Формирования профессиональных интересов будущих специалистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2011 в 16:37, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования: изучение, научное обоснование, разработка, внедрение и проверка эффективности педагогических рекомендаций по формированию профессиональных интересов студентов среднего профессионального образования в процессе обучения.

Оглавление

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
1.1 Проблема определения категории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике
1.2 Педагогические приемы и методы профессионального интереса у будущих педагогов профессионального образования
1.3 Педагогические условия формирования профессиональных
интересов студентов среднего профессионального педагогического учебного заведения
Выводы к 1 Главе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ГОУ СПО «МИАССКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
2.1 Анализ уровня сформированности профессионального интереса студентов среднего профессионального педагогического учебного заведения. Цель и задачи практической работы.
2.2. Рекомендации, направленные на формирование профессионального интереса у будущих педагогов профессионального образования
Выводы по 2-й главе
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Общее содержание.doc

— 403.00 Кб (Скачать)

     В ходе разработки рекомендаций нами обоснован вывод о необходимости проработки основных направлений формирования профессионального интереса студентов:

     - воспитание у учащихся убежденности  в овладении избранной профессией;

     - воспитание у учащихся индивидуально-психологических  качеств, необходимых для успешной трудовой деятельности: настойчивость в достижении цели, внимательность, дисциплинированность, организованность и т.д.

     - активизация мыслительной деятельности у студентов.

     - использование проблемно-поискового  метода обучения.

     - необходимость включения в учебно-воспитательный процесс нетрадиционных форм обучения (уроки-соревнования, уроки-экскурсии, конференции по предмету, КВНы, викторины, комбинированные и бинарные уроки).

     Выводы  по 2-й главе:

     Развитие  у студентов интереса к будущей  профессиональной деятельности, по нашему мнению, обеспечивает формирование необходимых профессиональных качеств, поскольку интерес к профессиональной деятельности является феноменом, теснейшим образом связанным со всеми компонентами структуры личности – потребностями, мотивами, установками, ценностными ориентациями.

     Процесс формирования профессионального интереса студентов находится под постоянным вниманием преподавателей вуза. Поэтому  проблема управления этим процессом является значимой в высшей школе. Под ним мы понимаем целенаправленное, поэтапное воздействие педагога на эмоции, чувства, потребности и мотивы личности, их поэтапный анализ и корректировку результатов. Система управления процессом формирования профессионального интереса включает в себя цель, содержание, задачи, формы и методы управления. Педагогу необходимо учитывать следующие аспекты: исходный уровень интереса к выбранной профессии; мотивы выбора педагогической профессии; индивидуальные особенности студентов и студенческой группы; психолого-педагогические условия формирования профессионального интереса; индивидуальные особенности педагога.

     Личность педагога играет одну из ведущих ролей в развитии интереса студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности. Включение непосредственно в педагогическую деятельность способствует формированию интереса студентов педагогических вузов к профессии учителя. Это поможет в значительной степени улучшить качество подготовки педагогических кадров. Ведущая роль в развитии профессионального интереса будущего учителя принадлежит педагогической практике. Именно во время прохождения педпрактики студент может реализовать себя в качестве учителя, проявить свои профессиональные и творческие способности, убедиться в правильности выбора будущей профессии.

     В ходе исследования и анализа полученных результатов необходимо создать психологическую службу в структуру техникума и включить определенные тематики заданий при поступлении в техникум абитуриента, учитывая при этом, что главная задача психологической службы в техникуме – помочь студентам как можно быстрее адаптироваться к новым условиям жизни и учебы в колледже; разумно преодолеть возникшие психоэмоциональные, интеллектуальные и физические перегрузки. Психологическая служба сопровождает учебный процесс и поэтому сталкивается, прежде всего, с проблемами клиентов, непосредственно связанными с текущей ситуацией их личностного развития и деятельности. 
 
 
 
 

Заключение 
 

     Анализ  литературы по вопросам профессиональных интересов, а также проведенное экспериментальное исследование подтвердили гипотезу, выдвинутую в начале работы о том, формирование профессиональных интересов студентов будет осуществляться более эффективно, в сравнении с имеющейся практикой, если:

     - с позиций требований модернизации  Российского образования профессиональный интерес рассматривается как один из показателей качества образования будущего специалиста;

     - раскрыты взаимосвязи между познавательным  и профессиональным интересами  студентов;

     - в учебном процессе выявлены  и обоснованы рекомендации, содействующие формированию профессиональных интересов.

