Формирования профессиональных интересов будущих специалистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2011 в 16:37, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования: изучение, научное обоснование, разработка, внедрение и проверка эффективности педагогических рекомендаций по формированию профессиональных интересов студентов среднего профессионального образования в процессе обучения.

Оглавление

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
1.1 Проблема определения категории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике
1.2 Педагогические приемы и методы профессионального интереса у будущих педагогов профессионального образования
1.3 Педагогические условия формирования профессиональных
интересов студентов среднего профессионального педагогического учебного заведения
Выводы к 1 Главе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ГОУ СПО «МИАССКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
2.1 Анализ уровня сформированности профессионального интереса студентов среднего профессионального педагогического учебного заведения. Цель и задачи практической работы.
2.2. Рекомендации, направленные на формирование профессионального интереса у будущих педагогов профессионального образования
Выводы по 2-й главе
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Общее содержание.doc

— 403.00 Кб (Скачать)

     Регулятивная функция цели проявляется в том случае, когда цель осознается как важная жизненная задача, обусловленная конкретной ситуацией (например, изменением социального статуса человека), и соответствующая возрастным и индивидуальным возможностям обучаемых, их интересам, склонностям, потребностям. Для того чтобы цель могла регулировать поведение человека, его деятельность в конкретной профессиональной области, необходимо не только глубокое осознание им содержания самой цели, но и ее личностное принятие. Цель может стать мотивом, внутренним стимулом учения, если доступна, понятна и соответствует интересам обучаемого. Когда   цель   трансформируется   и   приобретает   весьма   значимый субъективный смысл, то закономерно изменяется характер деятельности человека.   Из объекта   обучения   он   становится   субъектом,   активно  включающимся в процесс учения и самостоятельно направляющим интеллектуальные и волевые усилия на достижение цели. Необходимость во внешней стимуляции его деятельности практически отпадает.

     Осознание    цели    обучения    содействует    процессу    перевода ее объективного   значения   в   субъективный   смысл,   превращению ее в жизненно   важную   задачу,   которая   становится   реальным   смыслом активного   включения   в   процесс   учения   и   качественного усвоения, необходимых  для  успешной   профессиональной  деятельности   знаний, умений и навыков. Чтобы  цели  приобрели жизненно важное значение  для  человека, играли определяющую роль в работе внимания, памяти, мышления и других психологических показателях личности, они                должны быть очень конкретными и четкими. И сами преподаватели, осуществляющие профессиональную подготовку, должны глубоко уяснить себе эти цели [33, c. 76 – 80]. Только в этом случае преподаватели смогут: ориентироваться и учитывать реальные учебные возможности каждого человека выполнить те или иные действия в соответствии с заданными целями и условиями; определить систему знаний, основных умений и навыков, которыми надлежит вооружить будущих специалистов; обосновать   требования   к   уровням   усвоения   знаний   и   степени сформированности умений и навыков; руководствоваться четкими критериями, определяющими качество профессиональной подготовки; оптимально выбрать формы и методы обучения. Следовательно, процесс профессиональной подготовки обусловлен конкретными целями, которые могут стать мотивами, внутренними стимулами. Отношение к будущей специальности во многом определяется характером учебной работы, в которой, как полагают многие исследователи, должна определенным образом моделироваться будущая профессиональная деятельность.

     Создание  предпосылок для видения перспектив будущей деятельности обусловливает  специфические особенности организации  и содержания профессионального  обучения, к числу которых относится необходимость активизации познавательной деятельности обучаемых, содействующей развитию профессиональных возможностей, стремлению обучающихся непрерывно пополнять и совершенствовать свои профессиональные знания, расширять свой кругозор.

     Следует согласиться с мнением А.А.Вербицкого и Н.А. Бакшаевой о том, что организация учебного процесса должна обеспечить переход учащегося из позиции студента в позицию специалиста, а затем «трансформацию учебной деятельности в профессиональную … предполагает и смену предметов деятельности» [7, с. 79]. «Для достижений целей формирования, точнее «выращивания» личности профессионала, – утверждает А.А. Вербицкий, – ... необходимо организовать такой  образовательный процесс, который обеспечит переход, трансформацию одного типа  деятельности (учебно-познавательной) в другой (профессиональный) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий (поступков), средств, предмета и результатов» [7. с. 78].

