Формирование эстетического вкуса будущего дизайнера

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Стратегическим ориентиром реформы образования возникает идея формирования новой генерации людей с инновационным, творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой; высококвалифицированных профессионалов с этически ответственным отношением к миру.
В структуре целостной личности значительное место занимает ее эстетическая воспитанность. Проблема формирования эстетически воспитанной личности будущего дизайнера является составной частью теории профессионального образования.

Оглавление

введение……………………………………………….…………………….....4
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ДИЗАЙНЕРОВ…………………………………………..………….......................6
Развитие творческого мышления у студентов-дизайнеров ……10
Нравственность и профессиональная культура дизайнеров…...13
Специальные возможности программы «Adobe Photoshop» ….19
Глава 2. разработка учебного курса «специальные возможности обработки фотографий в графическом редакторе «adobe photoshop»………………………………………...21
2.1. Разработка тематического планирования по курсу «Специальные возможности обработки фотографий в графическом редакторе Adobe Photoshop»………………………………………..21
2.2. Разработка занятий и дидактических материалов по курсу «Специальные возможности обработки фотографий в графическом редакторе Adobe Photoshop»………………………………………..24
Заключение …………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……

Файлы: 1 файл

Курсовая по МО.docx

— 863.10 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт искусств

Кафедра дизайна интерьера

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА

Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине

«Технологии и методики обучения дизайну и компьютерной графике»

 

 

 

Исполнитель:                                                                                 студ. Гр. КД-413

                                                                                                            И. В. Бабикова

 

Руководитель:                                                        ст. преподаватель кафедры ИД

                                                                                                             А. Г. Тарасова

 

 

 

Екатеринбург 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

введение……………………………………………….…………………….....4

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ДИЗАЙНЕРОВ…………………………………………..………….......................6

    1. Развитие творческого мышления у студентов-дизайнеров ……10

    1. Нравственность и профессиональная культура дизайнеров…...13

    1. Специальные возможности программы «Adobe Photoshop» ….19

Глава 2. разработка учебного курса «специальные возможности обработки фотографий в графическом редакторе «adobe photoshop»………………………………………...21

2.1. Разработка тематического планирования по курсу «Специальные возможности обработки фотографий в графическом редакторе Adobe Photoshop»………………………………………..21

2.2.  Разработка занятий  и дидактических материалов по курсу «Специальные возможности обработки фотографий в графическом редакторе Adobe Photoshop»………………………………………..24

Заключение …………………………………………………………………27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………...29

ПриложениЕ 1.  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «специальные возможности обработки фотографий в графическом редакторе «adobe photoshop»………………………………………...31

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.  урок теоретического обучения курса «специальные возможности обработки фотографий в графическом редакторе «adobe photoshop»……………………39

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.  урок ПРАКТИЧЕСКОГО обучения «ЭФФЕКТ ДВИЖЕНИЯ НА ФОТОГРАФИИ  в «adobe photoshop»……………...43

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.  КОНТРОЛИРУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ………………………48

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Анализ занятия……………………………………….49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Стратегическим ориентиром реформы образования возникает идея формирования новой генерации людей с инновационным, творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой; высококвалифицированных профессионалов с этически ответственным отношением к миру.

В структуре целостной личности значительное место занимает ее эстетическая воспитанность. Проблема формирования эстетически воспитанной личности будущего дизайнера является составной частью теории профессионального образования. 

Дизайнерская деятельность заключается в преобразовании предметного мира и образа человека в решении конкретных практических утилитарных задач. Следовательно, деятельность дизайнера ставит перед собой задачу создание идеального человека в преобразованной окружающей среде [6].

Эстетическая воспитанность будущих дизайнеров является профессионально-личностным качеством, уровень которого значительно повысится если в процессе профессиональной подготовки интегрировать знания, формы, методы, технологии обучения специальным, психолого-педагогическим и частно-методическим дисциплинам, реализовать системный, личностно-ориентированный, компетентностный, деятельностный подходы, то будущие дизайнеры осознают необходимость и значимость эстетического самовоспитания, самообразования, саморазвития [12].

