Формирования профессиональных интересов будущих специалистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2011 в 16:37, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования: изучение, научное обоснование, разработка, внедрение и проверка эффективности педагогических рекомендаций по формированию профессиональных интересов студентов среднего профессионального образования в процессе обучения.

Оглавление

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
1.1 Проблема определения категории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике
1.2 Педагогические приемы и методы профессионального интереса у будущих педагогов профессионального образования
1.3 Педагогические условия формирования профессиональных
интересов студентов среднего профессионального педагогического учебного заведения
Выводы к 1 Главе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ГОУ СПО «МИАССКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
2.1 Анализ уровня сформированности профессионального интереса студентов среднего профессионального педагогического учебного заведения. Цель и задачи практической работы.
2.2. Рекомендации, направленные на формирование профессионального интереса у будущих педагогов профессионального образования
Выводы по 2-й главе
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Общее содержание.doc

— 403.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ БУДУЩИХ  СПЕЦИАЛИСТОВ

    1. Проблема определения категории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике
    2. Педагогические приемы и методы профессионального интереса у будущих педагогов профессионального образования
    3. Педагогические условия формирования профессиональных 
      интересов студентов среднего профессионального педагогического учебного заведения

Выводы  к 1 Главе

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ГОУ СПО «МИАССКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

      2.1 Анализ  уровня сформированности профессионального  интереса студентов среднего  профессионального педагогического учебного заведения. Цель и задачи практической работы.

      2.2. Рекомендации, направленные на формирование  профессионального интереса  у  будущих педагогов профессионального  образования

Выводы  по 2-й главе

Заключение

Список  использованных источников

Приложения

Приложение 1. Характерные показатели обучающих моделей

Приложение 2. Модель формирования профессиональных интересов

               студентов  ГОУ СПО Миасского педагогического колледжа

Приложение 3. Тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев)

Приложение 4. Самоактуализированный тест (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман.

               М.В. Загика и М.В. Кроз)

Приложение 5. Результаты исследования самоактуализации у студентов

               ГОУ СПО «Миасский  педагогический колледж», n=50

               (количество исследуемых  студентов)

Приложение 6. Анкета «Успешное обучение»

Приложение 7. Тест-опросник удовлетворенности учебной

         деятельности (УУД)

Приложение 8. Игра «Отдел кадров»

Приложение  9. Сформированность профессиональных

                интересов студентов  Миасского педагогического

                колледжа по критериям внутренней локус

                контроля, устойчивость сензитивность,

                гибкость и ориентированность  во времени

Приложение  10. Анкета «Совершенствование форм и методов

                          будущих преподавателей» 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     Актуальность  исследования. Научная организация процесса профессионального обучения предполагает его постоянное совершенствование в соответствии с ведущими тенденциями развития образования в аспекте его модернизации и изменений вектора влияния социальных условий на личность.

     В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года указаны ведущие тенденции, которые определили основные задачи и направления деятельности профессиональных образовательных учреждений, в число которых входят:

     1) повышение профессиональной квалификации  и переподготовки работников, рост их профессиональной мобильности, что обусловливается динамичным развитием экономики, ростом конкуренции, сокращением сфер неквалифицированного или малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости;

     2) интенсивное, опережающее развитие образования, как молодежи, так и взрослого населения, в связи с возрастанием роли человеческого капитала.

     Отсюда  следует, что особенности профессиональной подготовки будущих специалистов детерминированы  потребностями общества в повышении качества их образования, а динамизм социальных явлений требует от специалиста постоянного приращения знаний, профессионального стиля мышления и умения диалектически подходить к анализу факторов действительности, оперативно решать производственные вопросы. Решение этих задач основывается на понимании личностью социальной значимости труда по данной специальности, осознании потребности в активном овладении профессиональными знаниями и умениями, способности преодолевать возникающие затруднения.

     До  настоящего времени в существующей системе профессиональной подготовки прослеживается явное противоречие между целью обучения, направленной на развитие учебно-познавательной деятельности, и результатами профессиональной подготовки. Развитие учебно-познавательной деятельности обусловливается сформированностью познавательных интересов, а освоение профессиональной деятельности связано с наличием профессиональных интересов. Поэтому, для повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов необходимо, чтобы учебно-познавательная деятельность трансформировалась в учебно-профессиональную.

     В процессе профессиональной подготовки должно осуществляться осознание личностью  мотивов учения, реализация связи  учебной и профессиональной деятельности, формирование профессиональной направленности и готовности к производственной деятельности.

     В психолого-педагогических исследованиях (А.А. Вербицкий, Б.З. Вульфов, М.Е. Дуранов, В.К. Дьяченко, Т.П. Демидова,  В.А. Климов, В.Н. Кругликов, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Н.И. Мешков, Г.В. Сорокоумова, Г.А. Сухобская, Л.М. Фридман, Л. Б. Юшкова и др.) говорится о том, что познавательные и профессиональные интересы взаимосвязаны.