     Совершенствование организации учебного процесса должно в современных условиях осуществляться в соответствии с требованиями профессиональной подготовки студентов на основе преемственности между общим и профессиональным    образованием, обеспечением возможности их социализации. Этому может содействовать реализация идей контекстного обучения, теоретически обоснованного А.А.Вербицким. Исследователь выделяет три вида обучающих моделей – семиотическую, имитационную и социальную, каждой из которых соответствует определенная форма учебной деятельности и организационная формы обучения.

     Таким образом, прослеживается последовательность моделей обучения специалистов: семиотическая - имитационная - социальная. Каждой учебной  модели соответствуют формы учебной  деятельности и организационные  формы обучения (Приложение 1).

     Реализация данного условия предусматривает такую подготовку преподавателей к занятиям, которая обеспечивает максимальную активизацию познавательной деятельности студентов. При подготовке к занятиям преподавателям необходимо планировать учебно-познавательную деятельность обучающихся, стремясь к ее максимальной активизации. Активная познавательная деятельность, как известно, оказывает самое благоприятное воздействие на весь ход профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

     «Суть активизации познавательной деятельности, – уточняет Н.Ф.Белокур, – заключается в развитии мысли, в непрерывности ее, в переходе от более простых к более сложным формам мышления; от действий по образцам к самостоятельным творческим видам деятельности. Активизировать мыслительную деятельность – значит изменить направленность, придать ей более целенаправленный, интенсивный, динамичный, гибкий характер, т.е. внести качественные изменения в дальнейший процесс развертывания мыслей» [5, с. 40]. Опыт показывает, что активная познавательная деятельность по усвоению профессиональных знаний и умений влияет на процесс профессионального самоопределения, что, естественно, сказывается на качестве подготовки специалистов. Если познавательный интерес и профессиональный интерес становятся устойчиво доминирующими мотивами, побуждающими к активному овладению необходимыми для успешной профессиональной деятельности знаниями, умениями и навыками, то результатом их взаимодействия является формирование профессиональной направленности личности [33, c. 80 – 82].

     В современных условиях развития образования, где на первый план выступает проблема развития личностных качеств обучающихся, ощущается необходимость в преподавателе, который на основе учета меняющихся социально-экономических условий  и общей ситуации в системе профессионального образования может наиболее эффективно организовать педагогический процесс. Поэтому одной из приоритетных задач любого преподавателя является создание новой системы отношений и организация совместной деятельности со студентами.

     Взаимодействие педагогов и учащихся является предметом многих исследований. Заметим, что одни исследователи говорят о педагогическом взаимодействии (Ю.К. Бабанский, Е.Л.Федотова, Е.Н. Шиянов), другие –           о воспитательном взаимодействии (Н.М. Борытко, И.А. Колесникова), третьи – о диалогическом взаимодействии (М.С. Байматова), четвертые –         о межсубъектном взаимодействии (В.В. Горшкова) [7, c. 97]. Несмотря на различия в определениях, вследствие того, что каждый автор выделяет свои основания, можно выделить общую исходную позицию, а именно вывод о том, что в процессе такого взаимодействия имеет место обоюдный характер позитивных изменений, что является его сущностной характеристикой.

     В нашей работе мы говорим о педагогическом взаимодействии, так как полагаем, что оно имеет более широкое значение, и учитывает межсубъектные особенности, и предполагает использование диалоговых форм. Эффективность педагогического взаимодействия студентов и преподавателей может осуществляться не только посредством отслеживания и оценки достигнутых знаний, умений и навыков, но и определения профессиональной направленности студентов, одним из показателей которой является сформированность интересов к будущей профессиональной деятельности. В организации педагогического взаимодействия существенно изменяется роль преподавателя, благодаря введению иной системы отношений в совместной деятельности.