     По  результатам выпускной квалификационной работы сформулированы следующие основные выводы:

     На  мой взгляд, необходимо разработать  систему преподавания и управления, направленную на формирование и развитие профессионального интереса студентов. Назовем следующие цели этой системы:

     1) теоретико-методологическая и практическая  подготовка студентов к работе  по выбранной специальности; 

     2) развитие потребностно-мотивационной сферы как условия повышения профессионального интереса;

     3) обеспечение практического взаимодействия  дисциплин психолого-педагогического  блока с предметами специального  и частнодидактического блока; 

     4) формирование профессионального интереса у студентов, развитие потребностей в приобретении знаний, выработка умений и навыков путем максимального приближения учебного процесса к практике.

     Установлено, что профессиональный интерес есть сложное личностное образование, возникшее  при воздействии внешней среды, включающее эмоциональный, мотивационный, интеллектуальный и волевой компоненты и проявляющееся во взаимодействии субъекта с выбранной профессией. Каждый структурный компонент несет в себе нагрузку, определяющую устойчивость профессионального интереса.

     Критериями  устойчивости интереса являются: 1) эмоциональное  отношение к профессии, проявляющееся  в удовлетворенности профессией и отсутствии желания сменить  ее; 2) направленность мотивов выбора профессии и совершенствования  своей профессиональной деятельности на ее содержательную сторону и результат; 3) адекватное представление выбранной профессии, стремление к ее овладению и постоянное повышение профессионального мастерства; 4) проявление высокой волевой активности при овладении профессией и в профессиональной деятельности.

     Возникновение профессионального интереса к педагогической деятельности осуществляется последовательным образованием его структурных компонентов. Воздействие внешних условий  на субъекта вызывают проявление эмоций по отношению к выбираемой профессии. После чего происходит обоснование выбора профессии и формируются его мотивы. Сформировавшиеся мотивы и закрепившиеся эмоции оказывают влияние на проявление интеллектуальной и волевой активности, направленной на познание профессии.

     В возникновении профессионального  интереса к педагогической деятельности ведущее место занимают внешние  условия (окружающая среда и конкретная профессиональная деятельность). Незначительную роль при этом играет склонность к  педагогической деятельности. В дальнейшем формировании и развитии профессионального интереса доминирующую роль начинают играть склонности к данной деятельности.

     Личностные  профессиональные ценности, представляя  собой своеобразную форму связи  субъекта с конкретной профессией, отражают понимание личностью значимости профессиональной деятельности и являются информационной основой при формировании профессионального интереса у студентов. Данное исследование можно считать прогностическим, так как оно обосновывает педагогические условия и средства, направленные на формирование будущего учителя.

     В ходе анализа учебной литературы, практического исследования проблем  формирования профессионального интереса у студентов Миасского педагогического колледжа г. Миасса можно предложить некоторые рекомендации по совершенствованию профессионального интереса студентов.

     Рекомендации:

     Для оптимизации форм и методов обучения в Миасском педагогическом колледже:

     - повышать эффективность существующих  форм и методов обучения;

     - овладеть наиболее активными,  проблемно-поисковыми, творческими методами обучения;

     - совершенствовать организацию и  контроль самостоятельной работы  студентов;

     - усилить индивидуальный и дифференцированный  подход в обучении;

     - совершенствовать систему оценивания  знаний и умений студентов,  внедрять тестовые методы оценивания;

     - полнее использовать компьютеры, интернет;

     - улучшить контроль текущей успеваемости  студентов;

     - преподавателям изучать и применять  передовые технологии вузовского  обучения;

     - оптимизировать условия для качественного  выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ;

     - равномернее распределять учебную  нагрузку и не перегружать  студентов большим объемом учебного  материала.

     Для улучшения условий работы преподавателей:

     - улучшить условия для повышения  квалификации и научной работы преподавателей;

     - обеспечить каждого преподавателя  своим рабочим местом в техникуме;

     - повысить престиж профессии преподавателя техникума, как и педагогической профессии в целом.