     Исследователями установлено, что познавательная природа  является 
основой для формирования профессиональных интересов, которые, в свою 
очередь, становясь устойчиво доминирующими мотивами, побуждают к 
активному овладению студентами необходимыми для успешной производственной деятельности знаниями и умениями. Поиски путей решения проблемы познавательных и профессиональных интересов имеет особую научную и практическую ценность, что объясняется следующими причинами.

     Во-первых, несмотря на то, что данная проблема в психологии и педагогике разрабатывается  длительное время (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, З.И. Васильева, В.К. Дьяченко, Л.Б. Ительсон, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, А.Д. Сазонов, Г.А. Сухобская, Г.И. Щукина и др.), но в большей мере она касается обучения в общеобразовательной школе, поэтому нахождение конструктивных направлений ее решения в процессе профессиональной подготовки представляется весьма актуальной.

     Во-вторых, в работах Г.Х. Айсиной, Н.А Бакшаевой, Т.Д. Бадоева, 
А.А. Вербицкого, Б.С. Волкова, Б.И. Додонова, Ю.Н. Кулюткина, 
А.К. Марковой, Ю.М. Орлова, З.А. Решетовой, Г.В. Сорокоумовой,               В.Д. Шадрикова и др. показано, что сформированность познавательных интересов является необходимой предпосылкой профессиональной подготовки специалистов и формирования у них профессиональных интересов и, в конечном итоге, профессиональной направленности.

     В-третьих, развитие познавательных интересов  специалистов как проявление потребности  в непрерывном пополнении знаний качественно различного порядка (общетеоретические, специальные и т.п.), имеет свои специфические особенности, которые  еще предстоит исследовать.

     В педагогической теории и практике хотя и осознается потребность в 
разработке теоретических и методических основ формирования профессионального интереса студентов, но число фундаментальных исследований по данной проблеме незначительно. Формированию профессиональных интересов студентов системы среднего профессионального образования в процессе обучения, как показывает анализ опыта работы, преподаватели не уделяют должного внимания. Причиной этого является недостаточная разработанность теоретических и методических основ формирования профессионального интереса учащихся в условиях среднего профессионального учебного заведения.

     Актуальность  исследования связана не только с  формированием профессионального  интереса будущих специалистов в  образовательном процессе, но и с преодолением отставания процесса их обучения от потребностей жизни. Существует противоречие между возрастающими требованиями к качеству образования выпускников современных средних профессиональных учебных заведений, с одной стороны, и недостаточной теоретической обоснованностью вопросов, связанных с формированием профессиональных интересов студентов, и научно-методическим обеспечением этого процесса, с другой стороны. Данное противоречие обусловлено несоответствием между: постоянно увеличивающимся объемом и усложнением научной информации и необходимостью развития познавательных и профессиональных интересов студентов, а так же потребностью общества в целом в конкурентоспособных выпускниках средних специальных учебных заведений, подготовленных к активной производственной деятельности, и научно-методическим обеспечением процесса формирования профессиональных интересов обучающихся.

     Проблема  исследования: поиск оптимальных педагогических условий, содействующих успешному формированию профессиональных интересов студентов.

     Тема  исследования: «Формирование профессиональных интересов студентов системы среднего профессионального образования в процессе обучения».

     Объект  исследования – образовательный процесс в ГОУ СПО «Миасский педагогический колледж».

     Предмет исследования – формирование профессиональных интересов студентов.

     Целью исследования: изучение, научное обоснование, разработка, внедрение и проверка эффективности педагогических рекомендаций по формированию профессиональных интересов студентов среднего профессионального образования в процессе обучения.

     Гипотеза: формирование профессиональных интересов студентов будет осуществляться более эффективно, в сравнении с имеющейся практикой, если:

     - с позиций требований модернизации Российского образования профессиональный интерес рассматривается как один из показателей качества образования будущего специалиста;

     - раскрыты взаимосвязи между познавательным  и профессиональным интересами  студентов;

     - в учебном процессе выявлены  и обоснованы рекомендации, содействующие формированию профессиональных интересов.

     Исходя  из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

     1. Проанализировать современное состояние  проблемы формирования профессиональных  интересов студентов средних  профессиональных учебных заведений в теории и практике.

     2. Раскрыть сущность профессионального  интереса и определить его 
виды на основе установления соотношения с познавательным интересом.

     3. Осуществить анализ уровня сформированности  профессинального интереса студентов в ГОУ СПО Миасском педагогическом колледже.

     4. Разработать, внедрить рекомендации, направленные на формирование профессионального интереса у будущих педагогов профессионального образования и доказать их эффективность.

     Теоретико-методологическую основу исследования составили положения диалектической теории познания о всеобщей связи, взаимодействии и взаимообусловленности явлений; единстве теории и практики. На разработку проблемы исследования значительное влияние оказали труды философов и социологов, в которых раскрываются методологические подходы к решению проблемы профессионального становления личности (М.С. Каган, Е.В. Шорохова и др.), всеобщей связи и непрерывности развития исследуемых явлений, единства теории и практики (В.Г. Афанасьев, В.П. Каратеев, Б.М. Кедров, П.В. Копнин и др.).

     Теоретической основой послужили:

Информация о работе Формирования профессиональных интересов будущих специалистов