     Исходя  из вышеизложенного, педагогический подход к решению вопроса активизации  профессионального интереса должен состоять в том, чтобы возбуждать и постоянно поддерживать у студентов состояние активного интереса к научным, моральным и этическим ценностям, целенаправленно формировать профессиональный интерес как цельное свойство личности. Активизировать профессиональный интерес студентов – это значит научить их работать творчески, самостоятельно. Добиться этого возможно, превратив обучение в систему постановки и решения проблемных вопросов и контекстно-игровой деятельности. На лекционных и практических занятиях преподаватель должен стимулировать познавательную активность студентов. Стимулирующие вопросы педагога при умелом их формулировании заставляют обучаемых в поисках ответа на них активно оперировать учебным материалом, анализировать и осмысливать его.

     К числу таких вопросов можно отнести  следующие: Правда ли …? Почему? Откуда это вытекает? Как это проверить? Что является причиной? Каково существенное различие …? и т.д. Оригинальные, нешаблонные вопросы стимулируют мысль студентов, способствуют усвоению и упрочению их знаний. Занятие, в основе которого лежит проблемная ситуация, может носить контекстно-игровой характер. Игра ценна в дидактическом отношении своей импровизацией, творческим состоянием личности. В игре отрабатываются навыки продуктивного мышления, развивается желание решать проблемы. При таком обучении, которое В.А. Сластёнин называет инновационным, студенты сами должны найти сущность того или иного явления и сделать необходимые выводы с опорой на полученные ранее знания, а при отсутствии таковых приобрести их самостоятельно [37, c. 286]. Таким образом, создаётся возможность самостоятельного решения проблемы, творчества.

     Выводы  к 1 Главе:

     Прежде всего, профессиональному интересу присуща положительно окрашенная и избирательная обращенность учащегося к разным сторонам учения. Кроме того, интерес проявляется в желании как можно больше узнать, в стремлении к самостоятельному исканию нового, сосредоточенности внимания, то есть, в нем ярко выражен волевой компонент. Для интереса характерны проявления мыслительной активности, такие как вопросы учащихся, активное участие без требований и указаний, дополнение и исправление ответов, стремление выяснить непонятное. Таким образом, интерес это «сплав», единство интеллектуальных, эмоциональных, волевых проявлений личности, ядро которого составляют мыслительные процессы. Кроме того, определены основные свойства интереса – предметность и осознанность.

     Анализ  литературы по проблеме интереса показал, что интерес является сложным  и неоднородным понятием. И это  подтверждает множество его интерпретаций  и определений. Интересы возникают в связи с потребностями из взаимоотношений человека с окружающим его миром. Интерес – это осознанная, предметная потребность, выражающаяся в определенной нацеленности на деятельность. Только развивая познавательные интересы, можно добиться развития самостоятельности и субъектных отношений в образовательном процессе.

     С целью развития профессионального  интереса студентов – будущих  педагогов профессионального образования  наряду с традиционными методами изложения материала (рассказ, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала, проблемное изложение и др.) особую актуальность приобретают новые, более эффективные методы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Все это позволяет активизировать развитие профессионального интереса будущих педагогов профессионального образования на различных этапах обучения в вузе.

     Таким образом, проанализировав вышесказанное, можно сформулировать основные условия формирования профессионального интереса студентов среднего профессионального педагогического учебного заведения [1, c. 56]:

     а) реализация личностно ориентированного подхода в обучении, обеспечивающая возможность каждому учащемуся  проявить себя в познании и учебной  деятельности с учетом способностей, склонностей и интересов.

     б) осознание перспектив будущей деятельности, повышающее личностную значимость получаемого  профессионального образования.

     в) усиление профориентационной направленности учебных предметов, позволяющее  более полно учитывать профессиональные интересы, склонности и способности учащихся, их намерения в отношении продолжения образования.

     г) совершенствование форм и методов  обучения, содействующего трансформации  собственно учебной деятельности в  учебно-профессиональную.

     д) организация педагогического взаимодействия, особенности которой заключаются  в субъект-субъектной системе отношений  и совместной деятельности со студентами.

     е) интеграция теоретической и практической подготовки, усиливающая прикладной характер подготовки специалистов, необходимость его отражения в содержании образования и в изменении социальной позиции обучающихся.

Информация о работе Формирования профессиональных интересов будущих специалистов