения. Средствами реализации данной задачи выступят Научно-Исследовательская Работа Студентов, участие в студенческом самоуправлении, и разработанная игра «Отдел кадров». В целом, изменится позиция студентов при организации и подготовке общих мероприятий колледжа: они выполняют роль «советников», включаясь в активную деятельность только в случае возникновения существенных трудностей.
  9. Работа студентов в органах самоуправления на данном этапе приобретает новое качество, обусловленное делегированием им полномочий в решении стратегических для колледжа задач. Старшекурсники привлекаются к организации работы отдела «Абитуриент».
  10. Игра «Отдел кадров», в основе которой лежит имитация процесса трудоустройства и подбора кандидатов для заполнения имеющихся вакансий, способствует формированию представлений о требованиях к субъекту, предъявляемых различными профессиями; формированию навыков самопрезентации и коммуникации; психологической подготовке к процессу поиска работы, прохождению собеседований (Приложение 8).
  11. Основным средством формирования профессиональных интересов студентов колледжа на этапе построения профессиональных стратегий станет спецкурс «Стратегия поиска работы», основной задачей которого станет помощь студентам в адаптации к ситуации предстоящего выбора трудового поста и получения интересующей их вакансии. Ожидается, что данный курс поспособствует систематизации выпускниками знаний о себе как о потенциальном работнике, определению круга своих умений и навыков в области организации собственной деятельности (уровень владения компьютером и приборами по специализации), возможных условиях работы и рынка труда в городе Миассе, а также выработке навыков самопрезентации и психологической готовности к ситуации оценивания и отказа.

Информация о работе Формирования профессиональных интересов будущих специалистов