     Для совершенствования профотбора абитуриентов, профдиагностики студентов и трудоустройства выпускников:

     - сочетать академический отбор  абитуриентов с профобследованием  и профотбором поступающих;

     - проводить мониторинг хода образовательного  процесса и формирования ПВК  студентов на основных этапах (уровнях) обучения;

     - необходимо создать психологическую  службу в структуру колледжа и включить определенные тематики заданий при поступлении в колледж абитуриента, учитывая при этом, что главная задача психологической службы в колледже - помочь студентам как можно быстрее адаптироваться к новым условиям жизни и учебы в колледже; разумно преодолеть возникшие психоэмоциональные, интеллектуальные и физические перегрузки. Психологическая служба сопровождает учебный процесс и поэтому сталкивается, прежде всего, с проблемами клиентов, непосредственно связанными с текущей ситуацией их личностного развития и деятельности.

     Формирование  профессиональных интересов студентов  ГОУ СПО «Миасского педагогического колледжа»  наиболее эффективно при определенных педагогических условиях:

     - реализация деятельностно - ролевого  подхода к профессиональному  становлению студента;

     - создание открытой информационной  образовательной среды коллежда;

     - приобретение студентами трудового опыта в процессе внеучебной деятельности и производственной практики;

     - педагогическая поддержка профессиональной  самоактуализации студентов;

     - обеспечение студенческого самоуправления  в колледже;

     - ориентация воспитательной деятельности  в колледже на формирование профессиональных интересов студентов колледжа.

     Результаты проведенных исследований подтверждают выдвинутую гипотезу, а так же обоснованность избранных методологических подходов и концептуальных положений, обеспечивающих достижение поставленной цели.

     Проведенное исследование, разумеется, не может  претендовать на решение такой сложной и многосторонней проблемы. Проблемами специального исследования могут стать такие аспекты, как специфика формирования профессиональных интересов в учреждениях среднего профессионального обучения, взаимосвязь сформированности  профессиональных интересов и самоактуализации личности, типы профессиональных интересов, подготовка педагогов к формированию профессиональных интересов студентов и учащихся. 

Список  использованных источников 
 

     Учебники  и учебные пособия

  1. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя [Текст] / В.А. Адольф // Педагогика, 1998, № 1. - С. 72-75.
  2. Афанасьева Е.Н., Медведев В. Е Некоторые аспекты процесса повышения качества профессионального образования [Текст] / Е.Н. Афанасьева В.Е. Медведев / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Совершенствование системы многоуровневого профессионального образования. Сборник научных трудов. – Орёл: ОрёлГТУ, 2006. – 251 с.
  3. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. С.124
  4. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001.
  5. Белокур Н.Ф. О повышении эффективности методики урока // Пути повышения эффективности обучения в школе. – Челябинск, 1980.С.40.
  6. Выготский Л.С. Развитие  высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С.55.
  7. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении, - М., 2000. С.79.
  8. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Под общей ред. Д.К. Гилева.- Свердловск, 1988. – 143 с.
  9. Днепров С.А. Педагогическое сознание: теории и технологии формирования у будущих учителей: Монография / Урал. гос. пед. ун-т; ТОО Науч.-пед. центр «Уникум». – Екатеринбург, 1998. – 298 с.
  10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 480 с.
  11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
  12. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. [Текст] / под ред. Д.А. Иванова. Учебно-методическое пособие. - М.: АПКиППРО, 2005. -101с.
  13. Иванова, Т.В. Педагогические основы культурологической подготовки будущего учителя [Текст]: автореф. дис… д-ра пед. наук / Т.В. Иванова. – Волгоград, 2002.
  14. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. С.22.
  15. Крайник В.Л. Культурологические принципы профессионального педагогического образования //Вестник БГПУ. Психолого-педагогические науки. Выпуск 3. - 2002. - №2. - С.60-70.
  16. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. С.11.
  17. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.
  18. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 1999. – 48 с.
  19. 17. Практикум по психологии профессиональной школы / Под общ. ред. Э.Ф. Зеера; Свердл. инж. - пед. ин-т. – Свердловск, 1990. – 117 с.
  20. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.– М.: Педагогика-Пресс, 1997. – 440 с.
  21. Педагогика профессионального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  22. Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2000. – 416 с.
  23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.
  24. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. – М.: Педагогика, 1996. – 192 с.
  25. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 512 с.
  26. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. – М., 1994. – 192 с.
  27. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1989. – 160 с.
  28. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1998. – 208 с.
  29. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1995. – 352 с. 
  30. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.: Приор, 1994. – 624 с.

Информация о работе Формирования профессиональных интересов будущих специалистов