Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2011 в 16:37, дипломная работа
Целью исследования: изучение, научное обоснование, разработка, внедрение и проверка эффективности педагогических рекомендаций по формированию профессиональных интересов студентов среднего профессионального образования в процессе обучения.
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
1.1 Проблема определения категории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике
1.2 Педагогические приемы и методы профессионального интереса у будущих педагогов профессионального образования
1.3 Педагогические условия формирования профессиональных
интересов студентов среднего профессионального педагогического учебного заведения
Выводы к 1 Главе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ГОУ СПО «МИАССКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
2.1 Анализ уровня сформированности профессионального интереса студентов среднего профессионального педагогического учебного заведения. Цель и задачи практической работы.
2.2. Рекомендации, направленные на формирование профессионального интереса у будущих педагогов профессионального образования
Выводы по 2-й главе
Заключение
Список использованных источников
В ходе разработки рекомендаций нами обоснован вывод о необходимости проработки основных направлений формирования профессионального интереса студентов:
-
воспитание у учащихся
-
воспитание у учащихся
-
активизация мыслительной
-
использование проблемно-
- необходимость включения в учебно-воспитательный процесс нетрадиционных форм обучения (уроки-соревнования, уроки-экскурсии, конференции по предмету, КВНы, викторины, комбинированные и бинарные уроки).
Выводы по 2-й главе:
Развитие у студентов интереса к будущей профессиональной деятельности, по нашему мнению, обеспечивает формирование необходимых профессиональных качеств, поскольку интерес к профессиональной деятельности является феноменом, теснейшим образом связанным со всеми компонентами структуры личности – потребностями, мотивами, установками, ценностными ориентациями.
Процесс
формирования профессионального интереса
студентов находится под
Личность педагога играет одну из ведущих ролей в развитии интереса студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности. Включение непосредственно в педагогическую деятельность способствует формированию интереса студентов педагогических вузов к профессии учителя. Это поможет в значительной степени улучшить качество подготовки педагогических кадров. Ведущая роль в развитии профессионального интереса будущего учителя принадлежит педагогической практике. Именно во время прохождения педпрактики студент может реализовать себя в качестве учителя, проявить свои профессиональные и творческие способности, убедиться в правильности выбора будущей профессии.
В
ходе исследования и анализа полученных
результатов необходимо создать психологическую
службу в структуру техникума и включить
определенные тематики заданий при поступлении
в техникум абитуриента, учитывая при
этом, что главная задача психологической
службы в техникуме – помочь студентам
как можно быстрее адаптироваться к новым
условиям жизни и учебы в колледже; разумно
преодолеть возникшие психоэмоциональные,
интеллектуальные и физические перегрузки.
Психологическая служба сопровождает
учебный процесс и поэтому сталкивается,
прежде всего, с проблемами клиентов, непосредственно
связанными с текущей ситуацией их личностного
развития и деятельности.
Заключение
Анализ литературы по вопросам профессиональных интересов, а также проведенное экспериментальное исследование подтвердили гипотезу, выдвинутую в начале работы о том, формирование профессиональных интересов студентов будет осуществляться более эффективно, в сравнении с имеющейся практикой, если:
-
с позиций требований
-
раскрыты взаимосвязи между
- в учебном процессе выявлены и обоснованы рекомендации, содействующие формированию профессиональных интересов.
По
результатам выпускной
На мой взгляд, необходимо разработать систему преподавания и управления, направленную на формирование и развитие профессионального интереса студентов. Назовем следующие цели этой системы:
1)
теоретико-методологическая и
2)
развитие потребностно-
3)
обеспечение практического
4) формирование профессионального интереса у студентов, развитие потребностей в приобретении знаний, выработка умений и навыков путем максимального приближения учебного процесса к практике.
Установлено, что профессиональный интерес есть сложное личностное образование, возникшее при воздействии внешней среды, включающее эмоциональный, мотивационный, интеллектуальный и волевой компоненты и проявляющееся во взаимодействии субъекта с выбранной профессией. Каждый структурный компонент несет в себе нагрузку, определяющую устойчивость профессионального интереса.
Критериями устойчивости интереса являются: 1) эмоциональное отношение к профессии, проявляющееся в удовлетворенности профессией и отсутствии желания сменить ее; 2) направленность мотивов выбора профессии и совершенствования своей профессиональной деятельности на ее содержательную сторону и результат; 3) адекватное представление выбранной профессии, стремление к ее овладению и постоянное повышение профессионального мастерства; 4) проявление высокой волевой активности при овладении профессией и в профессиональной деятельности.
Возникновение профессионального интереса к педагогической деятельности осуществляется последовательным образованием его структурных компонентов. Воздействие внешних условий на субъекта вызывают проявление эмоций по отношению к выбираемой профессии. После чего происходит обоснование выбора профессии и формируются его мотивы. Сформировавшиеся мотивы и закрепившиеся эмоции оказывают влияние на проявление интеллектуальной и волевой активности, направленной на познание профессии.
В
возникновении
Личностные профессиональные ценности, представляя собой своеобразную форму связи субъекта с конкретной профессией, отражают понимание личностью значимости профессиональной деятельности и являются информационной основой при формировании профессионального интереса у студентов. Данное исследование можно считать прогностическим, так как оно обосновывает педагогические условия и средства, направленные на формирование будущего учителя.
В ходе анализа учебной литературы, практического исследования проблем формирования профессионального интереса у студентов Миасского педагогического колледжа г. Миасса можно предложить некоторые рекомендации по совершенствованию профессионального интереса студентов.
Рекомендации:
Для оптимизации форм и методов обучения в Миасском педагогическом колледже:
-
повышать эффективность
- овладеть наиболее активными, проблемно-поисковыми, творческими методами обучения;
-
совершенствовать организацию
-
усилить индивидуальный и
-
совершенствовать систему
-
полнее использовать
-
улучшить контроль текущей
-
преподавателям изучать и
-
оптимизировать условия для
-
равномернее распределять
Для улучшения условий работы преподавателей:
-
улучшить условия для
-
обеспечить каждого
-
повысить престиж профессии
Для совершенствования профотбора абитуриентов, профдиагностики студентов и трудоустройства выпускников:
-
сочетать академический отбор
абитуриентов с
-
проводить мониторинг хода
-
необходимо создать
Формирование профессиональных интересов студентов ГОУ СПО «Миасского педагогического колледжа» наиболее эффективно при определенных педагогических условиях:
- реализация деятельностно - ролевого подхода к профессиональному становлению студента;
-
создание открытой
- приобретение студентами трудового опыта в процессе внеучебной деятельности и производственной практики;
-
педагогическая поддержка
-
обеспечение студенческого
-
ориентация воспитательной
Результаты проведенных исследований подтверждают выдвинутую гипотезу, а так же обоснованность избранных методологических подходов и концептуальных положений, обеспечивающих достижение поставленной цели.
Проведенное
исследование, разумеется, не может
претендовать на решение такой сложной
и многосторонней проблемы. Проблемами
специального исследования могут стать
такие аспекты, как специфика формирования
профессиональных интересов в учреждениях
среднего профессионального обучения,
взаимосвязь сформированности профессиональных
интересов и самоактуализации личности,
типы профессиональных интересов, подготовка
педагогов к формированию профессиональных
интересов студентов и учащихся.
Список
использованных источников
Учебники и учебные пособия
Информация о работе Формирования профессиональных интересов будущих специалистов