Цель данной курсовой работы - выявление и раскрытие вопросов  формирования профессионально обусловленных компонентов личности дизайнера.

Поставлены следующие задачи: 

    1. Рассмотреть компонент формирования эстетического вкуса и роли художественной культуры в процессе подготовки дизайнеров.

    1. Рассмотреть компонент  формирования творческого мышления у студентов - дизайнеров.

    1. Рассмотреть компонент нравственности и профессиональной культуры дизайнера.

 

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ДИЗАЙНЕРОВ

 

В современном обществе художественная культура играет огромную роль, так как выступает мощным фактором социального развития. Буквально все аспекты человеческой жизнедеятельности – от материального производства и человеческих потребностей, включая продукты дизайна и проявления человеческого духа, пронизывает художественная культура. Она оказывает огромнейшее влияние на все сферы общественной и частной жизнедеятельности – быт, досуг, область мышления, на образ жизни общества и личности. Значение художественной культуры в формировании и развитии образа жизни человека можно наблюдать через действие личностно-субъективных факторов (установки сознания, духовные потребности, ценности), влияющих на характер и нормы поведения, формы и стиль общения людей, на их ценности.

Реформа высшего образования, осуществляемая в настоящее время в России, направлена на его гуманитаризацию.  Она предполагает создание необходимых предпосылок для развития всех творческих способностей студентов: гармоническое развитие их интеллектуальных, профессиональных, эстетических и нравственных качеств. Это прямо связано с реализацией задачи высшей школы - формирование личности, способной к творческой инновационной деятельности в любой сфере производства и управления, осознанно принимающей решения по всем важным вопросам [19].

В России профессия «дизайнер» получила официальное признание относительно недавно, поставив перед системой образования сложную задачу, создать перспективную модель специалиста, компетентного в области дизайна, специфическим мышлением способным к детерминации будущего, прогнозированием в области проектной деятельности, с возможностью принимать нестандартные решения. Как показывает педагогическая практика, этот перечень всех качеств дизайнера недостаточен, в нем не хватает главного компонента характеристики - «личности с высоким уровнем художественной культуры». При этом российская программа развития образования должна содержать механизмы, гарантирующие:

-единство федерального образовательного пространства;

-открытое восприятие и понимание всей палитры мирового культурно-исторического и образовательного опыта;

-приоритет фундаментальных  прав и свобод личности;

-восстановление первичных духовно-нравственных идеалов,  присущих преподаванию и исследованию [1].

Формирование культурной личности - первостепенная задача современного общества и образования в целом. К сожалению, как свидетельствует статистика, к началу ХХI века возникли предпосылки, ведущие к истощению общего культурного уровня населения планеты, в том числе и молодежи [2].

Ставя перед собой  цель активизации развития дизайнерского мышления, необходимо определить какие именно качества необходимо развивать в ходе реального педагогического процесса, и в каком случае дизайнерское мышление будет считаться развитым. По результатам анализа критериев оценки компетентности специалиста, наиболее характерными чертами дизайнерского мышления являются: чувство целесообразности, проектная направленность, проблемность, владение системным способом мышления, владение логическими операциями, гибкость, оригинальность, наличие развитой фантазии, воображения, ассоциативности, интуиции, эмоциональности - все они входят в одно общее понятие «художественная культура дизайнера» [2].

Формирование эстетического вкуса студентов в образовательном процессе.

Эстетическое воспитание в настоящее время имеет особенно большое значение. Оно пробуждает творческое начало в человеке, вырабатывает навыки и потребности преобразования мира «по законам красоты». Одной из основных категорий, является эстетический вкус.

При формировании эстетического вкуса студентов, повышается не только интерес к произведениям искусства и грамотность их восприятия но, прежде всего творческая активность, проявляющаяся в различных сферах. Развитие художественно-эстетического вкуса возможно лишь на основе таких компонентов эстетического сознания, как эмоции, чувства, суждения, интересы, потребности, идеалы, ценностные ориентации и др. Суждение вкуса не может быть сведено ни к чистой эмоции, ни к чистой мысли. Оно включает в себя эстетическое наслаждение и его рациональную оценку. Вкус - это характеристика личности и в то же время в художественно-эстетическом вкусе отдельного человека отражаются уровень культуры общества, его социальные цели.

