Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2011 в 16:37, дипломная работа
Целью исследования: изучение, научное обоснование, разработка, внедрение и проверка эффективности педагогических рекомендаций по формированию профессиональных интересов студентов среднего профессионального образования в процессе обучения.
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
1.1 Проблема определения категории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике
1.2 Педагогические приемы и методы профессионального интереса у будущих педагогов профессионального образования
1.3 Педагогические условия формирования профессиональных
интересов студентов среднего профессионального педагогического учебного заведения
Выводы к 1 Главе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ГОУ СПО «МИАССКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
2.1 Анализ уровня сформированности профессионального интереса студентов среднего профессионального педагогического учебного заведения. Цель и задачи практической работы.
2.2. Рекомендации, направленные на формирование профессионального интереса у будущих педагогов профессионального образования
Выводы по 2-й главе
Заключение
Список использованных источников
ж) развитие познавательной активности и самостоятельности студентов, рассматриваемых как личностные и профессиональные показатели, проявляющиеся в способности квалифицированно выполнять порученную работу.
Субъективными условиями формирования профессиональных интересов выступают: трансформация интереса в смыслообразующий мотив, сопровождающийся активным личностным целеполаганием; видение, представление субъектом самого себя в профессиональной деятельности; адекватная оценка своих возможностей и способностей к профессии и стремление к самосовершенствованию, осознание позиции «Я – профессионал»; ощущение каждым студентом самого себя активным участником и организатором педагогического процесса, получение эмоционального удовлетворения от процесса обучения и успешности собственной деятельности.
Объективными
(педагогическими) условиями формирования
профессионально интересов при
являются [12, c. 36 – 37]: построение содержания
курса на интегративной основе посредством
связи изучаемых процессов и явлений с
ранее полученным запасом знаний, их актуализация;
максимальное приближение познавательной
деятельности к профессиональной через
широкое использование активных методов
обучения на лекционных, семинарских и
лабораторных занятиях: деловых игр, дискуссий,
проблемных ситуаций и т.д.; построение
модели взаимоотношений «студент – преподаватель»
на основе сотрудничества;
создание «ситуации успеха» для каждого
студента в обучении, признание его права
на ошибку в процессе творческого поиска.
ГЛАВА
2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО
ЗАВЕДЕНИЯ ГОУ СПО «МИАССКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
2.1 Анализ
уровня сформированности
Цель практической работы: выявление эффективных педагогических условий по формированию профессионального интереса студентов-будущих педагогов профессионального образования.
Задачи практической работы:
- определение уровня развития профессионального интереса студентов-будущих педагогов профессионального образования.
-
разработка мероприятий,
База
исследования: ГОУ СПО «Миасский педагогический
колледж»
Адрес: 456316, г Миасс ул. Парковая, 2А.
В 1919 году в г. Златоусте были открыты курсы по подготовке педагогических кадров. На этих курсах имелось три отделения: школьное, дошкольное, внешкольное.
На основе этих курсов 7 ноября 1921 года был открыт Златоустовский педагогический техникум. Однако в 1928 году из-за недостатка учебных помещений и общежитий в Златоусте педагогический техникум был переведен в Миасс.
В ходе анализа профессиональных интересов студентов выявлено, что личностно профессиональные интересы осознаются вполне расплывчато, недифференцированно, что в связи с их значимостью пораждает проблему педагогической поддержки их формирования. Теоретической основой нашего исследования стала модель формирования личностно-профессиональных интересов студентов Миасского педагогического колледжа г. Миасса (Приложение 2). Модель включает в себя взаимосвязанные компоненты: цель, содержательные блоки личностно-профессиональных интересов студентов, критерии сформированности профессиональных интересов, результат. В ней также выявлены содержательные компоненты профессиональных интересов, которые составляют следующие блоки: «направленность на другого», «Направленность на деятельность» и «направленность на себя».
Формирование профессиональных интересов студентов колледжа осуществляется в пять взаимосвязанных этапов. В процессе формирования профессиональных интересов используются две группы педагогических средств – учебные (ознакомительные курсы, ознакомительная и производственная практика, НИРС, спецкурсы) и воспитательные (адаптационный сбор, студенческое самоуправление, социально-значимая деятельность, общевузовские мероприятия, добровольные студенческие объединения). На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, в ходе которого исследовалась сформированность содержательных блоков личностно-профессиональных интересов студентов разных курсов.
Результаты
исследования показали, что уровень
осознания студентами своих личностно-
Для определения уровня показателей по критериям:
Важным становится требование смысложизненных ориентаций, обогащение их гуманистическими ценностями. По большинству из показателей методик смысложизенных ориентаций, уровня субъективного контроля, наличия или отсутствия жизненного сценария, который способствует формированию профессионального интереса, произошли статистически достоверные изменения (таблица 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ результатов тестирования смысложизненных ориентаций студентов 1 и 3 курсов на разных этапах исследования
Исследуемые показатели | 1 курс | 3 курс |
Цели | 24,0 | 24,1 |
Процесс | 28,0 | 28,2 |
Результат | 22,0 | 23 |
Локус контроля-Я | 20,0 | 21,8 |
Локус контроля-жизнь | 26,7 | 27,2 |
Общий показатель осмысленности жизни | 65 | 67 |
Полученные данные свидетельствуют о восприятии результативности жизни или удовлетворенности самореализацией. Можно предположить, что результат подтверждает значение выбранной профессии, обучение которой осуществляется сегодня студентами и воспринимается ими как удовлетворительная самореализация.
Данная динамика позволяет сделать следующий вывод: если на этапе выбора обучения в педагогическом колледже сам выбор у многих студентов носил ситуативный характер и многими не осознавался факт своей предрасположенности в положительной оценке таких личностных качеств как милосердие, доброжелательность, общительность, характеризующие важные качества личности педагога, то при повторном исследовании через три года студенты смогли переосмыслить не только свой выбор, но и отношение к жизненным ценностям, личностным качествам, жизненным планам.
Предельное значение параметров самоактуализированного теста – 80 баллов и более – свидетельствует о слишком сильном влиянии на результат обследования фактора социальной желательности или о намерении испытуемых выглядеть в наиболее благоприятном свете.
Шкальные оценки в 40–45 баллов и ниже характерны для больных неврозами, различных форм пограничных психических расстройств, диапазон 45–55 баллов составляет психическую и статистическую норму. Результаты исследования самоактуализации у студентов ГОУ СПО «Миасский педагогический колледж» представлены в приложении (Приложение 5).
Рис.2. Результаты выявления у студентов Миасского педагогического колледжа профессиональных интересов
Одной
из важнейших предпосылок
Все
это повлекло к разработке рекомендаций,
направленных на формирование профессионального
интереса будущих педагогов профессионального
образования.
2.2. Рекомендации,
направленные на формирование профессионального
интереса у будущих педагогов профессионального
образования
В
целом исследуемые
Введение данного теста – опросника позволит выявить степень удовлетворенности учебным процессом, которая по мнению студентов возникает, если учебный процесс обеспечивает образовательные потребности каждого студента в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, способствует развитию творческого, интеллектуального потенциала, позволяет сформировать важные и необходимые профессиональные качества, соответственно облегчив выбор преподавателя в выборе методик формирования профессионального интереса студентов Миасского педагогического колледжа.
Информация о работе Формирования профессиональных интересов будущих специалистов