Большое влияние на развитие эстетического вкуса оказывает освоение шедевров мировой классики, что способствует воспитанию восприимчивости к искусству. Однако прекрасное существует не только в искусстве, оно есть и в действительности, и в окружающем мире. Предметная среда так же способна формировать эстетическое сознание человека, его вкусы и взгляды, влиять на наши ощущения и поведение: красиво сервированный стол обязывает к надлежащему поведению; изящный костюм не только доставляет удовольствие, но влияет на его манеры и походку[16].

При обучении дизайну  большое  значение имеет  подбор иллюстративного  материала. Ориентиры на образцы  соответствующие всем художественным правилам заставляют студентов совершенствоваться в практической работе и вдохновляют, хотя на наш взгляд, примеры дизайна с некоторыми ошибками позволяет сравнить и понять что действительно прекрасно, а что нет.

Практическая работа так же активно развивает художественные чувства. Любой вид образовательной активности студентов в учебном процессе может и должен быть эстетическим по своей сути, поскольку творчество устремлено к постижению и утверждению совершенства гармонии и красоты мира. В студенческом возрасте эстетическое познание действительности в процессе творческой деятельности становится более сложным: восхищение красотой побуждает мысль потребности пытливого проникновения в источник прекрасного, тем более что для искусства нет ничего важнее мысли - источника и воплощенного результата творческого процесса. Особенно важны занятия на открытом воздухе, пленер, поскольку это позволяет воспитать любовь к природе и умение наслаждаться ею.

Эстетические ценности в массовом сознании весьма неоднородны. Утверждая, что вещь красива, люди редко могут обосновать это утверждение. Во многих случаях выясняется, что вещь признана таковой потому, что она модная, престижная, символизирует нечто или позволяет выделиться, но для человека профессионально занимающимся изобразительным искусством или дизайном очень важно уметь объяснить достоинства и недостатки объекта, поэтому на наш взгляд очень важно заострить внимание на оценочном компоненте эстетического вкуса. Необходимо не только уметь высказать собственное мнение, но и уметь обосновать его с точки зрения законов композиции, колористки и т. д. Поэтому большое значение для формирования эстетического вкуса имеют обсуждение работ [3].

Вне зависимости от области дизайна, проектируемый предмет рассматривается как предполагаемое художественное целое. Необходимо знание того, что он в определенной обстановке, интерьере будет нести эмоционально-эстетическую нагрузку, будет «радовать глаз», духовно обогащать человека. И именно эстетическая выразительность завершает процесс формирования всех объектов и предметов, над которыми работает дизайнер. Продолжительная эстетическая оценка всегда является целостной, включающей в себя общую оценку их совершенства и гармоничности, поэтому формирование эстетического вкуса имеет большое значение при изучении дисциплины «Дизайн» [10].

 

 

  1. 1. Развитие творческого мышления у студентов – дизайнеров

 

Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Творческое мышление специалиста - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно или объективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию (интенсивности мотивации и новизна целей, оригинальность методов и приемов достижения этих целей и др.). Творческое мышление специалиста проявляется при решении профессиональных задач, требующих интеллектуальной инициативы, поиска новых способов действий, видоизменения ранее усвоенных приемов, учета при принятии решения конкретной трудовой ситуации, комплекса ее условий в динамике развития.

Отечественные ученые определяют семь основных признаков креативности личности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, четкость и чувствительность.

Одним из важных психологических критериев творческого мышления является ярко выраженное эмоциональное переживание, предшествующего моменту нахождения решения.

Развитие творческого мышления у студентов - дизайнеров является неотъемлемым компонентом в их профессиональной подготовке. Становится очевидным, что возникает необходимость организации целенаправленного учебно-познавательного процесса, который не только прививает знания, умения и навыки, но и учитывает индивидуальный творческий потенциал (возможности) каждого студента - дизайнера и его индивидуальный стиль творческий деятельности.

Информация о работе Формирование эстетического вкуса будущего дизайнера